134 года со дня рождения Михаила Булгакова и его влияние на видеоигры!

134 года со дня рождения Михаила Булгакова и его влияние на видеоигры!

Сегодня — день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова! Важная ли дата? На это каждый ответит себе сам. Но я —человек, хоть и отдалённо, но связанный с литературой (почитать меня можно тут), да и на работе опять скучно. Так что мне стало интересно: есть ли достоверные случаи влияния Булгакова на игровую индустрию.

«Pathologic» / «Мор. Утопия»

134 года со дня рождения Михаила Булгакова и его влияние на видеоигры!

Геймдизайнер Николай Дыбовский как-то в интервью сказал: «Булгаков, конечно, повлиял — не напрямую, но как культурный контекст. Его диалоги, ощущение двойственности, сатирической реальности и метафизики — всё это близко по духу Мору.»

По словам критиков, атмосфера, язык, философия и даже структура повествования во многом вдохновлены русской литературой — включая Достоевского, Гоголя и Булгакова.

Да, к сожалению, на этом всё, что я нашёл. Конечно, отсылок безумно мало, но это лишний повод вспомнить хорошую литературу, так что не думаю, что вы на меня обидитесь. Нет, можно было бы притягивать кота за усы или ещё за что-нибудь круглое и пушистое, но зачем?

Влияние Михаила Афанасьевича Булгакова на видеоигры действительно прослеживается, но оно скорее косвенное и вдохновляющее, чем прямое.

В некоторых русских версиях Planescape: Torment и Disco Elysium критики отмечали, что стилистика локализации близка к булгаковскому языку это мнение переводчиков и рецензентов, но оно имеет основу.

Конечно, то тут, то там возникают слухи о том, что в World of Warcraft, Assassin’s Creed, Bioshock, The Witcher — есть пасхалки или влияние Булгакова, но официальных подтверждений нет.

Я очень долго искал Bulgakov's Tome в World of Warcraft, но в итоге оказалось, что подобный предмет, хоть и существует, но только на пиратских серверах.

«Мастер и Маргарита» как источник вдохновения для массовых или западных проектов не фигурирует ни в одном крупном интервью с разработчиками (по состоянию на 2025) Но это как раз полёт для наших адекватных разработчиков (боже упаси от «Смуты»), которых хоть и мало, но они есть, и надеюсь, мы когда-нибудь увидим что-то, сделанное по произведениям наших писателей.

Чисто для интереса спросил у ИИ концепт игры по Булгакову — как по мне, получилось интересно.

Концепт игры: "Мастер и Маргарита: Тени над Москвой"

Жанр: Нарративная RPG с элементами магического реализма, допросов и выбора пути

Основной упор: сюжет, атмосфера, философия, моральные дилеммы

Игровой движок: Стильный изометрический 2.5D

Художественный стиль: смесь черно-белой киноэстетики 30-х с вкраплениями цвета (например, зелёные глаза Воланда, алый балахон Маргариты)

Сеттинг: Москва 1930-х годов, переложенная в гротескную игровую вселенную: смесь советского быта, паранормального и сатирического абсурда.

Город живой: улицы патрулируются НКВД, в театрах ставят сомнительные пьесы, в «Грибоедове» льется абсент, на Патриарших зреет катастрофа.

Геймплей:

1. Персонажи:
Игрок выбирает, за кого пройти:
Мастер: игра о безумии, тени памяти и творчестве
Маргарита: мистика, любовь и борьба за душу

Иван Бездомный: путь от комсомольского поэта к человеку, познавшему истину

Азазелло или Воланд (в New Game+)

2. Механики:

Слово — оружие:

В диалогах важны стиль, язык и интонация. Как и в Disco Elysium, система внутренних голосов — тут они оформлены как персонажи романа: Понтий Пилат, Берлиоз, Коровьев и др., спорящие внутри головы героя.

Моральный выбор без указания «правильности»:

Поможешь ли ты душевнобольному Мастеру или сдашь его? Простишь ли Пилата? Станешь ли ведьмой ради любви? Всё влияет на исход.

Мистика и метафора:

Невидимая рука Воланда может вмешиваться в сцену. Магия — не «файрболы», а метафизические явления: замедление времени, исчезновение людей из реальности, говорящие головы, обратный ход часов.

Две реальности:

Москва — серая, бюрократическая, параноидальная

Ершалаим — память, прошлое, библейский миф, куда игрок проваливается эпизодами, играя за Понтия Пилата

Структура:

Игра делится на 4 акта:

Акт 1: Появление Воланда

Первые убийства и исчезновения

Начало метафизического сдвига

Игрок исследует литературу, цензуру, безумие

Акт 2: Преображение Маргариты

Мистические испытания

Полёт над Москвой, бал у Сатаны

Погружение в чувственный, опасный мир ночи

Акт 3: Суд над Пилатом

Игрок управляет Пилатом в Ершалаиме

Допросы, казнь Иешуа, муки совести

Последствия — влияют на реальность Москвы

Акт 4: Прощение или проклятие

Воланд предлагает игроку выход

Развязка: от великодушия до полного разрушения

Концовки зависят от действий всех героев: можно спасти Мастера, предать Маргариту или вовсе отказаться от вмешательства

Особенности:

Озвучка как в радиопостановке: с характерными интонациями, фоновыми шумами, шепотом.

Музыка: смесь симфонического авангарда, советского джаза и мрачного эмбиента.

Пасхалки: цитаты из романа, альтернативные сцены, «рукописи не горят» — можно найти даже в инвентаре.

Почему это может сработать:

Литературный первоисточник уже по структуре идеален для интерактивного переживания.

Игра не будет адаптацией дословной, а расширением и переосмыслением романа, как The Witcher по Сапковскому.

Булгаковская атмосфера быта, сатиры, мистики и морали — именно то, что любит взрослая аудитория современных нарративных игр.

134 года со дня рождения Михаила Булгакова и его влияние на видеоигры!
9
2
1
1
13 комментариев