Warhammer 40000: Rogue Trader: чего ждать если вы знакомы с BG3 и/или Pathfinder’ами

Абсолютно непредвзятое мнение человека, наигравшего 200+ часов в альфу с бетой Рог Трейдера, да. И да, новорег, готова получать гнилые помидоры сразу.

Глядя на вчерашние обсуждения по теме (и местами лютую дезинформацию) просто не могу удержаться. Раз уж все всё равно тянут сравнения с БГ3 то дайте я хоть более-менее структурно попробую расписать. (Спойлер: эти игры не похожи, кроме жанра, кто бы мог подумать-то) Это не полноценный обзор игры, скорее обобщённый ответ на вопросы/претензии которые часто видны в комментариях, аспекты про которые в комменто-холиварах не говорят я тут особо и не трогаю. Если вы за РТ сдедили, а то и играли, то ничего нового не увидите тут.

Без спойлеров (один частичный, честно прикрыт). Ну интерфейс релизной версии ещё местами засветился.

КотоИдира предвидит срач в комментах
КотоИдира предвидит срач в комментах

Во-первых, давайте сразу: если вы играли из crpg только в Baldur’s Gate 3 и ждёте что-то такое же но без графония - не ждите. Это не клон, не наследник и вообще даже не особенно родственник.

Что похоже на БГ3:

  • Партийная РПГ. В РТ, как было и в ПФ, 5 сопартийцев в активной команде, всего - 10 (двое из них присоединятся только в третьем акте), менять состав партии можно на корабле. Романы тоже есть.
  • Боёвка пошаговая. Кроме пошаговости схожести в ней нет, но хоть что-то (:
  • В диалогах могут быть скиллчеки (в РТ по ощущениям их сильно больше и бывают скрытые - узнаешь что чек был только если его пройдёшь и увидишь появившуюся опцию с пометкой). Скиллчеки проходит персонаж с самым высоким значением соответствующего навыка в активной партии, кроме сюжетно-обоснованных исключений, там - ГГ.
  • Ну, объекты на локациях можно лутать и ловушки обезвреживать, это считается?)

На Пасфайндеры от той же студии, игра, очевидно, похожа, но это не ПФ3 и не "Пасфайндер в космосе", механ и боёвка совсем другие, нарратив по стилю и тону очевидно поменялся тоже сообразно сеттингу, но по-прежнему на высоте.

Механ

Механ не повторяет настолку (ни Rogue Trader ни другие ваха-системы), но использует оттуда часть концептов.

В основе всего кубик d100, чем меньшее число выкинешь - тем лучше для тебя. Т.е. по умолчанию чтобы пройти проверку Carouse (свой стат, допустим, 60) нужно выкинуть на d100 от 1 до 60, больше - провал. Потом подключаются модификаторы, они влияют на порог а не на бросок. Модификатор в плюс делает проверку ПРОЩЕ, т.е. чек “Carouse +10” на том же примере будет успешен при броске от 1 до 70. Чек “Carouse - 40” пройдёт при броске от 1 до 20. По сути подход инвертированный относительно днд, так что если будете менять настройку сложности скилчеков - не перепутайте в какую сторону двигать (:

Автоуспехов и автопровалов нет, к слову. Сейвскамить безнадёжную проверку в надежде на заветную единицу смысла нет (но и безнадёжных проверок очень мало, скорее всего там будут альтернативы по другим чекам где у вас будет нормальный шанс)

Боёвка

Сравнивать стоит скорее с тактиками (автор честно признаётся что в тактики он не играл и не планирует, обоснованно расписать схожести с тем же XCOM’ом не могу, но игравшие упоминали нередко)

Детально расписывать не буду, но что важно знать в рамках сравнения:

  • Страдавшие от пребаффа в пасфе (как я) - выдохните, пребаффа нет и не может быть физически, все баффы работают несколько ходов или до конца комбата, кастуются соответственно в бою как часть хода.
  • Любители взрывать бочки и бить молниями по лужам - увы, не рассчитывайте. Влияющее окружение есть, но это либо заложенные разработчиками элементы (обжигающий пар, электрифицированные поверхности, ядовитые облака, etc) либо укрытия (которые можно ломать, бзв)
  • Система Action Points а не действий. Стартуем с 4х, к середине игры доходим до 5ти (6 если с баффом). Атака по дефолту одна за ход, но на самом деле сможете делать больше, только немного думать наперёд понадобится. Не-атакующих действий можно столько на сколько АП хватит.
  • Укрытия. Половинчатые снижают шанс попадания, за полные вообще выстрелить не выйдет т.е. line of sight нет. Личный совет: если замечаете что вас раздражает выколупывать вражеских стрелков из-за full cover’а - возьмите в команду шустрого милишника (у меня Хейнрикс) и давайте ему ульту иногда, перестанете их замечать вообще.
  • Стрельба и friendly fire. Задеть союзника можно любой атакой (у них на это очаровательные возмущённые реплики), но со стрельбой это будет чаще всего. Выстрелы из физического оружия (например всеми любимый болтер Сестры Битвы) создают физический же проджектайл, который может пройти навылет и попасть в того кто за вашим противником стоял. Включая союзника, да. Очереди вообще не разбирают кто там в радиусе поражения, встал перед болтером - сам виноват. (Можно впрочем набилдить своему танку много всякого чтобы дружеский огонь перестал его волновать, если хочется). Звуки и эффекты стрельбы очень сочные, к слову.
  • Моментум. Убиваете - растёт, умираете - падает, Офицер умеет разгонять дополнительно. Набрали много - можете потратить на ульту, ульта зависит от классов и выбранных апгрейдов, но например стрелок или файтер за время ульты скорее всего зачистят вам большую часть поля боя. Упал очень низко - тоже можете сделать ульту но с большим минусом до конца боя. У противников моментум тоже есть и свои ульты они юзают, хоть и реже.
  • Вуаль и псайкеры. Юзаете псайкану - дамажите вуаль, когда вуаль достаточно продамажена - последующие касты могут вызвать перила (perils of the warp). А могут и не вызвать, варп - он непредсказуем. Шкала вуали общая для вас и противников, к слову, сражаетесь против культистов-кастеров - вуаль порвут и без вас, если не убьёте раньше. Идира, как несанкционированный псайкер, может вызвать перила вообще любым кастом, хоть и с небольшим шансом. Первым же кастом в бою убить себя и призвать демона чтобы остальной пати не скучно было - бесценно.
  • “Сквозные” ресурсы, спеллслоты, etc. Нету их, кроме расходников в инвентаре. Отдыхов тоже нет. Юзайте в бою все способности что есть, не надо прикидывать что “к боссу не хватит”. Одно но: если вас сильно продамажили - получите рану, если не вылечить её - травму. Ни раны ни травмы сами не проходят, или лечить расходниками или на корабль возвращаться и спать там.
  • Количество и состав энкаунтеров. Меньше чем в ПФ точно. Больше ли чем в БГ3 - пожалуй, но не радикально (хотя у меня сейчас конечно воспоминания скорее о третьем акте чем о первом). Некоторые можно пропустить диалоговыми/сюжетными выборами, но таких не очень много, в основном придётся нести свет Императора one bullet at a time. Треш-энкаунтеров стало мало, но к сожалению большая их часть собралась на одной планете прямо в первой главе. Держитесь, дальше будет лучше, правда. Механики у боссов и даже просто элиток есть, разные, порой очень занимательные, но на сложности нормал и ниже заметите вы это скорее всего только у пары боссов, остальное сносится очень уж быстро. Пещерных пауков замечено не было, по сложности довольно ровно, хотя есть важный босс который многим даст прикурить. Мне понравился, да. После взятия второй доктрины, впрочем, игра постепенно становится проще и проще, посмотрим, изменили ли это на релизе.

В общем, как видите, боёвка не похожа ни на ПФ, ни на БГ3. Менее “душная” чем в Пасфайндере, но и куда менее казуальная чем в БГ3. Впрочем как всегда можно настроить сложность до состояния “всё проходится без использования абилок вообще”, если хочется. (Rogue Trader cовершил невозможное: я, убеждённый игрок “для и на истории“ в бету играла на нормале и коре -выборочно -, а релиз буду на коре или харде)

А, и про всеми любимые рандом энкаунтеры. Есть, но скипабельны. Если летаете по маршрутам не страшнее жёлтых (маршруты можно "улучшать") - не будет вообще, если на оранжевых - будут периодически, возите с собой несколько грузов святых даров и оружия - можете за груз такие энкаунтеры скипнуть, ваши матросы разберутся сами. Если на красные - то добро пожаловать, конечно, бой будет и будет непростым. Очень, кстати, советую, пособирать эти энкаунтеры пока не начнут потворяться, их уникальные разновидности - классные и запоминающиеся. (И текстовые варп-эвенты при перемещениях огонь, но это вы в любом случае увидитие)

К слову есть очень клёвая QoL фича с голограммой: указываете, куда хотите пойти, на том месте появляется голограмма и способностями начинаете целиться оттуда же (все индикаторы, например шанса попадания или line of sight отображают значение исходя из точки голограммы). Никаких сомнений с тем дотянетесь ли, попадёте ли. И анимации ускорять можно, как мне этого не хватало! И вообще в плане интерфейса и usability очень всё приятно, как немного привыкнешь.

Билды

Система своя, не настолочная, хоть названия и оттуда: есть 4 базовых класса-архетипа, каждый из которых может потом взять один из трёх архетипов второго тира на 15м уровне (они пересекаются, всего архетипов второго тира 6).

Warhammer 40000: Rogue Trader: чего ждать если вы знакомы с BG3 и/или Pathfinder’ами

На лвлапе в зависимости от уровня или повышаем стат (тут всё просто) или берём активную способность из пула, или берём специализированный талант из пула, или берём общий талант из пула.

Пул формируется из того что вам даёт ваш архетип, ваш родной мир и ваш ориджинс-бэкграунд (особенно выражено у псайкеров и сопартийца-Навигатора, там целые деревья способностей от ориджинса идут). Плюс “общие” таланты доступные к выбору для всех.

Предыстория аристократа добавит в ваш пул вот такую прелесть. 
Предыстория аристократа добавит в ваш пул вот такую прелесть. 

Всё взять не получится и близко, по крайней мере до третьего тира (он для всех общий и позволяет в числе прочего добирать невзятое в прошлых двух).

Синергии есть, варианты есть, забилдить машину уничтожения можно из любого архетипа и их комбинации, особенно если заполировать снаряжением которое попадается очень занимательное.

Если вы тут из БГ3 - то или порадуетесь простору для выбора и сравнительной глубине (и возможности смотреть что вам будет доступно заранее а не только на лвлапе) или задушитесь насмерть, смотря насколько вам там (не)зашла ДнД5)

Если из Пасфайндеров - то вариантов билдов увидите куда меньше, для кого-то это будет минусом а кто-то возможно будет меньше душиться) Забилдить совсем уж мусор сложнее чем в ПФ, но всё равно, наверное, можно, думать над билдом хоть немного но придётся, если вы не на истории играете.

Из приятного: благодаря тому как система построена, эффективный билд почти автоматически выходит очень flavourful, и по логике и по названиям абилок. Никаких уровней чешуйчатых кулаков и прочих вивисекторов взятых для эффективности закрывая глаза на идейную нелогичность)

Из ещё приятного: здесь есть Офицер. Архетип, целиком сфокусированный на том чтобы заставить остальных делать работу за вас (:

 Жизнь лидера. Чай в бою не подают, а в остальном ровно так и всё и происходит. Автор: https://vk.com/timavos?w=wall-103812276_6324
 Жизнь лидера. Чай в бою не подают, а в остальном ровно так и всё и происходит. Автор: https://vk.com/timavos?w=wall-103812276_6324

Класс, который может частично передавать ход сопартийцу. Там, где остальные классы делают атаку, Офицер говорит “Вооооон тому въе... стукни” и выбранный сопартиец получает 2-6 АП и внеочередной ход. Кроме этого у Офицера и другие навыки (преимущественно баффы) есть, в сумме играется очень приятно и офигенно ощущается с точки зрения ролеплейного соответствия некоторым типажам. Удивительно что я не могу особо вспомнить именно таких командирских классов-аналогов в других РПГ, которые действительно могут не марать руки сами, а только командовать. Имхо, очень классный концепт, приятная реализация, очень рекомендую попробовать. (Если что: забилдить офицера который не против пострелять и сам можно тоже, такой билд, например, у компаньона-офицера Джай. Играть командующей белоручкой просто нравится лично мне и подходит моему персонажу)

Сопартийцы

Я не знаю что тут сказать чтобы не выглядеть чудовищно предвзято. Я обожала Совокотиков и раньше, а РТ в плане сопартийцев для меня побил оба Пасфайндера легко и непринуждённо. Заодно это уникальный для меня случай: ни один сопартиец из десяти не бесят, все хотя бы в какой-то степени интересны.

Сопартийцы с официального сайта игры. Есть ещё один, но спойлерный, так что его портрет обрезан
Сопартийцы с официального сайта игры. Есть ещё один, но спойлерный, так что его портрет обрезан

Ну как “все в какой-то степени”. 8 из десяти я вооще нежно и трепетно обожаю. А слотов в активной партии всего 5 (а в моём случае 4 потому что Хейнрикса я оттуда не выпущу никогда). Невозможные выборы просто, как ни старайся - не влезают все кого хочется упихнуть!

Если с Пасфайндерами вы знакомы то радикально неожиданного ничего не будет, общий принцип взаимодействия с сопартийцами тот же, только вместо разговоров на отдыхе (нет больше отдыхов) теперь бантеры на локациях, часть с привязкой к месту/событиям, часть просто рандомная.

Что мне очень понравилось - сопартийцы стали взрослее, и ГГ тоже. Кассии у нас, конечно, 20, но она в этой команде исключение. Сеттинг в целом куда мрачнее Пасфайндера и это в сопартийцах видно тоже. Dedicated comedic relief больше нет, юмор в наличии и в целом и у спутников, но дозированно и чаще или чёрный или сарказм.

Попытка завербовать сопартийца. Не очень успешная.
Попытка завербовать сопартийца. Не очень успешная.

Если вы из БГ3 то начинается интересное. С одной стороны здесь не будет анимированных мокап-сцен и полной озвучки, я знаю что для многих это сразу жирный минус. Реплик-реакций на каждую новую зону/событие не будет тоже (и это жаль, да, было очень приятно что они все реагировали, хоть и по одной строчке)

Зато сопартийцы в РТ могут и будут активно участвовать в диалогах. Причём не вставлять одну фразу (хотя и так бывает) а спорить между собой, выражать своё мнение, реагировать друг на друга, предлагать варианты, пытаться вас переубедить, да и просто шутками перекидываться иногда. Не только в своём личном квесте, везде. Да и на события порой повлиять могут (например если вы некоторые чеки зафэйлите - сопартиец может вступить и решить проблему за вас. Таких случаев не очень много, но есть. Опять же, попросить агента Инквизиции или Эльдари продвинуть вас в очереди - бесценно) Носите с собой любимых сопартов, узнаете о них много интересного, очень значительная часть взаимодействия с ними происходит именно вот так, в других квестах, и такие взаимодействия местами влияют на их личный квест и/или роман.

Ах да. Романы есть.

5 вариантов

Девочки: Кассия (гетеро), Джай (би), Ирлиэт (би, но из-за расовых и культурных особенностей роман нам обещали очень нестандартный и без секса. Но роман)

Мальчики: Хейнрикс (гетеро), и спойлер (би)

Если вы смотрели материалы по игре то спойлер знаете, было объявлено официально. Если не смотрели то оставайтесь лучше в счастливом неведении, некоторые моменты для вас окажутся особенно хороши, аж завидую.

Десятый сопартиец - Маражай, друкари, может быть завербован в третьем акте

Какими будут романы пока знают только датамайнеры и пресса (но я видела некоторые восторги от тех кто следит за стримами и спойлерами), по опыту прошлых игр Совокотов - секс-сцен не ждите, скорее всего просто чёрный экран, а вот всё остальное у них на высоте. Сейчас меня вероятно будут закидывать помидорами, но по моему глубокому убеждению романы (да и спутнический концепт в целом) Совокотики делают несравнимо лучше чем Ларианы, как по структуре и количеству контента так и по эмоциональному воздействию и раскрытию персонажа. В общем, если эта сторона интересна и играли только в БГ3 - очень, очень советую хотя бы попробовать. Если играли в ПФ то сами всё знаете, чего тут рассказывать)

Ах да, ещё один милый маленький нюанс: в игре куча способов избавиться от сопартийцев. От простого “подойти на мостике и выгнать” до весьма изощрённых способов убийств и даже пыток. Не знаю зачем я это тут пишу, я просто до сих пор слегка в шоке от некоторых вариантов. Но обязательных сопартийцев нет, к началу третьего акта при желании можно уже остаться в гордом одиночестве.

Если кому интересно то над спутниками РТ работали авторы: Тристиана и Валери (Хейнрикс и спойлер), Вендуаг и Грейбора (Паскаль и Ульфар), Регилла и Джубилоста (Аргента), остальные спутники в руках новых авторов.

Ролеплей, сюжет и выборы

Совокотики.

Всё, это должно было дать вам достаточно информации (:

Диалогов много, опций для выбора много, некоторые из них прекрасны нечеловечески (всем советую как-нибудь поиграть за зарвавшегося аристократа, там такие реплики, такие реакции, прелесть просто)

И я вот не шучу, игра даже портрет имеет идеально для этого подходящий
И я вот не шучу, игра даже портрет имеет идеально для этого подходящий
И так можно всю игру, при желании (:
И так можно всю игру, при желании (:

Тысяча и один способ быть сволочью разной степени прилагается. Топить за всё хорошее против всего плохого и строить приюты для сервиторов тоже можно, к чему вас это приведёт - вопрос отдельный (: Реакции окружающих на это в целом ровно такие как можно ожидать от людей живущих в мире Вархаммера

Вот какой-то такой
Вот какой-то такой

Местная замена мировоззрениям - система новая и потенциально спорная, говорить ничего не буду потому что в бете она была в сыром виде ещё, боюсь наврать относительно релизной.

Что известно точно - это что персонажи-люди так или иначе имеют положение по трём осям: Догматик (следование Имперскому Кредо и вера в Императора и Империум превыше всего), Еретик (от простого эгоизма до поклонения Хаосу) и Схизматик (гуманизм, вера в людей и компромиссы и прочие крайне непопулярные в Империуме воззрения). Обещали что на это будет много завязано в плане последствий, но в бете мы видели только механическую сторону (баффы за уровень и возможность носить некоторые предметы)

Выглядит вот так, есть у ГГ и сопартийцев-хумансов
Выглядит вот так, есть у ГГ и сопартийцев-хумансов

Сюжетные выборы разнообразны и игра склонна их запоминать, порой даже в мелочах. Зачастую прилетит вам за ваш выбор сильно не сразу, может и спустя акт-два-три аукнуться. Например благосклонность некоего Инквизитора зависит от того что вы успели наворотить до встречи с ним (и как смогли навороченное ему объяснить). Последствия сдачи космической станции в одни не в меру ретивые руки будут заметны как сразу - на самой станции будут перемены, так и позже, когда будете говорить с прежним и новым владельцем станции - их отношение к вам и диалоги будут различаться в зависимости от того что вы с той станцией выбрали.

К сожалению очень сложно говорить про выборы, есть очень интересные и с последствиями начиная прямо с пролога, но спойлеры, спойлеры!

И раз уж я тут про сравнения и ожидания относительно БГ3… Большой механической свободы и реакции на это тут не ждите. Никакого “своровать идол”, “оставить нпц без квестового предмета” или “перебить всех”, выборы в основном делаются в диалогах. Если вам в БГ3 нравилась именно возможность пробраться в неожиданное место, своровать/подкинуть объект и увидеть к чему это приведёт - этого тут можно не ждать.

Но зато нарративных выборов тут куда больше, они разнообразнее и гораздо менее чёрно-белые, “правильных” выборов может не быть вовсе (например, спасти ли горстку людей с планеты, обрекая оставшихся на участь хуже смерти или уничтожить всех, сберегая по крайней мере их души?), вопрос в том что больше подходит вашему персонажу. Зато контента вы получите на всех ветках.

И да, моё по-прежнему-не-предвзятое-мнение: отыгрыш в БГ3 скорее слабое место чем сильное, игра берёт другим. Слишком мало вариантов, слишком однозначные выборы, слишком мало реакции мира (кроме потери контента с теми кого ты убил тебе практически не припоминают твои прошлые действия) слишком пресные опции в диалогах, слишком многие опции ведут ровно к тому же самому, порой дословно. В РТ в этом отношении лучше.

Давайте о хорошем
Давайте о хорошем

Минутка умиления: если во время личного квеста одного из сопартийцев забить на этот самый квест и решить свалить по делам - сопартиец попытается вас отговорить, а если не выйдет - тихонько свалит от вас сам. Некоторое время спустя вы сможете снова его увидеть (а по дороге достать пару человек вопросами и жалобами “от меня сбежал имярек, ещё и шаттл спёр”) и узнать что свой квест он благополучно выполнил самостоятельно. И претензию за шаттл предъявить тоже сможете, конечно. Можно даже потом получить его в партию обратно - хз, правда, как это скажется на личном квесте, продолжения в бете не было. И такого внимания к маловероятным но возможным ситуациям здесь немало.

Стратегические элементы

Продолжаю принимать гнилые помидоры: стратегическая составляющая (космобои и колонии) мне искренне понравилась. Намного больше чем в Пасфайндерах, хотя мне и там было ок, хоть местами и душновато. Таймеров нет кроме одного, вроде, квеста, и то он там мягкий (не геймовер, просто немного другое состояние локации будет). Космос красивый. Кораблик качать весело, маневрировать вокруг вражин интересно (когда они не багуют, а то в бете иногда ленились стрелять - вот тогда становилось скучно), абилки корабельные добавляют много интересных финтов в планирование боя.

Скриншот с беты, в предрелизной версии краше
Скриншот с беты, в предрелизной версии краше

Колонии вообще огонь, времени много не требуют (к релизу обещали убрать необходимость к ним лететь), зато проекты там дивно атмосферные, читать - одно удовольствие (где там моя орбитальная радиостанция вещающая радио Радонеж, ой, то есть “Слово Императора” на всю планету? Заносите!)

Ну и скипать должно быть можно как обычно, конечно.

TLDR

В общем, если вы любите БГ3, а в ПФ не играли, то зайдёт ли вам РТ зависит от того что вы ждёте от игры.

Если сюжета, спутников (и романов), запоминающихся диалогов и выборов с последствиями - очень советую попробовать РТ (если не смущает графика и частичная озвучка)

Если исследования, элементов песочницы и иммерсив-сима, высокой интерактивности окружения, расслабленного геймплея без лишней мороки с формулами и планами - то я, конечно, всё равно советую, но вы наверное будете разочарованы)

Если от Пасфайндеров вас отпугнул пребафф - порадуйтесь вместе со мной и приходите, тут такого нет. Если ртвп и кучи энкаунтеров задизайненных чисто чтобы отжать у вас пару спеллслотов - радуйтесь тоже и добро пожаловать. Если сложный/душный билдинг - ну, смотря где ваш личный порог. Стало проще и приятнее, классов намного меньше, опять же. Но читать всё ещё надо довольно много, формулы всё ещё на месте, игра по-прежнему не слишком нацелена на казуального игрока.

Если вы любите Вархаммер то чего вы думаете вообще, идите играйте.

Кото-версия уважаемой предшественницы намекает: иди играй
Кото-версия уважаемой предшественницы намекает: иди играй

(А лично для меня это однозначно игра года будет, я ещё с альфы в восторге - в первую очередь от спутников и истории, а дальше с каждой итерацией стоановится всё лучше, теперь я уже и механом интересуюсь, ужас просто, до чего меня довели-то)

40K40K показов
20K20K открытий
346 комментариев

На печеньки)

Ответить

Продано :)

Ответить

Сравнить с БГ3 можно просто одним предложением:

БГ3 более казуальная и рассчитана на широкую публику, а Совокоты больше упорятся в механики, правила, "духоту" и тд, что тоже хорошо, похардкорнее и глубже, но такой популярности явно не видать, простому мимопроходящему геймеру там не зацепиться, только жанровому.

Ответить

А хардкорщики откуда по вашему берутся? из той самой широченной аудитории, бг3 это просто первая доза, а потом уже человек сам не замечает как берет паладина с чешуйчатым кулаком

Ответить

Всё правда, но тем не менее вон вчера на 1к комментов народ зарубился по теме.
Да и есть же люди которые поиграв в БГ3 захотят ещё партиек и готовы погружаться, может им пригодится) (или наоборот, убедит не лезть и не тратить время, по предпочтениям))

Ответить