Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Когда тяжелый рок не просто музыка, а целый мир.

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Удивительно, но по игре Brütal Legend нет ни одной статьи на DTF. Все, что я смог найти через поиск, это несколько статей о распродажах в Humble Bundle и некоторые упоминания в статьях, касающихся непосредственно разработчиков игры в целом. А ведь о игре безусловно есть что рассказать. Она в какой-то степени уникальна, в её основе нет фильмов или книг, а разработчики со всей скрупулезностью подошли к созданию проекта.

Писать о Brütal Legend мне будет сложно. В игре много мелочей, дизайнерских решений, фан-сервиса и тонкостей. Тем не менее, в октябре этого года игре исполняется 10 лет, это одна из моих самых любимых игр и я получу невероятное удовольствие рассказав о ней. Включайте саундтрек погромче!

Кто, черт возьми, такой Тим Шейфер?

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Если вы не знакомы с творчеством этого человека, то вам определено стоит это сделать. Тим, фигура серьезная и видная в игровой индустрии. Это разработчик с большим стажем и опытом, автор многих культовых игр и просто веселый парень. Мне кажется, что нельзя просто начать обзор такой игры, не имея представления о ее создателе. Понимание, кто такой Тим Шейфер и насколько он любит свою работу, задаст правильный настрой при прочтении обзора.

Великое начало

Родился Тим Шейфер 26 июня 1967 в городе Сонома, штат Калифорния. Будучи студентом на кафедре информатики Калифорнийского университета в Беркли, Шейфер увлекся сочинительством и вдохновился Куртом Вонненгутом, который будучи публицистом в компании General Electric, писал по вечерам в свободное время новеллы. Тим решил пойти тем же путем , поэтому проходил стажировку в небольших компаниях, помогая в разработке баз данных, а так же пытался преподнести себя и попасть в более крупные корпорации , такие как Atari или HP. Тем не менее, несмотря на старания, все его усилия оказались напрасны и везде, куда он пытался устроиться, Тим получал отказ.

Надежду Шейфер не потерял, поэтому спустя какое-то время он увидел предложение от компании Lucasfilm Games, которая искала программистов для написания диалогов в своих играх, и это его сильно заинтересовало. Во время подачи резюме у него было провальное телефонное интервью с одним из основателей игрового подразделения компании Девидом Фоксом. При разговоре с Девидом, Шейфер упомянул, что является большим поклонником игры студии под названием Ballblaster. Однако Фокс с удивлением сообщил кандидату, что название у игры Lucasfilm Games было Ballblazer и что с названием Ballblaster распространялась только пиратская копия игры. Тем не менее, несмотря на ошибку Тима, Девид все таки попросил того отправить ему резюме для дальнейшего рассмотрения. Чтобы загладить вину за не столь удачный телефонный разговор, Шейфер подошел к резюме творчески и отправил его в виде комикса о себе, нарисованного в стилистике текстового приключения.

<br />

Ученик джедая или просто "сволочь"

В 1989 году Тим Шейфер был принят на работу в LucasArts в качестве программиста, которого в компании называли "sсummlet". Дело в том, что для игры Maniac Mansion разработчик Рон Гилберт создал игровой движок под названием SCUMM (Script Creation Utility for Maniac Mansion), аббревиатура которого созвучна со словом "scum", которое переводится как "сволочь". Движок был призван упростить создание предметов, уровней и диалогов в играх подобного жанра. Шейфер при работе с движком помогал ведущим разработчикам компании в реализации идей и задумок для будущих проектов. Например, вместе с Дейвом Гроссманом Тим участвовал в адаптации тестов для игры Indiana Jones and Last Crusade: The Action Game, а так же переносом Maniac Mansion на платформу NES. В дополнение к основной работе Шейфер ,Гроссман и еще несколько человек проходили обучение у Гилберта в рамках так называемого "SCUMM University" , где узнавали о тонкостях движка и работе с ним.

Рон Гилберт оценил подход к работе Шейфера и предложил молодому программисту Тиму, а также Дейву Гроссману совместно поработать над новой игрой в сеттинге пиратов The Secret of Monkey Island. Поначалу игра имела серьезный тон и рассказывала историю грозных пиратов. Но так как Шейфер и Гроссман отвечали за две трети диалогов в игре и они по большей части обыгрывали ситуации комично, настроение и общий тон проекта решено было изменить. В итоге на свет появился квест The Secret of Monkey Island, который и сейчас по праву считается одним из самых лучших представителей жанра. Игра имела оглушительный успех и поэтому вопрос сиквела не заставил себя долго ждать. Как можно догадаться, сиквел под названием Monkey Island 2: LeChuck's Revenge делала та же команда, что и первую часть.

The Secret of Monkey Island

Большое плавание.

Full Throttle 

Первым большим проектом для Шейфера стало юмористическое приключение под названием Day of the Tentacle, которое было разработано совместно с Дейвом Гроссманом. Игра стала прямым продолжением квеста Рона Гилберта Maniac Mansion. Дейв и Тим повторили успех The Secret of Monkey Island и выпустили одну из самых популярных игр жанра "приключенческий квест". Игра и в наши дни имеет статус культовой, а в 2016 году получила переиздание на современные платформы под названием Day of the Tentacle Remastered, в котором оптимизировали графику и управление, но при этом максимально сохранили дух оригинала.

Ну, а первым сольным проектом, в котором Тим выступал в качестве руководителя стал "байкерский" приключенческий квест Full Throttle. Игра стала десятым по счету проектом, который использовал движок SCUMM. Ко всему прочему это была первая игра студии, которую выпустили для Microsoft Windows и распространяли на CD. Шейфер подошел к подаче сюжета и погружению игрока очень серьезно, поэтому Full Throttle была одной из немногих игр того времени, в озвучке которой принимали участие профессиональные актеры (Марк Хеммил, Рой Конрад и др.) , а саундтрек был написан настоящими музыкантами. Критики встретили игру отлично, отметив только ее непродолжительность.

Игра также получила ремастер в 2017 году на PC, Mac OS, PS4 и PS Vita. Как и в предыдущей игре, авторы не изменяли оригиналу, поэтому были подтянуты текстуры и немного переработан интерфейс.

Grim Fandango

Следующей авторской игрой был квест о загробной жизни и ацтекской мифологии под названием Grim Fandango. Для Lucas Arts это стало первым проектом, использующим полностью трехмерные модели, которые были наложены на заранее отрендеренный статичный фон. Исходя из этого, это также первый квест Шейфера, разработанный не на движке SCUMM. Интересно, что игра была задумана до Full Throttle и была представлена вместе с ней руководителям LucasArts. Боссы посчитали идею игры про байкеров привлекательнее и актуальнее, поэтому она вышла раньше. Но после успеха Full Throttle игре про загробный мир дали зеленый свет.

К озвучке игры был подобран большой актерский состав, а музыку написал Питер Макконналл внутри студии LucasArts, вдохновившись композиторами фильмов Максом Штайнером и Адольфом Дойчем. Позже, в 1998 году саундтрек был выпущен отдельно на CD.

Игру ждал теплый прием и всеобщее признание. Критики хвалили сюжет, геймдизайн и общую концепцию игры. Средний бал на Metacritic на данный момент 94/100. Игра завоевала множество наград, включая "Лучшая приключенческая игра" и "Лучшая игра года"

Так же как и с предыдущими проектами Шейфера, студия Double Fine, с помощью Sony, выкупила права на игру у LucasArts/Disney и выпустила переиздание под названием Grim Fandango Remastered. В процессе переноса на современные платформы возникли сложности, потому как многие данные хранились на магнитной ленте и у Disney не было оборудования для извлечения. На помощь пришел бывший звукоинженер LucasArts Джори Прум, который смог перенести все данные с лент и в итоге рематер увидел свет. Игра сохранила все особенности оригинала, похорошев в графическом плане и подтянув интерфейс.

Последней игрой, разработкой которой Шейфер занимался внутри LucasArts был не анонсированный проект для платформы Playstation 2. В период разработки студию один за другим покидали ведущие разработчики из-за того, что LucasArts все больше отходила от жанра приключенческого квеста в угоду современным стандартам игрового рынка. Коллеги "по цеху" неоднократно предлагали Тиму покинуть студию и основать свою собственную. Но он говорил, что чувствует себя в некой безопасности внутри компании. Сама LucasArts какое-то время думала о сохранении жанра в целом, и даже были идеи выпустить продолжение FullThrottle, но в конечном итоге решила не рисковать и вложила все усилия в разработку игр по вселенной Star Wars.

Шейфер, после долгих раздумий и взвешивания "за" и "против", все-таки решает покинуть компанию и основать свою под названием Double Fine. В итоге это станет началом творческой независимости, эпохой смелых решений и необычных проектов.

Все только начинается

Логотип Double Fine для игры  Broken Age

В 2000 году Тим Шейфер покидает LucasArts и с несколькими бывшими коллегами основывает студию Double Fine Productions. О выборе названия для студии высказывался сам Тим:

Название появилось благодаря знаку на мосту «Золотые Ворота», который до недавних событий гласил: “Slow to 45 mph – Double Fine Zone”(Снизьте скорость до 45 миль в час — зона двойных штрафов). Проявив изобретательность, я выбрал название “Double Fine”, с тем чтобы люди, проезжающие по мосту, видели это имя и думали, что мы не только купили для своей рекламы место на самом дорогом рекламном щите в Калифорнии, но и весь город Сан-Франциско, будучи объявленным зоной “Double Fine”, принадлежит нам. Уверен, это срабатывало в течение многих лет, устрашая и внося смятение в ряды наших многочисленных врагов. Но теперь, по абсолютно неясной причине, на старом знаке мерцает куда менее внушительная надпись: “Speed limit 45 mph – Auto toll $5”(Скоростной режим 45 миль в час — дорожный сбор 5$). Я хочу сказать, как можно дать такое название компании по разработке игр? Люди что, вообще ни о чём не думают?

Тим Шейфер, Основатель студии Double Fine Productions

Первой игрой студии стала приключенческая игра про путешествия в недрах человеческого разума под названием Psychonauts. В основу игры легла вырезанная сцена из другого проекта Шейфера, Full Throttle. В сцене главный герой байкер Бен путешествовал внутри разума под воздействием галлюциногенов.

На первых этапах был разработан концепт и к проекту подтягивалось все больше разработчиков, в том числе участвующих в разработке Grim Fandango. Игра должна была выйти эксклюзивно для консоли Xbox от MIcrosoft. Однако, помимо сложностей с тем, что Шейфер и команда слабо представляли себе разработку игр для консолей, в 2005 году Microsoft решила свернуть финансирования всех проектов для текущего поколения консолей и отдать все силы на консоль новую, а именно Xbox 360. Даже факт того, что игра должна была выйти в феврале этого же года никак не повлиял на решение Microsoft. Шейфер понимал, что эту потерю они скорее всего не переживут и всерьез думал о закрытии студии. Однако, в конечном итоге на горизонте появилась компания Majesco, которая не только спасла положение, но и помогла с выпуском игры так же на Playstation 2 и PC.

Psychonauts

Еще во время работы над Full Throttle, Шейфер придумал имя для главного героя. Протагониста он назвал Раз. Выбор был не случайностью, таким "прозвищем" обладал один из аниматоров LucasArts Размиг Мавлиан, и Тиму оно очень нравилось. Последующее участие Размига в разработке игры внесли некоторую путаницу внутри компании и поэтому помощник продюсера Камилла Фоссен предложила использовать имя для персонажа Распутин. Последним итоговым вариантом в итоге стал "РаЗпутин", потому как юрист студии опасался, что первоначальный вариант могут не зарегистрировать в качастве торговой марки.

В итоге после выхода , игра получила прекрасные оценки от прессы и игроков, но провалилась в продажах. Компания Majesco потеряла на выпуске игры примерно 18 миллионов долларов. Забавно, что уже после покупки прав на игру в 2011 году, проект все таки превысил 1 миллион проданных копий.

За пять лет с момента, как мы выкупили права на игру, мы продали больше копий Psychonauts, чем за первые пять лет существования проекта.

Тим Шейфер, Основатель студии Double Fine Productions

Средняя оценка на Metacritic 88/100. Рецензенты хвалили игру за дизайн, за прекрасно прописанных персонажей, отличный сюжет, и отмечали, что хоть это и платформер, он приносит в жанр много нового.

В последствии Double Fine выпустила много интересных проектов, среди которых приключение с тактическими боями Costume Quest, великолепный квест с отличной стилистикой Broken Age, необычный платформер The Cave. В 2019 году свет увидит Psychonauts 2, которую Double Fine выпустят совместно с издателем Starbrezze studios.

Costume Quest

Можно много рассказывать про все остальные проекты Шейфера, но мы остановимся, на мой взгляд, на самом масштабном проекте и вернемся в 2005 год, когда команда Double Fine еще не завершила Psychonauts, но параллельно собирала идеи для игры в стиле Метал.

You can't Kill the Metal

Brutal Legends 

В средней школе Тим Шейфер был большим фанатом хеви-метала. Подобный стиль музыки всегда привлекал его и он знаком с творчеством многих именитых музыкантов в этом направлении. Основываясь на своем опыте, Шейфер давно хотел сделать игру в стилистике тяжелого метала. Еще со времен работы над Secret of Monkey Island он хотел взяться за подобный проект.

Название игры он описывает как "самая жесткая фентезийная вещь":

Название игры было одним из самых первых, о чем я подумал более пятнадцати лет назад. Я ехал в автобусе и думал об игре, которая будет полной противоположностью тому, над чем мы работаем (Secret of Monkey Island). И Brutal Legend прыгнул в мою голову. И висел там до сих пор.

Тим Шейфер, Основатель студии Double Fine Productions

За 15 лет существования идеи, ее концепт оставался без изменений. Но после завершения и выпуска Psychonauts в 2005 году, Шейфер представил свои наработки коллегам, которые оказались в восторге от идеи и единогласно решили, что это будет их следующий проект.

Большим вдохновением для стилистики игры служили тексты песен и обложки известных альбомов групп, на которых были изображены фантастические пейзажи, которые редко доходили до реализации в видеоклипах. Идея была в том, чтобы воплотить изображения и истории из песен в жизнь, тем самым выполнив "своеобразные обещания" исполнителей.

Pilgrimage of Screams

Образ жизни металистов не остался в стороне, поэтому в мире игры много отсылок. Например, в игре есть стена из огромных колонок, листья на деревьях заменяют шины, храмы, покрытые спандексом, огромные мечи и топоры в качестве оружия и многое другое. Шейфер говорил, что в данном жанре музыки существует много терминов, которые можно использовать в обозначении атак главного героя. Например, для атаки гитарой отлично подходил термин "Face-Melting" который буквально растапливает лица врагов.

Но не смотря на все перечисленное, Шейфер сделал игру так, что "не фанаты" такой музыки так же получали удовольствие от игрового процесса.

Тим однажды встретился с роуди (дорожная команда музыкантов, техник) группы Megadeath по имени Тони, который посоветовал ему сделать главного персонажа техником, как он. Поэтому главный герой Эдди Риггс в исполнении Джека Блека работает роуди, так же как и Тони. Одно время Шейфер и сам рассматривал идею истории о роуди, отправленным в прошлое вместе с героем игры Day of The Tentacle Хоги, но Brütal Legend позволила ему расширить этот концепт и сделать его более проработанным.

Своеобразное правило или, если точнее, философия внутри копании Double Fine и самого Тима Шейфера подразумевала выпуск новой игры максимально далекой от предыдущей. То есть игра должна была в корне поменять настроение повествования: геймплей, сюжет и другие важные аспекты. Поэтому коммерческие связи и так называемые "девочки и Джек Блэк" это все таки следование философии, нежели давление современного ранка. Тим не сомневался в успехе игры и не сравнивал ее с Psychonauts.

Пока вы создаете классную и уникальную игру, издатели хотят с вами дружить.

Тим Шейфер, Основатель студии Double Fine Productions

Сотрясающий дизайн

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Как я уже писал ранее, стилистика игры была вдохновлена обложками альбомов многих метал групп, а так же работами американского художника Френка Фраззета и мультипликатора Эда "Big Daddy" Рода. Френк рисовал обложки для комиксов, иллюстрации для книг, картины и плакаты для кино, а Эд занимался мультипликацией, был художником и дизайнером автомобилей.

Опираясь на все предыдущие игры Double Fine можно понять, что на первом месте у разработчиков всегда стояла максимально проработанная стилистика мира и дизайн, а потом уже (не менее проработанный) геймплей. Поэтому студия максимально старалась отойти от стандартов современных игр и старалась ,чтобы Brütal Legend не стала "еще одной серо-коричневой игрой". Из-за этого в игре большое количество ярких контрастов, присущих стилю тяжелого метала.

Все ролики в игре были смоделированы на движке, но многие сцены были дополнительно доработаны бывшим сотрудником Pixar, которая оживляла героев с помощью лицевой анимации.

Самая первая катсцена в игре

Всего в игре насчитывается 80 уникальных персонажей , помимо главного героя в исполнении Джека Блэка. Вообще первоначальный дизайн Эдди Риггса был списан с вокалиста группы Motörhead Лемми, но в последствии выбор пал в пользу Блэка и черты все больше походили на него, поэтому от Лемми остались только фирменная жилетка, курение и пропуск на сцену. Так как персонаж игры все больше был похож на Джека, к герою стали добавлять и фирменные черты музыканта и актера. Эдди стал своеобразным "восторженным поклонником" музыки , как персонаж Блэка из школы рока. Записи выступлений Tenacious D (группы Джека Блэка и Кайла Гэсса) помогли художникам и дизайнерам передать все отличительные черты музыканта персонажу игры.

Для того, чтобы создать более серьезную игру про метал, разработчики придумали своеобразные слои или фракции, что представляли разные эпохи и опыт хеви-метала. У каждой фракции были свои яркие отличительные черты, чтобы игрок мог легко понять кто к какой эпохе принадлежит, а также снизить бюджет на разработку. Визуальным вдохновением послужили скандинавские мотивы, готический метал и работы Иеронима Босха (художник, один из самых заметных представителей ранней нидерландской школы живописи).

В Brütal Legend почти 2 часа диалогов в катсценах и в самой игре. Разработчики хотели, чтобы анимация работала максимально четко и по лицам персонажей слова и фразы можно было легко прочитать. Именно поэтому они решили отказаться от излишне мультяшного стиля в пользу более четких и реалистичных текстур. В результате получилось что-то среднее.

Интерфейс игры был создан художником Джо Ковальски, известным своей работой над играми серии Guitar Hero и Rock Band. Практически все элементы использовали средневековый стиль написания, что хорошо контрастировало с миром игры. А главное меню было собрано из записанных кусков видео с участием Джека Блека, где он в разных ракурсах рассматривает музыкальную пластинку.

Главное меню игры

Легенды рока.

Шейфер лично написал почти все диалоги для игры. Всего их насчитано порядка 35000 строк. В дополнение к Джеку Блэку были приглашены музыкальные титаны, такие как Оззи Осборн, Роб Хэлфорд (Judas Priest), Лита Форд (The Runways) и Лемми (Motörhead). Все они подарили свой образ для героев и озвучили все сопутствующие диалоги.

Вообще изначально Тим не планировал приглашать звезд в игру. Даже с учетом того, что Джек Блэк стал прототипом для Эдди Риггса, Шейфер не планировал привлекать его к озвучке. Но узнав, что Блэк является большим фанатом предыдущей игры Double Fine, Psychonauts, Шейфер решил назначить встречу актеру. В процессе общения выяснилось, что Джек является заядлым геймером и он с лету понял все дизайнерские ходы и решения для игры. В итоге Джек Блэк сам попросил Шейфера принять участие в игре и помимо озвучки своего персонажа, также записал вступительный ролик, где он показывает игроку спрятанную в магазине пластинку. Как только другие артисты узнали, что Блэк подписался на такой проект, сработал принцип "домино" и другие музыканты и актеры также заинтересовались проектом. Шейфер благодаря этому смог расширить саундтрек для игры и получил звездные голоса для озвучки.

Джек Блек приглашает нас посмотреть на что-то очень эпичное

Лемми был приглашен в проект для того, чтобы сыграть "Мастера убийств", разработанным для игры Шейфером и командой. Персонаж должен был помогать Эдди в бою, исцеляя его и союзников с помощью огромной басовой арфы, прикрепленной к задней части "чоппера". В итоге Шейфер решил, что роль персонажа с бородой и в цилиндре не очень подойдет вокалисту Motörhead, и что внешний вид персонажа надо изменить. Он подумал, что Лемми лучше подойдет образ "гитариста-легенды" и в последствии это стало итоговым вариантом. Лемми превратился в самого себя , а арфа сменилась на большой струнный инструмент, который использует струны из паучьей паутины.

Роб Хэлфорд из Judas Priest озвучил сразу двух персонажей. Ими стали генерал Лайонвайт и Барон. Шейфер выбрал Роба для озвучки генерала, потому что вокалист обладал всеми навыками для "скриминга", и был удивлен, насколько это оказалось выше его ожиданий. Барона также создали специально для Хэлфорда, и в результате два персонажа являются полными противоположностями друг друга, изображая так называемый "высокий" и "низкий" хеви-метал. Это был непростой опыт, но Роб справился с задачей на ура.

Лита Форд озвучивает персонажа Риму. Она представляет собой подогнанный под стилистику игры вариант предводительницы Амазонок, которые обитают в джунглях и передвигаются на больших зверях. Ее внешний вид и в частности одежда-результат слияния воительниц амазонок и сценического образа Литы из 80-х годов.

Последний, но не менее важный персонаж — страж метала в исполнении Оззи Осборна. Он всячески помогает Эдди на всех этапах игры и позволяет прокачивать снаряжение и автомобиль, а также улучшать навыки. Не смотря на первоначальную мрачность, страж метала настроен довольно дружелюбно и оптимистично.

Хотя Дио из группы Dio исполнил партии для игры, до озвучки Довикула, главного антагониста, не дошел. Его голос заменили на Тима Карри (Один дома 2, Оно). Изначально были предположения, что это связано с враждой между Дио и Оззи, но Шейфер изменил актера не из-за этого. Тим объяснил смену тем, что в процессе озвучки студия поняла, что Карри больше подходил на эту роль. Карри в свою очередь считал эту роль просто созданной для него, поэтому выполнил он свою работу блестяще. Позже Шейфер заявлял, что роль Дио была убрана из игры из-за "действительно сложных причин", которые они никак не могли контролировать.

В игре также появился персонаж специально для Кайла Гэсса участника группы Tenatious D и коллеги Джека Блэка. Он подарил внешность и озвучил неврастеничного оператора пушек.

Помимо вышеперечисленных музыкантов и актеров в проекте принимало участие много комиков. Среди них были Дэвид Кросс , Стив Эйджи , Брайан Посен и Уил Уитон. Ричард Хорвиц, озвучивавший Разпутина в предыдущей игре Тима Шейфера Psychonauts, получил сразу двух персонажей. Первым стал главный гитарист группы Kabbage Boy, которая появляется в самом начале игры. Вторым стал оператор подъемника, который помогает игроку на начальных этапах, а также выдает побочные квесты. Еще в проекте приняли участие настоящие ветераны видеоигр, такие как Зак Хэнкс, Кэт Соуси, Дино Андраде и Дженнифер Хейл.

В процессе озвучивания персонажей Оззи Осборна и Джека Блека сами музыканты не выбирали выражении при чтении диалогов и изрядно матерились. Шейфер посчитал, что это вполне соответствует духу игры, и не стал вырезать ненормативную лексику. Однако разработчики добавили в игру выбор, который включал или отключал мат в игре, а так же фильтр на жестокие сцены. Как говорил сам автор, это сделано для пожилых людей или родителей, которые захотят играть в игру вместе со своими детьми.

В своей тарелке

Сюжет игры я постараюсь пересказать кратко. Если вы не играли в Brütal Legend и хотите это сделать, то лучше все сюжетные твисты и ключевые моменты оставить "за бортом". Тим Шейфер умеет рассказывать историю, отлично раскрывает персонажей, подчеркивая их индивидуальность и великолепно пишет диалоги. Лишать такого удовольствия нового игрока я не в праве, поэтому пройдусь исключительно по основам.

Главный герой игры Эдди Риггс работает роуди (дорожным механником, техником), который виртуозно собирает сцену для выступления, подготавливает оборудование и следит, чтобы концерт прошел гладко. На одном из выступлений группы Kabbage Boy один из участников решает залезть на хрупкую декорацию и, как и следовало ожидать, срывается вниз. Долг Эдди сохранить всех членов группы в целости и сохранности, поэтому он ценой своей жизни спасает горе-музыканта. Спаситель, заваленный огромной конструкцией, истекает кровью, которая попадает на необычную и большую пряжку ремня. Пряжка оказывается не совсем обычной и пробуждает огромного металлического монстра, который переносит Эдди в мир метала.

Проснувшись в храме главный герой вооружается большим металлическим топором и электрогитарой, и прорубает себе путь через сектантов, пытаясь выяснить, где он оказался. По дороге он встречает девушку Офелию и собрав мощный по всем канонам транспорт вместе с ней добирается до лагеря сопротивления.

В лагере он встречает Ларса и Литу, и узнает о главном антагонисте игры Довикулусе и его армии, а также то, что как такового сопротивления нет. В отряде всего три человека, а все остальные либо работают на Довикулуса, либо не знают о существовании сопротивления. Эдди решает собрать армию и помочь в войне.

По сюжету Риггс встречает много персонажей, узнает много неожиданного о себе и о своем не случайном появлении в этом мире. Все персонажи очень колоритные и максимально живые. Сюжет насыщен на события и поставлен крайне интересно. Практически все диалоги поставлены бодро и нередко комично. Каждый персонаж уникален и запоминается надолго.

Не смотря на прекрасную подачу истории, она все равно не даст полного погружения в происходящее. Ведь сюжет это только одна из трех составляющих успеха игры. Следующей частью великолепного пазла Brütal Legend является геймплей.

Heavy Metal Army

Игра Brütal Legend очень разнообразна, поэтому геймплейных механик в ней довольно много. Перед вами открытый мир, свободный в исследовании. По нему можно перемещаться, как на своих двоих, так и на транспорте. Также в игре есть экшн с некоторым подобием слешера, игра на гитаре и даже элементы стратегии. Но давайте обо всем по прядку.

Открытый мир игры по словам Шейфера имеет протяженность около 40 квадратных миль или 100 км. Перемещаться по нему можно на своем транспорте, а именно на хот-роде, который носит название "Двойка" или "Друидский плуг".

Карта игры 
Карта игры 

Мир игры полон на события и в нем определенно есть чем заняться. Например, по всей карте расставлены драконы в цепях и коже, освободив которых игрок получает прирост к здоровью Эдди и узнает больше об истории игры. Либо можно находить перископы, через которые главный герой может рассматривать окрестности и получать за это очки огня, которые используются для апгрейдов. Помимо статуй дракона, игрок может находить и другие объекты, похожие на памятники, при поднятии которых Эдди разбокирует одну из песен саундрека, который играет в машине на радио.

Также на карте разбросаны побочные миссии. Всего в игре их 30 штук. Они включают в себя гонки на хот-родах, своеобразный Tower Defence, помощь пулеметчикам в обнаружении цели и корректировки выстрелов из орудий. Некоторые миссии разделены на несколько этапов, в результате прохождения которых дается повышенная награда.

Хот-род, гитара и волшебный топор

В распоряжении у Эдди три основных инструмента борьбы с армией Давикулуса. В самом начале путешествия мы получаем смертоносный топор с ласковым названием "Сепаратор", который позволяет разрубать врагов на части и сбивать с ног мощным ударом о землю. C помощью топора можно делать комбо и улучшать его характеристики в процессе игры.

Сектанты явно не ожидали такого расклада

Вторым основным оружием главного героя является его гитара из реального мира под названием "Клементина". При игре на ней Эдди выпускает разряды молнии, которые поджаривают и останавливают врагов. Но играть бесконечно на ней нельзя, так как она перегревается и ей необходимо дать время, чтобы остыть. Гитару также можно улучшить в процессе прохождения, и она впоследствии сможет, например, извергать языки пламени, тем самым поджигая врагов.

Самое время для соло

Но на этом использование гитары не заканчивается, потому как что это за инструмент без возможности использования по назначению?

Дело в том, что Эдди может находить и изучать гитарные соло для "Клементины", которые помогают ему в бою. Например, с помощью соло он может призвать хот-род для быстрого передвижения по миру и исследования карты или заставить союзников присоединиться к нему и встать на защиту. Все манипуляции выглядят как мини-игра, визуально напоминающая упрощенный вариант Guitar Hero или Rock Band. Игроку необходимо успешно выполнить соло нажимая вовремя на определенные кнопки на геймпаде или клавиатуре. Помимо вышеперечисленных вариантов, так же есть разные вариации соло поддержки и наступления.

Хот-род, который Эдди самостоятельно собирает в самом начале путешествия здорово помогает быстро перемещаться, раскидывать врагов и наводить ужас на обитателей мира. В игре есть этапы, где его использование обязательно. Если кажется, что мощности не хватает или, что при таране большого противника он не разлетается на куски, то вам прямая дорога к Хранителю метала. Хранитель готов за умеренную плату прокачать ваш транспорт и поможет сделать его еще свирепее.

Metalfest.

Одной из важных особенностей геймплея Brütal Legend является элемент стратегии в реальном времени. В игре есть несколько сюжетных миссий, где игрок выступает в роли генерала и управляет целой армией, расширяя ее численность и мощь. Опираясь на сеттинг игры, весь стратегический геймплей построен на защите главной сцены, до момента достижения определенной цели. Повысить численность армии помогают торговые палатки, которые Эдди строит с помощью "Клементины" на так называемых "фанатских гейзерах" (своеобразные точки ресурсов). Как только поклонников (ресурсов) будет достаточно, игрок может призвать новых союзников, в обмен на некоторое количество фанатов. Для призыва более сильных юнитов Эдди может модернизировать сцену. Реализацией всех построек занимается помощник Эдди по имени Мангус. Именно он по команде игрока выпускает новых юнитов, а также строит и модернизирует сооружения.

Эдди, как настоящий генерал, полностью контролирует юнитов на поле боя и может отдавать приказы на оборону или атаку вражеской армии. Та же Эдди может распределять союзников по назначению для более эффективной атаки. Например, он может отправить "хедбенгеров"(юнитов, которые постоянно качают головой как-будто в такт музыки) для быстрого уничтожения вражеских построек или приказать охранникам с большими руками оборонять свои строения.

Не смотря на статус генерала, Эдди не прочь ввязаться в бой и разрубить врагов на куски, а с помощью гитарных соло повысить дух юнитов или сделать слабее врагов. Игрок может легко управлять персонажем и применять все те же механики, что и в обычном режиме. В дополнение к арсеналу, Эдди может превращаться в демона, чтобы быстро перемешаться по карте, дислоцируясь в "горячих точках".

В дополнение ко всему вышеперечисленному главный герой может взаимодействовать с юнитами на поле боя и применять коллективные атаки. Например, первого своего союзника, Офелию, Эдди может подбросить в толпу врагов и раскидать их в стороны. К слову, герой может делать то же самое и в других режимах игры.

Чей метал лучше?

Если вам надоело строить башни ради победы над компьютерными юнитами, то разбавить серые будни сингла призван мультиплеер. Сам Шейфер описывает его довольно оригинально:

Онлайн режим геймплейно мало чем отличается от обычных стратегических миссий. Единственное важное отличие — возможность сражаться, как один на один, так и к примеру четыре на четыре. Каждая команда выбирает одну из трех фракций , которые отличаются наборами юнитов для призыва. Цель такая же, как в офлайне, защищать свою сцену от атак противника и пытаться разрушить его главную постройку.

Первая фракция называется Ironhade, и состоит в основном из людей во главе с Эдди. Вторая фракция не такая оптимистичная и носит название Drowning Doom. В этой фракции преобладают готические мотивы, тлен и безысходность. Руководит процессом Офелия. Третья и последняя фракция — Tainted Coil. Во главе стоит антагонист игры Давикулус, а в армию входят злые демонические существа.

Каждый игрок управляет основным персонажем, так же как и в обычной игре. Например, Эдди или Офелия имеют те же навыки и способности, что и в сюжетной части. Все герои могут летать по карте и использовать связки атак с обычными юнитами. Для победы над живым противником игроку доступны разные виды и классы юнитов, которые можно улучшать в процессе боя. Войско тем не менее ограничено по численности, чтобы все игроки были на равных и соблюдался баланс.

Shazam, готовность номер один!

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Brütal Legend насчитывает 107 хеви-метал композиций от 73 представителей жанра. Композиции отбирал лично Тим Шейфер вместе с музыкальным директором игры Эмили Риджуэй. Отбор был максимально тщательным и максимально подходящим к настроению игры. Шейфер "играл" с поджанрами хеви-метала и старался выбрать разные его типы и направления. Поэтому в игре есть треки из классического хеви-метала, индустриального метала, блек-метала и дум-метала. Благодаря этой градации каждая фракция в игре имеет свой музыкальный набор композиций.

Шейфер и почти все члены команды Double Fine являются фанатами подобной музыки и, как следствие, хорошо в ней разбираются. Однако, для полного погружения в жанр, Эмили обратилась к владельцу магазина поддержанных компакт-дисков и пластинок по имени Аллан, который обладал просто энциклопедическими знаниями материала. Алан с удовольствием предоставил большое количество музыкальных пластинок с записями малоизвестных групп. Тим составлял список,выбирая самые известные композиции из предсавленных магазином, в то время как Риджуэй подбирала малоизвестные композиции для определенных миссий.

Разработчики старались не связываться с лейблами, чтобы они представляли список песен на выбор, а искали иные разрешения для добавления песен в игру. Сам по себе процесс лицензирования музыки оказался крайне сложным, потому что при добавлении одной композиции необходимо получить согласие всех музыкантов. Многие группы попросту не играют вместе много лет и члены групп давно не занимаются музыкой. Не смотря на все сложности, это принесло свои плоды. Многие участники групп были польщены и рады тому, что их музыка не забыта и с удовольствием предоставляли права на песни, и нередко сами присылали разные варианты звучания одной и той же композиции.

Тим очень хотел разбавить саундтрек игры композициями мировых гигантов, таких как AC/DC, Metallica и тд. К сожалению, это ограничилось исключительно желанием, потому что лицензионные сборы были попросту огромными и сильно "съедали бюджет". У Double Fine почти получилось включить в саундтрек Iron Maden, но в итоге группа отказалась, потому что их талисман имеет такое же имя, что и у главного героя, Эдди.

Помимо основного саундтрека , в игре есть 70 минут партитуры композитора Питера Макконнелла, который давно работает с Шейфером. Макконнелл написал оркестровые треки для оркестра и метал группы для того, чтобы связать их с музыкой в игре.Данный саундтрек, состоящий из 20 композиций можно преобрести на диске или виниле. Он круто стилизован под уже потертую обложку и имеет, схожий с главным меню, арт на развороте.

Кроме того, в игре есть звуковая дорожка, которая написана лично барабанщиком группы Slough Feg Гарри Кантуэллом. А соло, которые игрок запускает во время игры, записали гитаристы Judas Priest Глен Типтон и К. К. Даунинг. Первый писал соло для Эдди, второй помог Офелии и Давикулусу.

Команда думала и о выпуске официального саундтрека к игре, Тим Шейфер этого очень хотел. Однако, разработчики посчитали, что не смогут получить лицензии на все песни и в результате многие из них не удастся включить в саундтрек. Своеобразное музыкальное издание в поддержку игры все таки вышло. Это были три песни для игры Rock Band, которые выпустили как дополнение в день выхода Brütal Legend .

Парадоксально, но перенос игры на ПК и добавление проекта в обратную совместимость Xbox One оставили саундтрек не тронутым. Шейфер понимал, что без него проект не получится изучить полноценно и поэтому поддерживает лицензии на композиции до сих пор.

Ниже представлены некоторые из композиций, звучащих в игре:

  • Am I Evil — Diamond Head
  • Back at the Funny Farm —Motörhead
  • Blackout — Scorpions
  • Deadly Sinners — 3 Inches of Blood
  • Dr. Feelgood — Mötley Crüe
  • Goliaths Disarm Their Davids — In Flames
  • Master Exploder — Tenacious D
  • Mr. Crowley — Ozzy Osbourne

Также стоит отметить, что изначально игроку не доступны все 170 треков. Постепенно в процессе прохождения и исследования мира игрок может находить все больше композиций, тем самым увеличивая их количество и добавляя в плейлист хот-рода.

Heavy metal в массы

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Первое официальное упоминание игры в прессе датировано ноябрем 2007 года в журнале Game Informer. Редакторы журнала написали большую тематическую статью о предстоящем релизе. От разработчиков они получили пластинку, которая специально была записана в обратном направлении и рассказывала историю мира игры.

Сам релиз игры, который должен был состояться в октябре 2009, трактовался как "Rocktober", чему свидетельствует официальное описание к игре от Electronic Arts. Более того, в том же 2009 издатель собрал 440 человек на Download Festival в Англии, чтобы поставить рекорд Гиннеса по самому большому количеству людей, играющих на воображаемой гитаре. Все собравшиеся старательно изображали виртуозную игру на песню Ace of Spades группы Motörhead.

Brütal Legend заглянула и на Comic Con, где разработчики и издатель организовали концерт в поддержку игры. На концерте выступили группы Gwar, 3 Inches of Blood, Unholy Pink и Keith Morris. Все они включены в официальный саундрек к игре.

.

Маркетинг на этом не ограничился и для продвижения игры в мае 2009 было выпущено несколько роликов с участием Джека Блэка и Тима Шейфера ( правда Тим был только в двух из них) под названием "Брутальные мысли с Джеком Блэком". В роликах Блэк рассказывал об особенностях игры, много шутил, показывал моменты из игры и всячески продвигал весь концепт. Помимо всего вышеперечисленного Brütal Legend стала официальным спонсором тура таких групп, как Mastodon и Dethklok.

Так как Джек дал главному персонажу игры не только голос, но и внешность ( за исключением комплекции, и некоторых черт лица) , в Double Fine решили это обыграть. В том же 2009 году Джек принял участие в конкурсе косплея на церемонии MTV Video Music Avards, что поспособствовало продвижению игры.

Помимо MTV, Блэк появился сразу в двух шоу в образе Эдди Ригза. Первое появление было на шоу Джимми Фаллона, где Джек был в образе своего героя. А затем главный герой Brütal Legend заглянул на шоу Джимми Киммела, где Блэк не выходил из роли на протяжении всего выпуска.

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Демо-версия игры стала доступна с 17 сентября 2009 года для Xbox Marketpalce и Playstation Network Store. Правда опробовать демо изначально смогли не все, так как первое демо было доступно только для пользователей магазинов из Северной Америки. А вот 24 сентября 2009 короткий отрывок игры стал доступен для всех пользователей консольных магазинов. Сама версия включала в себя самое начало игры, знакомство с основными механиками и проходила вплоть до первого босса.

Оценки, критика, рецензии

После релиза, Brütal Legend получила очень много положительных отзывов от ряда крупных игровых издательств. Практически все рецензенты хвалили игру актеров, визуальный стиль и историю, но ругали геймплей.

Так, Демон Хэтфилд из IGN увидел, что "Джек Блэк полностью погружен в роль и отлично подходит для образа Эдди Риггза". Райан Дэвис из Giant Bomb сделал вывод о том, что Блэк все же сдерживал себя и не показывал настоящего бунтаря при озвучке персонажа. Актерская игра Оззи Осборна была отмечена Джанкарло Варанини из GameSpot и Эндрю Келли из Computer and Video Games, как удивительная и грамотно последовательная.

В целом весь актерский состав музыкантов был оценен по достоинству. Музыканты Heavy Metal гармонично вписались в сюжет и отлично исполнили свои роли, а персонажи в озвучке актеров прекрасно дополняли общую картину. Как результат, критики сошлись во мнениях, что сценарий, актерская игра, лицевая анимация и мимика положительно сказались на высокие оценки игры. Кристиан Донлан из Eurogamer считает персонажей самым сильным аспектом игры, а Крис Колер из Wired's в очередной раз убедился, что Шейфер рисует прекрасные сюжеты и что после истории в Brütal Legend, Тима можно с гордостью считать лучшим рассказчиком историй в играх.

Рейтинг игры и некоторые оценки зарубежной прессы
Рейтинг игры и некоторые оценки зарубежной прессы

Сам мир в игре оставил особое место в сердцах критиков. Рецензенты отмечали, что настолько проработанный и красивый мир обусловлен большой любовью разработчиков к данному жанру музыки. Джеральд Виллория из GameSpy считает, что игра является "непоколебимой любовью к металу" и в игре просто невероятное количество фан-сервиса.

Вообще, саундтрек в игре не оставил равнодушным никого. Критики писали, что он максимально отражает дух игры, в определенных моментах подобран грамотно, что также дает игроку погрузиться в мир игры.

Как я уже писал выше, больше всего редакторы игровых издательств ругали геймплей. Многие критики с большим сомнением отнеслись к добавлению в игру элементов RTS и Tower Dafance. В рецензиях отмечалось, что данный режим не особо афишировался при продвижении игры, и для многих игроков это стало неожиданностью. Еще рецензенты отмечали не слишком удобное управление для консолей в этом режиме, что также сказывалось на итоговой оценке.

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

Критики отметили очень медленное введение в различные аспекты режима и считают, что в игре нет подробного обяснения основных механик RTS-режима, поэтому у многих игроков могли возникнуть сложности при первом прохождении.

Из минусов данного режима стоит отметить достаточно легкие однопользовательские бои в рамках одиночного прохождения, тогда как настоящая тактика и серьезный челендж начинается только в мультиплеере.

Игра получила несколько наград в разных номинациях. Так, например, Джек Блэк получил награду за лучший голос в игре на церемонии Spike Video Game Awards 2009. Сама же Brütal Legend получила награды в номинациях «Лучшая стратегия / игра-симулятор» и «Выдающееся достижение в саундтреке» в 13-ом ежегодном конкурсе Interactive Achievement Awards от Academy of Interactive Arts & Sciences и была номинирована в категориях «Выдающаяся работа персонажей», «Выдающиеся достижения в оригинальной истории» и «Выдающиеся достижения в игровом направлении».

Игра также была номинирована на конкурсе Game Developers Choice Awards в номинациях «Лучшее сочинение» и «Лучшее аудио».

Shut Up and Take My Money

Сделайте погромче! Обзор великолепной Brütal Legend

По данным NPD Group в США Brütal Legend продалась количеством 215 000 копий за период октябрь 2009, из них примерно 150 000 — для платформы Xbox 360. Благодаря этому количеству игра попала на 12 строчку в рейтинге популярности игр месяца. Издатель в лице Electronic Arts, остался не сильно доволен продажами. По предположениям, у игры был недостаточно сильный маркетинг, а также жанр, который был предпочтительнее фанатам тяжелой музыки. Сказалось и сознательное умалчивание основных аспектов геймплея, включая режим RTS, который мог негативно сказаться на продажах.

Позднее, в интервью в феврале 2011 года, сам Шейфер заявил, что на данный момент игра разошлась 1,4 миллионами копий.

С музыкой дела обстояли лучше. Благодаря игре, многие композиции стали продаваться больше, а их рейтинги стали двигаться вверх. Продажи некоторых песен выросли на 700%, хотя на общий объем продаж саундтрека это сказалось не сильно.

Настоящее и будущее

Фан-арт на тему "Если бы Brutal Legend вышла на движке SCUMM"
Фан-арт на тему "Если бы Brutal Legend вышла на движке SCUMM"

В настоящее время проект студии Double Fine не пропал с полок магазинов. Не так давно у игры было переиздание на PC/MacOS/Linux, она свободно продается в GOG и Steam.

Тем не менее, продолжение Brütal Legend пока остается под вопросом. Стоит отметить, что Шейфер и его студия, рассчитывали начать разработку сиквела практически сразу после окончания работы над первой частью, однако Electronic Arts, по всей видимости недовольная продажами, не дала зеленый свет.

В одном из интервью Шейфер говорил, что продолжение приключений Эдди могут увидеть свет, если продажи Psychonauts 2 будут успешными. Однако, к этой информации стоит отнестись с осторожностью, так как это не официальный анонс.

Psychonauts 2 в свою очередь успешно прошел сбор средств на Kickstarter и разработка идет полным ходом. Издателем выступила Starbrezee, но после неудачных релизов, студия оказалась на грани банкротства, что не в лучшую сторону повлияло на релиз игры.

Однако Micrisoft спасла положение, присоединив Double Fine к Xbox Game Studios и выкупив права на издание Psychonauts 2.

Сам Шейфер объяснил свое решение так:

Наличие независимости в течение почти 20-летнего периода наделила Double Fine своеобразной индивидуальностью и уникальным духом, которые глубоко пронизывают студию, и никто не способен это изменить. И никто не хочет этого делать. Microsoft желает, чтобы мы оставались такими, какими мы есть, и занимались разработкой таких игр, какие мы уже создаём.

Тим Шейфер, Основатель студии Double Fine Productions

Как я уже говорил в начале статьи, Brütal Legend в октябре этого года исполняется ровно 10 лет. Для многих фанатов это своеобразное событие, потому как игра смогла по-настоящему влюбить в себя и осталась в сердцах игроков надолго.

Последние новости о Double Fine вселяют большую надежду на то, что впереди у студии большое будущее, и я уверен, что после игры о приключениях Разпутина, мы снова возьмем в руки топор и гитару, услышим знакомые голоса и вновь окунемся в мир метала.

P.S. В статье есть небольшая пасхалка. Она не веселая, но без нее я не смог. Оформил ее в стиле Кинопоиска.

8.5K8.5K открытий
107 комментариев

Как я тащился от стиля и персонажей и как же я плевался когда начался RTS от первого лица. Настолько, что не выдержал и дропнул.
https://www.youtube.com/watch?v=5FjWe31S_0g

Ответить

Этот режим стал самой слабой частью Игры.
Но мою чащу весов перевесил дизайн, геймплей в целом, Музыка, диалоги и персонажи )

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне игра очень понравилась, но вот реально ртс часть очень слабая. Я себя максимально пересилил, но в итоге бросил на самой последней битве.

Ответить

во во, то же самое. Так и не узнал, чем все кончилось.
Кто прошел сюжетку, че там за финал ?

Ответить

Прямо с языка снял. Все, что а игре есть кроме управления и не сюжетных миссий - огонь. Но когда ты хочешь немного прокачаться и видишь, и что ВСЕ побочные задания не просто похожи, а скопированы, то руки опускаются. Но сюжет и ролики тянули, я терпел и дошел до первой RTS миссии. Бляяяя... Простите, но нет. Сразу удалил нафиг. Плюс там по мелочи багов даже в последней Стим версии хватает.

Вот если какой игре реально нужен ремейк, так это она. Доработать управление и разнообразие, оставив великолепную остальную часть и будет шедевр.

Ответить

В Brütal Legend все круто со стилистикой, атмосферой и музыкой, но геймплей у нее, мягко говоря, очень средненький.

Ответить