The Banner Saga — сказка с грустным концом

А вы знали о красивейшей игровой трилогии, которую делали 6 лет ex-работники BioWare с посильной помощью российского CG-художника? Я вот не знал. А недавно узнал и остался очень доволен.

The Banner Saga — сказка с грустным концом

Интернеты говорят, якобы "Сага о Знамени" либо, что более лорно, "Сага о Гобелене" неплохо так нашумела в 2012 году, когда Stoic Studio – выходцы из BioWare и разработчики Star Wars: The Old Republic – запустили сбор средств на kickstarter'е, дабы забацать настоящую игру мечты с караванами и умирающим в агонии скандинавским миром. Сбор удался, и сотни тысяч американских долларов (в 7 раз больше, чем было запрошено) полились в карманы разрабам, обеспечив их на два последующих года неустанного копания в коде. Шучу, конечно. Сценаристы, композитор и художники тоже постарались. Но об этом попозже.

Понятия не имею, почему такая – на первых порах – разрывная игора покрылась толстым слоем забвения, ведь за прошедшие годы успело выйти, кроме первой, ещё две части трилогии (последняя – в 2018 году), один спин-офф с подзаголовком Factions, две книги на англе, настолка и порты на все возможные устройства, системы и носители, кроме сай-файной пятой плойки – по понятным причинам. Наверняка, это судьба всех инди-проектов небольших игровых студий: огромный хайп в момент выхода и постепенно гаснущий интерес со стороны комьюнити. И очень зря, кстати, потому что Сага получилась более чем достойной.

Геймплей

The Banner Saga — сказка с грустным концом

Особо не шарю в этом, поэтому скажу базовое, что следует знать перед тем, как начать игору.

По механике Сага в целом напоминает, к примеру, Final Fantasy Tactics и Shining Force: необходимо управлять отрядом воинов под предводительством гг. Вот у него есть задание, для выполнения которого нужно добраться до некоторой точки игрового мира, а по пути к ней будут происходить различные события, и некоторые из них потребуют принятия решений, влияющих на дальнейшие события.

The Banner Saga — сказка с грустным концом

Основные ресурсы для перемещения между точками енто воля и провизия, любое путешествие постепенно уменьшает их количество. Волю можно восстановить за счёт остановок, но следует помнить, что на стоянки тоже тратится пища. После того как заканчивается хавка, караван начинает постепенно вымирать от голода, поэтому необходимо залетать в города (и городские посёлки) по пути, где можно запастись провиантом, приобрести предметы, дающие плюсы к характеристикам персонажей, побазарить по душам с сопартийцами либо получить ещё пачку случайных и нет событий, за которые полагаются неплохие награды. Или наоборот – потери. Всё зависит от сделанных выборов.

The Banner Saga — сказка с грустным концом

При нападении врагов открывается экран боя, на котором расставлены бойцы обеих сторон конфликта. Бой пошаговый, так что ходить с противником нужно по очереди, переставляя бойцов с клетки на клетку и отдавая приказы атаковать броню/здоровье противника, юзать способности или просто ходить туда-сюда, почему бы и нет, правда? На всякие спеллы, дополнительные клетки передвижения и больший урон тратится энергия, которую можно прокачивать полученными после боя очками славы, ещё когда у персонажа мало здоровья, он наносит намного меньше урона, чем с полной полоской XP, в общем, мелочей много, и они делают боёвку, конечно, не главной, но – самой увлекательной частью геймплея.

The Banner Saga — сказка с грустным концом

При поражении, кстати, игра не остановится, только воля отряда снизится и бойцы получат пару ран, станут чуть слабее, а позже – через пару игровых дней – вылечатся. Или можно помочь им сделать это в лагере. Конечно, поражение в схватке не всегда проходит безболезненно: иногда после него можно кого-нибудь потерять. Навсегда. И по ходу сюжета будет куча возможностей сократить свой отряд на одного-двух персонажей, впрочем, это только прибавляет интереса и является жирным плюсом.

Вымышленный мир

Уважать сценаристов можно уже за выбор антуража: все эти заснеженные, явно норвежские горы, фьорды с холодными водами и вереницами драккаров, тотемы мёртвых богов, всё ещё наполненные непонятной, но могущественной силой, суровые (почти всегда) бородатые мужчины и храбрые женщины, привыкшие к условиям, при которых уже следующая зима может стать последней, – всё это привлекает, как минимум, своей необычностью, а как максимум – правдивостью, некоторой простотой и мастерством воплощения.

Чел, который прописал основы мира, поступил крайне хитро: мифология игоры опирается на скандинавскую, но совершенно от неё не зависит, она просто старается сохранить образ существ, непомерно могучих, но и настолько же далёких от условного Мидгарда, не вдаваясь в подробности и хитросплетения мифологических сюжетов. Короче говоря, вот боги были, вот они создали землю, людей и животных, вот один из них (ради прекола, насколько я понял) скрестил человека и якобыка – местную замену вьючных лошадей – так появились рогатые гиганты-варлы, вот второй скрестил человека и коня, так появились местные истребители лошадей (просто боролись за свободу) кентавры, третий совсем рехнулся, позавидовал прочим богам и сотворил пародию на человека – полностью закованных в каменный доспех существ – драгов, которые расплодились и своей агрессией аки толкиеновские орки стали теснить всех остальных существ вместе взятых.

После боги ушли, оставив смертным возможность самим решить, как в этом всём многообразии, собсна, ужиться. Но перед уходом решили сделать прощальный подарок: запрятать в ядре планеты единственную явную отсылочку к скандинавским мифам – огромного мирового змея, который должен рано или поздно пробудиться, выползти наружу и приняться истреблять всё живое, начав свой маленький Рагнарёк. События игоры стартуют как раз спустя несколько дней после того, как солнце остановилось, а землю покрыли широкие трещины глубиной в сотни лиг, будто что-то гигантское вырвалось из тёмных глубин.

Тот самый змей.
Тот самый змей.

Вот таким вымышленный мир, я считаю, и должен быть: ничего лишнего, множество интересных моментов, которые можно раскрыть в будущем, захватывающая атмосфера и да, интрига, чем же всё это закончится? и закончится ли вообще?

Визуал

Главным вдохновителем для визуального ряда Саги послужил американский иллюстратор Эйвинд Эрл – мужик, чей стиль рисовки тяжело спутать с любым другим: простые формы, приятные глазу, гармоничные цвета, переходящие в контраст на деталях, несколько слоёв композиции, что обусловлено – казалось бы – игровой условностью, ведь в Саге, как любой другой игоре с двумерными пейзажами, при перемещении гг три-четыре части заднего фона движутся с разной скоростью, всё ради стойкой иллюзии настоящего путешествия, но даже если рассматривать те же пейзажи в статике, невозможно не поразиться объёмности, которую приобретают фоны при таком подходе.

The Banner Saga — сказка с грустным концом

Вообще, Эйвинд Эрл – довольно популярный художник прошлого века. Хотя бы потому, что с 51 года он начал работать на студию Walt Disney, после в 53 году ещё больше привлёк к себе внимание, нарисовав короткометражку "Toot, Whistle, Plunk and Boom", которая взяла две престижные премии, поэтому Дисней поручил Эйвинду создание визуала для "Питера Пэна", "For Whom the Bulls Toil", "Working for Peanuts", "Pigs is Pigs", "Paul Bunyan", "Lady and the Tramp" и самое главное – для той самой "Спящей красавицы" 59 года, так что когда будете пересматривать (ну, или просто смотреть), обратите внимание, как мультфильм выглядит, чекните хотя бы деревья – их странный, но интересный облик повторяется в каждой работе иллюстратора. За несколько дней нон-стопного прохождения Саги могу сказать, что выбор источника вдохновения был сделан удачно.

Концепт-арт Эйвинда Эрла для "Спящей красавицы".
Концепт-арт Эйвинда Эрла для "Спящей красавицы".

В третьей части, правда, мир игоры кардинально меняется в силу сюжетных причин, это сказывается на визуальной составляющей: Сага начинает походить на дополнение "The Crimson Court" к Темнейшему подземелью, – и к описанному абзацем выше мужику в качестве вдохновителей прибавилось ещё два: Роджер Дин (английский иллюстратор, в основном, обложек к музыкальным альбомам, необычайно пространственными работами которого вдохновлялся ещё Кэмерон при создании "Аватара") и Здзислав Бексиньский (польский художник и фотограф, известный своими мрачными постапокалиптическими полотнами, да, это намёк на то, что происходит в конце Саги).

Ну, с пейзажами всё ясно, но вот анимация тоже представляет интерес, потому что сделана путём покадровой перерисовки с натуры – обычный приём для мультипликации – с оглядкой на работы Ральфа Бакши ("Поп Америка", "Приключения кота Фрица", "Властелин колец", "Огонь и лёд") и Дона Блута ("Спящая красавица", "Робин Гуд", "Земля до начала времён", "Анастасия"). Анимации получились сочными: до сих пор помню ту тяжесть, с которой варлы орудовали своим огромным оружием, а заклинания ткачей – местных магов – и прочие яркие спецэффекты прямо радуют глаз.

В общем, внешка у игоры отличная. При одинаково хорошо исполненном текстовом и визуальном повествовании, второе всё же запоминается куда лучше, ибо аналогов ему в геймдеве действительного немного.

Музыка

Original Soundtrack Саги написал Остин Уинтори – чел, который частенько пишет саунд к игорам и отхватывает за это награды. В этот раз для записи звуковых дорожек Остин привлёк Даллаский духовой симфонический оркестр и специально приглашённых исландских вокалистов, исполняющих свои партии, что характерно, на родном языке.

OST переполнен скандинавскими мотивами, моментами он звучит достаточно мрачно, моментами – легко, даже воинственно, что вкупе с визуалом и сюжетной завязкой заставляет прочувствовать тягучую и недружелюбную атмосферу мира, где солнце остановилось, – места, впрочем, хоть и сурового, но изредка находящего время для простых вещей навроде дружбы, отваги, ну и любви, конечно.

Референсы

Как признались сами разрабы, основными источниками вдохновения для общей концепции послужили "Игра престолов" (по ощущениям, именно роман и начало сериала, а не его позорная вторая половина и концовка) и "Чёрный отряд" (понятия не имею, что это, знаю только: книга популярна в узких кругах, и намечался даже сериал, но до сих пор о нём ничего не слышно, вероятно, его и не будет вовсе).

The Banner Saga — сказка с грустным концом

Самое главное, замысел выбора сложных и морально неоднозначных вариантов действий, посредством которых появляется сопереживание подконтрольным персонажам, удался, ощущение глобальной угрозы, как мне кажется, получилось ещё более явным, чем в том же ИП с их бесконечно медленными Ходоками. Нет, серьёзно – они несколько сезонов шли к Стене, в Саге действия разворачиваются намного стремительнее.

Сюжет, концовочка, итоги

The Banner Saga — сказка с грустным концом

По поводу сюжета много говорить не хочется, ибо spoilers, но то, что к персонажам прикипаешь и даже массовка, произносящая пару фраз за всю трилогию, смотрится достойно, – это факт. Огромная вариативность, возможность убить практически кого угодно, даже гг, даже обоих гг, позволяют не играть даже, а быть соавтором в написании собственной Саги и вплести в мировой гобелен свои особенные нити.

К слову, финал всего и вся открыт, НО он всё же зависит от некоторых неочевидных выборов, сделанных во время прохождения, а также общего тона происходящего. Эта игора единственная на моей памяти, в которой цель сохранить всех пагубна для общих ощущений, в неё рекомендуется играть плохо, много терять и много с кем расставаться, эта история – о боли и гибели, когда хочется сберечь то немногое, что ещё осталось, но можно лишь смотреть, как смерть прибирает всё больше, а после идёт за тобой.

"Сага о Гобелене" не может закончиться хэппи-эндом, это попросту испортит всё впечатление. Концовка должна быть горькой, но от того, что достигая цели, пришлось положить на алтарь всё, а наконец достигнув её, задуматься: могло ли сложиться иначе?

Кстати, могло, но это была бы уже совершенно другая Сага.

Playtime — 36hrs

The Banner Saga — сказка с грустным концом
7.8K7.8K открытий
138 комментариев

Вот как надо создавать сюжеты. А не то, как это делают в The Last of Us 2.

Ответить

"приплетение The last of us 2"

Ответить

хэзэ даже, брат, в TLoU part 2 сюжет спорный, но я не сказал бы, что плохой. 

Ответить

Интересная серия. Жаль, что 3 часть получилась сырой.

Ответить

1-ая и 2-ая часть шедевры, а вот 3-ья фигнёй вышла. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вторая очень сильно проседает в сюжетном плане. 

Ответить