Cocoon. Инди года или оверхайп?
Только что прошел эту игру в геймпассе и хочу поделиться мыслями, появившимися в процессе.
Кокон это достаточно известная инди игра. У нее огромные оценки - 96% в стиме, 90 на метакритике. Все русскоязычные обзоры, которые я видел - хвалебные, еще бы - новинка от дизайнера Limbo и Inside, ну а кто не любит эти нашумевшие игры?
И вот я решил - раз уж оно в пассе имеется, почему бы не попробовать. Зачастую бывает так, что у игры 85-90+, а играется оно скучно и непонятно, как взлетело, за счет чего, типа той же Celeste или Gris.
Поначалу впечатления такие и были: опять стилизованная, немного стерильная я бы сказал, картинка. Снова паззлы без единого слова и повествования. Ну чем оно должно цеплять, уже подумал я и хотел бросить. Но решил потерпеть, че зря качал что-ли. И не зря, игра действительно раскрывается дальше и дает понять, что оценки получены ой как заслуженно.
Итак, что это за игра. Это паззл-головоломка. Мы играем за небольшого жучка с крылышками, ведомого некой большой целью, непонятной игроку до конца (да честно говоря и в конце непонятно тоже). Управление максимально простое - кнопки движения (стик) и одна(ОДНА!) кнопка действия, отвечающая за всё. Ни прыжков, ни спринтов, никаких прилипаний к объектам - тем удивительнее, как из такого примитивного набора получилось сделать столь залипательную игру.
Кор-геймплей состоит из того, что у нас есть в наличии несколько сфер(чем дальше, тем больше), эдаких планет, миров. Каждая сфера обладает собственной способностью, когда ты несешь ее в руках: красная подсвечивает невидимые дорожки, зеленая дает перемещаться по столбам воды и так далее. Поставив их на специальный постамент, мы можем запрыгнуть в этот другой мир и продолжить наше путешествие там, а когда упремся в препятствие, вернуться в предыдущий и пытаться найти решение в нем. То есть это не "меняю мир и на экране исчезают стенки, прохожу их, снова жму кнопку и они появляются обратно", здесь ты попадаешь в совершенно другую локацию, так же отличающуюся визуально, ну другой мир же.
Разумеется сложность загадок нарастает постепенно, в начале тебе нужно поставить сферку на постамент и нажать кнопочку. В конце ты уже жонглируешь несколькими мирами, ставишь один в другой, так чтобы в самом внутреннем выстрелить пулькой, которая пролетит через все миры, и в главном попадет куда надо.
Самое главное, что мне здесь понравилось - это сложность загадок. Игру я прошел за 5 часов и НИ РАЗУ не подглядел в прохождения или какие-то гайды. А я не особый любитель головоломок, думать очень лень порой, проще пострелять, так что это огромное достижение этой игры. Единственный раз, когда я затупил дольше чем на 2-3 минуты - это уже ближе к концу игры, где я задумался минут на 5, и то решение было простым в итоге. За счет чего это достигается - ты не можешь ставить сферы где угодно, только на выделенных местах, нельзя прыгать где хочешь, только там где дадут платформу, нельзя переходить между мирами где приспичит, только в определенной точке. Поэтому на каждом этапе решения головоломки у тебя не куча вариантов, как что поставить и подогнать, а всего несколько интерактивных объектов. И вот ты размышляешь не "как это решаться вообще должно, чего же они от меня хотят", а как скомбинировать доступные инструменты и в каком порядке. Это уже не примитив, как в тех же Limbo/Inside, но уже и не мозголомательная духота типа Witness/Antichamber. Еще и чтобы ограничить зону решения загадки, не заставляя тебя думать "а вдруг я что-то сзади пропустил, вернусь-ка и буду носиться туда-сюда по мирам", локации закрывают сзади стеночкой, или убирают мостик, чтобы ты не сомневался лишний раз. Ты просто заходишь, осматриваешь "владения" и доступный инструментарий, начинаешь думать и вуаля - всё получилось!
Приятное визуальное оформление, музыка и звуковые эффекты, которые играют поощрительную мелодию, когда ты правильно решил загадку. Причем даже не по факту ее решения, а заранее, когда ты уже всё правильно продумал в голове и несешься к решению, игра дает понять, что ты всё сделал как надо. В такие моменты действительно ощущаешь себя Джимми Нейтроном.
Что по итогу? Оставляет великолепное впечатление, действительно чуваки запарились и сделали минишедевр. Местами я удивлялся: сколько же это нужно потратить усилий, чтобы всё продумать и перепроверить тысячу раз; везде расставлено ровно столько всего, сколько нужно для решения, нигде нельзя застрять/засофтлочиться; игрок всегда уверен, что с тем набором, что ему сейчас доступен - он может пройти данную локацию. А это должно было сделать ой как непросто, учитывая перепрыгивания с мира в мир.
Моя оценка: 9/10. За счет чего можно было взять и выше? За счет повествования и более сильной интриги. Жучок никогда не находится в какой-то смертельной опасности, у него не похищают принцессу, нет какого-то разрушения мира, которое только ты можешь остановить. Тебя никто не гонит, ты просто методично решаешь головоломки и движешься вперед.