Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Приключения Эйба и Манча, а также метания от PlayStation к Xbox и обратно.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

В середине июля стало известно, что в список игр, доступных на старте консоли PS5, попала игра Oddworld Soulstorm — новая часть приключений забавного мудокона Эйба, пытающегося спасти своих соплеменников из индустриального ада. Soulstorm будет уже шестой полноценной игрой по вселенной Oddworld и второй частью перезапущенного цикла.

Эйба и Sony связывает долгая история — первые части Oddworld выходили ещё на PS1, а сам Эйб считался одним из неофициальных маскотов консоли. Уже после были короткая миграция на Xbox, закрытие студии, попытки запустить мультимедийную вселенную и возвращение к корням. В нашей статье мы рассказываем историю вселенной Oddworld.

Добро пожаловать в Странный мир

Дизайнер Лорн Лэннинг и продюсер Шерри МакКенна основали Oddworld Inhabitants в 1994 году. К тому моменту Лэннинг успел поработать в аэрокосмической отрасли и несколько лет занимался созданием спецэффектов в кинематографе. Лорн мечтал рассказывать истории с помощью компьютерной графики и считал видеоигры наиболее подходящим медиумом для подобных историй.

При этом Лэннинг не собирался рассказывать просто развлекательные истории. Он был убеждённым противником капиталистической системы и намеревался сделать свою игру площадкой для обличительной критики существующего строя, повсеместного консюмеризма и безразличия к будущему родного мира. С помощью шуток и стёба Лорн хотел говорить на серьёзные темы: о рабстве, опытах на животных и разрушении окружающей среды. Он хотел рассказать историю, в которой угнетённое и бесправное большинство, практикующее традиционные ценности, выступило бы против промышленников, капиталистов и транснациональных корпораций и разрушило бы сложившийся уклад до основания.

Я хотел построить историю вокруг персонажа, оказавшегося в максимально плохих условиях. Я попытался представить себе самое худшее звено в самом низу пищевой цепочки капиталистического мира. И я подумал, кто может быть ниже раба-рабочего на какой-нибудь фабрике в стране третьего мира? Только такой вот рабочий, который и не догадывается, что является рабом.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants

Оддисея начинается

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Oddworld: Abe’s Oddysee увидела свет в 1997 году. Это был по-хорошему безумный, уморительный и порой до раздражения сложный платформер с оригинальным дизайном персонажей и извращённым юмором.

Игрокам предстояло взять на себя управление мудоконом (это раса такая, если что) по имени Эйб, слабым и нерешительным уборщиком на мясоперерабатывающем заводе Rupture Farms. Эйб только что получил награду «Служащий года» и в целом весьма доволен жизнью в рабстве. Однако его безмятежному существованию приходит конец, когда он случайно подслушивает разговор, в котором владелец фабрики, бессердечный и алчный глуккон Моллук, сетует, что фабрика пустила на мясо почти всех животных в окрестностях и теперь рискует остаться без сырья.

Моллуку в голову приходит гениальная идея: пустить на фарш рабов-мудоконов. Эйбу претит мысль превратиться в отбивную, поэтому он в тот же день сбегает с фабрики. Однако ему является шаман его народа, Большое лицо, и велит спасти от консервной участи и остальных соплеменников, ибо только Эйбу это и под силу.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Эйб ни разу не боец и в прямом бою с угнетателями обречён на быструю смерть от первой же пули. Однако недостаток силы он с лихвой компенсирует хитростью, смекалкой и другими талантами: он способен бросать во врага гранаты, камни и куски мяса, расставлять хитроумные ловушки и пользоваться деталями интерьера, а самое главное — Эйб может временно подчинять себе разум своих врагов и заставлять выполнять свою волю: дёргать рычаги, крутить вентили, открывать замки и даже убивать других надсмотрщиков. Любой противник, в разум которого вселяется Эйб, обречён — если он не погибнет во время исполнения команд мудокона, так обратится в прах в тот же миг, как Эйб покинет его разум.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Игра делала акцент на использовании стелса, решении головоломок и проявлении смекалки. У каждого врага были свои слабости и уязвимые места, которыми можно и нужно было пользоваться. Эйб мог прятаться в тенях, красться на цыпочках мимо спящих противников, а в крайнем случае быстро пробегать мимо. Кроме того, по ходу игры Эйб обретал способность обращаться в мифического Шрайкулла, могущественное существо, способное уничтожить всех врагов в пределах видимости. Применять способность нужно было с умом, поскольку она была одноразовой — после каждого использования её нужно было зарабатывать снова, проводя заданное количество мудоконов через особый портал.

Спасение соплеменников было основной целью Эйба, однако игра предоставляла пользователям возможность не только не спасать несчастных мудоконов, но и самим пачками отправлять их на тот свет. Расплата за подобное поведение поджидала в самом конце игры. В финале герой уничтожает большую часть руководства фабрики, но всё равно попадает в лапы к Моллуку, и злодей готовится пропустить Эйба через мясорубку. И именно в этот момент играет роль количество спасённых мудоконов: если Эйбу удалось освободить более 50 рабов, то они объединяют силы и спасают собственного спасителя. Но вот если в безопасности оказалось менее 50 мудоконов, то уцелевшие отказываются помогать Эйбу, и Моллук пускает героя на фарш.

Надо было лучше спасать мудоконов!

Коллеги постоянно пытались возразить мне, что подобное поведение не должно караться! Они вечно говорили что-то вроде: «Это же отстой. Если бы я прошёл игру до конца и мне сказали бы, что я прошёл её как козёл, я бы возненавидел такую игру!» Я в ответ лишь говорил: «Вот поэтому ваши игры такие скучные». В конечном итоге я выиграл эти споры.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants

Несмотря на то, что игроки жаловались на довольно сложный игровой процесс и возможность сохраняться только в строго отведённых местах, Abe’s Oddysee стала хитом. Настолько успешным, что издатель потребовал от разработчиков как можно быстрее сделать сиквел. Желательно — к следующему Рождеству. И вот тут-то и начались проблемы.

Исходд Эйба

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Лорн Лэннинг с самого начала планировал Oddworld как пенталогию, где в каждой следующей части к Эйбу присоединяется ещё один новый герой, однако успех Abe’s Oddysee, похоже, смешал создателям все карты. Издатели требовали как можно быстрее выпустить продолжение, а разработать за девять месяцев полноценную новую игру было нереально. Поэтому Oddworld Inhabitants выпустили Abe’s Exoddus — игру, продолжающую сюжетную линию первой части и целиком основанную на её технологиях и игровом процессе.

Кое-какие усовершенствования разработчики сделать всё же успели. Появилась возможность сохраняться не только в специально отведённых точках, увеличилось число нуждающихся в спасении мудоконов, а самое главное, теперь Эйбу приходилось следить за их состоянием: его подопечные могли заболеть, загрустить, разозлиться или надышаться веселящим газом. Какое состояние сулило свои неприятности: весёлые мудоконы беспечно вбегали в опасные зоны, не глядя под ноги и по сторонам, злые мудоконы представляли опасность для окружающих и даже могли кого-нибудь прибить, а впавшие в депрессию могли покончить жизнь самоубийством.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

По сюжету, духи племени информировали Эйба, что глукконы используют ослеплённых мудоконов для раскопок Некрума — священного кладбища мудоконов. Выкопанные кости и слёзы рабов использовались для создания SoulStorm Brew — напитка, который вызывал немедленное привыкание, а при регулярном потреблении мудоконы переставали внимать голосу разума и превращались в безвольных рабов. Разумеется, Эйб не cмог смириться с подобной несправедливостью и немедленно приступил к спасению несчастных.

На этот раз для достижения хорошей концовки ему требовалось спасти как минимум 150 из 278 мудоконов, однако, если вместо спасения Эйб убивал каждого повстречавшегося ему на пути соплеменника, то в награду за «великолепную службу» он получал неуязвимость до самого конца игры. Правда, счастливого финала ему в этом случае всё равно было не видать.

В 1998 году Oddworld Inhabitants потратили 2 миллиона долларов, чтобы собрать из игровых кат-сцен и снятых специально для мультфильма сцен пятнадцатиминутный фильм, созданный с единственной целью: ради номинации на премию «Оскар». В шорт-лист премии мультфильм так и не попал

Весёлые приключения Манча и Эйба

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

После выхода Abe's Exoddus Лэннинг наконец-то смог приступить к разработке второй части задуманной пенталогии. Munch's Oddysee должна была стать одним из эксклюзивов, доступных на старте PS2, однако в конце 2000 года Oddworld Inhabitants неожиданно объявили о прекращении сотрудничества с Sony и переходе на Xbox. Для многих поклонников серии подобное решение стало большим сюрпризом, однако Лэннинг ещё задолго до этого объявления не скрывал своих сомнений в том, что в начинающемся противостоянии между PS2 и Xbox ему стоит делать ставку на PS2.

Многие фанаты Sony поспешили обвинить нас в том, что мы продались, но это неправда. Мы наконец-то достигли соглашения, которое позволит нам придерживаться духа нашего продукта и не идти на компромиссы. Мы должны были взглянуть на PlayStation 2 критическим взглядом и спросить себя: «Та ли эта система, в которую мы хотим вложить все наши деньги на ближайшие пять или шесть лет? Та ли эта система, с которой мы хотим жить?» И ответ был однозначен: нет. Наши художники этого не хотели. Наши программисты этого не хотели. Наши разработчики тоже этого не хотели.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants

Лэннинг настаивает на том, что сделка себя оправдала, и Microsoft в общем была хорошим партнёром, однако процесс работы над Munch’s Oddysee он всё равно называет не иначе чем «главным кошмаром в своей жизни»: разработка новой консоли шла тяжело, а порой в дело вмешивались и так называемые «творческие разногласия» — в Microsoft хотели продвигать Munch’s Oddysee для максимально казуального потребителя, поэтому кто-то в компании на полном серьёзе предложил переименовать игру в Abe & Munch’s Fun Adventures. Лэннингу удалось отстоять своё видение, и в итоге Munch's Oddysee всё-таки вышла и стала хитом, пусть даже львиную долю внимания на старте Xbox переменила на себя Halo: Combat Evolved.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Помимо смены платформы Munch’s Oddysee отличалась улучшенной графикой — двухмерная картинка сменилась трёхмерной, в игровом процессе появились элементы экшена, RPG, стратегии и симулятора, Эйб обзавёлся новыми талантами, а самое главное, игроки теперь могли переключаться между двумя персонажами — Эйбом и новым героем Манчем, который также обладал уникальными способностями.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Манч — последний представитель расы габбитов, практически полностью истреблённых глюкконами ради их яиц и лёгких, которыми глюкконы заменяли свои собственные, насквозь прокуренные внутренние органы. Сам Манч остаётся последним «подопытным кроликом» в лаборатории Виккерса. В результате одного из экспериментов Манч получает возможность сбежать, но вскоре вынужден вернуться обратно, чтобы спасти уцелевшие яйца габбитов — последнюю надежду своей расы на выживание. Ради этого он заключает союз с героем мудоконов Эйбом, направляющимся в лабораторию ради спасения очередной партии соплеменников.

Гнев незнакомца

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Следующая игра вышла в 2005 году, и с ней серия снова двинулась в совершенно новом направлении. Пользователи получили не только новую историю и нового главного героя, никак не связанного с персонажами предыдущих частей, — кардинально поменялся сам игровой процесс. Пусть Oddworld: Stranger’s Wrath и сохранила элементы платформеры от третьего лица, в первую очередь это была уже action-adventure с элементами RPG (возможность покупки предметов и прокачки оружия) и даже шутера — всякий раз, как главный герой стрелял из своего арбалета, камера переключалась на вид от первого лица.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Сюжет игры строился вокруг таинственного охотника за головами, который выслеживал объявленных в розыск преступников совершенно в другой части Оддворлда. Найденных преступников можно было убить или поймать живьём (за живых платили больше), и в этом охотнику помогал целый арсенал из живых оружий — насекомых и маленьких зверьков, каждый из которых обладал своими свойствами и был эффективен против тех или иных противников. У героя появлялись индикаторы здоровья и выносливости и новая цель — заработать 20 тысяч мулахов (местная игровая валюта), необходимых для выполнения какой-то жизненно важной, но неизвестной игрокам операции.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Критики и игроки тепло оценили новинку, но с финансовой точки зрения игра оказалась полным провалом — к 2012 году версия для Xbox разошлась тиражом всего в 600 тысяч копий. По словам Лэннинга, для того чтобы просто выйти в ноль, продажи должны были перемахнуть за 1,6 миллиона копий. Лэннинг обвинил в провале игры плохую рекламную поддержку со стороны издателя — EA. По его словам, EA намеренно провалила игру, чтобы обесценить стоимость бренда и по дешёвке выкупить права на IP у его законных владельцев. Опасения Лэннинга возникли не на пустом месте: когда несколько лет спустя компания Just Add Water выпустила HD-ремастер Stranger’s Wrath, только цифровых копий было продано больше, чем физических у оригинала на старте.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

Вне игры

Несмотря на коммерческий провал Stranger’s Wrath, у Oddworld Inhabitants оставались возможности для создания следующих игр серии, несколько проектов уже находились в работе, но весной 2005 года Лэннинг неожиданно закрыл студию разработки и заморозил все текущие проекты. По его собственным словам, у этого решения было сразу несколько причин, в том числе желание превратить Oddworld в мультимедийную франшизу и нежелание более работать с традиционными издателями.

Нам просто надоело. Надоело терпеть происходящее. А происходило вот что: если ты хотел создавать большие дорогие игры, и если их создание финансировал крупный издатель, то ты попросту передавал этому издателю контроль над собственной компанией. Вот что происходило, вот как работала индустрия. [...]

Не то, чтобы я не хотел делать игры, я просто не хотел быть рабом. Я не хотел быть рабом у этих парней, которые зарабатывали тонны денег, пока разработчики оставались ни с чем.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants

Лэннинг решил подождать несколько лет, пока права на все игры компании вернутся к нему, а затем заняться самиздатом или выпуском ремастеров собственных игр. Тем временем он намеревался запустить в производство полнометражный компьютерный мультфильм по Oddworld с рейтингом 18+ и бюджетом от 40 до 60 миллионов долларов, но разразившийся в 2008 году кризис поставил на этих планах крест.

Это был бы по-настоящему безумный фильм, со внутренностями мудоконов, которые разложены по столу для гадания на изменение цен на их мясо. А ещё я хотел показать, что у каждого есть хозяева, и что эти хозяева со временем терпят крах. В фильме должна была быть сцена, в которой Муллок, после того как облажался, получает вызов к боссу. Он проходит мимо своей матери, которая говорит ему «Ты облажался», садится в лифт и едет вниз на встречу с инвесторами.

Они живут под землёй. Лифт опускается вниз на 1700 этажей, всё это время его сопровождают охранники, и по мере того как лифт опускается всё ниже, температура поднимается всё выше, охранники становятся всё крупнее, а те, кто едет с самого верха, попросту умирают, плавятся от жары. Я хотел показать более мифическую идею о том, кто конкретно дёргает за верёвочки.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants

Со временем все четыре игры появились в цифровых сервисах, и продажи оказались достаточными, чтобы Oddworld Inhabitants сначала поручили британской студии Just Add Water выпуск HD-ремастеров старых игр, а в 2010 году Лэннинг объявил, что Just Add Water займётся разработкой New 'n' Tasty — полноценного ремейка Abe's Oddysee.

Отменённые игры

После закрытия студии разработки оказались замороженными, навсегда отменёнными или так и не запущенными в производство сразу несколько проектов, в разное время анонсированных Лэннингом:

  • Munch Exoddus — предполагаемый сиквел Munch Oddysee по аналогии с Abe’s Exoddus, который так и не был запущен в производство. По сюжету, Манч должен был отправиться в землю под названием Ма’Спа, чтобы высидеть спасенные им в прошлой части яйца габбитов.
  • Squeek’s Oddysee — третья часть оригинальной пенатологии, в которой после завершения линии Манча к партии Эйба добавляется третий герой. Судя по словам Лэннинга, игра по-прежнему в планах студии.
  • SligStorm — игра о слиге-альбиносе (слиги — главные приспешники глюкконов), который должен сбежать из родильной фабрики, пока его не прикончили. Игра была отменена, потому что издателям Oddworld на тот момент не понравилась идея сделать главным героем слига.
  • The Hand of Odd — онлайн-стратегия в реальном времени с участием обеих представленных в игре фракций: глюкконов и их прихвостней и мудоконов и их союзников.
  • Oddworld: Slave Circus — что-то вроде гладиаторских боёв, где игрок мог бы покупать и сражаться боевыми рабами.
  • Oddworld: The Brutal Ballard of Fangus Klot — планировалось, что это будет следующая игра после Stranger’s Wrath, а игровой процесс совместит в себе элементы экшен-адвенчура и шутера. Действие её разворачивается в совершенно новой части мира, а главный герой, пастух Фэнгус Клут, в самом начале игры попадает в плен к шайке мафиози из другой страны, которые сгоняют фермеров и пастухов с их исконных земель, чтобы построить на них фабрики по производству тяжёлых наркотиков. Клут становится рабом и вынужден завоёвывать себе свободу в гладиаторских боях на арене, а затем сбегает обратно на родину, чтобы освободить её. Игра была анонсирована в 2005 году и даже запущена в производство (были готовы концепт-арты героев и локаций, дизайн уровень и даже первоначальная анимация), однако всего через пару месяцев после анонса Лэннинг закрыл студию и заморозил все проекты. В мае 2011 года представители компании заявили, что игра по-прежнему в планах — пусть и далёких.

Это чистое безумие. Но, надеюсь, не настолько чистое, чтобы эту игра никогда не издали.

Лорн Лэннинг, Сооснователь Oddworld Inhabitants о Oddworld: Slave Circus
The Hand of Odd, концепт-арт
The Hand of Odd, концепт-арт
Фэнгус Клут, концепт-арт
Фэнгус Клут, концепт-арт

Новый вкус!

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

В 2014 году Oddworld: New’n’Tasty перезагрузила серию, предложив фанатам заново пережить все приключения Эйба с самого начала. По сути, это был полноценный ремейк Abe’s Oddysee, полностью придерживающийся оригинального сюжета и сохранивший все основные компоненты первоисточника, а заодно исправивший некоторые его проблемы и воспользовавшийся новейшими достижениями игропрома: современной графикой, динамической камерой и усовершенствованным ИИ.

Найдите 10 отличий

Исчезло разделение на отдельные экраны, увеличилось количество нуждающихся в спасении мудоконов (299 вместо 99), появилась возможность самостоятельного выбора уровня сложности (уровень оригинала значился как «Тяжёлый»).

Ещё до выхода игры Лэннинг заявил, что если New 'n' Tasty разойдётся тиражом свыше 250 тысяч копий, то компания сможет запустить в разработку ремейк Abe’s Exoddus, а если продажи превысят полмиллиона экземпляров, то фанатов будет ждать полноценное новое приключение во вселенной Oddworld. Год назад продажи New 'n' Tasty перемахнули за отметку в 3,5 миллиона копий.

Возможно, в их вареве яд

Успех New’n’Tasty позволил Лэннингу заново открыть студию разработки и своими силами приступить к созданию продолжения, получившего название Soulstorm. По сути, в основу Soulstorm лёг сюжет Abe’s Exodus, однако новая игра будет в большей мере прямым продолжением New’n’Tasty, чем ремейком Abe’s Exoddus. Лэннинг обещает более глубокую, тёмную и мрачную историю, которую разработчики собирались рассказать ещё 22 года назад, но были вынуждены отказаться от оригинальной задумки из-за сжатых сроков разработки Abe’s Exoddus.

Завязка истории остаётся прежней: Эйб узнаёт о том, что глюкконы начали производство огнеопасного напитка Soulstorm Brew из костей и слёз мудоконов и направляется спасти своих соплеменников и положить конец производству. Однако в Soulstorm будет существенно усовершенствован игровой процесс, прокачаны возможности главного героя и вырастут ставки: теперь Эйб должен спасти гораздо большее количество соплеменников — ведь теперь он может вести за собой до 300 мудоконов за раз, так что на кону реально стоит выживание всей расы.

К слову говоря, Soulstorm было рабочим названием ещё Abe's Oddysee, а сам Soulstorm мог называться Twice Ze Flavor
К слову говоря, Soulstorm было рабочим названием ещё Abe's Oddysee, а сам Soulstorm мог называться Twice Ze Flavor

Главное же отличие кроется в том, что теперь Эйб более решительно настроен положить конец тирании и бедственному существованию своего народа, и получил в своё распоряжение более действенные способы достижения цели. Например, огнемёт.

Благодаря наличию в игре местной валюты, мулахов, игроки получат возможность покупать строительные материалы, на которые можно собрать разные виды оружия, например, резиновый шар или огнемёт. Придётся следить и за своей репутацией: хорошие поступки повышают карму героя и дают силу, которую можно применять на создание временных щитов от пуль или лекарства для исцеления больных.

Карма (а точнее, Куарма) следит не только за тем, скольких мудоконов ты спас, а скольких обрёк на смерть, но и за количеством убийств противников. Убийство слига, пусть даже ради самосохранения, несколько понижает репутацию, а если уж Эйб жестоко расправится со связанным и беспомощным противником… в общем, Куарма, жестокая ты... ну, вы поняли.

Бесконечная Оддисея: история безумной вселенной Oddworld

По задумке создателей, на прохождение игры уйдёт в среднем от 12 до 15 часов, а при доскональном изучении каждого уровня в Soulstorm и вовсе можно застрять на все 100 часов.

Автор этих срок ещё помнит, как лет двадцать назад едва не угробил геймпад от PS1, пытаясь пройти какой-то особо сложный уровень в Abe’s Oddysee. Поэтому отрадно видеть, что спустя столько времени серия получила второе дыхание и шанс на этот раз реализовать оригинальную задумку её создателя до конца.

289289
48 комментариев

Вот при капитализме, человек эксплуатирует человека, а при социализме - наоборот!

36
Ответить

О, лонгрид по крутым играм!

21
Ответить

Первая часть мне досталась, почему-то, тогда на немецком языке. И я всю игру думал, что так и должно быть, что это какой-то выдуманный язык, на котором говорят выдуманные персонажи)

А вообще тащился от первых двух частей не на шутку, в школе постоянно с друганом рисовали персонажей оттуда. Скрабы и парамиты - просто красавчики. А вот ни Манч, ни Стренджер так и не зашли, хоть и ждал продолжения как проклятый. Видимо, всему своё время. Когда вышли эти игры на иксбоксе, приставки этой у меня не было и планировалось, а с ремастерами не сложилось.

21
Ответить

Советую всем посмотреть интервью с Лэннингом)

18
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Тем не менее Лэннинг - это прекрасный пример автора левых взглядов, который создал интересный проект, да ещё и не просрал его за всё это время. В то время как большинство современных товарищей, разделяющих его взгляды, умеют только ломать и перекраивать уже известное, Лэннинг придумал интересную вселенную, смог донести свою идею, сохранив при этом интерес у игроков вне зависимости от их взглядов. Это вызывает большое уважение к нему, из похожих я, наверное, только Тёрнквиста вспомню. 

27
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить