S.T.A.L.K.E.R. Enhanced Edition – трилогия, которую вы не ждали

S.T.A.L.K.E.R. Enhanced Edition – трилогия, которую вы не ждали

Вступление - 20 мая 2025 года студия GSC Game World выпустила S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy – Enhanced Edition на ПК и консолях. Это переиздание знаменитой трилогии (Тень Чернобыля, Чистое Небо и Зов Припяти), обещавшее визуальные улучшения, поддержку современных платформ и ряд «полезных» нововведений. Казалось бы, мечта фаната: любимые игры в обновлённом виде, да ещё и бесплатно для тех, у кого уже были оригиналы (лично мне Enhanced Edition достался даром – и это, забегая вперёд, единственный несомненный плюс). Однако реальность Зоны оказалась токсичной: вместо праздника ностальгии мы получили сомнительный ремастер, вызвавший бурю негодования у сообщества. Ниже – обзор каждой части этой "обновлённой" трилогии с подробным разбором технических "улучшений", визуальных изменений, багов, спорных решений вроде удаления русской озвучки и советского антуража, а также реакции игроков (спойлер: она была ядерной).

Тень Чернобыля: тень своего оригинала

Начнём с первой части – Shadow of Chornobyl (да, теперь именно Chornobyl через “o”, по-украински). Переиздание переименовано в духе времени, и на этом, пожалуй, его "идейные" изменения не заканчиваются. С первого запуска в глаза бросаются обновлённое освещение и немного подтянутые текстуры. Разработчики хвастаются поддержкой современных эффектов – обновлённые небеса, “godrays” сквозь листву, глобальное освещение, отражения на мокрых поверхностях. FOV слегка расширили для комфорта стрельбы, кат-сцены перекодировали в 4K. Звучит неплохо, но на деле картинка выглядит так, словно ее покрыли слоем вазелина. Многие игроки сразу отметили удручающую «мыльность» графики – эффект повсеместного размытия, будто игра рендерится в низком разрешении и растягивается до вашего экрана. Даже без включенного FSR (апскейлера от AMD) всё вокруг размыто, как в плохом сне сталкера. Попытки изменить настройки мало помогают: на момент релиза сменить разрешение нормально было нельзя – игра упрямо выглядела на любой конфигурации как 720p, и правка config-файлов ничего не давала. То ли баг, то ли "фича", но четкость изображения провалена.

Не лучше обстоят дела и с текстурами. Обещанного тотального ремастеринга не произошло – вместо этого старые текстуры просто прогнали через ИИ-апскейл. В результате детали местами стали четче, но очень неравномерно: где-то вылезли артефакты сглаживания, шрифты и UI-элементы приобрели нелепо выглядящие сглаженные края. Разработчики явно не заморачивались ручной правкой после автодоработки – ощущение, что пропустили через бесплатный инструмент и загрузили обратно как есть. Пресловутые модели оружия якобы "улучшены", но игроки не заметили разницы – та же геометрия, лишь немного замыленная текстурами повыше разрешением. Новый шрифт интерфейса тоже вызвал вопросы – он более высокий разрешением, но «очень уродливый на вид», как метко отметил один из рецензентов. В общем, визуальные изменения если и есть, то ощущаются чужеродно. Многие фанаты признались, что сначала не увидели вообще никакой разницы с оригиналом – пока не запустили старую версию для прямого сравнения. Да, травы в новой «Тени…» вроде больше, дальность прорисовки объектов выше, земля другая – но впечатление такое, будто разработчики пытаются придать игре видимость современности ценой потери четкости. Как едко заметил один комментатор, «если бы они вообще ничего не делали и переиздали ту же игру, получилось бы лучше»

«Тень Чернобыля» в 2007-м также славилась не только атмосферой, но и глюками. Исправили ли их спустя 18 лет? Как я обычно говорю
- такой взрослы а в сказки веришь!
Патчноуты от GSC не впечатляют: создаётся ощущение, что код игры практически не трогали, за исключением поддержки новых шейдеров. Старые баги перекочевали в Enhanced Edition в первозданном виде – по отзывам, «99% проблем, мучивших игру, всё ещё тут, радостно жмут вам руку». Например, физический движок как шалил, так и шалит: мне лично довелось увидеть, как кабан боднул сталкера – и тот улетел в стратосферу, а потом при падении получил урон, как от взрыва, причём в полной тишине без единого звука этой вакханалии.
Разработчики не сочли нужным интегрировать даже самые известные фанатские правки, которые сообщество выпустило за прошедшие годы. Сложилось ощущение, что переиздание делали в спешке, практически не тестируя – об этом прямо пишут разгневанные поклонники. Ирония в том, что если оригинальная «Тень…» была грубоватым алмазом, который оттачивало сообщество мододелов, то Enhanced Edition – это шаг назад по стабильности. Зато, видимо, посчитали успехом, что добавили достижения Steam и поддержку модов через Workshop. Достижения – приятно, спору нет, а вот моды… Ну, здесь скрыт подвох, о котором позже.

Наконец, нельзя не упомянуть об атмосфере и подаче. Shadow of Chernobyl когда-то погружал в постсоветский апокалипсис: заброшенные заводы с ржавыми красными звёздами, бункеры с ленинскими лозунгами, суровые голоса по-русски. Всё это создавало неповторимый «советский вайб» Зоны Отчуждения. В Enhanced Edition же атмосфера ощутимо стерильнее – и это сознательное решение разработчиков. GSC открыто заявила, что убрала из игры ряд "противоречивых" элементов. Русская озвучка? Удалена полностью – в русскоязычной локализации теперь вообще нет оригинального озвучивания, остаётся только русский текст, ну а дальше вы знаете какой голос. Советская символика? Повсеместно зацензурена или вырезана: исчезли красные звёзды, серп и молот, герб СССР, лик Ленина – даже надписи вроде «За власть советов!» и упоминания Москвы прибраны с текстур. Конкретные примеры вызывают и смех, и грусть. Знаменитая каменная плита-памятник у входа на ЧАЭС – знаковый объект финала игры – исчезла из переиздания. Видимо, на ней был какой-то советский герб или текст, который проще было вырезать целиком, чем оставить. Денежные знаки в игре больше не называют рублями: в интерфейсе валюту переименовали в загадочные «SR» вместо «RU». Что за SR – до конца не ясно (давайте расшифруем это как «сраные рубли», извините за мой сарказм), но суть в том, что слово «рубли» и ₽ решено вычистить из Зоны. Складывается ощущение, что из игры методично вымарывают любую отсылку к России и СССР, переписывая историю в угоду текущей конъюнктуре. Но, как метко заметил один фанат, «нравится вам или нет, Советы – часть Зоны и её атмосферы. Нельзя просто выкинуть их из игры из-за происходящего в реальности». К сожалению, именно это и сделано.

Итог по первой части: «Тень Чернобыля – Enhanced Edition» выглядит бледной тенью самого себя. Да, картинка чуть посимпатичнее на скриншотах, но в движении всё размыто, сыровато и потеряло дух оригинала. Атмосфера постсоветского пространства ощутимо пострадала: новый Chornobyl как будто стесняется собственного наследия. Технически же игра не стала ни капли надёжнее – напротив, теперь официальное переиздание уступает по качеству сборкам с фанатскими патчами. Как говорится, не пытались сделать лучше — пытались удалить всё, что хоть как-то связано с русским языком, культурой и советским наследием. Получился не ремастер, а политический манифест, на скорую руку замаскированный под игру. Ну что ж… миссия выполнена — Зона теперь стерильна, бездушна и с привкусом дешёвой пропаганды.

Чистое небо: ни чисто, ни ясно

Вторая часть, Clear Sky – Enhanced Edition, по трагической традиции остаётся самой «глючной» в трилогии. Оригинальное «Чистое небо» (2008) славилось багами и нестабильностью не меньше, чем атмосферой. Казалось бы, вот шанс реабилитировать репутацию: выпустить отлаженную версию, где исправлены давние проблемы. Но чуда не произошло – баг-фест продолжается. По признанию игроков, разработчики не потрудились починить даже знаменитые ошибки Clear Sky. Фракционные войны по-прежнему работают через зад, ой то есть раз, баланс перестрелок такой же странный, случайные вылеты никуда не делись. Один рецензент прямо пишет: «Если вы знаете “ЧН”, то знаете, что это самая баганутая часть трилогии. Исправил ли GSC баги? Нет. 99% проблем всё ещё ждут вас, здороваясь за руку». Создаётся впечатление, что код игры просто перенесли как есть, не сделав работу над ошибками. Возможно, разработчики решили, что мододелы за 15 лет и так всё полечили – но, увы, сообщество не может исправить официальное издание, закрытое для сторонних патчей (о модах – чуть ниже).

Визуальные изменения в Clear Sky такие же, как описаны выше для Тени Чернобыля: подтянутые (но в основном с помощью нейросети) текстуры, новая система рендеринга. Здесь, правда, стоит отметить один важный момент: в игру убрали старый рендер DX8/9 (статическое освещение). В оригинале 2008 года была возможность переключиться на упрощённую графику без динамического освещения – это помогало многим с слабым ПК и устраняло некоторые глюки движка. Теперь же «большинство настроек освещения удалено, доступен только динамический свет». То есть разработчики насильно включили более требовательный рендер. Цена вопроса – производительность на слабых системах может просесть, а главное, некоторые визуальные артефакты никуда не делись. Получается, что «Чистое небо» стало ещё более прожорливым и одновременно более мутным: общая картинка такая же замыленная, как в переизданной «Тени…». Неудивительно, что в сообществе игру уже прозвали “Clear Sky – Blur Edition” (то бишь «Замыленное небо»). Ирония в том, что слово “clear” (чистое) в названии теперь не про графику, а скорее про то, как вычистили контент.

Да, цензура и здесь продолжилась по шаблону. Все три игры лишились советской атрибутики, и Clear Sky не исключение. Например, в оригинале были символы СССР на некоторых текстурах (деньги, постеры) – теперь они либо заретушированы, либо заменены альтернативными изображениями без ОСКОРБИТЕЛЬНОГО «советского» содержания. Заодно удалена русская озвучка бандитов и прочих персонажей. В ЧН это особенно бросается в глаза, ведь игра начиналась с колоритных диалогов. Теперь же, если включить украинскую озвучку, можно услышать, что часть NPC говорит по-украински, а часть... внезапно на английском! Да-да, в переиздании наблюдается полный разнобой: некоторые сюжетные персонажи озвучены на украинском, а другие остались с английским дубляжем – судя по всему, просто не успели или не смогли переозвучить всех на новый лад. Комичнее всего это проявляется в начальных сценах: условный Волк встречает вас фразами на украинском, а Сидорович тут же отвечает голосом из старой английской локализации. О погружении говорить не приходится – получилась языковая солянка, ломающая последние крупицы атмосферы.

Стоит ли говорить, что русского дубляжа тут больше нет вовсе? Для подавляющего большинства фанатов S.T.A.L.K.E.R. (которые росли на оригинале с легендарными фразами типа «Щас как дам, падла!» и «Твою ж мать, граната!») это шок. GSC объясняет этот шаг тем, что “в оригинальных играх русский дубляж остаётся, а в улучшенных версиях его убрали, оставив только субтитры – можно выбрать озвучку из английского, французского, немецкого, итальянского, польского, испанского или украинского”. Вот только зачем было убирать язык, который был неотъемлемой частью колорита «Сталкера». Да, у них теперь наконец есть официальный украинский дубляж – вероятно, единственное содержательное новшество Enhanced Edition, кроме "графики". Но ценой этому стало выпиливание русских голосов, которые, как ни крути, были «оригинальным видением авторов» (знаменитый “Get out of here, stalker!” в исполнении гортанного бандита – разве ж это можно заменить?). Один из обозревателей метко подметил: «Русская озвучка для оригинальной трилогии была ключевой частью видения разработчиков – точно так же, как украинская озвучка будет для S.T.A.L.K.E.R. 2. Убрав её, “новая” GSC идёт против собственного же наследия». В результате Clear Sky – Enhanced страдает от того же недуга, что и обновлённая «Тень…»: цензура во вред атмосфере.

В техническом же плане Чистое небо образца 2025 года – это всё тот же пыльный Болото-симулятор, только с консольными костылями. Отдельно стоит упомянуть печально знаменитую поддержку контроллеров: ради выпуска на Xbox игру научили геймпаду, но сделали это через жопу. Контроллер работает через раз, целиться неудобно, чувствительность неадекватная – в отзывах его прямо называют “абсолютное ЗЛО”. Видимо, при портировании на консоли времени на тонкую настройку уже не осталось. В итоге Enhanced Edition второй главы оставляет ощущение недоделанности. “Что они вообще делали?” – этот вопрос звучит в обсуждениях регулярно. Создаётся впечатление, что GSC попросту взяли небезызвестную фанатскую сборку (аналог Switch-версии, если бы она существовала) и выдали за новую игру, даже не проверив на качество.

Вывод по Clear Sky – Enhanced Edition

Если оригинал Clear Sky запомнился как технически нестабильная и сомнительная часть трилогии, то Enhanced Edition — это уже не «ремастер», а идеологически отредактированное издание с легким налётом пропагандистского фотошопа. Улучшения? Ну да, если вы называете улучшением замену рублей на аббревиатуру SR (наверное, Stalker Republic или Souverain Revisionism), и исчезновение всей русскоязычной озвучки, в том числе культовой. И нет, это не «баг» — это так задумано. Полностью. Сознательно. Методично.

Фанаты просили пофиксить баги — получили баги с налётом мыла. Просили нормальную поддержку модов — получили режим «ничего не трогай, а то поломается». Хотели стабильности — получили двуязычных NPC, у которых, видимо, языковой конфликт прописан в лоре. Геймплей? Как был хаотичным и сломанным, так и остался. Разве что теперь в ролях «мутанты» выступают настройки графики и HUD. Появился motion blur, который будто вшили прямо в сетчатку, и HUD, словно пришёл из эпохи сенсорных холодильников.

А главное — исчезло всё то, что делало Clear Sky хотя бы колоритной частью мира Зоны. Советская архитектура, бандитский фольклор, исконный вайб — стерто, как будто в Зоне прошёл не выброс, а ревизор из отдела культурной гигиены. Такое ощущение, что вместо ремастера сделали культурную зачистку с геймплейной реконструкцией.

И не надо вот это «зато бесплатно». Это не подарок — это контейнер из-под токсичных отходов, переименованный в «деликатес». Они это сделали не из любви к игрокам, а потому что знали: за деньги такой «ремастер» никто бы не купил. Это не «бесплатный сыр», это контент, сделанный через ж… ну ты понял — и, что самое важное, гордо выложенный на витрину. И нет, это не «игровое переиздание» — это цифровой ребрендинг с соответствующим лейблом.

Так что, если кто-то вдруг спросит, зачем всё это было — у меня ответ один: не для игроков, не для серии, а чтобы поднять настроение соответствующим людям в соответствующих кабинетах. Получилось ли у них? Ну… если задача стояла стерилизовать Зону от всего узнаваемого и знакомого, то у них всё вышло. Теперь это просто игра — без лица, без акцента, без души. Современная, политкорректная, и абсолютно мёртвая. Прям как многое вокруг, не находите?

Играть в это теперь стало так же интересно, как вглядываться в серый шум телевизора, где канал давно отключили, но сигнал всё ещё идёт — без смысла, без содержания, но с гордым логотипом поверх.

Зов Припяти: зов в пустоту

Третья часть, Call of Pripyat – Enhanced Edition, изначально была самой отполированной и современной (на 2009 год) игрой серии. Здесь у GSC был шанс показать себя – ведь улучшить и без того хорошее проще, чем чинить сломанное. Отчасти так и вышло: «Зов Припяти» пострадал, пожалуй, меньше остальных. Его движок изначально поддерживал продвинутые эффекты (HDR, тени DX11), а оптимизация была не дурна. В Enhanced Edition заметно, что графику подтянули минимально: возможно, разработчики решили «не навреди». Тем не менее, общие изменения – те же: немного улучшенные модели персонажей и оружия, те же новые шейдеры освещения и отражений, та же повышенная плотность травы и дальность обзора. И, увы, то же мыло на экране. Зов Припяти всегда выглядел чуть более чётким, чем предыдущие части, но новое издание умудрилось и его покрыть блюром. Пользователи жалуются: что ни делай, картинка слегка расфокусирована, будто постоянный motion blur напрочь выключить нельзя. Возможно, дело в каком-то включённом по умолчанию TAA (сглаживании), которое нельзя отключить через меню. Да, кстати, motion blur – тот самый эффект размытия при движении – теперь отдельно вынесен в настройки (в оригинале, помнится, его не было как опции). Но даже отключение всех размытий не спасает от общей «мыльности» изображения, встроенной где-то на уровне рендера.

С интерфейсом тоже не всё гладко. В Call of Pripyat – Enhanced разработчики зачем-то поменяли некоторые шрифты и надписи. Например, названия локаций и имена персонажей в западных версиях теперь пишутся по-новому – в украинской транслитерации вместо русской. Chernobyl NPP превратился в Chornobyl NPP, Pripyat – в Prypiat, персонаж Бес (Bes) стал Bis, Серый (Seriy) превратился в Siryi, и так далее по списку. Казалось бы, мелочь (для русского игрока вообще незаметно), но в контексте прочих изменений ощущается как еще один штришок к общей картине ревизии. Забавно, что вне зависимости от выбора языка теперь в кат-сценах показываются английские субтитры – видимо, баг или недосмотр, но опять же показатель качества работы.

Сильно ли улучшился сам игровой процесс в Зове Припяти? Особых новшеств нет. Enhanced Edition добавляет сюда же достижения и базовую поддержку Steam Workshop, как и в остальные части. Но новых квестов или контента нет – никаких тебе новых тайников или оружия, о чём многие тайно мечтали. Зато кое-чего стало меньше. Во-первых, убрали многопользовательский режим. Раньше в ЗП были сетевые баталии, теперь же в меню нет опции "Сеть" – мультиплеер тихо похоронен. Причём все относящиеся к нему файлы в ресурсах игры остались, просто отключены – не иначе как для галочки на консолях (серверов всё равно нет). Во-вторых, как и в других частях, вырезали «советский дух»: из текстур исчез Ленин на плакатах, с вертолётов пропали красные звёзды, с ящиков с патронами стерли триколор. Валюта в диалогах NPC и интерфейсе тоже переименована на тот самый SRанный рубль – привет от Минфина Зоны. И, конечно, никакого русского голоса: последний официальный русский дубляж (у Зова Припяти он был отличного качества) тоже отправился в утиль. Теперь Стрелок и Ко говорят с вами на choice of 7 languages – русском среди них нет. Хотите ностальгии по оригиналу? Увы. Придётся либо читать субтитры под английскую речь, либо воспринимать весь мир Зоны на украинском (коего в оригинале вообще не было) – третий вариант, любимый многими, изъят разработчиками по идейным соображениям.

Честно говоря, Call of Pripyat – Enhanced вызывает наименьшее количество язвительных комментариев только потому, что оригинал был хорош. Даже в кастрированном виде эта игра остаётся увлекательной: геймплейно она выдержала испытание временем, и если новичок впервые окунётся именно в переиздание, он, возможно, не сразу поймёт, отчего вокруг столько негатива. Но ветераны серии видят, что «Зов Припяти» тоже потерял часть души. Он стал безликим в деталях: город Припять уже не пестрит пропагандой минувшей эпохи, солдаты на базах выкрикивают что-то не по-русски, а интерфейс упрощён под геймпад. Сложилось впечатление, что разработчики хотели “оцифровывать” Зону подчистую – стереть из неё пыль времени, сделать обезличенный аттракцион. Что ж, возможно, кому-то так комфортнее, но многие фанаты почувствовали себя обманутыми.

Графика, интерфейс и технические «нововведения»

Стоит обобщить техническую сторону Enhanced Edition, ведь изменения в целом едины для всей трилогии. Помимо упомянутых новых эффектов графики, игра получила ряд настроек, ориентированных на современные системы. Например, появилось меню выбора языка прямо в настройках – можно отдельно выбрать язык текста и озвучки (правда, выбор стал меньше, как мы выяснили). Добавили опцию отключения/включения Motion Blur (размытия в движении) – раньше для этого требовалось редактировать конфиг. В версии для консолей разработчики скрыли большую часть графических настроек, чтобы не смущать игроков ползунками. Зато на PC оставили поддержку ультрашироких мониторов и даже оптимизировали игру для Steam Deck. Последнее, кстати, плюс – портативные сталкерские вылазки теперь официально возможны.

Однако, как это ни печально, большинство этих улучшений меркнут на фоне реализации. Да, формально имеем более современный рендер, но оптимизация страдает: множество отзывов жалуются на просадки FPS, особенно в Чистом небе, которое теперь всегда на динамическом освещении. Парадокс: люди с хорошими ПК получают 60 FPS в оригинальном 2009 года Зове Припяти, но в версии 2025-го – те же 60 FPS, только всё размытое и с редкими микрофризами. В то же время игра требует минимум Windows 10 и 8 ГБ ОЗУ, многим модам такие аппетиты и не снились. Добавление технологий вроде FSR 2.1 (шумноватый апскейлер от AMD) не спасает, а альтернативы типа DLSS нет вовсе. То есть выбор у игрока: либо мыло от низкого разрешения, либо мыло от сглаживания – третьего не дано.

Интерфейсные изменения тоже двоякие. С одной стороны, обновили некоторые иконки, шрифты (как уже говорилось, не всем по душе) и кое-что подправили для удобства на геймпаде. С другой – зачем-то встроили в главное меню рекламный баннер других игр серии. Представьте: запускаете, например, «Тень чОрнобыля – Enhanced», а на главном экране красуется плашка "Не забудьте купить Чистое Небо и Зов Припяти!" (или «ждём вас в S.T.A.L.K.E.R. 2» – не суть). Выглядит чужеродно и раздражающе. Моддеры уже выпустили мод “No Main Menu Ads”, удаляющий эту навязчивую рекламу. Более того, выяснился занятный факт: расположение баннера выбрано так, чтобы прикрыть некоторые советские архитектурные объекты на заднем фоне меню. Игроки подметили, что разработчики словно «спрятали советскую архитектуру за рекламой – абсолютно детское поведение». Представляется сцена: художник GSC лихорадочно заклеивает памятник Ленину заставкой о скидке на трилогию... Наверняка это случайность, но символичная.

Поддержка модификаций заслуживает отдельного слова. GSC громко заявила, что Enhanced Edition получит Steam Workshop, мол, мододелы, вперед! Однако тут фанатов ждало разочарование: большинство старых модов не совместимы с новой версией. Это логично (другая версия движка, другие ресурсы), но проблема в том, что новые моды делать затруднительно. Судя по отзывам, GSC ввела довольно строгие ограничения на правки: никакого вам free-play мода или крупного сюжетного аддона – только мелкие правки через скрипты. Неслучайно мододелы столкнулись с тем, что их дополнения, возвращающие вырезанные элементы (например, русскую озвучку или оригинальные текстуры с символикой), попросту игнорируются модерацией и не допускаются в Workshop. В то же время невинные моды типа “удалить рекламу из меню” пропускают. Такая выборочная политика лишь раздражает сообщество. Получается, официально моды есть, но как бы их нет – всё лучшее из старых фанатских проектов остаётся на старом движке. Правда, хоть на том спасибо, классические версии игр остаются доступными. GSC заявила, что оригинальные игры никуда не денутся и при покупке Enhanced Edition даже добавляются вам в библиотеку бесплатно. То есть, по сути, они и сами понимают: новодел новоделом, а классику не трожь – люди всё равно уйдут играть туда, где моды и русский дубляж.

Цензура, политика и утрата «советского вайба»

Теперь о самом болезненном. Невозможно обойти стороной идеологическую подоплёку переиздания. Казалось бы, при чём здесь политика? Но GSC решила, что напрямую – и превратила технический ремастер в жест доброй воли (или недоброй) на культурном фронте. Как уже подробно описано выше, из игр вырезали все атрибуты, напоминающие о Советском Союзе или современной России: флаги, гербы, надписи, валюту, озвучку. Причём сделали это ретроспективно, переписав даже предысторию – например, ЧАЭС больше не имени Ленина (раз табличку убрали), да и слово «Москва» старательно нигде не упоминается. Насколько всё это оправдано? Вопрос риторический. Большинство поклонников серии сходятся на мнении, что подобная цензура – шаг лишний и вредный. S.T.A.L.K.E.R. всегда был игрой про советское наследие: заброшенные военные объекты, советская наука, Припять как город-призрак эпохи СССР. Убрать из этого сеттинга красные звёзды и советские лозунги – всё равно что из Wolfenstein вырезать нацистскую символику: можно, но тогда половина смысла потеряется. Многие отмечают, что Enhanced Edition выглядит как попытка “отредактировать” историю игры в угоду нынешней политической ситуации – то, что в англоязычном сообществе напрямую назвали “revisionism” (ревизионизм).

Стоит понимать контекст: GSC – украинская студия, которая сейчас, мягко говоря, не питает любви к соседней стране. Их стремление подчеркнуть проукраинскую позицию понятно с человеческой точки зрения. Но игровое сообщество – не место для навязывания повестки. Тем более сообщество S.T.A.L.K.E.R., которое исторически состоит прежде всего из русскоязычных игроков (Россия, Украина, СНГ) и ценило игру за её аутентичность. Получилось, что разработчики как бы отворачиваются от своей основной аудитории ради того, чтобы угодить новой, “западной” – или просто ради принципа. В резкой форме это выразил один из фанатов: «Если бы разработчики всегда были такими патриотами, почему изначально не сделали всего этого? Видимо, тогда патриотизм не сильно мешал. Понимаете, в чём дело? Видно, что за этим переизданием стоит расчёт, а не любовь к фанатам серии». Действительно, оригинальные игры создавались в 2000-х на русском языке, команда разработки тогда состояла во многом из русскоязычных киевлян и харьковчан. И никому не приходило в голову, что язык – это оружие. Теперь же GSC встала на позицию “войны с языком”, убирая русский дубляж как нечто чуждое. Один переводчик и фанат серии прямо заявил: «Мне, как переводчику и педагогу, война с языком непостижима».

В итоге Enhanced Edition расколол фанатское сообщество по политическому признаку. В Steam начался натуральный review-бомбинг: шквал негативных отзывов на всех трёх играх, многие из которых писались на русском (в обход региональных ограничений) или на ломаном английском с русским акцентом. Основные претензии – «убрали русскую озвучку, убрали советский антураж, верните всё назад». Кто-то оставлял гневные тирады про "борьбу GSC с Россией", называл студию «страна 404» и даже пытался привязать дату релиза Enhanced Edition к символическим событиям войны (например, публиковались саркастические отзывы, мол, “выпустили в годовщину Азовстали и Бахмута, как мило”). Разумеется, подобные выпады лишь накаляли атмосферу. В ответ появился противоположный хор – часть игроков (и, вероятно, сами разработчики) стали отмахиваться от критики, называя всех недовольных «обиженными русскими» и «политическими троллями». В официальном Discord GSC, по словам пользователей, представителей студии прямым текстом говорили, что негатив идёт мол от “российских ботов” и призывали фанатов ставить положительные оценки в противовес этому. В сети всплыл скриншот, где GSC или их комьюнити-менеджеры якобы называли критикующих “Russian political trolls”, хотя пост потом удалили. Такой подход только подлил масла в огонь. Фанаты резонно замечают: вместо того чтобы выслушать фидбек, студия встала в оборону и начала газлайтить игроков, обвиняя их в ангажированности. Мол, игра у нас идеальная, а если вам не нравится – вы кремлебот. Абсурд, ведь качество ремастера объективно низкое – тут и без политики достаточно причин для негатива (вспомним тонны багов, мыло, проблемы с производительностью). Как едко написал один рецензент, «это только доказывает, что у GSC нет интереса прислушиваться к обратной связи и уважать комьюнити», раз вместо патча они занялись поиском врагов.

Наблюдая всё это, невозможно не испытать горечь. S.T.A.L.K.E.R. всегда объединял людей из разных стран, погружал в общее прошлое – страшное, притягательное, для всех понятное. Теперь же отовсюду звучат разговоры о “политоте”. Одни кричат, что GSC молодцы и правильно делают, что убирают “лишнее” (в основном это новые западные игроки или принципиальные патриоты). Другие – что студия предала своих фанатов и танцует под дудку актуальной повестки. Третьи вовсе устранились, решив остаться на старых версиях и игнорировать Enhanced Edition, как будто его не было. Факт в том, что переиздание внесло раздор в фанатскую базу. А учитывая, что впереди S.T.A.L.K.E.R. 2, где подобная идеологическая линия наверняка продолжится, возникает опасение: неужели любимая вселенная так и будет отныне поводом для ссор? Хотелось бы верить, что нет. Но GSC явно дала понять, что будет гнуть свою линию до конца, даже ценой репутации среди давних поклонников.

Реакция сообщества: бомба замедленного действия

Как уже частично описано, реакция игроков на Enhanced Edition была бурной и в основном отрицательной. На Steam сразу после релиза все три игры получили лавину негативных обзоров. Рейтинг мгновенно скатился до «крайне отрицательного» (на 23.05.25 оно кое как поднялся на Смешанные, просто статья была написана до этого) – страницы проектов окрасились в токсично-красный цвет, словно это не ремастер культовой серии, а провальный инди-выкидыш. Игроки соревновались в остроумии и гневе: переиздание прозвали и “цензур Edition”, и “замыленный кошмар”, и “официозный мод ради галочки”. Характерно, что многие отзывы начинались с дисклеймера вроде “Product received for free” – мол, мы и так не платили, но всё равно возмущены качеством. Люди прямо пишут, что готовы были бы лучше заплатить фанатам за нормальный ремастер, чем вот это вот официальное недоразумение.

На форуме Steam и реддит-площадках тоже полыхало. На Reddit в r/stalker появилось несколько тредов, где иностранные (англоязычные) фанаты недоумевали, почему столько шума – мол, «ну нет русского дубляжа, подумаешь, можно и субтитры почитать». Им мгновенно объяснили, что для атмосферы серии это критично, и отсылали к модам на возврат озвучки. Один зарубежный игрок заметил: «Only currency with “SR” I know is Saudi Riyal. They replaced rubles with what, Stalker Rubles?» – шутил над заменой валюты. Другой саркастично поблагодарил за то, что “теперь мы знаем, как будет по-украински Бес – целый Bis”. То есть даже западные поклонники заметили странности. Но в целом англоязычная аудитория отнеслась к происходящему прохладнее: для них главное – что игры бесплатно обновились и работают на новых системах. Многие из них либо не в курсе, что там убрали, либо не придают значения. Тем временем львиная доля резкой критики пришлась от русскоязычных пользователей – тех самых, кто десятилетиями поддерживал S.T.A.L.K.E.R. модами, фиксами, фан-творчеством. Их голоса на глобальных площадках частично тонут в общем шуме, но разворачиваются на локальных ресурсах. Российские и украинские фанатские сайты (AP-PRO, VGTimes и др.) пестрят статьями и блогами с громкими заголовками: «Переиздание убило Сталкер», «GSC выстрелили себе в ногу», «Enhanced Edition – три раза мимо». В комментариях – единое негодующее порывание, объединяющее и русских, и украинцев-фанатов старой школы: «Верните всё как было!». Кому-то режет глаз убранный СССР, кому-то – техническая халтура, но все сходятся, что ремастер откровенно разочаровал.

Интересно, что нашлись и защитники Enhanced Edition. Их меньшинство, но они громко заявляют: мол, «да нормальное обновление, графику подтянули, а нытики – это просто обиженные русские и ретрограды». Такие люди уверяют, что «игру просто модернизировали, как давно пора, а отрицательные обзоры пишут оскорбленные россияне, и всё». Дескать, «ничего глобально не вырезали, убрали только русский голос и старый рендер, и правильно сделали – кто хочет, играет в оригиналы». Есть мнение, что со временем страсти улягутся и большинство привыкнет к новой версии – тем более альтернативы на консолях нет. Но текущий момент показателен: раскол в фан-базе налицо. Внутри украинского сообщества тоже мнения разделились: одни гордятся, что наконец-то «Сталкер» полностью украинизировали, другие (включая некоторых киевлян) сокрушаются об ушедшей атмосфере. Впрочем, если судить по оценкам, негатив перевешивает. Enhanced Edition уже называют учебником того, «как не надо делать переиздание».
И правда: вместо того чтобы объединить поколения игроков в любви к классике, GSC умудрилась поссорить всех со всеми.

Итоги: переиздание, которое не просили — и уж точно не ждали

Enhanced Edition — это не подарок, это цифровой плевок в сторону фанатов, прикидывающийся "актуализацией". В нём нет улучшений, есть только перекрашивание, вырезание и вычищение. Всё, что делало оригинальный S.T.A.L.K.E.R. особенным — атмосфера, язык, стилистика, вайб — вычищено подчистую, словно это что-то постыдное.

И ведь не из-за технической необходимости. Не потому что «так надо». А потому что "так правильно", так "по-новому", так "в духе времени". И не важно, что это убивает всю суть игры — главное, чтоб соответствовало чьему-то новому политическому фону. Не улучшили игру — переделали ландшафт под текущую повестку.

Вместо бережного обновления легендарной трилогии разработчики выдали сырой, цензурированный продукт, который во многом уступает самим же старым версиям игр. Да, он работает на современных системах «из коробки», да, в нём есть пара новых настройек и поддержка геймпада. Но эти подачки не компенсируют потери атмосферы, падения качества изображения и запаса багов. И уж тем более не компенсируют высокомерного отношения к фанатам.

Enhanced Edition пытается сидеть на двух стульях и падает между ними. Новичкам он предлагает устаревшую графику (пусть и с блестяшками) и геймдизайн 15-летней давности – без модов их может отпугнуть архаичность. А ветеранам он предлагает... даже не предлагает, а навязывает компромисс, от которого веет политикой и пренебрежением. Получилась ситуация, когда старые добрые Stalker’ы официально есть, но играть в них официально не хочется. Проще пойти установить оригинальную лицензию (которая, к счастью, остаётся доступна) или даже народный мод-ремастер, где с графикой порядок, и ничего “лишнего” не вырезано.

Можно ли порекомендовать S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone Trilogy – Enhanced Edition к прохождению? Зачем, если у вас уже есть оригинал? Разве что из любопытства – посмотреть на эту альтернативную вселенную Зоны, очищенную от советского наследия и залитую мылом. Все достоинства трилогии по-прежнему исходят от старой доброй основы 2007–2009 годов, а все недостатки – привнесены «улучшенной» версией 2025-го. Я бы сказал так: играйте в классическую трилогию (она, повторюсь, теперь бесплатно прилагается к Enhanced Edition). А новоявленный ремастер пусть остаётся в библиотеке как курьёз. В конце концов, возможно, когда-нибудь разработчики выпустят патч и уберут хотя бы часть технических проблем. Может, со временем разрешат и мододелам вернуть любимые фишки. Но исторический осадок уже останется: Enhanced Edition войдёт в историю скорее как пример того, как легко можно испачкать легенду кривым “полит улучшением”.

Что ж, спасибо и на этом. Бесплатно – и ладно, хотя лучше оставьте себе. Пойду-ка я, наверное, установлю обратно старый добрый «Сталкер», с русской озвучкой, советскими заброшками и настоящей душой. А новую версию отправлю на полку – пылиться, вместе с другими неудачными экспериментами над классикой. Как говорится, меченый, оно тебе надо? Мне – уже нет!

❗ Разработчики решили стереть язык, атмосферу и лицо игры — я просто показал, как это выглядит со стороны фаната, а не флага. Хотите обсудить — обсуждайте. Хотите набросить — набрасывайте. Я готов, Зона меня научила выживать.

26
3
3
1
1
28 комментариев