Scorn. Из Грязи в Князи по Гигеру

Scorn. Из Грязи в Князи по Гигеру
"Крепостные на воле и лупят друг друга розгачами вместо прежних помещиков"
Фёдор Михайлович Достоевский. Бесы

Тебе знаком термин "эстетика отвратительного"? Что? Песни IOWA? Нет, не настолько отвратительного! Картины Босха, Бексиньского доводилось видеть тебе? Одновременно пугающие и восхищающие, будоражащие воображение. Не следует слушать молодых девочек и мальчиков психологов. Многие из них имеют привычку, видя эти полотна, сыпать предполагаемыми диагнозами болезней, которыми, вероятно, страдали эти художники, а это как-то глуповато и неправильно.

Одним из самых популярных деятелей такого эпатажного искусства, конечно же, являлся Ханс Рудольф Гигер. Великий дядька: Чужого выдумал, стойку под микрофон Дэвису из группы Korn спроектировал, не одну сотню репродукций написал. Сразу видно - серьезный человек.

Работы Гигера вдохновили также представителей индустрии интерактивных развлечений. Где-то в таком стиле были нарисованы буквально 1-2 уровня за всю игру, как, например, в Contra, Ecco the Dolphin и Gradius 2. В Dark Seed и Dark Seed II такому антуражу уделено гораздо больше экранного времени. Но, так или иначе, в этой манере всегда изображалась чужая, инородная среда. Жаль, что Ханс Рудольф Гигер не увидел Scorn. Ему бы понравилось, потому что там все с точностью наоборот.

Сюжет и Геймплей

Родину не выбирают. Здесь мы родились и здесь придется влачить свое существование. Как жизнь была устроена до этого - неясно, но сейчас, кажется, в прошлом великое государство захирело: кругом какая-то красная, мясная скверна и почти нет обитателей, кроме мерзко вида безмозглых существ, снующих туда-сюда.

Вот это я называю автоматизацией: спартанцы скидывали слабых детишек со скалы, а в Scorn животворящая стена сама собой выплевывает взрослую челядь на милость гравитации. Если переломал не все конечности, то можешь начинать топать, куда глаза глядят - может тебе и повезет остаться в живых. Но вот взлететь из грязи в князи у тебя вряд ли получится. Кастовое разделение сурово и, конечно же, несправедливо. Но, как говаривал Суворов: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".

В Scorn нельзя вести себя так, словно ты находишься в Resident Evil. Те, кто не смог сдержаться, бросившись на амбразуру, горько поплатились за малодушие, и забросили игру в самый долгий ящик. Да, тебе дадут оружие, но если ты начнешь палить во все, что движется, то попадешь впросак, и Scorn тебя сломает пополам. Патронов в этой дыре - кот наплакал, а в рукопашную лучше вообще не лезть, потому как возможность подлатать себя редка и встречается не часто.

Вместо того, чтобы воевать в какую-либо сторону, я рекомендую внимательно анализировать поведение местной фауны. При должной бдительности в два счета станет ясно, что ты этим уродцам не шибко интересен: они просто спешат по своим делам, и, если ты не будешь назойливым, скоро уползут в очередную задницу. Не считая одной долгой и нудной схватки, за все прохождение Scorn достаточно сделать всего лишь пару-тройку выстрелов. Придерживаясь подобной линии поведения, играть становится в разы проще и интереснее.

Да и скажем прямо, активно использовать можно только гадкого вида пистолет и не менее безобразный дробовик. Первое оружие, смахивающее на отбойный молоток, является скорее сервисным инструментом. ЗатЫкать им кого-то до смерти - задача не из лёгких. Последнее, что достанется протагонисту - гранатомёт, но долго подрывную деятельность вести возможности не предоставят. 5-6 раз торпедировал и шабаш.

Не остаётся ничего, кроме как бродить по футуристическому миру Scorn, метать не боеприпасы, но харчи, вращая головой, и без конца гадать, каким же образом эти охламоны умудрились так здорово просрать все полимеры. Есть тут и ребусы-шарады для дошкольников, встречаются они не слишком часто, но приятно разбавляют общий невысокий темп игры.

Визуальная составляющая

Благо тут есть, на что позырить. Претензий не наберется даже у самых суровых снобов. Игра длится всего 3-4 часа, и судя по всему, один час геймплея равен как минимум 2 годам разработки. Scorn настолько ладно скроен, крепко сшит и так тщательно вылизан, что найти изъяны в нем практически невозможно.

Каждая область детализирована до такой степени добросовестно, что желание задуматься о предназначении того или иного помещения возникает незамедлительно. За вопросом 'зачем' вскоре последуют 'почему' и 'как', и вот уже ты, сам того не замечая, вовлечён в игровой процесс не только механически. Подобного рода визуальный ряд служит именно такой цели и Scorn наглядно демонстрирует, как правильно добиваться этого эффекта. Притом все это благолепие идет весьма пристойно на GeForce GTX 1060 3GB. Игра отлично оптимизирована.

За кособоким хромающим зверьем, невзирая на очевидную опасность, просто невозможно не наблюдать. Песчаная буря превращает исполинские строения в пыль буквально на твоих глазах. Величественные молчаливые механизмы, предназначение которых туманно до тех пор, пока они не начинают двигаться и выполнять свою работу, выглядят настолько внушительно, что цифра в 9 лет на разработку уже не кажется такой большой.

Аудио оформление

Такого уникального чавканья и причмокивания я еще и не слыхал. Окружающее убранство звучит именно так, как ты себе и представляешь, глядя на скриншоты, только во много раз объемнее и круче. Работу звукорежиссер тут проделал солидную, почтенную, и погружение гарантировано. Дурная живность хрюкает, шарахаясь в порядке личных дел, и злобно брешет, завидя игрока. Словно из Half-Life убрали всех противников, оставив только зомби.

Я не знаю и не желаю знать, откуда взялись эти звуковые эффекты, но, более мерзкого аудиосопровождения представить себе крайне сложно. Гигантское чудовище - Королева Кратера, нагибается к тебе, дышит в лицо чистым суббасом, и все сфинктеры твоей пищеварительной системы в этот момент начинают сжиматься в унисон. Коли под рукой нет пристойной стереосистемы, играй там, где она есть. Если не владеешь добротными наушниками, продай родину и приобрети их перед тем, как запустить Scorn.

Разумеется, вся музыка это - сплошь и рядом эмбиент. Глубокий и сделанный отнюдь не начинающими, но очень опытными музыкантами, он дополняет картину жестокого и опустевшего мира. Aethek и Lustmord, люди известные, пусть и в узких кругах, сделали то, что они привыкли делать лучше всего - безрадостную давящую атмосферу.

Резюме

Sсorn настолько крут, что стоило ему вбросить в медиасферу первый тизер, как через рекордно короткий промежуток времени начали вылезать похожие проекты, к примеру, Necrophosis и Dark Fracture. Да и не припомню я доселе игр полностью в сеттинге Ханса Гигера. Это - ожившие картины великого художника, интерактивный музей. Разработчики из сербской студии Ebb Software создали что-то поистине ужасное, но в то же время завораживающее и по-своему красивое.

Они, впрочем, поступили как свинята, так как Scorn сама по себе дает мало понимания о происходящем в ней. Сведений о мире фактически нет, многие сюжетные моменты не вполне понятны. Приходится либо гадать и строить гипотезы, либо сходить и купить официальный артбук, который стоит вдвое дороже игры! Зато он содержит полезную информацию, зная которую, все равно придется делать немало предположений о происходящем. Странная маркетинговая модель и еще более странный принцип нарратива, но, видимо, артхаус не следует оценивать по общепринятым критериям. Однако, побрюзжать, считаю, можно.

Рекомендовано все поклонникам душного черепашьего геймплея, а также любителям созерцать (не только работы Гигера).

1919
11
11
31 комментарий

Скорн - это омерзительная биопанк бродилка с нуднейшими загадками и практически лишённая геймплейной составляющей. Играть в неё - всё равно что острой частью ломика копаться у себя в бедре. Никому не рекомендую. Даже Томб Райдеры с ПС 1 попредпочтительнее.

10
Ответить

Сейчас тогда быстренько подредактирую статью. Напишу, что играть не стоит, потому что вы так сказали.

6
Ответить

Игра прекрасна, но мне показалась сильно короткой, могли бы и немного расширить мир. Визуал топовый и сюжет загадочный мне по нраву.

4
Ответить

игра по части геймплея кал полнейший, но вот как бродилка с огромным упором на визуал кайф. надеюсь продолжение (если оно будет) накинет хороший такой слой лора

4
Ответить

я не смог прости загадку с вагонетками и удалил ее нахуй

1
Ответить

Тогда даже не знаю, что бы такого попроще порекомендовать. Разве что...

6
Ответить

Как игра - это ужасно.
Но как интерактивный музей традиций фантастического реализма - это бесценно.

3
Ответить