Ещё по одной Фантазии?
"Действующие лица уже умерли, а свидетели торжественно поклялись хранить молчание. Я тоже поднял руку для клятвы и воспринял значимость этого ритуала со всей серьёзностью и романтичностью... Не знаю, обратили ли внимание остальные на данное мною слово; не знаю, сдержали ли они своё. Как бы там ни было, вот эта история - с неизбежными искажениями, вносимыми временем, и хорошей или скверной литературной записью."
В незапамятные времена таинственная цивилизация Ронка обратилась в руины на пике собственного могущества. Одни рассуждают, что виной тому стали неуёмные технократические амбиции предков; другие толкуют об ужасных магических коллапсах и лишь третьи, наиболее подкованные в истории мира мужи, тихо поговаривают о легендарном некроманте Энуо, кой, утопая в собственной алчности, осмелился бросить вызов небесам и подчинить себе Пустоту. Если верить последним, ценой этого шага стало бесследное исчезновение не только колдуна, но и доброй половины этого мира...
Однако, едва ли кому-то было дело до старых побасенок, покуда планету не посетило космическое тело, а ветер не стих в предчувствии грандиозной диффузии...
Тогда и сейчас
Перед обзором переиздания (а речь идёт о версии 2013 года), с вашего дозволения, позволю себе маленькую конъюктурную видеоигровую прелюдию. 1992 год можно без доли стеснения назвать весьма и весьма богатым на ролевые проекты фэнтезийной тематики. И далеко ходить не надо: пока PC-игроки в облике Аватара пытались не допустить пришествия чудовищного Стража на землю Британнии в "Ultima VII: The Black Gate"; пробирались сквозь Стигийскую Бездну в культовом спиноффе "Ultima Underworld: The Stygian Abyss"; открывали для себя великолепную дилогию Ксина в "Might and Magic: Clouds of Xeen" и исследовали планету Гуардию в "Wizardry: Crusaders of the Dark Savant"; любители приставочных RPG читали "Phantasy Star: Adventure" и наслаждались прохождением эпопеи "Dragon Quest V: Hand of the Heavenly Bride".
Несмотря на далеко не полную картину, прошу заметить высокий уровень качества приведённых выше проектов. Но имеет ли право "Final Fantasy V" находиться с ними в одном ряду? Более чем.
Как ни странно, любимая игра Ryukishi07 подкупает прежде всего собственным шармом. По аналогии с "Final Fantasy IX" на PlayStation, это единственная видеоигра серии на SFC, отдающая дань уважения оригинальной трилогии . С одной стороны, возвращение к корням и создание классической "Final Fantasy" для нового поколения консолей и игроков согласуется с креативным видением Хиронобу Сакагути и должно было обрадовать фанатов серии с FAMICOM. Но с другой — это отступление от смелых сценарных решений четвёртой части и в какой-то мере топтание на месте. Впрочем, не буду столь категоричен и разложу особенности обновлённого восточного шедевра по полочкам.
Шагъ вперёдъ, два шага назадъ
Несмотря на ряд гневных тирад от пользователей в адрес графического оформления, ваш покорный слуга в общем-то принял без сомнения спорное решение Square Enix. Как и более двадцати лет назад, игра щеголяет яркими красками и привлекательными спецэффектами. А уж как приятно видеть крупные диалоговые портреты персонажей, нарисованные Амано!..
Но это не означает, что проделанная Казуко Сибуей работа по отрисовке не вызывает у меня нареканий. Откровенно говоря, результат уступает ремейкам первых частей сериала.
То ли дело игровой процесс, представляющий собой помимо брождений по миру в поисках энигм, кладов, сюжетных перипетий и сражений в тематических зонах с небывало креативной ордой (невольные аллюзии в диапазоне от Ктулху и Фемто до барнакла и Аэрис гарантирую) выдуманных японскими дизайнерами существ в тактическом режиме ATB, ещё и развитие многочисленных профессий у персонажей. Последнее — главный козырь игры перед четвёркой в количестве двадцати пяти профессий, среди которых пять — секретные.
Развитие идей третьей части принесло свои плоды — совершенно бесполезных умений для классов нет: изучение заклинаний монстров синим магом окупится в сражениях с крепкими врагами и боссами, лишь красные маги в качестве награды за полное профессиональное развитие получают возможность применять заклинание дважды за ход, обнаружение ям и способность свободно проходить опасные участки поверхности — незаменимые умения геомантов, ленты — панацея от большинства негативных эффектов, — доступны лишь танцорам и только оракулы могут повышать количество очков развития профессий и номинально защищаться от нежданных встреч с врагом. Более того, однажды получив необходимый навык, игрок волен использовать его в качестве дополнительного (дополнительных, если мы говорим о вольных наёмниках и имитаторах) любым классом, что приводит к выгодным комбинациям, вроде рыцаря, способного нанести за ход четыре атаки; управляющего магией времени призывателя магических существ, контролирующего чудищ барда; смертоносного алхимика, уничтожающего рядовых монстров одним ударом аянуки или грабителя-некроманта.
Дополнительные четыре профессии (канонир, гладиатор, оракул и некромант) из переиздания для GBA гармонично дополняют многообразие, но запаздывают с предоставлением игроку, особенно — могущественная профессия некроманта. Больше, кроме дебютировавшей в этой части шкалы активности (которая в данном издании выглядит намного лучше, нежели в переиздании шестой), бестиария, дополнительного подземелья, сюжетной мини-арки (из переиздания GBA) и обрезанных режима для двух игроков напару со вступительным роликом (как произошло и с ремастером следующей части) добавить вроде и нечего. Однако все достижения жёстко перечёркиваются неприличным гриндом опыта, очков профессии и предметов, растягивающим игру (и препятствующим развитию сюжетной линии) на часы и часы обрыдлого "олдскульного хардкора".
Что до сюжета, нападки на который нет-нет, да проскакивают на фанфорумах, то здесь всё хорошо. Первая треть, завязанная вокруг амнезии пожилого Галуфа, на мой взгляд, вышла наиболее интригующей и увлекательной. Как мне показалось, главный недостаток сценария заключается в отсутствии цельности истории мира (даже с учётом аниме-сиквела) и обрыве многочисленных мало-мальски интересных сюжетных линий. Вернулся ли Батц к своей любимой? Какая война привела к уничтожению ветряных драконов? Как Посмертный стал колдуном-последователем Энуо? Почему жизнь на планете после исчезновения стихий не остановилась?.. Тем не менее, это не отменяет факта наличия неплохо прописанных и приятных персонажей (по обе стороны баррикад) и массы отдельных сцен, которые оседают в памяти навсегда — от трогательного спасения Рэйной своего дракона и путешествия в потусторонний мир до
героического самозабвения Гильгамеша, гибели Сильдры и самопожертвования Галуфа на глазах у испуганной внучки.
Локализации повезло меньше всего: как и в случае с шестой частью, перевод сохранён в пуристском ключе (впрочем, сюжетно обоснованную гендерную идентичность одного из персонажей, к счастью, никаким переводом не искоренить), так ещё и полуфинал игры приправлен в русской локализации ошибками, навевающими воспоминания о "BARVER BATTLE SAGA: FINAL FANTASY". Другое дело — азоическая музыка (куда атмосфернее версии для GBA), — для меня главное достоинство игры и едва ли не лучший из написанных Уэмацу саундтреков. Dixi?
Phantasy: Unlimited
А истина проста — даже если вы ортодоксальный поклонник подлинно классических серий "Ultima", "Might & Magic" и "Wizardry", — это вовсе не значит, что "Final Fantasy V" не для вас. Просто дайте ей шанс. Она заслужила.