Некоторые размышления об отражении рабского труда в компьютерных играх

Здесь пару лет назад выходила любопытная статья «Как исторические игры внедряют или игнорируют рабство». Однако такой вопрос-заголовок, на мой взгляд, несколько неудачен, что это вообще значит «внедряют»? Конечно, вряд ли имелось в виду что игры как-то способствуют тем немногочисленным, но реальным случаям его сохранения поныне, но и даже догадываясь что автор имел в виду непонятно с чего такой вопрос, словно есть такая альтернатива. А вот на счет игнорирования следовало бы поговорить, ибо тема весьма интересная. В той статье указывалась единственная из существенных игр, затрагивающих рабство Slave Trade: Playing History не просто, как там уже упомянули, имеет жутковатыый тетрис из рабов:

Некоторые размышления об отражении рабского труда в компьютерных играх

а еще и скандальную историю как его оттуда убирали по требованию возмутившихся журналистов. Хотя условность с тетрисом не очень страшное, ибо складывали в реальности как-то так:

Некоторые размышления об отражении рабского труда в компьютерных играх

И я уже давно замечаю, что рабство игры, по крайней мере западные и популярные, практически игнорируют. Придется сделать небольшое отступление, можно заметить и небольшую разницу в подходах к вопросу в историографии. У условных «нас» как-то давно повелось, что с учебника по истории древнего мира и читающего его школьника это вещь вполне обыденная, теоретически вписывемая в до сих пор популярную теорию формаций. У «них» это как-то всегда воспринималось по другому, в духе «и стоит столько внимания этому уделять» (поэтому, к примеру, излагая философию Аристотеля вовсе и не обязательно упомянуть что он там про рабов писал), запомнился, увы недословно, циничный комментарий незапомнившегося западного историка, что выделение в теории формаций рабовладельческой есть несусветная глупость, ибо раб же для человека античности простое instrumentum vocale (орудие говорящие), а значит рабовладельческая формация звучит так же как «плуговладельческая». Хотя если не доходить до крайностей, и с той стороны долгое время были весьма интересные возражения. С той же оценкой «второго издания рабства» оценки долгое время расходились с разных сторон. Но потом у «них» произошло множество замечательных вещей, в числе которых такая штука как "постколониализм", да вот от такой рефлексии интеллигентов стало только хуже. И для игр тоже.

Не хочется дальше отвлекаться на посторонние рассуждения и пора переходить непосредственно к играх. В них определенно есть то что "нельзя«. Причем »нельзя" это нельзя весьма избирательное, самое тягчайшее как с точки зрения морали, так и права в играх сплошь и рядом допускается. Геноцид, бандитизм и развязывание агрессивных войн, легко, подумаешь. А вот что-то нельзя так нельзя. Самым ярким примером, как и думаю многим, будут бессмертные дети в Skyrim’e. Но как вы уже по заголовку заметили, волнуют меня не они, а рабы, точнее их труд, который в играх не то что использовать игроком, а и встретить то можно с трудом. Сами рабы, пусть и часто фантастического антуража, в играх не совершенная редкость, но скорее как абстрактные невольники злого хозяина, из лап которого скорее всего их можно (или даже нужно) будет освободить. Уже куда реже проскакивает тематика работорговли и особенно конкретно исторической, но поучаствовать в этом процессе игроку почему-то никогда не дадут (ни в одном из множества торговых симуляторов, (например, Anno, Patrician, Merchant Prince и т.д., не исключаю что упустил что-то, т.к все-таки не совсем мой жанр) такого товара не будет при всем бросающемся в глаза многообразии) Хотя товар «рабы» во всей своей простоте есть в серии Europa Universalis, но без какой-либо специфики, как простой товар наряду с прочими. Вспоминается из исключений Mount&Blade, где иногда можно сбагрить работорговцу захваченных в бою пленных. Но, если не ошибаюсь M&B игра не совсем «западная».

Есть работорговля в Marble Age от глубокоуважаемых мною отечественных инди-разработчиков Clarus Victoria. И в игровых текстах недвусмысленно игроку про рабов и их роль в античности рассказывают. Только вот в геймплее, увы, это не отражается никоим образом, как и в других играх Clarus Victoria, где тоже все ограничивается текстами-описаниями, но не игровой составляющей, в которой все люди безликие юниты. А работорговля в частности в вышеупомянутой игре сводится к возможности по достижению лимита населения продавать помещающиеся в лимит излишки.Но главным образом меня на такие размышления натолкнул тот факт, что такая тематика не вскрыта в играх, где ей бы казалось самое место. Одна из любимейших старых игр, Colonization товарища Сида Мейера нельзя уличить в излишней боязни затрагивать неудобные темы. Индейцев, например, в игре не только можно, так сказать, загеноцидить, но игра прямо наталкивает на их использование и дальнейшее истребление как самый выгодный путь для прохождения. Более того, игра геймплейно нам показывает все реальные исторические способы труда в колониях, свободные колонисты — наемные колонисты — заключенные (каторжники) и даже завербованные индейцы. Но нету одного из главных — рабского труда завезенных негров. Это не только юг современных США, напомню, но и Карибы, Куба, местами и Южная Америка… И вся богатая на исторические описания внутриигровая энциклопедия, если только я не проглядел, нигде нам такого факта не сообщает. Но и помимо восстановления исторической достоверности лишний тип юнита по мне так хорошо бы мог вписаться в игровую механику, получая по аналогии с уже существующими бонусы и штрафы к производству в отдельных отраслях.

Другой случай из интересного новодела Dawn of Man. Игра хотя и вышла какая-то незаконченная и в отличии от той же Колонизации переигрывать в нее никогда в жизни не сядешь, но любопытно. Игра нам повествует без чрезмерных упрощениях о первых веках человеческой истории, конечно, в первую очередь показывая технический прогресс, но не только, возникновение первых культов в ней тоже показано. Но одна социальная новация в игре совершенно игнорируется. Захватить и обратить в рабство никого нельзя. Можно одомашнить коров лошадей, ослов, изобрести плуг, а вот «патриархальное рабство» в игре ни за что не доступно. Все люди-враги исключительно убиваются, пленные не берутся, словно никогда такого нигде и не было, игроку даже выбора не предоставляют. И опять же в механику бы вписались бы рабы неплохо, хотя бы как еще один вид скота.Игроку не дают быть рабовладельцем и работорговцем, конечно не очень то и хотелось, но факт есть факт. За то вот ниразу не в исторической игре Rimworld, где вообще можно очень много из того, что нигде нельзя, даже грабить корованы, есть и рабы, конечно, даже можно из числа тех самых корованщиков их заиметь, а можно им же и продать или даже купить. Только вот опять же трудится их заставить никак нельзя, без модов конечно. Но и моды не исправляют самой извращенной игровой логики, где купленному или захваченному рабу желательнее всего создать прям таки курорт, выделив ему лучшую комнату и питание, чтобы он от такого хорошего обращения как можно скорее захотел присоединиться добровольно к твоей колонии.

Ну и не могу не вспомнить Victoria II единственную из известных мне игр где есть самые настоящие рабы как категория трудящегося населения. И даже указывается их численность в человеках и процентах плюс-минус близкая к реальной на момент начала игры (1836 год). Но на этом вся радость заканчивается. Игра базируется во многом на системе производства-потребления и дифференциации структуры населения. И это не просто красивые циферки как во многих глобальных стратегиях, это живая и динамичная система, люди в игре мигрируют, ассимилируются покупают товары, растут и падают населением, богатеют и бедняют, платят налоги, меняют профессии и положение в обществе, восстают, вызывают специфические эвенты, короче всячески не дают игроку забыть о своем существовании. Но к рабам это не относится. Они в игре есть, но они «мертвая» категория населения. Их цифра не будет меняться по ходу игры. Войны, эпидемии, демографические переходы для них не значат ничего, за каждый день никто из рабов не освободится и никто в рабство не обратится, а раба никогда не перевезут в другое место. Единственное что с рабами можно сделать это нажать в специальной менюшке кнопочку "отменить рабство" и они в миг навсегда исчезнут, превратившись в разные категории свободных людей. Да-да, именно навсегда, кнопочка "вернуть рабство" при должном старании может нажаться, но рабы от этого не возникнут. Ни единого. Можно списать на недоработку, но такое положение ниразу не исправлялось за кучи патчей и официальных DLC-дополнений, такое ощущение что рабы в игру были добавлены с одной единственной целью — занизить стартовое могущество США с целью геймплейного баланса.

Затрудняюсь сделать вывод из своих размышлений. Я наблюдаю, подмечаю, но объяснить связно не в силах. Скорее всего, есть связь между тем что я писал в начале и потом показывал на примере игр. А может и нету и я просто слишком много специфичного историзма желаю видеть в играх. Каждый по своему на голову отбитый придирчивый даже в плане историзма, кто-то готов писать что в игре используется оружие или танк какой-нибудь, который в реальности мог использоваться минимум через два месяца чем это было заявлено в игре. а то и к всеобщему смеху ошибка на пару лет или вообще «такого на вооружении никогда не стояло». Я же мимо этих моментов пройду совершенно спокойно , меня даже не сильно волновало что в шутере Darkest of Days, весьма недооцененном, к слову сказать, русские солдаты на фронтах ПМВ кричат: «За Сталина!», а менее очевидные ляпы даже не замечу. А вот тут ощущаю, что что-то не так.

2929
23 комментария

В моей любимой вселенной рабы хреначат друг друга до потери сознания на потеху своим хозяевам, что упорно пытаются протолкнуть как дружбу и понимание. с:

15
Ответить

На проекте с 14 окт 2020Здесь пару лет назад выходила любопытная статья "Как исторические игры внедряют или игнорируют рабство".

11
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Статью отформатируйте. Простыня, читать тяжело

7
Ответить

Спасибо что заметили, поправленное форматирование  с первого раза не сохранилось.

Ответить

Знакомый делал экономический симулятор плантатора для мобилки. В игре можно было как покупать рабов у пиратов или каторжников в метрополии, так и самому организовывать экспедиции за рабами. Через неделю, после того, как выпустил игру, забанили не только её, но и гугл аккаунт. 
Вот такие стандарты, чего можно в играх, а что нельзя)

4
Ответить