Я прошел демо Claud Cats Land 3 раза и... Не советую в это играть. Полулонг.
Для этого текста я прошел игру 3 раза, тут будет полной разбор всего, от стиля, подачи сюжета, вплоть до самих головоломок. Все это субъективное мнение, много критики, но я ее попытаюсь всю подать аргументированно. Но начнем издалека.
Раньше было лучше
Я люблю квесты ака поинт энд клики, ибо сейчас квестами называют почти все в том числе и киноигры по типу Хэви рейна и кино от телтейл. Так вот - это прям мое, хоть и играю в них не очень часто в последнее время. Одна из моих первых игр была Петька 2 и я вместе с сестрой смогли пройти ее без гайдов где-то за месяц, до сих пор игра в сердечке.
С того времени я прошел действительно много квестов, от классической трилогии Легенды о Кирандии, хорророобразный Шорох, 2 части Сибирь, игры по Шерлоку Холмсу, своеобразные игры от Аманита Дизайн, Машинариум, красивейший Мист, Эйс Аторни, великолепный Грим Фанданго, полностью прошел серию игр Депония и много много чего еще. А прям сейчас потихоньку прохожу Сэма и Макса на стимдеке.
Я не считаю, что механика поинт энд клик игр устарела, главно чтобы было интересно поинтать и, собственно, кликать. Но в квестах всегда есть вопрос: "а зачем мне в это играть?". Тут весь вопрос в том, что геймплейно большинство квестов, прямо скажем, не сильно интересны, можно даже сказать примитивны. Так ради чего люди играют в них? Ну тут, как по мне, несколько правильных ответов, из которых самый банальный - сами головоломки. В квестах должны быть интересные головоломки. Это для жанра почти эссенциально (хотя можно и без этого, о чем чутка позже). В идеале игрок должен понимать что от него хочет игра (в случаях если это не противоречит игровой логике, по типу взаимодействий с чем-то неизвестным) и ему только нужно было догадаться как это сделать.
Но что еще кроме самих головоломок может нас заинтересовать? Ну тут уже идет вкусовщина. Большинство скажет сюжет или история, рассказанная в игре. Кто-то ради интересных харизматичных героев, кто-то ради юмора, кто-то из-за стилистики и артдизайна игры. Я например из тех, кому больше важны отличные харизматичные персонажи и интересные диалоги, головоломки могут просто быть неплохими и я уже буду дико доволен. Но чаще всего это совокупность всех вышеперечисленных факторов.
Так же элементы поинт энд клика есть в очень многих играх, особенно в хоррорах и визуальных новеллах. Где-то в большей, где-то в меньшей степени, например серия Эйс Аторни является простой головоломкой, где больше акцент на диалогах и харизматичных персонажах, хотя поинт и кликовая часть там тоже очень важна. Так же можно сказать, что Диско Элизиум тоже в какой-то мере поинт энд клик, но мы уже далеко уходим от темы.
Так о чем это я? Ах да, Облачные Коты, которых она сделала сама, в одиночку... Так вот, демка, которые обычно делают чтобы продать игру - делает это очень плохо. Дальше будет максимальный разбор демки, мы разберем все головоломки доступные в демо, так что если вы вдруг зачем-то собираетесь в это поиграть то знайте - дальше будет спойлеры.
А? Что? Чего?
Игра начинается с предыстории:
Когда-то я был обычным работягой, но в какой-то момент все в моей жизни пошло не так. Начальство начало подкидывать все больше и больше работы, из-за чего мне приходилось оставаться на ней допоздна. Дома была недовольная жена, которая следила за 2 детьми, с которыми я каждый день проводил все меньше и меньше времени. Из-за тяжелой работы я слишком много пил и тратил последние силы и деньги, чтобы отдохнуть в баре от семьи и работы, но так долго продолжаться не могло. В какой то момент я стал приходить домой только в пьяном состоянии и просто молча ложился спать, совершенно не разговаривая с домочадцами, так продолжалось почти 2 месяца, пока в конце концов от меня ушла жена и забрала с собой детей, от чего я начал пить еще больше. Меня уволили с работы, денег оставалось все меньше и меньше, а жизнь была все безсмысленнее и безсмысленнее. Пока в один дождливый день я не нашел на улице маленького рыжего котенка. Он лежал на мокром осфальте и еле дышал, у него не оставалось сил даже на то, чтобы дрожать от холода. Что-то внутри меня сломалась и я решил забрать его себе, назвал его Карасиком, и мы стали жить вместе. Я решил начать всю жизнь с начала и пойти по стопам отца, который был обычным рыбаком, рыба была единственным источником дохода в моей семье, когда я был еще ребенком. Я хотел быть успешнее чем отец и не жить так бедно как отец, поэтому уехал в город в поисках лучшей жизни. Но вот я сдесь, перед его домом на берегу, в котором уже давно никто не живет, но запах рыбы все еще витает в воздухе. Отец брал меня несколько раз в море, я до сих пор помню его взгляд, как он наслаждался всем временем проведенным в море. И я решил попробовать понять, что же так любил отец. Взяв с собой котенка я впервые вышел в море сам, но как оказалось, далеко не последний раз. Вместе за несколько лет мы с Карасиком через многое прошли, мы например.....
Ладно, шучу, игра просто начинается с этого кадра и вам больше никто ничего не пояснит.
Все что мы узнаем, что у нас был кот и что мы на рыбаловной шлюпке. Ни как мы тут оказались, ни что случилось, просто первое что ты видешь - это буквально этот кадр. На фотке мы видим себя и кота, это буквально вся информация которую дает нам игра. Мы даже не можем сказать, был ли кот с нами, или это псих рыбак обожрался грибов и он на самом деле обблеванный воляется в подворотне, а игра это его приходы. И это был бы хороший сюжетных ход, это хоть как-то оправдало дальнейшее.
Ну так вот, ладно, предположим что в демоверсии заставки нету, а в полной версии будет. Ну не успела она сама лично в одиночку закинуть промт в чатжпг для пролога, время до релиза еще есть, думаю пару картинок нагенерит. Что мы имеем? Ну механика поинта и клика, она тут работает.
Итак начинаем, игра просто говорит "смотри, монстр" и отдает нам весь контроль без какой-либо экспозиции.Забираем фотку кота, узнаем, что его зовут капит Джек. Это фотография является теперь нашей аватаркой.
И мне она почему-то дико не нравится.
Я понимаю что я сразу начинаю докапываться к дикой вкусовщине, но это аватарка каждый раз коребила меня. Почему вместо моего лица там лицо с котом, которого нет? Почему оно сделано в стиле, который выделяется на фоне всей игры? Почему мне этот стиль персонажа так напоминает тот самый мерзкий тамблеровский стиль рисования? Что со мной что-то не так, что я докопался до кружка?
Но ладно, это какой-то мой загон, ну не понравилось и пофиг, забираем щетку под фотографией, видим на пульте неактивную кнопку и замочную скважену и выходим на палубу.
И тут игра сразу говорит, забей хер, даже не пытайся хоть что-то понять, ты все равно логику не поймешь, давай в этот раз я тебе просто подскажу, но потом сходи с ума сам.
Игра не дает тебе ничего подумать и осматреться и сразу говорит "потри щеткой футболку, базарю, один раз попробуешь потом еще захочешь". Ну а кто мы такие чтобы не верить? Правда возникает вопрос "а че мы вообще делаем? Зачем?" Но советую привыкнуть, это еще вам покажется логично. Пошоркав щеткой по футболке мы получаем щетку в шерсти, и тут же мы находим ключ. Хочу заметить, что гг вообще на херу вертел кракена на заднем плане, он 1 раз сказал что-то типо "о, монстр" и на этом все. Как что откуда почему? Вопросы так и останутся без ответа.
Заходим внутрь, ключем включаем монитор и тут мы встречаем второй бич этой игры.
Вы сейчас не понимаете всего, думаете "хм, ну наверно в описание предмета есть подсказка к головоломке, что ты все так негативно рассказываешь". Если вы так думаете, то черт возьми, подумайте еще раз. Описаний предмета/комментариев о предмете несколько, штуки 3-4 обычно. И они воспроизводятся рандомно. Т.е. есть шанс что вы за 5 кликов по предмету так и не получите подсказки, подумаете, что увидели все, а ключевая вам просто не выпало. И да, если вы думаете, что игра даст подсказку к шифру то нет. Подсказка просто в какой-то момент просто скажет тебе "пароль 2679". И я прям охренел в этот момент, просто описание предмета дает тебе прямым текстом пароль, это прям очень дешего и сердито. Зачем придумывать головолоски и шифры когда можно просто сказать ответ?
Но ладно, идем дальше, вводим пароль, жмём кнопку, выходим на улицу - видим рыбу. Берем одну штуку, обмазываем ее в кошачей шерсти и скармливаем чудовищу эту амольгаму, от чего тот охеревает и съедает корабль. На этом пролог заканчивается.
Все просто и логично
За кадром гг доплывает до какого-то острова в какую-то пещеру с пляжем, и понимаем, что нам надо из нее как-то выбраться. Почему наш супер пловец, который спокойно доплыл хер пойми откуда до ближайшего острова не может просто выплыть из пещеры - никто не знает, возможно на самом деле он обладает телепортацией, но так как мозгу слишком сложно осознать такую концепцию он просто придумывает себе правдоподобную ситуацию чтобы в нее хоть как-то поверить, в любом случае всей правды мы не знаем, ибо после того как нас съел монстр посредством черного экрана мы просто оказываемся на пляжу в пещере. Ну да и ладно.
Берем бутылку (это важно) , водоросли и морскую раковину. Пробуем ударить бутылку об камни или что угодно узнаем, что бутылка сверхпрочная, запоминаем, это важно. Тыкаем на сундук, узнает что он очень крепкий, это тоже важно
Ящер рыбу не хочет отдавать да и хрен с ним, идем вглубь. А тут у нас пещера и гриб, если тыкнуть на гриб узнаем что он высоко, а если тыкнуть на стены пещеры - можно узнать что если что-то случится то вся пещера обвалится. Больше тут делать нечего, идем дальше.
Оказываемся в последней локации пещеры, где мы можем взять корень торчащий из сены пещеры и весло, которое, прошу обратить внимание, длинное. Ну и свет падает откуда-то сверху, логично что нам туда, осталось понять как.
По итогу вот наш весь затар
У нас есть 3 комнаты, гриб сундук и ящерица с рыбой. О выходе наверх, что логично, думаем как о финальной точке, но чтоже нам делать?
Если мы думали взять весло и сбить гриб - то вы не правы, да и вообще весло нам щас не нужно. Сперва идем у КРЕПКОМУ сундуку и вскрываем его корнем. Логично. Получаем щепку, золото и красный рубин
Теперь мы берем рубин и кидаемся в ящерицу, ведь в пещере больше нету ни 1го камешка, нету сундука который полон золота, у нас нету весла чтобы стукнуть или щепки от ветки - нет, мы кидаем рубин, ящерка выплевывает рыбу, забираем ее и идем во вторую комнату.
И во второй комнате все так же логично, мы дуем в раковину чтобы стены затреслись и упал кошачий идол, а чтобы он был доволен то скармливаем ему рыбку. Логично же!
Справедливости ради в записке есть запись, что в пещере где-то есть статуя не от мира сего, но как я мог догадаться что она тут и что для этого надо подудеть в ракушку? И что мне не потолок на голову упадет а именно очень удобная статуя?
Ладно, статуя дает дорожку до гриба, подбираем осколки раковины с земли, обмазываем их водорослями чтобы сделать импровизированный нож и ток так мы сможем срезать гриб, а иначе никак. Просто примите это. Илем в конец, ставим гриб на свет и оказывается что жто прыгучий гриб и он нас выталкивает и после коротенькой миниигры мы выбираемся наружу, пол пути пройдено.
Ох, зря я сюда полез
Если вы начинаете думать, что "ну не сами логичные действия, но локаций мало, предметов мало, можно и потыкаться, ниче, бывает" то передумайте еще раз. Самая мякотка только начинается.
Итак, вот мы выбрались, главно не забыть бутылку и весло, они не нужны были раньше, но они нам еще пригодятся. Итак, сразу берем не самую очевидную, но и не самую запрятанную ветку.
Идем вниз - тут кот спит. Отрываем от дерева кусок коры, тыкаем на пузырь который выдувает кот и улетаем на воздушный остров (шта?). Еще нюанс, если кликать на пузырь конда кот его еще дует из носа - ничего не будет. Если кликнуть сразу как он оторвется от кота - ничего не будет. Надо кликать когда пузырь в середине пути где-то. Логично де, да?
На острове берем тряпку, зубастую рыбу, а в дупле забираем паука. Больше нам тут делать нечего
Больше нам там делать нечего, спускаемся с помощью тряпки вниз и идем выше того места откуда мы начали. Из интересного тут носок на дереве и гнездо. Гнездо далеко, пока забиваем, забираем носок и идем дальше.
И вот мы в самой верхней локе, тут у нас котик, который парит в воздухе, цветок, палка с паутиной, которую мы забираем сразу и видим что на другой стороне, через расщелину, есть маяк, так что нам туда наверно.
И вы не готовы к дальнейшему. Ну т.е. есть легкая часть, что если кликать на цветочек то он улазиет все вниз и вниз, даже на другие экраны и надо его до самого низа сопроводить, но дальше уже начинается странное. Если вскопать цветок веслом (просто потому что ?) мы получим семя. Еще объединяем палку и паутину, получаем сочок и им достаем испуганный КОКОС из гнезда. Все. Больше нам не нужен никакой экран кроме последнего с котом, но даже так это... Можете попробовать подумать что делать дальше, но у вас не получится. Я сейчас буду пояснять на пальцах, а вы попробуйте увидеть тут логику.
Итак мы:
засовываем деньги в носок, кроме 1й монеты
- засовываем деньги в носок, кроме 1й монеты
- Этой монетой создаём солнечного зайчика чтобы котик его поймал
- Поднираем этого солнечного зайчика, котик растраивается
- Пугаем кокос пауком отчего он разваливается на 2 части
- Засовываем зайчика в кокос
- Используем носок с деньгами как ступку и размалываем зайчика в золотой порошок
- Используем порошок на семечке и получаем золотое семечко
- Используем рыбу на коре дерева чтобы она откусила кусок и у нас получился гребень
- Им чешим котика, тот радуется
- Даем котику щолотое семечко, он перелетает через расщелину, закапывает семечко, вырастают лозы по которым вы идете и проваливаетесь и наконец завершаете эту игру
- А еще гг шутит, что котикам нравится его семя, серьезно?...
И на этом все, демка закончилась. Выдыхаем, суммираем, разбираем прочитанное, думаем.
Критика бездарного человека
Ох, теперь давайте попробуем обсудить, а как так вышло? И что по истории, персонажам, музыке?
Ну давайте все по порядку:
Начнем с текста и он... Ну он есть. Он функциональный, а не интересный, стиль от высокопарного прыгает к простому, никаких интересных моментов замечено не было. С другой стороны тут и персонажей не было, но мысли гг о предметах важно читать, ибо там бывают подсказки, но читать их не интересно
Сюжет он... Эм, найти кота? Ну т.е. поймите, я не хочу докапываться до сюжета в такой аля детской истории, но кроме стартового "а где кот?" Мы о нем даже ни разу не вспоминаем! Я вообще не понимаю что мы делаем и с какой целью. Просто делаю что-то, чтобы что-то случилось, чтобы делать что-то новое, не понятно зачем и почему.
Музыка, ну она тоже есть, и я бы даже сказал бы что она норм, но... Опять эти Но... Большую часть демо мы проводим на улице и там каждые 30 секунд где-то в эмбиенте есть момент, будто будильник играет и из-за того, что в первый раз ты там потратищь минут 20 - это дико бесит, реально неприятно.
Но что касается визуально стиля? А тут все еще более не однозначно. Во первых в игре есть несколько стилей, некоторые не сильно отличаются друг от друга, некоторые сильно. Я и даже не про 3д котиков и монстра, а даже предметы и 2д окружение может выглядеть поразному, не сильно, но глаз замечает. Скорее всего это последствия нейронок. Больше всего разнообразие стилей видно на экране загрузки с локациями
Фон в 1м стиле, иконки первые 2 выделяются на фоне следующих 2х, а иконка со статуей кота и монстра вообще не соответствуют собственно монстру и статуи кота. Они буквально выглядят по другому!
Но теперь к главному
А почему же так вышло с головоломочной частью? Игра относится к нелюбимым в комьюнити подвиду "если ты не автор - то узнай что было у него в голове, иначе ты не пройдешь". И я бы мог сказать, что это чисто моя проблема, если бы не глянул че люди ра ютубе делают и они тоже по 20 минут сидят на последней головоломке, просто не понимая что от них хотят. Головоломки решаются медотом закидывания предметов в окружения и попытках спаривать их между собой в поисках хоть чего-то
Еще проблема в том, что гг вообще ничего не говорит когда надо, пока не тыкнешь в предмет. Мы выбрались из пещеры? Ну может надо осмотреться? Хм, я вижу маяк, может мне туда? Он вообще не говорит. Из-за этого игрок просто тыкается во все чтобы просто понять, а че делать то?
Стиль тоже бросается в глаза, он очень неровный, некоторые объекты 3д, некоторые 2д и они прям выделяются друг на фоне друга.
Ну и с сюжетной/текстовой часть у игры тоже все так себе, как я уже писал текст не интересен, а сюжета в целом и нет.
Самое забавное, что меньше всего у меня вопросов к той части, которую делали сторонние люди. Все тыкается нормально, скрипты работают, анимации вполне нормальные. Стоит задуматься.
Выводы
Плохая ли будет игра? Да хер его знает. Для меня да, если у вас вкусы совпадают с моими - то тоже да. Но я вполне могу представить людей которым все равно на нелогичность, из просто завлекут котики и какое-нибудь взаимодействие с ними.
Возможно дальше игра будет лучше, все же демка короткая, на видосам локаций будет еще много, как и возможностей того, что игра раскроется или вы проникнетесь этой странной логикой игры. Тут сложно загадывать. Но пока что я вам полностью советую просто игнорировать сущетсвование тайтла и жить дальше, как будто ничего от одинокого русского разработчика и не выходит.