Строгие суждения обо всём, что прошёл

Однажды понял, что все мнения и впечатления забудутся, если их не фиксировать, поэтому начал однажды (года два назад) вести гуглдок:

Никаких художественных амбиций не было, реально, цель - чтобы не так жалко было потраченного на игры времени, чтоб хоть что-то после них осталось в памяти. Понятно, что это не сборник рецензий, а записи в личном дневнике, не планировавшиеся к публикации, но друг на шашлыках вчера сказал запостить это на дтф. Показалось смешным. Вдруг это изменит чью-то жизнь, you never know!

Итак, without further ado...

1. Ведьзмин 1

2. Ведьзмин 2: Забуйцi крулiв

Действительно душевные, есть пьяные посиделки, болтовня с гномами, деревни. Первая более цельная, вторую приходится складывать в голове из двух кусков. Боёвка в первой внезапно интересная. Вроде сам дерётся, а простое “успей нажать клик вовремя” сразу тебя держит в моменте. Плюс зелья хорошо сделаны, что можно в бою отхлебнуть и мир сразу вокруг тебя кружит замедляется и двоится. Во второй наверное самый откровенный секс по ту сторону от порнографии. Некоторое время смотришь и думаешь только о художниках и аниматорах, которые сидят в офисе и за компьютером это рисуют и анимируют, но сцена продолжается и ты как-то проникаешься, и даже делаешь сюжетный выбор в пользу Трисс несколько раз, у вас же типа прям любовь, я смотрю.

3. Jade Empire

Мой первый bioware. Довольно атмосферно. Такой голливудский китай, типа Мулан (Панда Кунг-фу же!). Есть перепалка с колониалистом Клизом из пайтонов и девочка в которой борются два волка демона. Арена крутая, tiger lifts the mountain это сильно.

А почему прошёл - нормальная боёвка. Не просто клик и сами дерутся, а ты бафай и нерфи, прости господи за такие слова. Нормальный экшен. Выкрикиваешь названия боевых искусств и школ, перекачиваешь педалью шифта ману в здоровье, а ману набираешь специальными атаками, которые не наносят урон. Плюс превращаешься в гигадемона танка. Плюс мушкет от Клиза из Монти Пайтона. Тут нет Инвентаря, хвала квазивосточным божествам!

4. Driver: San Francisco

Одна из лучших вещей. Крутейшая музыка, подача истории как в сериале, сама история про непонятки, в коме мы или где. Миллион микроисторий в случайных машинах, как в Shadow of mordor. Киношные скачки между машинами. Красота, а не игра.

Еуеs on the city.

5. Middle-earth: Shadow of Mordor

6. Middle-earth: Shadow of War

Ещё одна гениальная идея. Это действительно круто, когда финальный босс это реально та падла с копьём, которую ты ненавидишь. Я будто редкий человек который очень ценит здесь и несгенерированную историю. Опять же, гном, который тебя верхом на волке подначивает, и ты его осадил, а он всё понял. Реально чувствуешь, что тебя там убили, вместе с женой и сыном. Перепалки с келембрибором смешные. Maybe next time we should... don't. Just don't. Интересно слушать разговоры о собираемых мелочах. Красивая принцесса боевая. Вторая часть слишком большая, а так тоже норм.

7. Машинариум

Что-то старое и ламповое. Инди драгоценность. Ржавый шедеврик. Музыка..

8. Ботаникула

Тоже мультик, но другой, уже без квазисоветского шарма. Музыка другая, краски другие, опять без слов, но снова в сердечко.

Так вот откуда у меня любовь к ШКЯ. Все эти бормотания, стариковские смешки, ощущение, что это тебе принесли в ладошке.

9. Warcraft 3: Reign of Chaos

Заканчивал уже с читами, выдержать полчаса бесконечного проигрыша было невозможно. Ценна началом из глубочайшего детства, когда стратегия, но всё такое живое, все разговаривают такими выпуклыми фразами и потом тебе нужно убить своими руками целый город, забив на свою базу, которую уже почти разнесли. Будь что будет, может я успею убить 50 жителей стратхольма до того, как злодей наберёт достаточную армию и убьёт меня.

10. Dishonored

Наверное, конвенционально скучная игра, но есть что-то надёжное, в том, чтобы так поныкаться по углам, по карнизам, без ощущения собственной слабости, как в thief. Я бы мог всех убить, но это же некрасиво. А вот что некрасиво, так это делать игру, мир которой вертится вокруг китов, и вообще их не использовать. Ни покататься не дали, ни поохотиться. Зачем это вообще было, если нельзя попрыгать на его фонтане?

11. Batman: Arkham Asylum

С большего числа попыток я наверное закончу только стронгхолд. Очень технологичная штука. Иммерсив с нечеловеческим лицом. Говорю заголовками игромании. Ну, с тех времён и игра. Драться можно бесконечно.

12. Mafia

Ультимативная игра старого геймдизайна, что так любит Луцай. Пули тяжёлые, как машины, а машины как корабли. Хитман без стелса.

С тяжёлым сердцем вырезаю подзаголовок The City of Lost Heaven, судя по всему, какую-то отсебятину русских надмозгов

13. Vanquish

Там можно реактивно кататься на жопе. Звучит как игра мечты, но ничего особенного. Однажды застал там танцующих у костра роботов, это запомнилось.

14. S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля

Удивительно, что попав ко мне так поздно, сумела абсолютно без скидок стать на то место, где оказалась бы со времён школы. Анекдоты всё так же смешны, атмосфера всё так же густа. Именно для баек игра, как я сначала положил свою куртку в ящик сидорычу и пошёл на перестрелку с бандитами в свитере как Данила Багров. Все их фразы, музыка в баре, финальный забег по порталам, страх, что ждёт за дверью. Украинцы красавчики.

15. Assassin's Creed

Действительно монотонная игра, но в детстве ты не обращаешь внимания на разнообразие песка в песочнице.

16. Assassin's Creed II

А вот тут я уже вырос и бросил буквально на финальной миссии, которая ничем не отличалась от предыдущих десятков часов. Хотя много искусства и ложилось хорошо на заговоры “маятника фуко”. И были моменты со средневековой весёлой грубостью. Но финальную миссию могли бы и подсветить.

Зафиксируем “эффект протекания”, метамомент, когда я в Лицее смотрю на какую-то картину и ищу в ней силуэт золотого яблока, будто современная девуля в погоне за дешёвой косметикой. То есть информация из анимуса протекала в квазиреальный мир игры, а потом оттуда - уже перевёл тебе в мозг, проверяй.

17. Braid

Все поздние пазлы будто смотришь на ютубе (сложные), но это неважно. Это действительно взросло написанная история, где одержимость женщиной, атомная бомба, вопросы уходящего времени сплетены воедино, как braid. Музыка классическая. Сильно.

Хмм… а там кстати фильм про Оппенгеймера Оскары все взял, и якобы про то же, бомбы, женщины, женщины-бомбы and sweet Nolan time

18. Call of Duty

Играл в первую позже многих остальных, но поражала и она. Типа такая старая, а там и парашюты, и погони, и кажется коровы как укрытие. И наверняка Прайс. Также ситуация с патронами. (Для вновь прибывших - выдали только патроны. Без ружья. Да, в этой стране.)

19. Rayman Origins

20. Rayman Legends

Чистое счастье? В любую секунду приятно смотреть и слушать. Почему-то вирусится всякая 8-битная хрень, заунывный ori, но настоящий мультфильм тут. Музыкальные уровни, полёты, погони за ящиком, игра вдвоём, краски. Сюжета бы..

21. Batman: Arkham City

Что-то уже не то. Уход от комикс стилистики в что-то типа технологичное, размазанность по карте. Много крутого - звонящий телефон маньяка, чайник, когда я сам уже засыпал, а там на экране что-то психоделическое тоже. (Special tea my specialty) Музей убийц пингвина. Идея босса Фриза. (Как в файтингах в детстве - так всё, подкатом больше не бей. И без ракет тоже!) Но сюжет какой-то дурацкий? Не помню уже. И с загадками ебанулись по-плохому.

22. Enslaved: Odyssey to the West

Все хвалили, наверное играли в демо по первым 2 часам. Там действительно и зачин с самолётом крутой, всё зелёное, хорошая актёрская игра, сцена с аквариумом, который символизирует perseverance и тут же кем-то разбивается.

Но потом всё коричневое, сюжета особо нет, какая-то любовная линия, которую изображает сердечко вокруг героев, концовка мутная, про пирамиду и типа матрицу. Жаль. Римма хорошо сказала про кастрюли.

23. F.E.A.R.

Самая лиминальная игра про пустые офисы и пространства между ними. Технологично, римейк не нужен!

24. Broken Age: Act I

Крутооооой финальный твист, сшивающий вместе две несвязанные будто части одной игры. Одновременно и клиффхэнгер, наверняка не оправдавший себя.

25. Metro 2033

Снова украинцы, теперь в центре российской тьмы. Очень сильный эффект узнавания, много крутых мистических сцен, голоса из детства и передач на ictv. Хорошо проведена тема, что тут сто лет ничего не меняется, даже в метро ролевики нацисты воюют с ролевиками коммунистами. Народ-попаданец. Красивый финал с карабканьем в одиночестве на останкинскую башню.

26. Control

Когда иду по своему мрачному Советскому подъезду, думаю об этой игре, которая в три раза длиннее нужного. Брутализма там на 8 часов, а не 20. Крутой телекинез, которым не боишься пользоваться, ктулху в холодильнике и лабиринт в табакерке пепельнице.

Спустя время хочется ещё отметить крутые настройки доступности. Я бы больше ненавидел или даже не прошёл эту игру, не будь тут опций “бессмертие”, “максимальный наносимый урон” и так далее.

27. Condemned: Criminal Origins

Игра про тяжёлые бои с бомжами. Кусок лавки, парты, дорожный знак и газовый ключ - у всего приятный вес, который грузно влетает в чью-то голову. На удивление дотошная следственная часть. Страшный эпизод с трупом в шкафчике. Манекены, конечно же. Финал с каким-то первобытным уханьем. И опять певцы пограничных пустых комнат Monolith.

28. Mafia II

Когда едешь с задания и слышишь по радио срочные новости о себе - это больше не повторить. Красивая, за счёт полноценной смены сезона после отсидки в тюрьме. В финале одел длсишную военную форму, и придал концовке resonance, типа я ебанутый ветеран ВОВ.

29. Portal

Ну что сказать. Да, это так круто, как обещали. Остроумно, ненапряжно в основном. То, для чего придумали игры.

30. DMC: Devil May Cry

Жесточайше лупит страшная музыка, много факов, все такое edgy, интересный стиль. Пальцы заплетаются от комбинаций, это прям слэшер. Сатира на всякий гламур, медиа. Хорошо, что Ниндзь эта франшиза не утащила в корпоративное рабство. Похулиганили и свалили.

31. The Looker

Юмористическая короткая игра! Привык к пародиям на фильмы, а тут прям на игры. Редкость. Шутер из "соединить а и б". В конце тебя каким-то образом умудряются заставить нарисовать спойлер, не понимая этого. Нуарный подсказчик фактурный.

32. Plants vs Zombies

Сто мегабайт счастья. Звук вылетающего и попадающего в зомби горошка мой личный асмр.

33. Prey нулевых

Вряд ли есть другие популярные игры с главгероем индейцем и это играет большую роль. Все вспоминают порталы и маленькую планету. Я вспомню крутой бар в начале, тот факт, что ты между прочим запускаешь обратно машину убийств, "ааа, что же я наделал", и интересные радиопрограммы от Альфа Клюева. И это первая игра без загрузок. Гениальная идея, что ты после смерти оказываешься на бонус уровне, а потом обратно в игре. Трудно вырваться из игры.

34. Beyond Good & Evil

Название конечно… сразу к игре требования как к Малику. И начало располагает. Чайки, маяк, детки. Наверное в целом она качественная аркада, драки как в Бэтмене, сами собой красивые. Но название заставляет о ней вспоминать как о чём-то уникальном. Носорогов-растаманов действительно больше нигде не было.

35. Deus Ex

А вот тут название очень даже равноценно. Угловатая эстетика. Много возможностей. Прыгать с огромной высоты или натягать ящиков. Или что-то взорвать. Например заложников в метро. Интересная игровая стратегия - антистелс. Даёшь себя заметить, гонишь за собой врагов как овец прямо на робота из робокопа и Анну наваре. Я никого не убил.

Мощный ход с продолжением игры после смерти. Такого не было.

36. Undertale

Игра справедливо тебя журит за убийства. Тут почти весь список из убийств. Только в driver пешеходы отскакивают. А эта игра была такая милая и персонажи классные, а ты всё равно по привычке убивал.

37. Dark Messiah of Might & Magic

Может и были скучные моменты, какие-то подземелья, пауки.. но всё это затмевает благословенный пинок. Это как джетпак и грэплинг хук. Пинок веселит и решает все проблемы. На шипы, с гор, в костёр пинок. Ты пиноккио который убивает люстрой, а не мечом. А ещёёё у тебя в голове сексидемонша, которую ты не решаешься экзорцировать из себя.

38. Psychonauts

Кому-то рассказать об этом прикольнее, чем играть самому. Много детского собирательства, тупых боссов, тупого платформинга, который рутинизирует интересные миры. Но расскажу кому-то я про юмор и невероятные миры в голове двоякодышащей рыбы, где ты годзилла. Но вообще это унылый американский психоанализ.

39. Half-Life 2

40. Half-Life 2: Episode 1

41. Half-Life 2: Episode 2

Великий недописанный американский (в квазипостсоветских? декорациях) роман игра. Приключение… естественное, без скачков по всему миру, как-то спокойно разворачивающееся. Без милитаризма, почти подростковое. Физика уии!

42. Franken

Да, тут будут даже смешные игры на час. Много шуток потому что не бывает.

43. Halo: Combat Evolved

44. Halo 2

Первая заслуженный эталон. Чувствуешь старорежимную свободу. Большое пространство, та самая музыка, багги, банши, противники умны, а тех, кто нет, даже жалко. Неожиданно для всех это зомби игра, где реально берут на измор и лучше реально бежать. Вторая ну ок, уже ни о чём новом.

45. Resident Evil 4

Наверное, тут я начал понимать, что во многих играх нет сюжета:( красивая чёлка, курточка, хромота и держание за бок при ранениях. Но ты просто бродишь по огромному замку. Даже запомнившейся всем деревни мало. Огромный замок. Карлик. Ничего не происходит. Точно больше 15 часов.

46. Hitman: Blood Money

Acquired taste. Медленно втягиваешься, но оно того стоит. Даже если убить всю суть игры и ходить всех расстреливать, не наскучивает. Миссия в опере моё почтение. Как в голове у тебя все складывается. В лысой голове.

47. Bioshock

Ультимативное "а разговоров-то было". Джаз уже слышали в фоллауте, ар-деко местное давно обнесли вандалы. Хорошая стрелялка, ток в воду и ключом бей на раз-два, и чел, который закатывал всех в гипс, яркий, но в том же деусе разговоры поумней.

48. Gun

Душевный вестерн, к которым я питаю слабость. Есть где покататься. Игра-ощущение времени и места. Убил Босса, кстати! Хотя он был сложный, сейчас бы точно бросил.

49. Clive Barker’s Undying

Одна из тех игр, которую бросил, как только на горизонте замаячил финальный босс. А нужно было ещё раньше. Как всегда, нет сюжета, есть брожения. Заявленный в заставке злодей в игру даже не заглянул. Как всегда в старых играх, лучшие моменты - когда кажется, что тебя забыли на уровне. Шагаешь по пустым скринсейверам с зелёными холмами, а где-то вдалеке бегут монстры.

50. Adios

Болтовня ни о чём на час. А ведь создатель мог снять короткометражный фильм и стать на путь нового Макдоны.

51. Праздник

Мучительная попытка хорошего русского придумать что сказать от лица молчаливого большинства и как бы так мощно ответить им. На фоне ковра ворочаются черви. Спектакль отменяется, все умерли.

52. The Stanley Parable

Смотрел на неё как на чудо техники. Реагирует на каждое моё действие и бездействие. И смешно. Мы с Аней вроде смеялись. И опять игра именно пародия.

53. Spec Ops: The Line

Синергия прогрока и песка. Все ловушки видны издалека, но ты всё равно идёшь по проложенной тонкой красной линии прямо в них. Things fall apart.

54. Max Payne

55. Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Это девяностые. Твин пикс по телевизору, грязные копы в участках. И чтобы так чётко увидеть сша в преломлении американской же экспортируемой попкультуры, как всегда понадобился неочевидный европеец. Русский Набоков, нидерландский Верховен, финский Сэм Лейк.

56. Max Payne 3

Ну американцы, ну тупые, ничего не поняли и когда сами взялись лепить Пейна, вышел этот пиндос. Его американская мечта это вылечить диабет.

57. Portal 2

И мы снова с Аней кажется смеялись! Теперь это театр не одного, а где-то двух с половиной актёров. Модуль космоса оттуда до сих пор стоит на аватарке в некоторых местах, а шутки модуля фактов до сих пор отлично заходят irl. Финал наверное один из самых мощных вообще, this was a triumph. Making a note here: huge success.

58. Painkiller

Бодрячком. Очищающее отсутствие сюжета, только четыре ролика, и дальше сплошная гойдаааа. Очень весело. Финальный уровень красивый, все мировые катастрофы на паузе. Босса не убил.

59. Gears of War

Босса не убил.

60. The Operative: No One Lives Forever

61. No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way

Monolith, да почему вас так мало в списке? Мне нужно больше ваших смешных, несмешных и изобретательных игр! Тут и прыжок из самолёта без парашюта, и вот эта обязательная комната с лазерами, арбалет, пристёгивающий к стене, Берлинский клуб, гаджеты, катаны, дом верхом на смерче, конечно же Космооос. Вернитесь, монолиты.

62. Dead Space

63. Dead Space 2

Нет, зато мы получим римейки этих современных игр. Есть просветы, но вообще fuck those games. Человеконенавистнические они. Вечно приходится топтать какое-то мясо из Плоти. И это останется в истории, а no one lives forever нет.

64. Life is Strange

Я вслух, громко, протяжно и искренне выругался: "бляяяядь", когда увидел свой эффект бабочки. Мои действия привели к тому, что с Хлоей стало. Мурашки. В игре пойман тот момент, что в подростковом возрасте фильм с Катчером кажется самым важным на свете. Прекрасная музыка. Как и песни со стороны, так и свой саунд. Хоть час сиди под эти ламповые переборы гитары.

65. Limbo

В мире, где всё explained, она умудряется оставаться загадкой.

66. Tomb Raider: Legend

Вместо таких игр у нас теперь ассасинс крид? Says a lot about our society. Интересно было послушать про короля Артура. Замечательное приключение со своими сложными моментами - мотоцикл, но вообще очень приятное впечатление. Есть даже своя нарезка неудачных кадров в конце.

67. Call of Duty 2

Зачем жрать картошку, когда её можно бросать как гранату. Моя первая колда. You just had to be there.

68. Call of Duty 4: Modern Warfare

69. Call of Duty: Modern Warfare 2

70. Call of Duty: Modern Warfare 3

Первые две это отвал всего. Что-то вроде попасть в матрицу и терминатор 2 в детстве. С третьей там уже драма была с распадом infinity ward, но мне зашло как минимум хоум видео, заканчивающееся терактом.

71. Armed & Dangerous

Такая нарочито комедийная штука с шутками про star wars, французов и оружием типа самонаводящейся акулы или штопора, который переворачивает землю. Как-то так весело со стороны выглядят ещё Giants: Citizen Kabuto и M.D.K, но уже слишком нудностарый геймплей там.

72. Frog Fractions

Игра subverts your expectations. Пожалуй, всё.

73. Hellblade: Senua's Sacrifice

Самое глубокое погружение внутрь одного человека. Иммерсивный аттракцион 12D, а кто-то так реально живёт. Голоса то помогают, то нет, иногда нет вообще ничего вокруг. Страшная и мощная вещь. Актёрская игра - зловещая долина пройдена, разблокирована долина ужаса.

Наверное, пик картинки на моём ноутбуке. Я был поражён, что то, что я купил за свои деньги выдаёт такой детализированный некстджен.

74. Call of Duty: Ghosts

Finally, yoba-шутан. Положняк теперь такой, воюем не с арабами или русскими, а с Латинской Америкой. В этой игре были управляемые собаки.

75. Far Cry 3

Начало всех поразило, да. Но это юбисофт, и до конца, кажется дошли немногие. А там какая-то фигня, тебе патетично предлагают моральный выбор убить своих друзей. Ээээ нет? Развязываем подружку и валим.

Ваас это чисто успех Майкла Мэндо. Это он такой чёткий, игроделы ни при чём.

76. Kingdom Rush 1-3

Это правда отличный tower defence из Уругвая, вы не понимаете…

77. Swords & Soldiers

Это правда отличный tower defence из Голландии, вы не понимаете…

78. Wolfenstein: The New Order

79. Wolfenstein: The New Colossus

У брутального американского солдафона есть богатый внутренний мир. Он умеет любить, дружить. Даже странно вспоминать экшен моменты с зажатой гашеткой и “мочи наци!” Это кино с умным монтажом, живыми персонажами, воспоминаниями о доме, переживаниями о любимых. Би джей бласковичцж это Человек, а не персонаж или главный герой. А вокруг него Люди, а не NPC.

Преступно мало написано о вроде как любимой игре. Всё из-за проклятого тупика, в котором оказалась серия..

Так вот. Песня в конце первой части, про I believe. Какая сильная нота взята. Монолог Чёрной Женщины про то, а почему вообще эти жалкие сморщенные яйца являются символом чего-то брутального и крутого? Мужские яйца точно всмятку.

В целом любые “про себя” Биджея. What she wants, I can't give. Про холодную воду.

Уже легитимный жанр посмотреть на ютубе жизнь других, с Вайатом и пистолетом. И снова всё это акцентирует Мик Гордон, молодец какой.

80. Tomb Raider (2013)

Наверное, она проваливает свои попытки серьёзного высказывания на третьем смертельном падении, сюжет тут движется вообще скорее проваливанием пола, чем мотивациями персонажей. Но setpieces реально эффектные, этот корабль в воздухе, парашют, даже гробницы небезынтересные. Интересно, что это опять ребут! Я вообще доберусь до настоящей лары крофт? (раскопаю?)

81. Metro: Last Light

Снова игра про тяжёлое дыхание в противогазе и запотевшее стекло. Теперь тут есть харизматичный Коммунист Павел, и вообще коммунистов как гномов в ведьмаке 2, все плохие, однако, в отличие от гномов. Сцена с самолётом жуткая.

82. Inside

Странный случай. Мы с Аней практически полностью посмотрели её на ютубе под впечатлением от Лимбо. Когда снова появился компьютер, прошёл. И как бы даже не зря. Всё так же загадочно.

83. A Plague Tale: Innocence

Наверное, не играл ещё в игры на французском. Иногда нервная, но в целом типичный представитель лудонарративного диссонанса. Из первой пары убийств делают мощные тяжёлые моменты, ах как не хочется вас убивать, месьё, а потом ещё сотня убийств совершается на автомате. Придумал этой игре эпилог, мол, а хорошо стало после чумы, людей мало, ресурсов теперь всем хватает, и платят теперь нам больше.

84. Bulletstorm

Редкий случай, когда комедиен в игре сам игровой процесс, а не ролики и фразы. Слэпстик, в котором пули летят всегда в пах, а благословенный пинок теперь работает в связке с лазерным кнутом. Близко к счастью. Присутствуют динозавры. Поляки ван лав.

85. Brothers: A Tale of Two Sons

Кооператив для одиноких. Почему-то не смог включить геймпад, играл по-писишному. Ну, как игру без слов одобряю, всё равно в индустрии мало кто хорошо пишет.

86. Dr. Langeskov, The Tiger, and The Terribly Cursed Emerald: A Whirlwind Heist

Название длиннее, чем игра. Менее интересный Стэнли парабл, всё интересное за кадром.

87. Hotline Miami

Одна из стилеобразующих штук эпохи. Спасибо Драйву за это.

88. Superhot

Идея настолько простая и законченная, что больше вообще ничего не надо, даже цветами двумя обошлись, красным и белым. (чёрт, ты чего, там же был чёрный ещё)

89. Bioshock Infinite

А разговоров-то было 2. Опять образ чего-то глубокомысленного за фасадом яркого начала. А дальше-то взрывание голов своим крюком-пилой. Умно!

90. Titanfall 2

Звёздные войны здорового человека. Вместо световых мечей огромные роботы, вместо Силы - бег по стенам. Вместо Disney - apex legends.

Даже до уровня с “press x to time travel” есть не менее выдающийся про сборку самого уровня у тебя на глазах.

91. Zeno Clash

Суть игры в том, что ты зажимаешь чью-то голову в руках и коленом ему так по клюву один раз, второй, потом локтём по затылку напоследок. Что-то странное с миром - вроде интересный и странный (какой-то шагающий вперёд дед, слепой снайпер), но в основном пустая декорация, все силы ушли на удар кулаком по щеке.

92. Ghostbusters: The Video Game

Вроде чувствуется, что шутки и переговоры писали те же люди, что и фильм. Шутки удачно выстроены. It’s a hobby, i’ll take one for the team. Голоса все качественно отыгрывают. Даже брат Мюррея уже какой-то узнаваемый стал чел из 80-х. Много где торчат нитки вырезанного уровня на параде Дня Благодарения, лучше бы он был, чем весь последний остров и центральный парк. Геймплей даже потрудились сделать необычным. Кого-то нужно ловить и приручать своим лассо. Всё крошится вокруг, что тоже нечасто бывает.

93. Mirror’s Edge

В параллельной вселенной с разницей от нашей в миллиметрах (типа betamax вместо vhs) эта игра занимает место Portal. Тоже песня великолепная still alive на титрах, но другая. Героиня-азиатка, но уже иногда говорит. Аскетизм и стерильность - но не лабораторных камер, а целого города. Художественно эта игра никогда не устареет. Музыка для часовых эмбиент роликов для учёбы. Иногда даже чувствуется какая-то душа, как будто игру делал персонаж из тех офисных зданий, по которым ты бегаешь. Вот этот корпоративный болванчик увидел пролетающую мимо Фэйт и что-то там себе нафантазировал, как умеет. Мечты о чём-то большем.

94. Little Nightmares

Оттолкнусь от тезиса Андерсона про ЭКСПИРИЕНС. Он недоумённо изогнул бровь на inside, но ему понравилось это. Я склоняю голову перед Inside и утомлённо заканчиваю little nightmares. Может проблема в прошлом опыте. В инсайд есть только влияние лимбо. Тут уже влияние и инсайда, и Миядзаки и наверняка что-то ещё. Трудно полностью проникнуться, постоянно думая, где я это уже видел.

95. Wolfenstein: The Old Blood

Очевидно, главная игра-неудачница в этом списке, настолько я её забыл. Судя по всему, The New order и Colossus так и останутся тупиковой ветвью развития шутеров и никто не посмотрит в их сторону как на этапные вещи.

96. Mass Effect

Процитирую то, чем бы хотелось видеть эту игру: “прикольно конечно, как после каждой миссии персонажи усаживаются в кружок групповой терапии и обсуждают, что же пошло не так, почему мы уничтожили ещё одну историческую достопримечательность …”

Нет-нет, она всё равно классная, но такая постановка уже просит чего-то большего, чем копание в инвентаре. Это Звёздные войны в том смысле, что трудно уже чувствовать что-то от Звёздных войн. Они есть, как игра Цивилизация и упаковка Соды, и ничто не займёт эту нишу. Вот теперь у нас есть Звёздные войны, ну и ладно. Ещё задумался, что в выборе игр я залочен в двух десятилетиях, нулевые и десятые, это как если бы из фильмов я мог выбирать только между Push и Мостом в Терабитию. А стоп, да это же как с сериалами..

97. What Remains of Edith Finch

Напеваю мотив “Sad ways to die…”. В конце каждой истории не хватает характерного звука удара битой из Paranoia Agent. Все говорят про гениальный эпизод с рыбным конвейером – да, эта сцена действительно расщепляет сознание. Отдельно отмечу сцену с Хэллоуином, этот фильм я ещё не встречал в играх. Вообще, по настроению какая-то потерянная внебрачная сестра Life is Strange. Светлая грусть, девочки, рисующие в дневниках, мягкая паутинка упадка какой-то не глубинной, но укоренённой в лесах и горах Америки.

Казалось бы, заход на модную тему multitransgenerational trauma, типа родители уничтожили климат и мою жизнь, а ну извинитесь, обнимемся. Но это как истории про семейное проклятие, теперь часть нашей реальной жизни.

98. SIИGULAЯITУ

Красно-коричневый шутер, сделанный на сдачу от Call of Duty. Игра для вызывающе неумных людей, делающих “Разбор полётов”. Афишируемые источники вдохновения типа Bioshock – именно что афиши, сорвёшь которые со стены– за ними коридорная кишка без души. Некого винить, что прошёл её до конца – во всём виноват именно ты, товарищ.

99. Remember Me

Разлучённая в детстве сестра Beyond Good & Evil, которой вместо памяти стёрли душу. А ведь сколько по ходу действия копится в уме достойных сравнений: Ребзя-Новый Год это как DMC, ремикс бабочки это как Life Is Strange (а потом ремикс ремикса, это вообще Inception), Французские моллы это как Mirror's Край.., но в итоге это всё-таки Психонавты - в том смысле, что про это интереснее будет кому-то рассказать, чтобы человек попал в ловушку и искал потом оправдания, на что он потратил десять часов. Какая-то фундаментальная проблема игр - презентация на порядки превосходит суть и ядро. Ракурсы, постановка, лица - высший уровень. Произносимые слова и история - KINDA FORGETTABLE arf arf

Пора закругляться с играми из "Разбора Полётов".

100. Loop Hero

Залуипательная штука. Российский геймдев был сброшен после кризиса 2008 года в пропасть, о нём все забыли, как вдруг оттуда вылез этот перекачанный на мобилках, кликерах и idle-играх мутант. Пока играешь, забываешь, что есть игры, фильмы и люди куда лучше чем это. Но цикл всё никак не удаётся разорвать, по сути это brawl stars с историей (живо написанной, особо ощутил искусство flavour text'а). И музыка тут атмосферная. Когда вокруг чёрное ничего, текст и музыка приобретают какое-то сокровенное значение.

101. Stronghold

Финал легенды. Это была моя comfort game, которая устанавливалась на каждый мой компьютер. Кажется впервые я её установил с диска Кости Л. То, что она пошла тогда на том нелепом компьютере (блок типа не стоял, а лежал, как приставки несколько поколений назад), было великой радостью и удивлением. Благодарен ей и ему за это. Все эти фразы, no-no-no, archers ready! Это мои первые мемы. Мне повезло, могла попасться для первой любви игра куда хуже и проще. А тут прям такие наглядные производственные цепочки. Что-то бедное, но гордое.

Конечно, это стратегия, поэтому финал снова прошёл под аккомпанемент читов. Но даже с ними, даже на лёгком уровне сложности финальная миссия была сложнейшей и закончилась на грани моего поражения, буквально мой последний рыцарь убил этого Волка.

Музыка в золотом пантеоне и причём, думаешь, что всё уже слышал, как тут в финальной миссии включается новая музыка, ах, как хочется вернуться в городок под названием Артёмовск…

102. Чёрная книга

Игры - это кинцо, говорите? А как насчёт игры - аудиокниги? Запускаешь, как какую-то сессионку, а вдруг эта бесплатная визуальная новелла начинает взваливать на грудь что-то уровня Ведьмака. Эффект сильный, когда понимаешь, что к тебе за советом ходят деревенские, появляются какие-то bioware-напарники со своими манерами, длящиеся квесты длятся несколько дней, как с этой обдерихой в бане, абсолютно ведьмачьий детектив про деревню в тумане, которую, кстати, грамотно зафорэшедоулили в газете. Даже подумали над оригинальным решением проблемы RPG, когда игроки пытаются быть хорошими - игра навешивает штрафов в виде бесов, избавиться от которых можно плохими делами. Хорошее качество письма и игры для детского приключенческого текста. В конце, конечно, уже с этим грузом на груди ты становишься такой перекачанной, что автоматически разбираешь аццкого сотону на чёртиков. Вообще, финал, как обычно, ни о чём, но концовку в играх видят меньше десяти процентов людей, так что можно разработчиков простить, чтобы получить минус один грех.

103. Call of Juarez

Безнапряжный ковбойский стрим. Ладно чередование персонажей и стилей игры. Как вам механика избегания вылетов на рабочий стол, условие: не перезаряжать пистолет в левой руке. Карты большие и это дают почувствовать. Беги, но до заката вернись. Иди залезь на ту гору. 2006 год и индейцы - что это было?

В конце за время погони плавно меняется место действия, перемещаешься куда-то из ГДРовских вестернов в "На несколько долларов больше". Милые секреты, в которых разработчики выпускают пар и друг на друга выговариваются.

Не та игра, про которую напишешь сочинение, но приятная, всё же. Это ведь поляки.

104. Outer Wilds

А помните, как в начале я снисходительно скривил рот, что тут нет озвучки?.. Извините, у этих гениев есть задачи поважнее! В битком набитом жанре "Дня сурка" они придумали оригинальное научно-фантастическое допущение, которое объясняет происходящее. Кстати, происходящее тебе объясняешь ты сам. Вот просто люди создали опыт, которого сами никогда не испытывали, и который сами не смогут испытать, и подарили его нам. Кот Шрёдингера в мешке. Каким-то образом они просчитали всё, и ты случайно не оказываешься в финале, хотя находишься в минутах от него. Такое невозможно не то что нигде, но и больше никогда. Каждая минута в игре отгрызала опыт открытия. Здесь невозможно вернуться назад. Игра в самом реальном времени. Меланхолия по времени, когда ты только предвкушал и могло из игры выйти что угодно. Это стало микромемом, но в финальном ране у меня натурально тряслись руки от напряжения, фальшивый пермадэс снова сработал. И, конечно, метаигра "не смотри в инет". Как сохранить тайну, когда все разгадки в паре кликов? Такого опыта ни у кого нет, остаётся создать его, запустить в неизвестность и ждать ответного сигнала.

P.S. обращаем внимание на Annapurna. Уже виден кураторский почерк, сколоченная из досок лесная ИндиАмерика в гуще очень странных дел.

Давайте зафиксируем, как я стоял на улице и думал, что же делать дальше, ко мне пришёл образ двойной башни с фрески - и мне засигналила машина. Я стоял перед дорогой и просто думал, а он меня подгонял переходить.

105. Pyre

Мне кажется, это начало моей прекрасной дружбы с Supergiant Games. В повозке с Shadow of Mordor появилась ещё одна игра, в которой необходимо проигрывать и ставить высокий уровень сложности. Середина - история про спортсменов неудачников, торпеда болотная, кажется, что План идёт к чертям, потом начинаешь потихоньку вытаскивать оригинальный состав иии в финале снова проваливаешься. Но всё в итоге образуется. Обещание счастья есть для всех. Спасти всех на лёгком уровне сложности было бы несправедливо по отношению к этим моим неудачникам, у которых мало что получалось, хотя они старались. Главное - двигаться дальше и досмотреть эту жизнь до конца.

Reader! это новый Manfilth!

106. Journey

Ещё одно вхождение в канал “Забыто”. Такое что-то экзальтированно-плаксивое, типа Ori, но без сложности, поэтому быстро проходимое и стираемое из памяти. Она была важна, пока была в пантеоне недостижимых экзов Сони, но стоит к ним реально подобраться, окажется, что на вершине этой горы вместо солнца и неба - скайбокс.

107. Death Stranding

Концовка убила. Game that really makes you feel like braindead. То, на какой вершине для меня была эта игра до того, как кубарем лететь вниз два часа - это требует осмысления. Настоящий гений должен быть готов убить своё детище в любой момент.

Выдыхаем и вспоминаем только хорошее. Фактурные думеры и дед инсайдеры в ролях. То, как тут включается музыка под конец пути, который ты прошёл первым и вслед за многими другими одновременно. Чужие зиплайны под low roar - patience - это счастье. Игра не про убийства, но про смерть. Это так правильно, Кодзима, которому 60 лет. Ты подключил к хиральной сети low roar и за одно это я не жалею, что постарел под твоим золотым дождём на сто часов.

Одобряем вайбы The OA (Рефн как исследователь смерти) и того рассказа Хайнлайна, где все персонажи оказывались друг другом и сами собой.

Аниме для японцев как атомная бомба. Всё равно в конце всё оказывается именно про это.

108. Second Sight

Я снова развязал и поиграл в игру из “Разбора полётов”... На этот раз могу винить Yahtzee, он сделал громкое заявление, что это самый-пресамый любимый плоттвист в играх. Это… ну нормально в лучшем случае. Такая, умозрительная, но не вызывающая шока идея, когда не происходит какое-то непредвиденное событие, а меняется точка зрения, с которой мы наблюдали за событиями, происходит какой-то временной сдвиг… Это нагнетает интригу, но когда приходит время расплачиваться - дыхание не спирает. Сидишь и вычисляешь в процентах, насколько ты пробил правильную версию.

Давайте не критиковать предсказание главгероя, что он будет вместе с уличной бандой отстреливаться от гэбухи на детской площадке. Все там будем.

109. Dragon Age: Origins

Хочется на команду Bioware так пристально посмотреть и молчать, пока они сами не начнут вразнобой оправдываться. Потому что первым начинать их ругать ну совсем не поднимается рука. Опять какая-то техническая победа по неявке других участников, на этот раз в номинации не “Звёздные войны…”, а “Властелин Престолов от мира видеоигр”. Окей, с Игрой престолов они хорошо опередили тренд. В целом, фарм, гринд, лут, всё это будет со временем прощено и вымоется из памяти, а останется только классное. Алистер прям мой персонаж. На каждый сарказм напрыгивает как на спасательный круг и начинает его разгонять, да, роза, моё супероружие, конечно! Какая-то практически дружба с Лелианой, спустя время понимаешь её и как фигуру в партии, и как персонажа. Парадоксальная философия Стэна, который понимает Хаззу - ведь для пса оружие является продолжением тела. “Грифоны?” Винн, какая же это всё душевная компания с хорошим юмором. Можно лучше, но это будет уже Pyre, а пока в битве задрота-программиста и пьяницы-сценариста победила дружба. Канада же.

И кстати про юмор - если игры из “Разбора полётов” это всегда скорее ошибка, пусть живут в формате полутора часов на ютубе под пиво, то вот “Трудности перевода”... Это обязательная программа, пост-игра, неудачные кадры Джеки Чана на титрах. “В атаку!...” Обращаем внимание на каждую представленную там игру.

110. The Wolf Among Us

Самая детская игра из всех здесь представленных. Несмотря на проституток и оторванные головы. Не кинцо, а мультик, сплошная катсцена, нижний порог скилла - абсолютный ноль. Уровень аргументов и дискуссии - детский сад. Финальный поворот в стиле фильмов ужасов - нарезка из красной селёдки и loose threads. Самое страшное, что однажды мне будет настолько лень делать что-то другое, что я сыграю в ещё одну игру Telltale…

111. Deus Ex: Human Revolution

Оверхайп с оттяжкой в 13 лет.

Представьте мир, в котором “Вавилон Н.Э.” это база, а “Бегущий по лезвию” - что это? В рамках одного человека это нормально. От голоса Вин Дизеля идут мурашки, прям как I never asked for this, а Блейдраннер скучный, полчаса Форд говорит Enhance image. Но если спроецировать на общество, индустрию, то начинаются фундаментальные проблемы. Вроде вот этой анемичной корпоративной пропаганды чего-то. Трейлер продаёт, открывающие титры забирают чаевые и всё, фирму-однодневку можно закрывать. Фильтр “через бокал пива” это конечно хорошо, но в этом напитке слишком много фансервиса, который напоминает об оригинале.

короче, просто смотрите видео hbomberguy

112. The Talos Principle

На обложке этой игры есть кот. В игре кота нет, ноль из десяти. А если серьёзно, то интуиция мне подсказывала, что философская головоломка от авторов Серьёзного Сэма про какие-то лазеры не может быть хорошей. “Так и вышло…” Какой-то мод (and i fucking hate mods) с нудными перестановками предметов, сюжет для которого писать было уже некогда, поэтому исчерпывающие его пару фраз дозируют через пипетку, а недописанное просто загримировали под баги и набор цифр.

113. Disco Elysium

Стёрся в памяти номер и адрес с тех пор

Но я помню в гостинице плитки узор

Продавщицу смешную - Фриттте, Плезанс

Как Куно меня опустил в первый раз

Как на памятник влез, коня оседлав

На трибунал после Руби помчался стремглав

Потянулся за галстуком и рана в локте

Моя пушка которой нету нигде

Помню как моросило, а я был весь босой

Осуждающий Кима взгляд на ноги косой

Это было в Ревашоле, значит было давно.

Это было с Долорес, значит было во сне

Сон забыть не под силу, он останется мне

Жвачка с вкусом абрикосов и ещё одна дверь

Хобокоп у караоке и Отдел против вещей

На старый трамвай потерян билет

Little guy так далеко, что его уже нет.

Americans have nothing on this. NOTHING!

Их основной конфликт это борьба с дискриминацией, которая закончится хорошо. Страна хэппиэнда.

Не то у нас, в нашем циничном безверном пост-пространстве. Даже монетизировать свой уникальный опыт не дали - тут же за спиной под столом кинули, развели лохов, витающих в небесах. Бабки делать нужно, а не писульки ваши про комми и фашиков. Посмеялись и хватит. Хорошего понемногу. Самое смелое, что ты сделаешь в своей жизни - вкинешь левые подписи в почтовый ящик.

Как всегда в играх - наиболее сильны и ценны первые часы. Ты ещё не успел раскачаться и тебя унижает всё, и ты как персонаж Достоевского, капитан милиции Лебядкин, с упоением перед всеми стелешься, пьяно плачешь, позволяешь потоку несчастий легко тебя нести в очередное позорное положение. Потом, к сожалению, трезвость берёт вверх и ты будто немного выпрямляешься, особенно после того, как твоя легкомысленность и ощущение, что ты в игре, убивает почти всех. Let's wrap it up, пациент готов.

Наверное, было бы круто перепройти в ооочень отдалённой перспективе (потому что little guy getting further).

Тот самый матч в четырёхмерные шахматы Ни Хуа - Непомнящий.

114. The Beginner’s Guide

Дэви, ты ебобо?

Поначалу доверительно киваешь головой, да, медитация на тему гейминга, давай поговорим по душам, но собеседник быстро срывается в плаксивый автофикшн, и похлопывая его по плечу, нервно ищешь в толпе его родителей или врачей. Хоть бы он не начал сейчас рассказывать про свою бывшую…

115. Transistor

Привет. Одна тут сидишь?

Узнал, что Supergiant это прям команда из друзей, типа десять человек. То есть это будто Горизонты ударились в геймдев и начали на силе дружбы делать идеально цельные игры со своими локальными звёздами. Пьяный виртуоз гитары Даррен Корб, озабоченный эрудит Грег, anal retentive дизайнер Джен Зи и королева блинов Марафонская со своим Переработанным в ходе Процесса мужем. Правда реальные Горизонты сразу начали вкачивать одну франшизу и выгорели.

А тут звёзды сошлись и многонациональная команда просто на чилле и расслабоне делают purrrfect games.

116. Little Inferno

Ну конечно же пункт именно с этой игрой должен был пропасть. Потому что рукописи всё-таки горят.

Это высказывание, лаконичнее и яснее (гори гори ясно) описывающее суть Списка. Мы сжигаем своё время. Надо писать диплом - но надо ради воспоминаний и впечатлений сжечь время. Часы. Письма. Ничего личного, Автор письма - это просто топливо, чтобы двигаться дальше, к новым впечатлениям.

пока всё. Надеюсь, это массовое жертвоприношение десятков тысяч знаков позволит мне сбежать от игр в страну вечного трогания травы.

10
10 комментариев