Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Перезапуск серии, который вроде бы меняет всё, но не слишком сильно.

За 15 лет в серии Yakuza вышло почти два десятка игр, с учётом ремейков, спин-оффов и прочего. И большую часть из них объединяло два ключевых элемента: главный герой и геймплей с акцентом на битемапе. В этом году с выходом Yakuza: Like a Dragon всё изменилось — Кадзума Кирю остался в прошлом, а мордобой в реальном времени уступил место пошаговым боям с партией.

На словах звучит как кошмар для любого фаната, но на деле ровно наоборот. Игра отлично перетряхнула уже застоявшуюся формулу серии, при этом оставив всё, за что Yakuza любят. Хотя без досадных просчётов, как это часто бывает при резкой смене курса, не обошлось.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Начинается эта история в 2001 году в Токио. Кадзума Кирю ещё сидит в тюрьме за убийство, которого не совершал, а играть нам предстоит за Итибана Касугу, якудзу мелкого пошиба на службе у семьи Аракава. Беззаботные дни заканчиваются, когда один из подручных главы семьи убивает кого не следует. Босс просит Итибана взять вину на себя, тот соглашается — и уезжает в тюрьму на 18 лет.

Когда же незадачливый преступник выходит, то видит, что Токио изменился. Вокруг новые незнакомые технологии, да и в преступном мире всё иначе: легендарный преступный клан Тодзё вообще выдворили из города. Босс, к слову, не рад видеть Итибана — настолько, что при встрече пускает ему пулю в грудь. Каким-то чудом последний выживает, оказывается на свалке в Иокогаме и начинает разбираться, что вообще произошло.

Первое время Касуге придётся буквально бомжевать: связей в Иокогаме у него нет, денег и дома тоже. Местные бездомные берут его под крыло, но взамен заставляют трудиться: например, собирать банки, катаясь по району на велосипеде. Или ковыряться в мусоре и шарить под вендинговыми автоматами в поисках упавших монеток. В Yakuza и раньше приходилось заниматься странными вещами, но такими — ещё нет.

Со временем, конечно, станет полегче, а Итибан найдёт не только нормальный ночлег, но и друзей, а потом и легальную работу. В прошлых играх серии нам давали попробовать себя, например, в менеджменте хостесс-клуба, а в Like a Dragon предложат построить свою фастфуд-империю.

Первое время под началом игрока будет лишь жалкая забегаловка, в которой работает старушка, две вечно хмурые тётки и одна курица по кличке «Омлет» (фанаты не должны удивляться, видали и не такое). Набираем сотрудников, следим, чтобы они были счастливы, вкладываем деньги в продвижение — гребём прибыль. Раз в квартал отчитываемся перед инвесторами (тут это представлено в виде мини игры, где инвесторы — боссы, а победить их надо аргументами) и продвигаемся вверх в списке лучших бизнесов города.

Менеджмент бизнеса тут сделан одновременно и комплексно, чтобы в нём было интересно разбираться, и достаточно просто, чтобы он не отталкивал. За ним легко можно потерять счёт времени и забыть об основной игре — но если всё же пересилить себя, на улицах Иокогамы можно найти ещё много интересного.

Например, тут есть гонки в стиле Mario Kart — с прокачкой машинок и толпой колоритных соперников (половина из которых напоминает персонажей Virtua Fighter). Есть десятки кафе и баров, в которых можно наесться и напиться до беспамятства. Есть легальные и не очень легальные казино, традиционные японские игры вроде сёги, аркадные автоматы и автоматы с игрушками. Даже патинко место нашлось, хотя у меня так и не вышло его опробовать — для этого надо качать мини-игру отдельно из PS Store, но до релиза эти файлы недоступны.

А, конечно, караоке тут тоже никуда не делось — на случай, если вам не хватало его в Judgment. Тут даже можно спеть Baka Mitai.

Параллельно со всем этим весельем в Yakuza: Like a Dragon рассказывается масштабная история на уже знакомые фанатам темы — про войну банд, дружбу, предательство и одного упрямого человека, который не собирается мириться со всем, что происходит вокруг.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Тут, конечно, на первый план выходит личность самого Итибана Касуги. По вступлению можно подумать, что это просто ещё один Кадзума Кирю, только с другой причёской (даже в тюрьму оба садятся за то, чего не совершали), но всё не так. Если Кирю был скорее стоиком, отстранённым и молчаливым, то Касуга — человек-фейерверк. Он никогда не лжёт, всегда говорит то, что думает и никогда не отступает от принципов.

В этом Итибан очень напоминает Эикити Онидзуку из аниме GTO. У обоих криминальное прошлое, которое наложило отпечаток на то, как их видит общество. И что один, что второй не оправдываются, а пытаются сделать мир лучше: Эикити учил проблемных детей, Итибан помогает тем жителям Иокогамы, про которых обычное общество забыло. Оба не стесняются прибегать к насилию, но при этом никогда не переходят рамки. А ещё Касуга тоже очень любит видеоигры — особенно Dragon Quest, что найдёт своё отражение в геймплее, но об этом позже.

Как это часто бывает в Yakuza, герой раскрывается не только в основном сюжете, но в десятках побочных квестов — по традиции, абсолютно безумных, а иногда милых и очень воодушевляющих. Как вам, например, идея подраться с огромным румба-пылесосом или с шимпанзе, управляющей экскаватором? Или бегать по набережной и искать пропавшего рака. А ещё в одном офисном здании сидит Судзимон-сэнсей: он попросит Касугу загрузить на телефон приложение Sujidex и собрать (то есть найти и избить) две сотни разных бандитов и извращенцев, бродящих по городу. Отсылка, думаю, очевидна.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Плюс, в игре есть квестовые цепочки напарников Итибана: если повысить уровень дружбы с тем или иным персонажем (для этого надо сражаться вместе или есть в кафе), то с ним можно будет выпить в баре и послушать его историю. А через несколько таких сеансов — помочь решить проблему. Эти миссии получились удивительно уютными, так что пропускать их совсем не хочется.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

В этом весь шарм серии Yakuza — безумие тут органично переплетено с драмой и каким-то особым уютом. В перерывах между напряжённой историей о мрачном мире якудзы приходится ловить сбежавших котов, охранять бомжей, пока те копаются в мусоре, заводить друзей и пытаться не уснуть в кино (для этого есть отдельная мини-игра). Like a Dragon почти ничего не меняет в этой формуле — и это к лучшему.

А вот что изменилось, так это кор-геймплей. Как уже было сказано, Итибан — фанат Dragon Quest, и этот факт влияет на всё. Для начала, все бои отныне проходят в пошаговом режиме. У героев (в партии их может быть до четырёх) есть очерёдность хода, во время активного периода можно выбрать, какой скилл использовать, либо применить предмет или защититься. В общем, всё примерно по заветам старой школы.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Прокачки как таковой отныне тоже нет — вместо этого с повышением уровня у героев растут стандартные параметры. А для того, чтобы открывать новые скиллы, надо менять профессии: только вместо мага, вора и паладина тут телохранитель, повар, хостесс и прочие. Профессии качаются параллельно с самим персонажем, а менять их можно в специальном здании в центре Иокогамы — хотя на лету было бы удобнее.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Пошаговый бой — вероятно, главное, что смущало фанатов после анонса игры. Yakuza всегда была про динамичные сражения, так что новый формат было сложно себе представить. Однако у Ryu Ga Gotoku Studios получилось каким-то чудом сделать геймплей бодрым. Анимации тут быстрые, есть меню шорткатов, а стартуют сражения ровно так же, как и в старых частях: нам показывают название группы противников, а потом сразу начинается бой.

Привыкаешь к такой системе очень быстро, а через несколько часов становится сложно представить, что раньше было иначе. Интересно, как разработчики поступят в дальнейшем — судя по их словам, они не против и дальше экспериментировать.

Хотя тут не обошлось без неприятностей — баланс в игре порой очень странный. Если точнее, тут есть ровно два момента, когда сложность настолько резко возрастает, что играть дальше становится невозможно — приходится откатываться чуть назад и гриндить опыт несколько часов.

Причём происходит это почти под конец игры, а также на финальном боссе. И если раньше в Yakuza всё решалось тем, что игрок учился ставить блоки и уходить от ударов, то теперь всё не так просто. Например, попали вы на босса, который чувствителен только к электрическому урону — а у вас нет такого вообще ни у кого. Идите гриндить.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Причём сам гринд тоже обставлен не слишком весело. По сути, есть два способа получить опыт и хорошую экипировку: сначала бродить по канализации (это местный аналог данжей) и колошматить там случайных врагов, а во второй половине игры — участвовать в чём-то вроде турнира по боям. В нём надо пройти 30 этажей башни, на каждом расправляясь с новой командой противников.

Только ни в данже, ни в башне нет ни то, что какого-то особого типа геймплея (вроде решения загадок, как это порой бывает в JRPG), но и взаимодействие между персонажами полностью отсутствует. Вы не услышите ни одного диалога, не увидите ни одного ролика. И это в активности, где предстоит провести несколько часов подряд. Всё это, в общем, было бы простительно, если бы игра не заставляла гриндить. Вот только она заставляет.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

К счастью, это всё, за что Like a Dragon можно ругать — и плюсы в данном случае сильно перевешивают все минусы. Нечасто бывает, что разработчики перезапускают серию и меняют центральный геймплей, при этом сохраняя всё, за что эти игры любили. Но тут вроде бы получилось.

Если вы ни разу до этого не слышали про Yakuza, но не чураетесь эстетики и местной «странности» — быстро вольётесь и поймёте что к чему. В центре сюжета тут совсем новые герои, а знакомые лица если и появляются, то на вторых ролях, чтобы не вызывать много вопросов.

Пока неизвестно, что именно будет с серией дальше: анонсируют ли именно продолжение истории Итибана Касуги или нас сначала ждёт Judgment 2. Но, судя по концовке, дальше всё будет ещё интереснее.

Yakuza: Like a Dragon — «Крутой учитель Онидзука», плюс JRPG и немного криминальной драмы

Что понравилось

  • Классный новый герой, которого не стали списывать с Кадзумы Кирю
  • Местная Иокогама похожа на ту, что в реальности — хоть какой-то вид туризма в эти непростые времена
  • Сюжет — качественная криминальная драма про якудзу и мир большой политики
  • Десятки безумных квестов, которые помогут разбавить серьёзность основной истории
  • Ещё десятки способов отдохнуть: от дартса и караоке до картинга и сбора мусора на время
  • Хороший задел на продолжение
  • Новая боевая система в духе JRPG получилась динамичной, так что по старому битемапу в реальном времени быстро перестаёшь скучать
  • В караоке можно спеть Baka Mitai

Что не понравилось

  • Пару раз у игры возникают серьёзные проблемы с балансом, из-за чего приходится гриндить
  • При этом сам гринд сделан без выдумки и быстро наскучивает
220220
135 комментариев

Наконец-то меня в игру добавили. 

35

Какой-то очень странный обзор.
Перезапуск серии, который вроде бы меняет всё, но не слишком сильно.Да не особо, это не перезапуск, а логичное продолжение истории, но просто с другим геймплеем. Кирю был сильно занят и потому логично что он не герой.
а играть нам предстоит за Итибана КасугуУ вас же даже на скриншотах написано "Ichiban", а в самой игре его неоднократно ласково кличут "Ichi"
Тут даже можно спеть Baka Mitai.Зато ни слова про новые песни, возможность петь ее вместе с командой под ее хлопки и инструменты.
Параллельно со всем этим весельем в Yakuza: Like a Dragon рассказывается масштабная история на уже знакомые фанатам темы — про войну банд, дружбу, предательство и одного упрямого человека, который не собирается мириться со всем, что происходит вокруг.Ну, это, по сути вся тема всех игр, не про одного конкретного человека, а про группировки в японии, про их расцвет и медленную смерть.
В этом Итибан очень напоминает Эикити Онидзуку из аниме GTO. У обоих криминальное прошлое, которое наложило отпечаток на то, как их видит общество.Но ведь игра буквально про преступника, который попал во всю ситуацию связавшись не с теми людьми, отсидевшим за другого человека, получившего пулю и пытающегося просто понять почему его клан так поступил с ним...

Это ОЧЕНЬ странный обзор, простите, но накипело...

23

Спасибо за спойлеры в комментах, ок!

Это именно перезапуск, потому что тут вся история прошлых игр заканчивается — и начинается совсем другая история. Игра про новое начало почти полностью.

На скриншотах английская версия, там этот звук всегда пишут "ch" — мы на DTF используем другую систему.

Про новые песни странная претензия, я много чего не упомянул, но если обсасывать каждую мелочь, то выйдет три текста — которые мало кому нужны. Песни тут вообще не главное, просто приятный бонус.

Ну, это, по сути вся тема всех игр, не про одного конкретного человека, а про группировки в японии, про их расцвет и медленную смерть.

Я вроде и не писал, что основная тема поменялась) Она как раз та же, просто рассказана чуть иначе.

Но ведь игра буквально про преступника, который попал во всю ситуацию связавшись не с теми людьми, отсидевшим за другого человека, получившего пулю и пытающегося просто понять почему его клан так поступил с ним...

И я как раз написал о том, что завязка почти та же, что у Кирю, но Итибан в остальном в корне от него отличается. Так что хз о чём вы.

28

У вас же даже на скриншотах написано "Ichiban", а в самой игре его неоднократно ласково кличут "Ichi"

Привет, это по Поливанову, Итибан. У нас нет другой официальной транскрипции. То есть человек не ошибся ни в чем. Тут только вопрос в том, нравится ли она тебе или нет. Не вижу я лично в ней ничего плохого. 
Вот тебе ссылка на лурк,на удивление грамотная статья
И мемчик от моих коллег востоковедов 

4

Очень странно во втором же предложении писать спойлер. Я вот прохожу Якудзы по их ремастер (Kiwami) версиям, и пока ещё не знаю чем всё закончится. Ну, не знал до этого комментария.

2