Игры
Ефим Гугнин
28 172

Мнение: политика Sony относительно старых консолей вредит игровой индустрии Материал редакции

Автор издания Vice рассуждает, как нежелание игровых компаний сохранять старые игры может лишить общество важных произведений искусства.

В закладки
Слушать

9 октября Sony анонсировала обновление магазина PSN, из-за которого игры для PS3 и PS Vita больше не будут доступны для покупки через веб-браузер или мобильные устройства. Теперь их можно купить только с самих консолей.

Автор издания Vice Диа Лацина написала большую колонку о том, почему этот шаг — очередное доказательство того, что Sony наплевать на игроков. Заодно она порассуждала, как капиталистическое стремление игровых компаний ко всему «новому» может уничтожить культурное достояние видеоигровой индустрии.

Сначала Лацина описывает свой опыт владения PS Vita, которой, по её словам, она пользуется до сих пор — несмотря на все очевидные проблемы консоли. Журналистка успела привыкнуть ко всем недостаткам вроде того, что из-за отсутствия поддержки Sony на Vita больше не работают приложения YouTube и Twitter. Или к тому, что PSN на консоли практически не работает — чтобы купить игру, нужно делать это через браузер, а потом обновлять библиотеку.

Теперь же, из-за нового обновления, так делать не получится. Тем, кто до сих пор пользуется своими PS Vita и PS3, придётся терпеть еле работающие встроенные приложения PSN. Если же вы играете на PSP, дела обстоят ещё хуже.

Купить игру через саму PSP не получится — ещё в 2016 Sony отключила такую возможность. Придётся делать это через PS3 или PS Vita, другого варианта нет.

Честно говоря, это просто стыдно.

Диа Лацина
автор Vice

И это может показаться мелочью — в конце концов, кому нужны консоли более чем пятнадцатилетней давности? Но Лацина пишет, что это лишь один из примеров того отношения к потребителю, которое Sony демонстрирует уже много лет.

Автор вспоминает, как на старте PS3 компания везде трубила об обратной совместимости новой консоли с PS2. Первые ревизии, выпущенные в 2006-м, действительно поддерживали такую функцию. Это нужно было компании, чтобы компенсировать слабую стартовую линейку консоли.

Но уже через год обратную совместимость убрали, потому что, как показала статистика, люди покупали PS3 преимущественно ради новых игр. То есть как только необходимость в функции отпала, её ликвидировали, наплевав на всех тех, кто хотел сохранить свою библиотеку игр с PS2.

На всех версиях PS3 Slim обратной совместимости уже не было. 

А три года назад, отвечая на вопрос об обратной совместимости, глава Sony по международным продажам Джим Райан заявил, что игры для PS1 и PS2 выглядят «древними», и никто не захочет в них играть.

По мнению Лацина, такие высказывания — не более, чем «маркетинговая чепуха». Компании отлично понимают, что ретро-эстетика пользуется спросом, и многим игрокам действительно нравятся старые видеоигры. Они также в курсе обо всех постоянных просьбах геймеров сделать обратную совместимость в новых консолях.

И всё дело банально в том, что от старых игр компании не получают большого дохода.

Допустим, они берут стандартные 30% с покупки любой игры на их платформе — что ж, 30% от пяти-десяти долларов это не те деньги, ради которых Sony готова что-то делать. Каждый, кто купит PS5, скорее всего приобретёт Demon's Souls за 70 долларов. Это огромные деньги. А оригинальная Demon's Souls для PS3? Акционерам даже думать стыдно о том, что на их коммерческой платформе есть что-то настолько старое и по настолько маленькой цене.

Диа Лацина
автор Vice
Джим Райан

К тому же, по словам Лацина, с помощью таких высказываний Sony как бы «программирует» покупателей на то, что старые игры ничего не стоят, и гнаться стоит только за новым, популярным и, разумеется, более дорогим. Чем больше людей примут такое видение индустрии, тем большую прибыль получит компания от продажи first-party игр и техники.

Лацина называет лицемерием и маркетинговыми уловками те случаи, когда Sony пытается показать игрокам, что она прислушивается к их мнению. Как, например, в известном ролике с E3 2013, где руководители компании высмеивали политику Xbox One относительно подержанных дисков с играми.

По её словам, это не более, чем просчитанный рекламный ход. И сделала его Sony только потому, что была уверена — финансовые потери от того, что люди будут делиться дисками с играми, покроют продажи в «цифре» и обязательная подписка на PS+.

Теперь же Sony знает, что выпускать ремастеры старых игр намного выгоднее, чем давать пользователь доступ к оригинальным версиям. И то, что на PS5 есть обратная совместимость (правда, ограниченная) лишь показывает то, что компания не уверена в своей стартовой линейке.

Но долго это не продлится. Однажды и о PS4 забудут. Ведь акционерам не нравится, когда на их вебсайтах продают старые игры по низким ценам.

Диа Лацина
автор Vice

Всё это, по мнению Лацина, опасно, ведь рано или поздно доступ к старым играм исчезает вовсе. Если принять за факт то, что видеоигры — часть искусства, то цивилизация попросту лишается важных объектов культуры. Всё из-за того, что компаниям не выгодно их сохранять.

В итоге культурное достояние приходится спасать простым людям — создателям эмуляторов. Лацина вспоминает, что она смогла поиграть в Digital Devil Story: Megami Tensei — первую часть долгоиграющей франшизы, сейчас больше всего известной по серии спин-оффов Persona — только благодаря таким энтузиастам.

Если вы, скажем, пишете историю этой франшизы, вам придётся [пользоваться неофициальными эмуляторами]. Ведь ни Atlus, ни Namco, ни Nintendo не заинтересованы финансово в этой игре.

Диа Лацина
автор Vice
Digital Devil Story: Megami Tensei

Чтобы сохранить такие игры, компаниям нужно содержать собственные архивы. Но это никогда не принесёт прибыли, и потому никто подобным заниматься не спешит.

Но чтобы форма искусства развивалась, нужны принципиальные решения. Ценность сохранения в самом сохранении.

Диа Лацина
автор Vice

Условные киноархивы во всех странах тоже содержат в убыток, это делают исключительно из культурных соображений. Для игр же похожей системы пока не существует. И с каждым годом всё очевиднее то, что с этим пора что-то делать.

Я могу заплатить 70 долларов за ремейк Demon's Souls после того, как заплачу 600 долларов за PlayStation 5. Но что насчёт оригинального видения этой игры? Того самого, которое стало культовым, запустило огромную франшизу и целый жанр? Для меня и для всех покупателей, нынешних и будущих — оно пропало. Все кровавые метки и светящиеся сообщения? Исчезли навсегда.

Диа Лацина
автор Vice
Характер — скрытный. Не женат.
{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","sony"], "comments": 778, "likes": 854, "favorites": 329, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 238464, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 23 Oct 2020 20:41:26 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF Отключить рекламу
0
778 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
131

Условные киноархивы во всех странах тоже содержат в убыток, это делают исключительно из культурных соображений. Для игр же похожей системы пока не существует. И с каждым годом всё очевиднее то, что с этим пора что-то делать.

Ответить
34

С фильмами проще, не нужны люди которые будут писать эмуляторы.

Ответить
10

Согласен. Запуск старых игр могут вызывать ту еще боль :(.

Ответить
7

Она кстати довольно короткими временными рамками мыслит об исскустве. Индустрия ещё молодая и игра родившая легендарную серию вышла всего навсего лет 15 назад. А что будет через 50 лет? 100? 300?
Картины, музыка и фильмы спокойно сохранятся. А вот для игр, сони должны буду каждое поколение делать совместимость? На виндовс 2077 должна будет работать совместимость с xp? Мне, что то с подсказывает вопрос сложнее чем она себе его видит, раз речь идёт об исскустве.

Ответить
1

Не совсем понял о какой игре речь, но ладно
Мне кажется, здесь уместно говорить об играх 20-30 летней давности, родивших легендарные серии, просто сравните как выглядят и играются условные ff 5 и ff 15, кинематограф не сделал настолько большой шаг вперёд за этот срок и рост получили только спецэффекты
А проблема совместимости винды хр и 2077, здесь можно сделать референс в сторону нинки, она ведь самостоятельно сделала эмули своих первых консолей

Ответить
2

Она Демон соулс упоминает. Я не оправдываю Сони, просто вопрос сохранения игры во времени не так прост как мне кажется. Я вот не уверен что через 100 или 200 лет легко будет запускает старые игры. Другое дело что время отсеет всякие огрызки и до потомков дойдут только избранные игры. Не возьмусь решать какие.

Ответить
0

Так далеко загадывать сложно, тут непонятно что со следующей виндой будет, какие там 100-200 лет

Ответить
0

Сложно, но интересно же)

Ответить

Комментарии

null