“Cookie cutter” – любовь, смерть, роботы и панцушот
Что если эти ваши ТуБи, Евы, майоры Кусанаги были бы не плодом воображения японцев--XXXтоксикозников, а слиянием водителя-дальнобойщика и той официантки из американского фастфуда, что создает Пизанские башни из панкейков, щедро поливая оных липким кленовым сиропом? Выйдет андроид Черри - пошло, трешно, стильно. Рассмотрим “Печеньконарезатель”.
Вообще игрушка вышла чуть более года назад в Steam, и особо прыткие могли её пощупать. Но разрабы в конце марта этого года выкатили Overkill Edition, в котором добавили синематиков, пасхалок, озвученных диалогов, новых добиваний и комбо а также доработали (нет) саму игру. Самое время пилить роботов на составляющие!
Среднее время чтения данного текста – 12 минут.
Вводные: Cookie Cutter – 2D метроидвания + экшн-платформер с оригинальным отрисованным миром, персонажами и анимацией. Релиз – 14 декабря 2023 (27 марта 2025 – Overkill Edition). Разработчиком является дебютант Subcult Joint (Cookie - единственная игра в списке), а издателем выступили ноунеймы Rogue Games (выпускавшие до этого только какой-то треш). Оценки: в Steam 81% положительных обзоров из 712, Metacritic – 79 баллов. Среднее время прохождения - 15 часов. Игра доступна в Steam, EGS и Nintendo Switch. Играл как обычно - на Свиче, все скриншоты и видео с него. Русский язык в наличии.
Начну по стандарту – как нас погружают в сюжет, а потом по особенностям.
Женский голос яростно набрасывает космофизики во вступительном ролике. По счастью, яйцеголовым быть не надо, всё понятно и приземленным работягам. Вот космос, из ниоткуда появилась планета-город Мегаструктура (эти вот банальные теории струн, простейшая физика квантовых миров, структурный анализ черных дыр для пятиклассников).
Никто не мог разгадать тайн Мегаструктуры, кроме Виктора Гарганзолы, Бабазолы, или Газососа … Короче, чувака с непроизносимой фамилией. Он со своей суперкорпорацией Инфонет исчез в глубинах города-планеты. И их так долго не было в обратном порядке, что все и даже мы посчитали его того - тю-тю. Но старый хрыч оказался живуч - глава дуперкорпорации, поди ж ты. Внезапно, наверняка в понедельник, он вернулся назад, обладая тайными знаниями, необъяснимыми технологиями и неизмеримой силой.
Своей щедростью он с левой руки предложил всем бессмертия в виде роботел и пожизненного гарантийного обслуживания от Инфонета. Такие тела получили имя дензелов (не того, тот другой). Вместе с ними Виктор возвел ЗОЛОТОЙ центр в центре Мегаструктуры (ну вы знаете - эти олигархи). И всё это было 212 лет назад.
Семья Виктора Брбрзолы и его компания правит Мегаструктурой и по сей день. Как и в любой истории с мегакорпорацией обещанный продукт оказался совсем не тем, чем ожидалось. Стальные тела стали тюремными клетками, привязанными к поставщику и слесарю-ремонтнику Инфонета (ну а ты, попробуй сам починить свой айфон). На мусорных свалках за пределами Золотого района по традиции завелись повстанцы, но их укусы никто не замечает.
Всё это безобразие творится до тех пор, пока ученыня-инженериня (знатоки феминитивов поправят) Синдзи Фэллон не поставила себе целью узнать, что Виктор получил в глубинах Мегаструктуры. В тайне девушка создала самопального дензела по имени Черри, отсоединенного от сети Инфонета. Само собой, её дензел был совсем не таким, как у Инфонета, он был ОСОБЕННЫМ, ну вы поняли. Со временем у ученой развились к кукле чувства, и они недолго стали жить тайной семьей.
Недолго – потому что Салем, племянник Виктора Чтототамзолы нашел тайное убежище голубков и захватил Синдзи как женщину для угнетения (да, он белый мужчина, может даже и цисгендерный). Черри же пососники Салема даунгрейдили в груду металлолома, выведя её по привлекательности на первое место для сборщиков цветных металлов.
Всё могло бы тут и закончится, не прилети из космоса негр Раз. Ниоткуда он, конечно, не прилетал, но насмотренный читатель сразу провел параллели и нарисовал образ персонажа у себя в голове. Этот Раз забрел в забегаловку-убежище Синдзи и нашел на полу остатки Черри. Поскольку гражданин был другом ученихи, он тут же за неделю восстановил андроидшу, у которой местами отшибло память, но которая помнила похищение своего создателя. Получив обновку в виде одежды официантки из местного шкафчика, мы в лице Черри встаем на путь мести. Глобальная миссия - спасти обожаемую Синдзи и надавать по жеппе причастным и не очень. Тут игра и стартует.
Когда-то давно тема города-планеты была очень популярна в научной фантастике. Особенно рекомендую для ознакомления Гарри Гаррисона с его “Билл – герой Галактики” (часть два первой книги). Наше путешествие в “Cookie cutter” сродни этому – мы шаримся по районам Мегаструктуры и раскрываем всю подноготную Инфонета – от производства дензелов, до тайн их происхождения.
Мегаструктура отличается от делений метроидваний на традиционные для жанра биомы, связанных с зеленью, огнем, льдом, и т.д. Области планеты плавно перетекают друг в друга, создавая мягкие переходы: вроде ты и бежишь по футуристичным кишкам-тоннелям из одного конца карты в другой, но в тоже время видишь всегда небольшие отличия то тут, то там. Из-за этого меняется и сам геймплей. Где-то нужно уметь правильно прыгать, где-то – знать, как подобраться к врагу, где-то использовать особенности ландшафта для мгновенного умерщвления противника. Скучать не приходится.
Одновременно с этим Мегаструктура использует все наработки метроидов – определенные участки карты временно закрыты, есть тайные проходы и секреты, а часть маршрута станет доступным только когда вы найдете новую способность – здесь всё по классике. Карты собраны таким образом, что бектреккинг сильно не напрягает (только если не захотите собрать прям всё).
Наша андроид может быть кастомизирована путём навешивания апгрейдов. На определенные части – голова, руки, тело, ноги – можно установить программы для более мощных ударов, живучести, удачи, повышения лута, расширения диапазона разрушений. Всё ограничено, как у ТуБи, вместимостью системы энергопотребления.
Находя особые энергоячейки можно увеличить свою ВУМАНПАУЭР. Помимо этого мы можем получить и новые навыки. Для этого нужно разыскать особые платформы на уровне и вознести молитву богу машин путем тотального уничтожения и возрождения своей оболочки методом феникса.
Боевая система Печеньки приятно удивляет, и если бы не карта, то игру вполне можно относить к жанру битэмап. Черри – не пропускала день ног. Обладательница накаченных нижних конечностей раздает пинки направо и налево, складывая их в комбо вперемешку с панцушотами. Титановые скелеты робоврагов гнутся в подковы, кожаные оболочки биотварей лопаются с приятным ЧМОК. В довесок к этому можно разучить крутые приемы с добиванием, помогающие выбраться из особо плотных замесов и показать, кто тут мамочка. А за выполнение квестов жителей Мегатонны вручаются мощные пушки по типу кастета, бензопилы или целого мотоцикла и членить врагов на экране уже можно с особым мясным цинизмом.
Дополняет наш смертоносный ирландский танец наличие парирования. В определенный момент каждый враг проводит атаку, отмеченную вспышкой. Заприметив ее и вовремя нажав соответствующую кнопку можно поставить блок, введя супостата в состояние нирваны. Пока он беседует со своим механическим буддой, наш протагонист может провести coup de grâce с сочной анимацией. Механика блока важна, поскольку сразу изничтожает противника до состояния атома, но гнаться за ней не стоит. Многие бросили изначально игру, из-за уродских, по их словам, таймингов. Авторы учли это и в Overkill Edition сделали окно момента чуть побольше. При должной сноровки можно пробегать уровень, раздавая только эти смертоносные удары Пяти Пальцев. Парочку боссов так вообще можно приголубить за пару точных блоков.
Сами враги довольны разнообразны и соответствуют своим отделам карты. У каждого есть оригинальный способ атаки Черри, как и анимация добивании. Поведение противников, что интересно, приходится учить, а как избить некоторых – еще и подумать. Ну и конечно же боссы. Их мало, к сожалению. Первые два особо не запоминаются, поскольку изничтожаются за полминуты простым кнопкосмэшем, но вот потом – начинается вкусное. Последующие Толстяки получают интересные паттерны поведения, арены и условия уничтожения. На некоторых придется посидеть и продумать тактику.
Визуал игры именно то, чем она сразу привлекает внимание. Нарисованная от руки анимация, задние фоны и декорации формируют оригинальный образ всей игры. Для метроидваний это особенно важно, поскольку их клепают по 5-6 штук в полгода и хороший фасад радует глаз, как утверждает Джейсон Стетем. Печенька имеет свой отличительный стиль и это ее главный плюс, но одновременно и минус (см. далее). Музыкально же игра невыразительна. Цепляющих треков нет, а еще музыка в игре сломана. То включается на отдельных этапах, то можно бегать просто в тишине, под звук шлепающих шагов Черри. Даже запоминающейся баттл-темы не написали. А это для бодрого боевого замеса ОЧЕНЬ важно.
Что же в игре не так и что её портит, причем местами очень сильно? Отмечу три главных момента. Первый жирный минус – яркая, пёстрая рисовка. Да, она отлична. Но когда начинается вакханалия битвы – во всем этом великолепии вспышек, движений, спецэффектов ты просто теряешь персонажа на экране. Особенно раздражают закрытые комнаты, попав в которые, на Черри вываливают толпу местных по палате врагов. В отличии от голливудских фильмов, здешние негодяи не нападают по строгой очередности. Нет, они наваливаются, как и в жизни – толпой. Сдохнуть в такой куче - раз плюнуть, главным образом - из-за яркой анимации. Помните, за что ругали последних боевых жаб? Тут тоже самое.
Второе – СВЖ-повесточка. О, тут это заложено в сюжет с самых вступительных кадров. Игры, как и любое произведение искусства, могут нести в себе сильный пропагандистский аспект. Лично меня наличие такого момента в игре/кино – сильно отталкивает. Ну а когда такое приписывается главгерою – это очень плохо. Ведь читая книгу, смотря фильм или играя в игру, зритель ставит себя на его место. Я не ханжа и весьма терпим ко всяким девиантам, но ассоциировать себя с ними желания нет. Как и у большинства. Провалы таких произведений у масс является самым простым тому подтверждением. И это обидно, ведь у игры есть неплохой мир и геймплей, которые гибнут из-за желания авторов навязать своё мировоззрение.
На третьем месте стоит банальная недоработка игры. Не хватило сил, желания, или низкий интерес к проекту? После финальной битвы сюжет повисает на самой богомерзкой вещи – клифхэнгере. Ответы на вопросы остаются (и останутся) без ответов. Как Горгонзолы получили власть, что такое красное семя, кто вылез из закрытого саркофага после титров, почему есть разделы карты, закрытые для прохода? И так далее. Можно предположить, что авторы строили планы на грандиозный успех игры и планировали доить игроков через DLC и сиквел. Но даже так – слишком много хвостов было оставлено для полноценной игры. Ну и техническое оформление – игра крашится постоянно. Особенно в моменты точек сохранения. Мною был потерян прогресс раз двадцать, из-за поломанного срабатывания анимации сохранения, когда игра просто уходила в черный экран смерти.
Что же имеем по итогу? Отлично нарисованная метроидвания с весьма бодрым геймплеем и замесом на карикатурнофантастическом сюжете с топпингом из сортирного юмора. Несмотря на то, что радужные активисты в очередной раз попытались извратить классический сюжет себе на пользу, своего Пигмалиона у них не получилось. И это очень жаль, ведь мы могли получить ОТЛИЧНУЮ пародийную научную фантастику в лице Cookie Cutter, если бы не СВЖ-элементы. Тем не менее отключившись от всего этого любитель метроидваний получит неплохой НФ мир на три-четыре вечера с бодрой боёвкой. Советую попробовать при наличии распродажи. Моя оценка – твёрдая 7 из 10, смотри минусы выше.
Умер в игре нормально - 42 раза. PapaGluck out.
По традиции: поставь оценку недообзору, если было интересно. Можно подписаться на блог - я тут буковы иногда печатаю.
Ещё почитать можно тут: