Игры
Семён Костин
14 241

По ту сторона телевизора: почему стоит сыграть в Persona 4 Golden Материал редакции

Пока что самое неожиданное переиздание 2020 года.

В закладки
Слушать

История релизов Persona 4 как минимум необычна. Оригинальная игра вышла на PlayStation 2 аж в 2008 году — в самом конце жизненного пути платформы. Долгожданного порта на PS3 (ей на тот момент уже было почти три года) она так не получила и навсегда осталась эксклюзивом устаревшей консоли.

Расширенная версия с припиской Golden вышла в 2012-м только для PlayStation Vita. Фанаты годами просили Atlus портировать Golden сначала на PS3, потом на PS4, а в последние годы — на Nintendo Switch, где ей, вроде бы, самое место. Реакции не последовало — Golden целых 8 лет оставалась эксклюзивом Vita и, пожалуй, одной из главных причин для покупки этой портативной консоли.

Релиз в Steam оказался неожиданным, удивительным и успешным. Порт игры 8-летней давности (а технически — 12-летней) побил онлайновый рекорд для одиночных JRPG в Steam. Количество одновременно играющих пользователей в Steam достигло почти 30 тысяч человек, а продажи всё ещё растут. Аналогичные показатели были только у Final Fantasy XV, но Persona 4 Golden всё равно её обошла.

Откуда такой ажиотаж? Подробно рассказываем всё, что нужно знать о серии, её особенностях, Golden и её переиздании для ПК.

О главном

Persona — это ответвление серии японских ролевых Shin Megami Tensei. За 35 лет франшиза Megami Tensei проделала путь от научно-фантастических романов за авторством Ая Ниситани до яркой Tokyo Mirage Sessions — кроссовера Shin Megami Tensei с серией тактических-ролевых игр Fire Emblem от Nintendo. Запутаться в списке из более чем 50 игр — проще простого, к тому же среди «МегаТенов» (сокращенное название серии у фанатов) есть не только JRPG, но также стратегии, платформеры и даже ритм-игры.

История франшизы объёмна и для полного рассказа о ней нужен не один лонгрид, но почти все игры серии объединяет одно — демоны. Во многих играх серии Megami Tensei игрок либо ловит их, либо заключает кровный пакт, по которому демон будет ему служить. Демонов также можно комбинировать, чтобы создавать более сильных существ.

Эволюция серии Megami Tensei в одном видео

Всё это уходит корнями в самые ранние части Megami Tensei, где игрок путешествовал по лабиринтам, встречал различных существ, сражался с ними и пытался уговорить их присоединиться к своей партии. Монстров можно было убедить словом, каким-нибудь предметом или деньгами. Этот элемент, кстати, отсутствует в Persona 3 и Persona 4, но есть в Persona, Persona 2 и Persona 5.

Сеттинг различных игр серии Megami Tensei совмещал в себе элементы киберпанка, постапокалипсиса и антиутопии. Часто местом действия становился Токио будущего, а главными героями — ученики старшей школы или студенты, которые объединялись в команду для борьбы со злом. В SMT противниками почти всегда были демоны, которые представляли как главную угрозу для мира, так и для отдельно взятой местности (школы или города).

Демоны из Shin Megami Tensei называются Персонами

Игры ответвления Persona хоть и придерживаются некоторых старых устоев, но пошли по совершенно иному пути. Во-первых, их события происходят в реалистичном и современном сеттинге. Если раньше игрок в основном проводил время в бесконечных подземельях, то теперь важную роль занимает общение с людьми, распорядок дня и изучение примитивного открытого мира.

Это куда более размеренные игры, в которых сражения занимают пускай и важную, но далёко не главную роль. Тут можно полтора часа реального времени общаться с персонажами, посещать различные места, прокачивать социальные характеристики и только потом вступить в первое сражение.

Самое главное — не обязательно играть в старые Shin Megami Tensei или предыдущие игры серии Persona перед покупкой Golden. Сюжетно все части серии происходят в разных уголках Японии, в нашей вселенной и в хронологическом порядке (1 — 1996, 2 — 1999, 3 — 2009, 4 — 2011).

О события предыдущих частей можно вообще ничего не знать, так как в последующих играх о них практически ничего не говорится. Исключения — небольшие камео в Persona 3 Portable (Винсент из Catherine и маленькая Юкико из Persona 4) и Persona 4 (школа и второстепенные персонажи из Persona 3). Но это всего лишь фансервис для поклонников, который умело вписали в побочные активности.

Юкико из Persona 4 появляется в Persona 3 Portable всего на пару минут

Persona 4 Golden может стать идеальной точкой входа не только в серию, но и в сам жанр японских ролевых игр. У неё простой сюжет и очень гибкая сложность. В переиздание для ПК добавили специальную опцию, в которой можно отрегулировать количество получаемого урона, опыта и даже денег. Это подойдёт игрокам, которые не любят гринд и хотят просто насладиться историей.

Демонстрация опции

Впрочем, даже без этой опции Persona 4 Golden — одна из легчайших игр во франшизе SMT (легче только Persona 5 Royal). На среднем уровне сложности от вас не потребуется по десять раз зачищать одно и тоже подземелье для того, чтобы поднять уровень и продвинуться дальше. Это заметно уже по первому данжену, который вполне реально зачистить за два или максимум за четыре захода.

В случае с Persona 4 гринд даже вреден — если переусердствовать, то до середины игры можно перекачать героев и до самого конца забыть о каком-либо челлендже.

О темах и месте Persona 4 в серии

Частый вопрос: в какой Persona лучший сюжет? Однозначного ответа на него нет. У каждого фаната серии есть своя любимая часть, и поиграть стоит во все, невзирая на архаичность самых ранних игр.

От ортодоксальных фанатов часто можно услышать критику в адрес последних трёх частей. Якобы с Persona 3 серия вконец «опопсела», ушла от корней SMT, а её сюжеты всё больше напоминают аниме про подростков. Это очень спорное утверждение, потому что отличный сюжет и персонажи есть как в третьей, так и четвёртой части.

Все игры Persona слишком разные, поэтому невозможно возвышать одну над другой. Да, где-то интереснее геймплей, где-то сюжет более мрачный и многослойный (особенно во второй), но на каждое «где-то» либо механики послабее, либо персонажи не такие интересные. Сложно и бессмысленно сравнивать настолько разноплановые проекты.

Если вкратце, то у всех игр серии Persona есть две общие темы — изучение человеческой психологии и поиск своего собственного «я». Сюжетные концепции и отдельные визуальные элементы основаны на юнгианской психологии, а также на религии и мифологии.

Персона — это могущественная душа, воплощение личности её владельца. Её можно вызвать в потустороннем мире и использовать против врагов. Стоит также отметить, что Персона — это адаптированные образы демонов из серии Megami Tensei. Их хоть и называют Персонами, но дизайн существ без изменений перекочевал из основной франшизы.

У каждой игры есть собственная тема. Первая Persona рассматривает вопросы поиска жизненной силы внутри себя, переплетения вымысла с реальностью, а также то, что в жизни не бывает лёгких путей (даже если вам так кажется).

Persona 2 рассказывает о том, как люди совершают ошибки, а потом расхлебывают тяжёлые последствия. Кроме того, это история про мистическую силу слова (концепция Котодама) — все ваши слова имеют какой-то вес. Любая ложь имеет долю правды, а любой слух может воплотиться в реальность.

Persona 3 — про то, что жить стоит на полную, не тратя отведённое на этом свете время на пустые и бессмысленные вещи. В игре со всех сторон рассматривают тему смерти и того, что нужно делать, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым.

Основная тема Persona 4 — противостояние суровой правде как о себе, так и о мире, в которым ты живёшь. О том, что не стоит врать себе и окружающим, и лучше признать свою тёмную сторону души, иначе она будет тобой управлять.

Сеттинг и сюжет Persona 4 можно называть самым размеренным в серии, в чём-то даже расслабляющим. В отличие от прошлых игр, действие P4 происходит не в крупном городе, а в типичной японской глубинке. Безымянный старшеклассник (в побочных играх его зовут Ю Наруками) перевёлся из Токио в маленький сельский городок Инаба. Он поселился у своего дяди, который работает детективом. Отныне главный герой будет ходить в школу, постарается обжиться в новых условиях и завести новых друзей.

Однако не всё так безоблачно. В городе начинают происходить жуткие убийства: тела людей находят в странных позах на электрических проводах и зданиях. Мотивы преступления неизвестны, улик нет. Одновременно с этим в городе распространился слух о том, что если включить телевизор в полночь во время дождя, то можно увидеть свою родственную душу.

Главный герой вместе с одноклассниками Ёске Ханамурой и Тие Сатонакой решают проверить этот слух и случайно попадают в потусторонний туманный мир внутри телевизора. В нём они обнаруживают монстров Теней и странное разумное существо Тедди, которое похоже на плюшевую игрушку.

Тедди ничего не помнит о себе, но много знает об особенностях потустороннего измерения. Во время исследования Полуночного канала (именно так называется мир) они натыкаются на своих зловещих Теневых двойников и пробуждают в себе способность призыва Персон.

Вскоре команда выясняет, что все таинственные убийства связаны с телевизором — кто-то намеренно кидает людей в этот потусторонний мир, в которой жертва погибает по истечению определённого количества дней. Старшеклассники дают обещание прервать череду убийств, сражаться с Тенями и во что бы то ни стало поймать преступника.

В чём главное очарование игры

Со слов кажется, что в Golden игрока ждёт захватывающая драма и интересный детектив. Местами это так, но по большему счёту Persona 4 — это симулятор жизни японского старшеклассника. Первые две части серии геймплейно больше тяготели к SMT, но всё поменялось с выходом Persona 3. Как уже говорилось ранее, главная тема игры — живи сейчас, не трать отведённое время на пустые и бессмысленные вещи.

В Persona 3 у игрока всегда был выбор, как он проживёт внутриигровой день — пойдёт ли на свидание или проведёт целый день за учебой. Посидит с больным человеком в парке или поможет старикам в книжной лавке. За день можно сделать до четырёх действий, а потом отправиться спать. В Persona 4 эти механики перенесли без изменений.

Развитие отношений с персонажами называются «Социальными связями». Чем больше вы проводите время с определённым человеком, тем сильнее прокачивается отдельные арканы, которые отвечает за различные виды Персон, а также их способности. При общении с людьми или посещении некоторых мест можно также улучшить пять характеристик: храбрость, знания, выразительность, понимание и усердность.

Порой для развития взаимоотношений с некоторыми персонажами нужно больше учиться или стать храбрее. То есть, чем больше вы развиваетесь в реальном мире, тем проще вам будет сражаться в потустороннем.

В общем, Persona — это социальный симулятор с элементами детектива, в котором время от времени нужно посещать данжены. Игроку отведён всего один учебный год. За первое прохождение и без гайда очень сложно прокачать отношения со всеми персонажами и пройти все побочные квесты. Теоретически это возможно, но постоянное подглядывание в руководство только испортит впечатление от игры.

Попробуйте играть честно. Выбирайте школьные клубы по душе, интуитивно отвечайте на вопросы учителей, выбирайте интересную подработку, дружите с теми персонажами, которые вам симпатичны. В этом и есть квинтэссенция любой Persona: есть герой, есть год из его жизни, а как и с кем провести это время — зависит только от игрока.

Конечно, всё это отражается на социальных связях, а не на основном сюжете — его изменить нельзя. Впрочем, в игре есть семь концовок — четыре негативных, одна нормальная, одна истинная и одна эксклюзивная для Golden. Получение той или иной концовки зависит от выбранных фраз ближе к концу игры. Отдельные варианты потребуют от игрока полную прокачку некоторых социальных связей.

Если говорить об атмосфере и аутентичности, то в Persona 4 очень точно передана японская глубинка, её быт, типичная застройка и обычаи. В маленькой Инабе все друг друга знают, а слухи расходятся с молниеносной скоростью. Этот мир хочется исследовать, общаться со всеми NPC и чётко планировать все внутриигровые дела на неделю вперёд.

Конечно, в P4 нет обширного открытого мира — лишь несколько локаций в разных районах города. Но это не значит, что в игре мало контента или она не может удивить. Интересных мелочей в ней хватит как минимум на два, а то и три прохождения. Например, к середине игры можно случайно узнать, что в дождливые дни местная раменная готовит специальную лапшу, которая увеличивает все характеристики. Или, например, что встречаться с несколькими девушками сразу — ну очень плохая идея.

Проработка персонажей в Persona глубже многих известных JRPG (вроде Final Fantasy, Dragon Quest и серии Tales of) и сравнима с серией The Legend of Heroes. В концу игры вы будете знать почти всё даже о второстепенных NPC (у которых есть социальные связи). Какое у них хобби, что их беспокоит, какие невзгоды они испытывали в прошлом и что хотят от жизни сейчас. В эту историю очень быстро погружаешься — во многом благодаря живым персонажам и повседневным юмористическим сценкам.

А ещё поражает то, как разработчики из Atlus подошли к нарративу. Persona 4 Golden вызывает невероятное чувство уюта во время прохождения. Особенно, если чётко распланировать свой досуг помимо походов в данжи. Вот эти спокойные островки между сражениями и развитием основного сюжета — лучшее, что дарит P4. Это же одна из причин, почему после прохождения игру хочется начать по второму кругу — и в этот раз уж точно найти пропущенные социальные связи, собрать все достижения и вступить в другие школьные клубы.

Саундтрек — отдельная тема для похвалы. За 100 часов игры музыка не надоедает, а некоторые песни настолько цепляющие и позитивные, что ещё долго не выйдут из головы.

После длительных игровых сессий ночью композиции Heartbeat, Heartbreak и Like a Dream Come True звучали в нескольких моих снах. Сложно не прокручивать их в голове или даже напевать во время игры.

Вот очень жизненно
Отличная подборка с избранными композициями из саундтрека

Конечно, размеренный темп Persona 4 и большая продолжительность понравятся далеко не всем. В какой-то момент может надоесть либо социальная рутина, либо дни, в которых нужно проходить данжены. Тут лучше немного отдохнуть от игры или начинать экспериментировать.

Например, пойти зачищать данжен с персонажами, которых вы пока не брали в команду, экспериментировать со скрещиванием Персон у Игоря (загадочный персонаж, который знает всё о Персонах и появляется в каждой игре) и развивать забытые социальные связи.

Боевая система может вызвать некоторые вопросы. Например, в отдельных сражениях лучше самому контролировать каждого персонажа, чем отдавать его в руки искусственного интеллекта. Особенно это важно на высоких уровнях сложности.

В целом, все сражения ближе к середине игры будут сведены до одной простой тактики: вступаем в бой, ищем слабость противника, выбираем подходящую Персону, спамим стихийной магией, добиваем. И так по кругу.

Это несколько рушит глубину боевой системы, но ведь никто не заставляет придерживаться одной тактики, правда? Тем более, что сражения в Полуночном канале часто непредсказуемы. Все этажи в данженах процедурно генерируются, так что каждое посещение будет уникальным. Никогда не знаешь, что тебе подвернётся этажом выше — это может быть хорошее оружие, редкая Персона или Тень, победа над которой принесёт много опыта.

Чем Golden отличается от обычной Persona 4

Если в лоб сравнить обе версии, то Golden ощущается как самый настоящий ремастер. Почти все текстуры были обновлены, на локациях появилось больше деталей, а некоторые модели прибавили в полигонах. Играла стала выглядеть живее, не потеряв ни капли своей атмосферы.

Сравнение картинки двух игр

Но графика — самая незначительная часть изменений. В обновлённой версии произошёл тотальный ребаланс боевой системы. Появились новые уровни сложности, концовка, социальные связи (новый персонаж — девушка Мари из Бархатной комнаты), Персоны, музыка и аниме катсцены.

Старшеклассники во время каникул теперь могут посещать горнолыжный курорт или пляж, кататься на скутерах и изучать соседний город (раньше его показывали лишь в роликах). Появились и более спокойные активности: можно ухаживать за садом вместе с кузиной, рыбачить и ловить жуков (почти как в Animal Crossing).

Поэтому играть в оригинальную Persona 4 уже нет особого смысла. Только если вы специально хотите сравнить обе версии и почувствовать разницу.

Vita против ПК

Перед написанием этого материала я провёл 20 часов в Golden на ПК и ещё 70 часов на PlayStation Vita. Почти во всём эти версии идентичны, но в некоторых аспектах переиздание на ПК можно назвать ультимативным.

Во-первых, тут есть тонкие настройки сложности, которые можно подкрутить на своё усмотрение. Хотите больше хардкора? Злых противников, мало опыта и денег? Всё это есть в специальном меню — настраивайте как душе угодно.

Во-вторых, появился выбор между английской и японской озвучкой. Ранее выбрать связку «английский текст + японская озвучка» можно было лишь на прошитой консоли. Сейчас это проблема решается одним нажатием кнопки в меню. Только не забудьте включить субтитры в аниме-роликах (по умолчанию они выключены).

Что касается графической составляющей, то все текстуры и модели остались без изменений. Новичкам придётся свыкнуться с отсутствием лицевой анимации, плоскими фонами и мыльными спрайтовыми деревьями — наследие PS2 даёт о себе знать.

По сравнению с Vita, на ПК улучшены тени, появилась поддержка полноэкранного сглаживания и 4К-разрешения. Теперь можно разглядеть рисунки на коробках с едой и прочие мелкие детали, которые были незаметны на экране портативки.

Интересный факт: после ПК-переиздания фанаты решили проблему с низким разрешением на Vita. Оригинальная версия игры работала в 720x408, которое апскейнули до нативных 960x544. Но с помощью специального плагина на Vita можно играть в разрешениях 720p и даже 1080p (для последнего варианта нужен разгон процессора консоли). К сожалению, это доступно только обладателям взломанной консоли или PS TV.

Главный вопрос: где удобнее играть? Если вы любите долгие игровые сессии (более трёх часов) и гринд, то лучше на Vita. Сам жанр к этому располагает. Тем более, что в игре огромное количество текстовых диалогов, а такое легче переваривать именно в портативном формате. То же самое с визуальными новеллами, которые удобнее читать лёжа на диване, а не сидя за компьютером. Впрочем, всё это индивидуально.

Переиздание в Steam получилось хорошим. Некоторые пользователи жалуются на редкие вылеты и проблемы со звуком (пропадает музыка), но за 20 часов я не заметил ни одной проблемы. Хочется верить, что Golden теперь портируют на PS4 и Switch. Последняя просто идеально подходит под формат игры. И да, всё ещё непонятно, почему для такого проекта Atlus выбрала именно ПК.

Озвучка и языковой барьер

Споры о том, какая озвучка лучше — японская или английская — до сих пор не утихают в фанатских кругах. Однозначного ответа на него нет. Например, в английском дабе просто великолепный Кандзи Тацуми от Троя Бейкера, а Тедди (Кума в японской версии) ничем не уступает своему японскому аналогу. Увы, но от озвучки Тие и Юкико уши сворачиваются в трубочку.

В японском дабе некоторых игроков может сильно раздражать Тедди, но это если вы не привыкли к типичным голосам милых существ из аниме. В остальном она идеальна. В японской игре про японскую глубинку хочется слышать японский язык, а не актёров озвучки с акцентом, типичным для юга США. Однако если не беспокоит культурный диссонанс, то можно спокойно играть с английской озвучкой.

К сожалению, как и многие игры жанра JRPG, у Persona 4 Golden нет официальной локализации на русский. На данный момент в работе находятся два фанатских перевода — для обычной Persona 4 и Persona 4 Golden. Перевод P4 уже завершен, идёт медленная редактура и сверка с японской версией, а перевод Golden ещё в процессе. Так что его мы увидим не раньше 2021 года.

Для тех, кто не хочет ждать: общий уровень английского в игре заметно проще, чем в Persona 5. Если вы без проблем и частых подглядываний в словарь прошли пятую часть, то справитесь и с Golden. В JRPG редко бывает сложный английский, часто хватает уровня Intermediate. Единственное заметное исключение — Final Fantasy XIV. Там нужно разбираться в диалектах языка и хотя бы понимать «шекспировский» английский.

Что дальше

Если вам понравился Golden, то можете попробовать любую другую Persona. Как классические, так и Persona 5 Royal. А если чётвертой части покажется мало, то y неё есть несколько ответвлений и две аниме-экранизации — по обычной P4 и Golden.

Сериалы лучше смотреть только после прохождения игры. Адаптации неплохие, но они в очень сжатой форме пересказывают сюжет игры, практически игнорируя все ответвления и побочные социальные связи. Сериал по Golden так и вовсе сконцентрирован только на контенте обновлённой версии. Кроме того, в обе адаптации добавили одну героиню и слегка откорректировали характеры персонажей. Понять это можно лишь после прохождения игры.

У аниме замечательные заставки и песни, которые так и просятся в игру

На PS3 и Xbox вышли два сиквела в виде дилогии файтингов — Persona 4 Arena и Persona 4 Arena Ultimax. Над сюжетом и дизайном персонажей вновь трудилась Atlus, а за геймплейную часть отвечала студия Arc System Works, авторы серии Guilty Gear и Blazblue. Обе игры продолжают сюжетную линию и рассказывают о загадочном боевом турнире, который стартовал в измерении Полуночного канала.

Сюжетный режим в Persona 4 Arena сложно назвать обычным файтингом. По факту это визуальная новелла, повествование которые изредка прерывается сражениями. Играть в обе части Arena лучше после прохождения Persona 3, так как в сюжете принимают участие почти все её основные герои.

Ну и для совсем больших фанатов — Persona Q: Shadow of the Labyrinth и Persona 4: Dancing All Night. Первая — ещё один кроссовер-проект с персонажами Persona 3 и Persona 4 в жанре dungeon crawler. Она вышла эксклюзивно для 3DS.

Вторая — танцевальная ритм-игра, которая продолжает сюжет Persona 4 Golden и имеет сюжетную кампанию. История ответвления снова подаётся в виде аниме-катсцен и визуальной новеллы. Поиграть в неё можно как на Vita, так и на PS4 в составе сборника Persona: Dancing Endless Night Collection.

Persona 4 — великолепная игра, которая выдержала проверку временем и не требует никаких «скидок за возраст». Можно критиковать её устаревшую графику и неспешный геймплей, но в этом нет особого смысла. Это та игра, про которую думаешь «посижу часик другой и пойду спать», а на деле — вылезаешь в четыре часа ночи, потому что захотел спасти любимую Рисе, прокачать социальную связь с лисой из храма и наконец-то добить этот июнь. И теперь всё это доступно ещё и ПК-игрокам — пускай и пришлось подождать.

Автор DTF, добрый отаку и коллекционер игр. Ранее писал тексты и видеосценарии в «Игромании».
{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","persona","long"], "comments": 290, "likes": 412, "favorites": 341, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 157258, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 22 Jun 2020 14:34:51 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
290 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
58

Инглишу научите

Ответить
50

Ща придут люди и скажут
Ряяяч английский ето легко, ряяяч не знать английский в 2020 бог накажет

Ответить
70

Спокойно! Я уже здесь.
*откашливается*

Бля, да это же не Шекспир, чего там учить-то – базового школьного курса должно быть достаточно.

Ответить
4

так и есть.

Ответить
11

я так и написал.

Ответить
14

Он так и подтвердил.

Ответить
1

И не поспоришь!

Ответить
3

с русеком всегда комфортнее. кто бы там что не говорил

Ответить
2

у нас в школе постоянно проблемы с учителями по англ были, поэтому толком не преподавали его, чо делать?

Ответить
0

Я выучил английский через Fallout и зарубежные мультики. Могу порекомендовать то же самое. Начать можно с Persona 4.

Ответить
0

то чувство когда в школе лет 5 не было учителя англ, подменяли другие учителя (очень редко и на отъебись)

Ответить
13

Так если ты сам ощущаешь, что тебе не хватает его в жизни, то почему бы не выучить хотя бы до уровня pre-intermediate (которого более чем достаточно для персоны)? Плюс данный навык полезен в жизни не только для того, чтобы персону проходить, так что это инвестиции в себя без дела не пропадут.
Пост к тому, что под каждой новостью про персону вижу крики: "Ряяя, где русский?". Если человек готов надрачивать 100+ часов в такую игру, то можно эти 100 часов потратить на обучение базовому языку и потом спокойно играть в любую часть серии.

Ответить
–8

За 100 часов ты максимум три Simple времени выучишь. Если этого достаточно для персоны, то вопросов нет)

Ответить
5

В 5 классе, когда у меня появился Английский, на simple ушло меньше часов. Там учить нечего же. Да и времена не так критично учить для понимания происходящего в играх/фильмах, важно словарный запас иметь некий.

Ответить
0

Ну, в 5 классе и учить проще. 

Ответить
0

спорно

Ответить
1

Детский мозг усваивает информацию в разы лучше, чем даже в 20 лет. Это вроде не секрет. 

Ответить
7

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

да ну, в той же школе программа сделана с расчетом, чтобы самый слабый и отстающий в развитии ее потянул. А умение учиться самостоятельно приходит только с годами. То есть, с одной стороны, мозг быстрее все впитывает, с другой, он не хочет ничего впитывать и имеет ограниченный доступ к знаниям.

Ответить
1

А, ну в этом-то плане конечно, школьная программа в сочетании с «замечательными» учителями английского — тот ещё калл. 

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
7

так реально легко
По сути из грамматики надо знать всего-
1)i am
2)i was 
3)i will
4)if i did, i would....  
Поздравляю, этой грамматики достаточно для потребления большей части англоязычного контента. 
Остальное просто зубрежка новых слов. 

Вот с японским так уже не прокатит, ибо из за другой структуры построения фраз придется усвоить хотя бы преинтермедиат грамматику.+ учить кандзи.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
6

Кроме тебя самого этого еще никто не сказал, лол.

Ответить
1

Ага и про базовый школьный английский, только в той же пятой части такое количество разнообразных фраз что без переводчика я понимаю буквально 2-3 NPC которые по своему характеру общаются очень просто, с остальными заметно тяжелее

Ответить
1

Там только Юске любит изъебистые слова говорить, у остальных вполне стандартный разговорный английский, который умещается в 1-2 тысячи слов.

Ответить
0

Но хорошее знание 1-2 тысячи слов это уже повыше чем базовый уровень, или я ошибаюсь?)

Ответить
3

Это уровень pre-intermediate где-то. Не совсем elementary, но и не такой, при котором можно писать в резюме "уверенное знание английского". В персоне еще помогает, что тебе часто одну и ту же мысль по 5 раз пережевывают. Один раз слово посмотрел, второй раз посмотрел, а 3-5 разы уже запомнил.

Ответить
5

Идеальная игра для изучения языка на самом деле. И логи озвученные есть, и повторяют все по сто раз, чтобы лексику закрепить.

Ответить
1

Мне кажется за время всех этих споров, на эту тему, уже можно было хоть что-то выучить...

Ответить
1

та зачем играть на английском, все образованные люди уже давно играют в JRPG на японском!

Ответить
0

У меня вопрос: в школе английский учат? Если да, то школьного курса вполне достаточно для игры в Persona.

Ответить
29

Инглишу научите

1) Берешь игру\мангу\комикс\хуемикс в одну руку. Гугл транслейт\аббуу лингво в другую. Переводишь пословно, пытаясь понять и запомнить что эта хуйня значила в контексте. Просто зазубривать слова списком - выкидывать время в мусорку. Зубреж - ничто, контекст - все.
2) Кинцо, серилы смотришь в английской озвучке с субтитрами (для начала русскими) - привыкаешть воспринимать речь на слух. Бонусом осознаешь, что в 9 случаев из 10 дубляж - халтура ебаная.
3) Смотришь вот этот курс и с лицом епифанцева делаешь что дяденька говорит https://www.youtube.com/watch?v=8sNV6NvgAgY
4) Берешь на телефон приложения по изучению аглицкого, и каждый день, без фанатизма, делаешь задания по грамматике. (Многие нахваливают дуолингво, мне не очень зашло).

Испытано на себе.
Я потом еще и на курсы ходил (для работы надо было), и выебывался наработанным словарным запасом. Вплоть до B2-С1 хватало.

Залог успеха, надо реально хотеть поиграть в игру\почитать мангу\книгу етц что бы была мотивация перетошнить начальный период, пока нарабатывается базовый словарь.
У меня началось с того что очень хотелось поиграть в Dwarf Fortress, а русскоязычной вики еще не было нормальной, и мангу одну хотелось почитать, а русский перевод сильно отставал от аглицкого.

Ответить
11

Начинаю.

Ответить
3
Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Самое обидное, когда освоил второй язык, а перевод на английский сильно отстаёт от мунспика.

Ответить
9

Это же jrpg, тут японский учить нужно.

Ответить
6

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
10

Но я не американская компания, занимающаяся производством мобильных, планшетов, ноутбуков и т.д.

Ответить
0

А играть всё равно можно!

Ответить
0

Звучит как пиздешь.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Ну как по мне многие вещи для такого уровня объясняются слишком сложно. Можно нихуя не понять в том чо тебе делать и что за что отвечает.

Ответить
0

Там очень простой английский. Временами даже забывал, что не на русском играю

Ответить
0

Кек, не один я подобное испытываю. Бывает перехожу когда на русский думаю чет не то XD

Ответить
2

тот момент, когда выучила инглиш во многом по играм :D

Ответить
0

На третью часть есть русификатор.

Ответить
0

Ландн из зе кэпитал оф Грейт Бритн.

Ответить
0

Не знаю, поможет ли, но мне помогло подсесть на мморпг, где было очень мало русских и подавляющее большинство общалось на английском. Сначала русский товарищ немного натаскивал меня по этой теме (он лингвист), а потом задолбало его постоянно отвлекать и как пошло-поехало) 

Ответить
7

Все игры Persona слишком разные, поэтому невозможно возвышать одну над другой. Сложно и бессмысленно сравнивать настолько разноплановые проекты.

Если вкратце, то у всех игр серии Persona есть две общие темы

Ответить
34

второе не противоречит первому, алло

Ответить
1

Это как с гендерами. Их вроде бы два, но все они разные (¬‿¬ )

Ответить
3

Их вроде бы два

Ответить
4
Ответить
1

Я на твоем месте побоялся бы вертолетов. Они могут быть и боевые

Ответить
8
Ответить
3
Ответить
2

Это не боевой вертолет.

Ответить
0

Я не утверждал, что он боевой 

Ответить
2

А зачем бояться не боевых вертолетов?

Ответить
3

Вертолет выше показывает удивление перед вооруженным котом, а не желание напасть. Поэтому можешь не бояться.

Ответить
0

У него три пулемета. Это не такой опасный гендер как апач, но тоже опасаться стоит.

Ответить
0
Ответить
0

Не ну чисто технически есть гермафродиты...

Ответить
17

Рекомендую  крутой канал с очень подробной и скурпулезной историей серии Персона. Только на Персона 4 у него суммарно 6 часов потрачено.
https://www.youtube.com/user/TheJasonKiler/videos

Ответить
6

Пиздец люди поехавшие, подписался

Ответить
0

Не, ошибся, семь часов))

Ответить
1

За Джейсона респект,сам наткнулся на него неделю назад и сижу жду видосов про 5 часть

Ответить
0

О, я его тоже под похожим топиком рекомендовал.

Ответить

Биологический череп

14

Отличная JRPG , прохожу с удовольствием.
Надеюсь что теперь ATLUS завезут P5R а то выпуск Persona 3 выглядел бы странным шагом (хотя я тоже не против перепройти и её)
Но это ATLUS, не удивлюсь если п4 будет последней игрой на пк.

Ответить
0

Я только недавно понял, что Persona и Yakuza это разные игры

Ответить
–1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Полезный блик

7

Со мной что-то не так если мне нравится английская озвучка всех перснажей? Чие классная, Юкико только при смехе раздражает, но в целом они мне нравятся.
Я сразу начал играть на инглише, так как в персоне 5 был полностью доволен озвучкой на английском.

Ответить
10

Да нет, всё так, у персон довольно качественная английская озвучка, пусть атлус жутко реюзает голоса порой.

Ответить
4

У Чие в Golden крайне слабая озвучка, на самом деле. В Аренах и аниме она во много раз лучше. Ну и Йосуке в исполнении Юрия Ловенталя это шедевр на уровне того же Канджи

Вообще, дубляж аниме по P4 чуть ли ни эталонный. За то, как отыгран Наруками вообще хочется апплодировать стоя

Ответить
2

Озвучка Акихико в тройке секс. Лиам О'Брайан очень хорош.

Ответить
3

I've been waiting for this, да

Вообще у Персон начиная с третьей (во первую и вторые пока не играл еще) все довольно неплохо с дубляжом. В тройке были некоторые проблемные моменты, вроде той же Фууки, про четверку я уже сказал. С пятой частью все совсем хорошо, но Макс Миттельман, актер озвучки Рюджи выложился куда сильнее всех остальных. Иногда прям до мурашек, серьезно

Ответить
0

Я тоже так думал, а потом послушал оригинал и там такой же ущербный писклявый голосок, с противоестественным для твоих ушей произношением. Но в 4 это, по-моему, единственный слабый перс(по голосу и озвучке). Все остальные подходят к своим ролям идеально прям, ну разве что Нанако слабовато звучит, но как для рёбенка-актера вполне неплохо.

Ответить
0

Я оставил на японском только по одной причине — некоторые сейю принимали участие в аниме JoJo's Bizarre Adventure.

Ответить

Полезный блик

LSDDNK
1

Блин, тогда нужно заценить японскую озвучку

Ответить
1

На самом деле все с вами так, англ каст всегда у них крепкий, да бывают перлы, но они есть и с одной и с другой стороны

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Про японских школьников что живут в Японии.
Хуя идеальное место для озвучки на инглеш.

Ответить
0

Это редкие случаи. Я нир автомату помимо японской английскую заценил, так и п5. Адекватно воспринимается.

Ответить

Полезный блик

ncuxonam
1

Да не, в ниер даже первой отличная озвучка, да в принципе последних японских играх все нормально с озвучкой на английский, а не как раньше. Просто удивился что Чие и Юкико считаются слабыми. 

Ответить
0

Я вот постоянно свапаю. Не могу терпеть японских Тедди и Рисе. Но Чие и Нанако на японском нравятся больше. 

Ответить

Горячий цветок

10

Особенное очарование Персоны получают, когда ты играешь в них во время учёбы в универе / школе. 4 часть для меня стала эдаким меланхоличным откровением, и даже на реальный мир я стал смотреть несколько иначе.
Так что, если вы в этих замечательных местах, не упустите свою возможность.

Ответить
3

Да, согласен. Я трёшку проходил, когда встречался с первой бывшей. И некоторые советы и ситуации реально помогли :) Тогда было 18-19 как раз.

Ответить
2

трёшку проходил

бывшей

Попросил ее прострелить себе голову?) 

Ответить
0

Первая бывшая...

Ответить
5

История франшизы объёмна и для полного рассказа о ней нужен не один лонгрид, но почти все игры серии объединяет одно — демоны.

В персонах это как раз не демоны, а архетипы личности по Юнгу.

Ответить
5

Ну там речь шла не о Персонах, а именно о демонах. А в Персонах просто поленились делать для каждого архетипа свой дизайн и просто запихали всех демонов из SMT :) Тут надо было уточнить, конечно.

Ответить
0

Я в курсе, да.

Ответить
2

Я это вижу. Просто текст рассчитан на тех, кто вообще не в теме. Подумал, что не стоит сильно нагружать читателей, которые ничего не знают о франшизе. Могут утонуть и запутаться.

Ответить
0

Просто даже демоны, не совсем корректный термин, как по мне, мы же не только их призываем, термин мифические существа, был бы лучше.А по теме лонгрида, как первое знакомство с серией более чем хорошо.

Ответить
0

Так их в СМт называют демонами 

Ответить
1

потому что отличный сюжет и персонажи есть как в третьей, так и четвёртой части.

Ловко увернулись от темы сюжета 5 персоны и ее персонажей, мое уважение 
( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
4

В 5 части пусть имхо и самая лучшая девочка,но персонажи не чувствуются друзьями друг друга,а просто собрались тут из-за главного героя.В 4 можно гуляя по улице увидеть Чие и Юкико гуляющих,и мы точно знаем,что они друзья и тд.

Ответить
3

Потому они назвали Линки даже иначе в 5 часть, что как бы намекает. Они поддельники, не больше не меньше. Так их и прописали по итогу. А вот Инаба и все ее жители чувствуются живыми и более продуманными. Ведомые часто не Гг, а своими чувствами и эмоциями

Ответить
2

Для меня это самая главная проблема Royal - мне очень не хватает житейских сценок в компании друзей. Из-за этого мне из персонажей понравились только Юске, Акечи и Футаба. Макотофагов никогда не пойму, она ж скучная до одури. Да и вообще Хару с Макото в совокупности это Митсуру (отличница, президент студсовета, наследница крупной компании, у нее тоже умирает отец) из тройки, только она круче их обеих.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Но ведь, моргана это он ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
1

Слыш пёс, ты щас мицуру оскорбил?

Ответить
0

Лучшие из трёх.

Ответить
4

Возможно самая важная игра в моей жизни, безумно люблю ее. Персонажи за игровой год становятся как родные.

Ответить
0

Но ведь у тебя на аве ГГ из Р3)

Ответить
0

Ну в П3 они и становятся, а в П4 просто статичные дубины сразу же после победы над тенями вплоть до конца игры.

Ответить
4

потому что захотел спасти любимую Рисе

Мое увожение

Ответить
1

почему стоит сыграть в Persona 4 Golden

большему счёту Persona 4 — это симулятор жизни японского старшеклассника

Я никогда в игры серии не играл. Выходит, что это медитативная игра, где большую часть времени тратится на диалоги и построение связей с другими персонажами?

Ответить
8

Да, но нет, как и в остальных JRPG гринд обязателен.

Ответить
1

в п5 он на нормале практически опционален

Ответить
3

Я конкретно про четвёрку говорил, хотя я и в пятой нормально так гриндил.

Ответить
1

В пятёрке гриндили в основном минмаксеры, а в рояле гриндить вообще без толку, мильёны йен и 99 уровень, когда я ходил в мемесы только когда квестов понабрал на конфайдантов.

Ответить
0

я гриндил на харде перед финалом часа два

Ответить
1

В Рояле прокачиваешь конфидант Рюджи до 7 и в тупую давишь 90% теней, так что гринда по сути нет.

Ответить
0

Я гриндил на нормале перед Okumura, потому что это ад какой-то.

Ответить
0

Я в Мементосе передавил столько теней, что проблем в пятом дворце не испытал.

Ответить
0

Ну тут хотя бы можно поставить повышенное получение опыта, что я и сделал, например.

Ответить
4

Нет, это лишь половина игры. Если опираться на современные деления, то кор геймплей это данжон краулер, а мета это симулятор школьника.

Ответить
0

Смотря как играть и на какой сложности. Если зачищать данж на второй или третий дождливый день, то там плюс неделя-полторы кача социальных связей. И тогда социалочка всё-таки больше половины будет.

Ответить
0

Ну я в том смысле что это лишь одна из составляющих игры, а не в плане разделения времени.

Ответить
1

Вооот. А я думал мне показалось, что сакура куда-то пропала. Нижние скрины с ПК или Виты?

Ответить
1

Пк, но на вите также

Ответить
0

@Corechock и @Семён Костин  Разработчики специально убрали ее в Vita версии, так как уже в этом месяце она не цветет.

Ответить
2

Скорее отцветает. Я был в Японии не раз, и знаю, что сакура к 12 апреля либо вся уже отцвела, либо вот вот. Но это зависит от погодных условий, так что всё спорно.

Ответить
1

Вроде бы ещё от широты и высоты над уровнем моря. На возвышенностях северных регионов самое позднее цветение.

Ответить
0

Это тоже, но тут разработчики вдохновлялись городом Фуэфуки. Это центр Хонсю, следовательно к 12 должно отцвести. Ну, очень удивился бы, если нет.

Ответить
0

В конце игры, в марте, та же текстура зеленого дерева становится розовой)

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Даже от Костина, причём.

Ответить
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

эта опция была и в версии для Vita, только открывалась не сразу, а после первого прохождения

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя<