Forza Horizon 2 - причина, по которой я ненавижу эксклюзивы

Примечание: чукча не писатель, чукча читатель, это мой первый относительно большой текст. Я использовал для корректировки собственных косяков Дипсик, но всю работу ему не доверил. Так что если у вас возникнет ощущение, что текст генерирован нейросетью - отчасти вы будете правы.

Предисловие

В 2013 году вышла не самая удачная консоль Microsoft, которая чуть не погубила всё подразделение Xbox. Имя ей — Xbox One. Высокая цена и сомнительные характеристики на фоне конкурентов оттолкнули покупателей.

Эй, парень... Не хочешь немного TV?
Эй, парень... Не хочешь немного TV?

Исправить ситуацию должна была серия Forza, уже давно являвшаяся одним из ключевых эксклюзивов Xbox наравне с Halo и Gears of War. Первой игрой нового поколения стала Forza Motorsport 5. Она представила фанатам невиданную ранее графику с динамической погодой, улучшенную физику и машины с открытыми колёсами — всё благодаря обновлённому движку, оптимизированному под новое железо. Предыдущая часть — Forza Motorsport 4, в которой я, как и многие, оставил немало часов, — имела оглушительный успех, так что пятая часть должна была произвести фурор.

Моя любимая карта Bernese Alps, но в новой графической оболочке на новом движке игры.
Моя любимая карта Bernese Alps, но в новой графической оболочке на новом движке игры.

Но случилось то, что губило тогда и продолжает губить многие амбициозные проекты: разработчикам не хватило времени на создание достаточного количества контента. В сравнении с четвёртой частью это оказалась просто технодемка. Красивая оболочка и Джереми Кларксон, торчащий из каждого угла, не спасли игру, и она стала первым звеном в череде спорных релизов серии, тянущейся до сих пор (привет, FM 2023).

Но в то время, когда Motorsport постепенно сдавал позиции, спин-офф серии — Forza Horizon — начал раскрывать свой потенциал во всей красе. Крайне успешная первая часть проложила путь для второй, которая должна была стать одним из локомотивов тонущей консоли. Это был настоящий эксклюзив, в который вложили кучу сил и денег, — игра, способная заставить людей купить чёрную коробку с камерой за 700 долларов и мемными TV-функциями.

И, конечно же, успех этой игры был предрешён. Но в отличие от Forza Motorsport 5, Horizon 2 оказалась на три головы выше предшественницы: крышесносная графика, открытый мир, вдвое превышающий по размерам скромный кусочек Колорадо из первой части, невиданная свобода действий (теперь игрок не был ограничен трассами и мог ехать куда угодно), значительно расширенный автопарк с более глубокой физикой, динамическая погода, в общем всё, чем выделилась FM5, но больше, лучше, масштабнее и аркаднее.

Один из скриншотов из промо игры, показывающий обновлённый визуал.
Один из скриншотов из промо игры, показывающий обновлённый визуал.

Сейчас внимание стоит переключить на меня - тогда ещё маленького ребёнка, у которого дома стояла Xbox 360 с Forza Motorsport 4. Уже тогда я считал эту игру чем-то удивительным, но по-настоящему влюбился, когда попробовал Forza Horizon 3 в антикафе. Описывать свои впечатления не буду - и так понятно, насколько это было незабываемо. После того вечера я стал требовать ту же игру для дома. Наивная детская душа даже не подозревала о существовании поколений консолей, поэтому, естественно, игры в цифровом магазине не нашлось. Зато была предыдущая часть, которую мне и купили.

И казалось бы - раз я тут уже несколько абзацев распинаюсь о величии серии Forza, значит и эта игра мне понравилась? Вопрос риторический, так как в раннем возрасте человек мало обращает внимания на очевидные недостатки. То, что взрослый назовёт косяком и плюнет в сторону разработчиков, ребёнок просто не заметит и продолжит веселиться.

О каких таким косяках вообще идёт речь? Здесь, пожалуй, стоит закончить предисловие и перейти к самой игре.

Рассказ о самой игре

Разработку версии Forza Horizon 2 для Xbox 360 доверили британской студии Sumo Digital. Эта компания зарекомендовала себя как надёжный подрядчик для AAA-проектов, чаще всего выступая в роли support- или co-dev-студии, но имея в портфолио и несколько собственных игр.

Казалось бы - опытная команда с солидным послужным списком. Что могло пойти не так?

О том, что порт для Xbox 360 окажется слабее версии для Xbox One во всех отношениях, догадаться было несложно. Тот факт, что создатели позаимствуют из первой части почти всё: движок, физику, модели машин и кучу других ассетов, не был загадкой. Но то, что игра проиграет даже предшественнику, по сути почти той же игре - я не мог даже предположить.

Графика

Начнём с самого очевидного — графики. Здесь не нужно быть Ваномасом, чтобы увидеть следы явной недоработки. Первое, что режет глаз — странный цветовой фильтр. Если в оригинальной версии перед игроком открывается завораживающая картина с лазурным небом и сверкающей будто солнце жёлтой Lamborghini Huracán, то порт... Просто зеленоватый? Будто действие происходит не на юге Италии, а в фильме Матрица.

Наглядное сравнение.
Наглядное сравнение.

К цветовой гамме, пожалуй, можно привыкнуть. Более того - если игрок поминутно не будет глядеть в сравнение на ютубе, то он даже не заметит проблемы. Но то, что будет раздражать на протяжении всей игры — катастрофическая пустота окружения. Помните, как я описывал невиданные ранее в серии открытые пространства с живописными полями и лесами? Технически они здесь присутствуют (в урезанном виде, но об этом будет в части про геймплей), и всё ещё можно свернуть с дороги [почти] где угодно. Однако если смотреть на них с точки зрения визуала, то эти ландшафты чаще всего представляют собой жёлто-зелёные плоскости с заметными стыками между полигонами — словно гигантская версия острова Event Lab из FH5. В эту картину сложно не то что поверить, а даже просто воспринять серьёзно. Иногда складывается впечатление, что это не эксклюзивный продукт от именитого издателя за четыре тысячи рублей, а поделка из разряда "Гонки ГТА тачки Онлайн" в Гугл Плее.

Forza Horizon 2 - причина, по которой я ненавижу эксклюзивы

Игроки Xbox 360, конечно, не ожидали графического паритета с версией для Xbox One. Однако по-настоящему обидно становится, когда возвращаешься в первую Forza Horizon (напоминаю — для той же консоли, на том же движке) и видишь густые леса, простирающиеся далеко за горизонт, а также шикарное небо с ярким солнцем и роскошными закатами. Вот тогда и становится понятно, что проблема была не только в устаревшем железе. Очевидно, что порт получил либо критически маленький бюджет, либо короткий срок разработки, а может вообще всё вместе. Как будто Sumo Digital работали в режиме "наклепать хоть что-то к релизу старшей версии", а не "создать достойный продукт, который будут любить и вспоминать долгие годы спустя".

Вот в этом конкретном месте (по дороге в руины собора) игра может потягаться с первой частью в визуальном плане.
Вот в этом конкретном месте (по дороге в руины собора) игра может потягаться с первой частью в визуальном плане.
Один из примеров хреново сделанных скал. В первой части их ничуть не меньше, но я не припомню там такого откровенного трэша.
Один из примеров хреново сделанных скал. В первой части их ничуть не меньше, но я не припомню там такого откровенного трэша.

Но самое красноречивое подтверждение моих слов — даже не графика, а банальное несоответствие версий в плане контента. В порте для Xbox 360 бесследно исчезли целые локации, которые в версии для Xbox One были полноценными игровыми зонами: доки - любимое место всех дрифтеров в этой части, а также живописные поля для гольфа. Последние по факту в игре есть, но с нюансом: их просто огородили забором со всех сторон, превратив в недоступную для посещения декорацию. Это уже не просто технические ограничения — это сознательное вырезание контента.

Гольф-клуб
Гольф-клуб
Дорога просто перекрыта. Сам порт тоже по факту существует, но в виде уровня из первого Серьёзного Сэма, то есть коробки на плоскости.
Дорога просто перекрыта. Сам порт тоже по факту существует, но в виде уровня из первого Серьёзного Сэма, то есть коробки на плоскости.
На цветокор тут не смотрите, я выкрутил яркость чтобы видно было ночью, а то я устану ждать, когда посветлеет.
На цветокор тут не смотрите, я выкрутил яркость чтобы видно было ночью, а то я устану ждать, когда посветлеет.

Геймплей

Раз уж я напрямую заговорил о геймплейных особенностях, самое время перейти к самой сути. Начнём с физики — и, внезапно, это то немногое, где порт, по моему мнению, даже превзошёл первую часть. Управление стало более предсказуемым и аркадным: теперь машину не заносит в каждом повороте, а стабильно держит на дороге даже в самых непредсказуемых ситуациях

Впрочем, и здесь не обошлось без ложки говна. Обновлённая физика превращает дрифт-челленджи в настоящий ад — создаётся ощущение, что колёса намертво примагничены к асфальту. Но лично меня это задело несильно, ведь за все годы, проведённые в серии Horizon, я так и не полюбил дрифтить — это одна из причин, почему я не закрыл Lego DLC к Forza Horizon 4, ведь устал трайхардить дрифт-зоны на 3 звезды, так что это чисто субъективная оценка.

Продолжая тему несоответствия версий, сама система прогрессии несколько отличается. Из игры были вырезаны заезды типа автокросс, а также новая система выдачи наград — Wheelspin, или, грубо говоря, барабан казино с разными плюшками. Поэтому версия Xbox 360 становится несколько сложнее, ведь достать деньги не так уж и легко, что, по моему мнению, играет ей даже в плюс, делая прогрессию более осмысленной, а не просто коллекционированием рандомно выпавших тачек.

Справедливости ради, в игре попадаются хорошие виды, но их надо прям искать. А по теме абзаца - я накопил на машинку с обложки и радостно топлю по хайвею на закате.
Справедливости ради, в игре попадаются хорошие виды, но их надо прям искать. А по теме абзаца - я накопил на машинку с обложки и радостно топлю по хайвею на закате.

Перейду наконец к тому, что упоминал ранее — те самые бескрайние просторы, по которым можно ехать куда угодно. Ключевые слова "куда угодно" здесь стоит рассмотреть в контексте скорее ироническом, ведь большинство из открытых зон по только Sumo Digital известной причине могут быть огорожены неразрушимыми заборами прямо поперёк. И в этом разделении нет вообще никакой логики, оно даже мешает веселиться. Представьте ситуацию: вы летите со скоростью 200 км/ч на своей Ferrari, а через секунду со всей дури влетаете в отбойник, о существовании которого не подсказывают ни карта, ни логика игрового мира.

Ну вот нахуя тут эта стена?
Ну вот нахуя тут эта стена?

Упомянуть стоит и вырезанную систему Drivatar, которая собирает с игроков информацию о стиле их вождения и на основе полученных данных создаёт ботов с реалистичным поведением. Впервые она дебютировала в FM5, а в Horizon 2 перекочевала в том же виде. В случае же с нашей версией, в игре остались те же самые иногда глуповатые, а иногда обыгрывающие тебя по полной боты. Но количество их затупов несравнимо увеличилось с прошлой части, в основном из-за криво настроенного ИИ, но немалую роль здесь сыграли и баги. К ним и перейдём.

Баги

Объект моего сегодняшнего повествования, как вам уже стало ясно, содержит немалое количество различных ошибок и недочётов. Начать стоит с того, на что вы наткнётесь первым — боты, которые ведут себя мягко говоря странно. Они могут врезаться в забор и остаться там стоять, продолжая давить газ в стену, могут подскочить на кочке и перевернуться на бок. Подобное поведение было иногда свойственно и противникам из 1 части, но здесь количество абсурдных фейлов увеличилось в разы.

Не лишена игра ещё и некоторого количества визуальных багов. Помимо общей бедности графики вы можете встретить летающую траву, странное отображение стёкол и некоторых теней, или объекты, сквозь которые просвечивают фары. Эффект pop-in здесь достигает абсурдного уровня, особенно в городах ночью, когда в домах при отдалении от них просто вырубают свет. Ещё в некоторых местах машина может "окунуться" в текстуры. Ну и конечно есть баги навроде видимой "щели" между дорогой и полями.

Но самый раздражающий баг, который будет преследовать вас всю игру — это случайно расставленные невидимые коллизии прямо на дорогах. Во время гонки машина может просто "споткнуться" обо что-то, а пока вы поймёте, что происходит, соперники вас запросто обгонят. Особенно больно будет хардкорщикам, которые вырубают перемотку. Это обстоятельство частично объясняет неадекватное поведение ботов в гонках, которые тоже, как и игрок, натыкаются на эти невидимые заборы.

Я бы мог описать ещё кучу багов, затронув и проблемы с физикой, которые добавляют негативного окраса ко мной же выставленного плюса игре. Но я думаю тут и без этого достаточно примеров кривой работы игры.

В общем создаётся ощущение, что игру вообще не тестировали. Хотя в детстве большая часть багов играла только в плюс, добавляя веселья и остринки в гонки. Это стало частью её ностальгического очарования лично для меня. Я, кстати, до сих пор помню место около основной точки фестиваля, где можно провалиться под карту.

Более подробно о багах можно узнать из этого видео:

Автор приводит интересное сравнение с NFS Undercover, хоть я в неё не играл, но о проблемах наслышан.

Музыка

После всех технических проколов и разочарований находится то, что затмевает все недостатки, а именно - саундтрек. Если поконкретнее - радиостанция Pulse, которая в Horizon 2 достигла невиданного уровня единения с происходящим на экране. Это тщательно подобранная коллекция, где каждая композиция идеально соответствует виртуальному путешествию по югу Европы. Когда после череды багов и нелепых ботов начинает вещать знакомый ритм, нет желания ругаться на разработчиков или руководство Microsoft, а хочется просто расслабиться.

Bass Arena и XS тоже хороши, но уступают своим аналогам из предыдущей игры. С ними, как с Pulse, у меня не возникло такой сильной эмоциональной связи. Спустя годы именно мелодии с Пульса вызывают ностальгию по игре и беззаботному детству.

Вот мои 3 самые любимые композиции из игры (это не топ если что, просто список):

  • CHVRCHES - The Mother We Share
  • Jungle - Busy Earnin'
  • Saint Raymond - Brighter Days

Даже сейчас, когда я сижу и пишу этот текст, у меня на фоне запущен эмулятор, где играет по кругу Pulse.

Казалось бы, в такой идиллии нет места недостаткам, но нет. В игре отсутствует половина радиостанций, включая Hospital Records, которая мне очень даже понравилась в будущих частях серии.

Но здесь и ТОЛЬКО ЗДЕСЬ я делаю скидку разработчикам, ведь у них была объективная причина - маленький объём дисков по сравнению с Xbox One. Эта тонна композиций просто бы не влезла на маленький накопитель.

Вывод

В общем и целом, Forza Horizon 2 для Xbox 360 - очень неоднозначный продукт и главная причина, почему я ненавижу эксклюзивы. Я всю жизнь мечтаю поиграть в её старшую версию, но она заперта на Xbox One. Я опробовал каждый Horizon помимо этого, и это пустое пятно в моём списке пройденных игр вгоняет меня в тоску. Я тысячи раз проклинаю политику эксклюзивности в любом её проявлении. Я рад, что отныне Microsoft выпускает свои игры и на PS5, а Sony на ПК, сколько бы люди не смеялись над такой стратегией в комментариях. Запирать в наше время игры на конкретной платформе - неправильно и несправедливо. Может когда-нибудь я позволю себе потратить 12 тысяч на консоль и ещё 4 на диск, и тогда все мои мечты об идеальном втором Хорайзоне сбудутся, но не сейчас.

А что можно сказать о порте? Ну как минимум то, что с точки зрения продукта это абсолютный кал говна. Игра мало того, что не привносит ничего нового в серию, но и портит уже имеющееся.

Но в конце концов, разве я не провёл в этой игре десятки часов в детстве, прыгая по холмам и смеясь с забавных багов? Разве я не переслушиваю саундтрек этой части постоянно, подпевая каждой песне? Разве я не полюбил этого гадкого утёнка всем сердцем, несмотря на гигантскую кучу недостатков? В конце концов, разве я не получаю удовольствие, прямо сейчас перепроходя игру на эмуляторе в повышенном разрешении и 60 фпс? Конечно же да!

Качусь к фестивальной площадке в San Giovanni.
Качусь к фестивальной площадке в San Giovanni.

И ради этих тёплых чувств стоит возвращаться в ваши любимые игры детства, какими бы они ни были и что бы о них не говорили в интернете.

А вам спасибо, что прочитали или пролистали! Можете написать о своих подобных примерах из детства, или сказать, что вам понравилось в этой игре. Может найдутся люди, которые прошли её в оригинале.

Ну вот точно самый последний скрин. Теперь пока и до встречи в комментах.
Ну вот точно самый последний скрин. Теперь пока и до встречи в комментах.
18
1
37 комментариев