Линк как часть системы

Аспекты системности приключения героя по просторам The Legend of Zelda

Линк как часть системы

Системная терапия - это способ помощи человеку с опорой на его окружение и всевозможные ресурсы. Видеоигры используют системный подход для обогащения игрового опыта и создания целостной гармоничной картины. В частях серии The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Tears of the Kingdom хорошо раскрывается системность приключения героя с самых разных аспектов.

Системность пространства особенно хорошо выражена в игре Tears of the Kingdom, где ключевые локации перекликаются на разных уровнях - земном, небесном и в кавернах. Усвоив особенности их пересечения, игрок повышает свои возможности прохождения каждой отдельной локации и труднодоступных мест, т.к. принцип взаимосвязанности дает игроку подсказки о способах достижения целей.

Линк как часть системы

Отлично реализована системность взаимодействия с предметами - каждый предмет становится элементом, используемым для победы над противниками. Корокские семечки помогают расширять инвентарь, добытые ингредиенты используются для приготовления блюд, зелий, усиления оружия, которые помогают герою в каждой следующей схватке. Пройденные святилища не только позволяют игроку освоить важные навыки боя или преодоления препятствий, но и повышают его жизнеспособность и выносливость, наполняют инвентарь и улучшают статистику.

Социальная среда героя формируется через его общение с окружающими. Линк, хоть и путешествует по большей части один, постоянно взаимодействует с различными персонажами игры. Часть таких контактов являются неизбежными и обеспечивают прохождение основного сюжета игры, некоторые же являются опциональными и предоставляют Линку возможность знакомиться с представителями разных народов, участвовать в их жизни, формируя при этом дружеские связи. Есть те, кто становится наставником в начале пути, но есть и те, кто сам нуждается в помощи и способен откликнуться на зов героя только тогда, когда получает от него поддержку. Помогая другим решать их проблемы, беря на себя ответственность, герой заслуживает благодарность, доверие, дары, а также приобретает союзников, которые помогают ему в дальнейшем, становятся братьями по оружию. Развивая свою социальную сеть, Линк постепенно встраивается в большое сообщество игровых персонажей, объединенных общей бедой и общей миссией победы над антагонистом.

При этом каждый контакт, случайный разговор, основной или побочный квест вносят вклад в развитие героя, расширение картины мира, понимания себя и окружающих, увеличивают его возможности. Собеседники рассказывают ему различные истории, раскрывают тайны, дают подсказки, помогают добыть редкое оружие или отыскать скрытые локации, помогают осваивать навыки, дарят интересные блюда или полезные зелья. Они также мотивируют Линка принимать новые вызовы, побеждать чудовищ, в результате становясь сильнее и опытнее. В процессе социальной интеграции происходит личностный рост героя и каждое небольшое взаимодействие с другими продвигает Линка вперед на его жизненном пути и приближает его к победе над Ганоном.

Линк как часть системы

История Линка плотно вплетена в историческое полотно игры. Его личное приключение - это часть общего приключения. Будучи единственной надеждой Хайрула, он также является лишь элементом общей системы персонажей, внося существенный, но не исключительный вклад в финальную победу. Знакомство же с историей других героев и общей трагедии Хайрула является ключевым фактором в осознании своей роли в прошлом, настоящем и будущем, понимании собственного предназначения, своих союзников и противников, их роли в его жизни и судьбе Хайрула, в обретении опор и ответов. Так и в жизни человек, узнавая историю своего рода, лучше понимает себя, свои корни, что помогает ему снизить тревогу и дает вариативность поведения, возможность выбора - зная, как он стал тем, кто он есть, человек может решать - кем ему быть в будущем.

Кроме того, с каждой новой игрой Линк встраивается в новый социокультурный контекст, который он вынужден учитывать и осваивать. Реальности существования в каждой игре формируются с помощью игровых правил. Новые механики заставляют нарабатывать навыки и учиться их комбинировать, применять творчески, чтобы преодолевать всевозможные испытания. Новые противники требуют применения новой тактики борьбы. Действия героя также обусловлены свойствами локаций и правилами поведения в них.

Линк как часть системы

Как центрального героя истории, Линка не обходят стороной циклы перерождения Ганона, в которых он обязан участвовать как воин-победитель. Каждый раз противник оказывается повержен, но заколдованный круг не прекращается, и все являются его заложниками, обреченными на бесконечную битву. Даже гоблины - и те не могут покинуть своих постов и наслаждаться жизнью, каждый следует своему предназначению. Таким образом происходит межпоколенческая передача - герой может победить единственным способом, т.к. у него есть только набор инструментов, позволяющих вступать в прямое сопротивление и побеждать через уничтожение врага. Так было спланировано до него, и он вынужден подчиняться судьбе. Воспроизводится цикл насилия. Нет альтернативных путей решения - через исцеление главного злодея, через дипломатию, либо магию (например, в третьей части “Кунг Фу Панда” главный герой отдает всю свою силу Каю, вместо того, чтобы уничтожать его, и противник саморазрушается, так как не может удержать столько силы. В этом выражается особая восточная философия). Однако в жизни решения конфликтов могут быть самыми разными, и если человек находит возможность решать проблему не через противостояние, а через сотрудничество, понимание другого, то это обогащает каждую сторону. Аналогичным образом работает выход из межпоколенческих сценариев - осознавая свое прошлое и принципы решения проблем в разных поколениях, человек может опираться на них, либо искать свой путь.

В играх серии The Legend of Zelda межпоколенческая передача также реализуется через повторяемые элементы в разных частях серии - имена персонажей, названия противников и игровых элементов, музыкальное сопровождение, что создает общий нарратив не только для главного героя, но и для нескольких поколений геймеров, объединяя разрозненное фанатское сообщество в один коллектив с помощью деталей, понятных каждому фанату. Этот коллектив затем взаимодействует между собой в реальном мире, собираясь на фестивали, обмениваясь впечатлениями или рассказывая секреты преодоления различных игровых трудностей.

В жизни также тесно переплетены различные наши сферы, но их взаимовлияние не настолько прозрачно, как в игре. Однако, обращая внимание на имеющиеся у нас инструменты, ресурсы, социальные контакты, мы также можем находить новые способы решения жизненных затруднений, понимая, что мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающим нас пространством и обществом.

2 комментария