Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Вчерашний пост от товарища Валынкина напомнил мне об одной игре из далекой эпохи трешового российского геймдева, который "преследовал" меня всю сознательную игровую жизнь. Впервые я сыграл в "Боец СОБР" где-то в далеком 2009 году благодаря одному пиратскому сборнику про спецназ (к слову говоря, там ещё был "Параграф 78"). Я тогда и знать не знал, что такое "СОБР", но сама игра меня привлекла своей простотой и "графоном, как в Вивисекторе".

Но не прошло и часа, как "Боец СОБР" был благополучно удален и забыт, как страшный сон. Всему виной была ужасающая сложность и унылый дизайн уровней, от которых даже "F.E.A.R" с его бесконечными офисами кажется шедевром. Что интересно, к игре я периодически возвращался с мыслью "закрыть гештальт", но каждый раз итог был предсказуем.

Прочитав вчера статью про "Антикиллер", я восхитился смелостью автора и предпринял ещё одну попытку осилить личный игровой Эверест. И у меня получилось. Я сразу же поставил легкий уровень сложности и прошел игру менее, чем за 3 часа. Надеюсь, после этого она перестанет мне сниться в кошмарах.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Но, прежде чем сесть за "Бойца...", я попытался найти хоть какую-нибудь информацию о разработчиках. Ничего. Известен лишь издатель - "1С". В самой игре тоже никакой информации, даже финальных титров нет. Что это? Хитро завуалированный госзаказ? Или же авторы постеснялись раскрыть себя? Получается, что игра и правда появилась из неоткуда. И судя по тому, как часто её вспоминают в интернете (практически не вспоминают), исчезла в никуда.

Главное, однако, другое. "Боец СОБР" - результат скрещивания двух непохожих друг на друга игр: "Вивисектора" и "Бойца ФСКН". От первого ему достался движок, от второго - дизайн первого уровня. Интересно, что "Боец ФСКН" распространялся бесплатно с целью просвещения молодежи о вреде наркотиков, а значит, теория того, что "Боец СОБР" тоже госзаказ, уже не кажется такой бредовой. Правда, распространялся "Боец..." уже за деньги. Ну, а что? Молодежь с радостью скупает "Call of Duty" и "Rainbow Six", чем наши хуже?

***

Начну с геймплея - он ужасен. Он был ужасен в 2009 году, ужасен и сейчас. "Боец СОБР" - это шутер от первого лица, где авторы вырезали всё лишнее и оставили лишь бессмысленные и беспощадные перестрелки. Цель игрока - тупо идти вперед по уровню и остреливать толпу одинаковых "террористов", которые никогда не прут напролом, а стоят вдалеке, или же возникают у вас за спиной. И всё. Никаких загадок, никаких дополнительных геймплейных элементов, ничего.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

И таким вот незамысловатым заданием вам предстоит заниматься три часа. Звучит обыденно. Но, поверьте, играть в "СОБР" - та ещё пытка. И дело даже в отвратительном дизайне уровней, а в том, что это невероятно сложно. Враги очень меткие и они сливаются с окружением, отчего не всегда понятно, откуда в тебя стреляют. На первых уровнях, которые проходят в узких корабельных коридорах или складах, ещё не так страшно, но когда дело доходит до открытых пространств, тут уже хочется проклинать всё и вся на свете.

И ладно, если вы вовремя нашли врага. Хуже то, что он сидит в трехстах метров от вас и никогда не промахивается, а у вас в руках довольно косой автомат, который и вблизи то не отличается меткостью. И как быть? Другого оружия, кроме пистолета и автомата у вас нет, разработчики почему-то не разрешили подбирать "М-16" с трупов. Что делать? Страдать. Нет, правда. И это хорошо, что я играл на легком уровне сложности. Что творится на среднем или выше даже боюсь представить.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Кстати, когда вы по сюжету дойдете до уличных боёв, начнется демонстрация превосходных геймплейных решений. Пример: вам нужно ограничить уровни так, чтобы игрок не смог пройти дальше, не выполнив задание. Что вы сделаете? Поставите высокие стены или двери? Банально. Поставите невидимую стену? Не профессионально. Представляю решение от "1С" - бессмертные враги. Идете себе, видите, враг сидит неподвижно, стреляете в него, тратите на него весь магазин, а ему хоть бы хны. И игроку сразу становится понятно - туда идти ему не надо. Гениально же!

Воевать с врагами придется в очень унылых декорациях. Первую треть мы проведем в узких корабельных трюмах, от однообразия которых хочется выть на луну. Затем перейдем на улицу, где нам предстоит бегать среди руин и заброшенных панелек без какого-либо интерьера. А в конце побегаем по очень длинным и скучным подземным туннелям, настолько однообразным, что даже герой выразит своё недовольство этим занятным времяпрепровождением.

***

Ладно, с геймплеем всё понятно, что там по сюжету? А он тут, как ни странно, есть. И в лучших традициях фильмов с Александром Невским, здесь есть крутой герой (во всех смыслах), внезапное предательство, "вотэтоповорот", псевдофилософские диалоги и хэппи-энд. Мы играем за оперативника СОБР "Ворон-1", который получил приказ отправиться на некий танкер забрать некий груз. Неожиданно, на месте его и его бойцов встречает вооруженный до зубов отряд террористов. Практически все, кроме него, погибают, а сам он решает разобраться в происходящим и отправить террористов мочить сортиры. Помочь ему может лишь полковник Коршунов, который сидит в штабе и подбодряет героя приказами и воодушевляющими речами.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Неожиданно, танкер останавливается прямо у главного штаба террористов, расположенного на отдаленном острове. Так что у "Ворона-1" появляется шанс отомстить врагам за поруганную честь. Но тут в дело вмешивается третья сторона в лице некоего "Змея", сотрудника гос.безопасности, который уверяет героя, что за всем происходящим стоит сам Коршунов. И чтобы поймать злодея и вывести его на чистую воду, нужно выкачать все данные из главного сервера террористов. Ворон, не долго думая, верит словам "Змея" и с радостью отправляется выполнять задание.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Наконец, после долгих мытарств в подземном убежище террористов, герою разрешают отправиться к точке эвакуации, где его ждет неприятный сюрприз. В лучших традициях телефонных разводил, "гос.служащим Змеем" оказывается главарь этих самых террористов, который хочет завладеть данными. Но тут в дело вмешивается сам полковник Коршунов, который прощает герою его легкомысленность и в награду приглашает в свой отряд. А заодно приказывает ему сесть в вертолет, чтобы отправиться на новое задание по поимке этого самого Змея.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе

Но поймает ли его наш бравый солдат, мы уже не узнаем - на этом диалоге игра заканчивается.

Как видите, имеется простой, но полный событий (в рамках 3-х часовых приключений) сюжет, в котором нашлось места и шуткам, и прибауткам. А наш "Ворон-1", аки герой из 80-х, крут, смел, и всегда остроумничает.

Коршунов: "У противника многократное превосходство в живой силе!"

Ворон-1: "Сила есть, а ума я сейчас им подкину, товарищ полковник!"

Автор диалога неизвестен

А ещё Полковник им постоянно восхищается и даже в шутку предлагает объявить войну Америке. А мы точно не за Невского играем?

***

По итогу хочется сказать, что "Боец СОБР" - самая ленивая игра, которая появилась сама по себе. Никаких катсцен - ни вступительных, ни финальных - или дополнительных живых персонажей, кроме главного героя и террористов. Однокнопочный геймплей, повторяющийся дизайн уровней, отсутствие какого-либо саундтрека даже в главном меню (!) и пресный голос актеров на заднем плане. Вот такой вот отечественный шутер второй половины нулевых, который должен был показать крутость "бойцов СОБР"! Стоит ли в него играть? Только если вам нравятся артефакты отечественного игропрома или же вы устали играть в одни шедевры. Ну а мой гештальт, наконец-то, закрыт. Можно жить дальше.

Боец СОБР. Игра, которая появилась сама по себе
5454
38 комментариев

Да уж, сил тебе не занимать - играть в треш-шутаны СНГ\Польских\Прочих восточноевропейских разрабов, это концентрированная боль. Про уровень сложности можно даже не говорить - только лёгкий, везде. А ощущается он как хард в адекватных шутерах.
Какой ужас будет ждать тебя в следующий раз?

2

"Метро-2: Смерть вождя"

6

Что-то напоминает Iron Cross по вашему комментарию. Мелким половину прошёл, лет через 10 вспомнил про него и решил установить, в итоге прошел только 1ю локацию и удалил.

1

@Илья Валынкин спасибо, что вдохновил меня добить этот шедевр

2

"Параграф 78"Загляни в старушку!

2

"Получи в жбан, лысый у*бан!"

2