Кризис в Кремле: Холодная война

Я нежно люблю стратегии. Пусть я не очень хорош в них, но я люблю распределять ресурсы и наращивать игровую мощь. И также я люблю историю, которая даёт огромный простор для фантазий. Однако всё время чего-то мне недоставало в играх: некоторые были слишком отвлечены от реальности, как «Цивилизация». Некоторые были слишком сконцентрированы на военном поприще, как Hearts of Iron IV. Ну а некоторые ушли в совсем далёкий временной отрезок, как Crusader Kings.

Я наткнулся на творения маленькой студии Kremlingames, которая сейчас переименовалась в Nostalgames. И они меня заворожили: что «Кризис в Кремле» (вдохновлённый одноименной игрой 1991 года), что «Остальгия: Берлинская стена», и, в особенности, «Китай: наследие Мао».

Они позволяли перестроить историю недавнего прошлого так, как тебе хотелось, при этом делая упор на реализм — ну нельзя за ГДР в 1989 году захватить весь мир или разжечь мировую революцию. Как максимум, можно сохранить соцлагерь и чуть-чуть его расширить. Конечно, выходили DLC, где Китай мог развалить НАТО, но это объяснялось тем, что игроки под конец игры накапливали столько денег и мощи, что было бы логично поставить Китай в ряд с мировыми державами. Нереалистично, но зато геймплейно обосновано. И очень сложно. И пусть в этих играх нет никакой графики, они навсегда в моём сердечке.

Но их первая игра — «Кризис в Кремле» явно выглядела скорее техно-демкой, чем игрой. У тематики «симулятор генсека в 1985 году» и авторов явно было больше потенциала, чем у этой игры. Поэтому решено было сделать ремейк.

Когда мы включаем игру, то сразу видим, что на этот раз авторы накопили денег на художника: есть и несколько меняющихся фонов позади главного меню, и красивые иконки, и приятное оформление интерфейса, причём всё под стать эпохе. В правом нижнем углу мы видим значок «Югославия», намекающий на возможное DLC про Югославию.

Нажимаем на «Новую игру». Выбрать год и государство мы пока что не можем, но планируется как минимум 1991 год, и, как я уже сказал, намекается на возможность поиграть за Югославию в будущем.

Кризис в Кремле: Холодная война

Всего возможных лидеров СССР 6: Константин Черненко (с допуском, что он не умер, но у него плохое здоровье), Григорий Романов, Михаил Горбачёв, Андрей Громыко, Владимир Щербицкий и Виктор Гришин. Ещё можно создать своего правителя, но достижения будут недоступны, если вы превысите лимит очков создания.

Сложностей в игре 7:

Реализм (игра затачивалась под него);

Архипелаг (тяжелый);

Аркада (лёгкий);

Песочница (очень лёгкий, нет ограничений на реформы и смену министров в первый год);

Лавина (сложность нарастает ежегодно);

Буквально 1937 (политики всё время плетут заговоры на расстрелы);

Антиревизионизм (все страны мира относятся к СССР негативно);

И есть галочка «Последний герой», которая включает режим с одним сохранением.

Зайдя в игру, мы видим карту мира с несколькими режимами. Сверху — самая важная статистика: отношения с ведущими мировыми державами, сила армии и спецслужб, лояльность разных слоёв населения, баллы политического капитала, наука, бюджет и прибыли. Слева сверху есть уведомления, по центру сверху кнопка «открыть событие». Игра не идёт, пока вы не нажмёте на неё. А в разделе загрузок и сохранений вы можете увидеть положение своего государства на политических координатах.

Кризис в Кремле: Холодная война

Внизу справа есть панелька разделов:

1) Дипломатия. Это карта мира, основной раздел. Только здесь мы можем прокручивать время.

2) Решения и модификаторы. В стране есть разные проблемы, вопросы, возможности, которые надо разрешить. Оценка личности Сталина, недостаток рабочей силы, пустые полки, новые технологии — да, после изучения технологий их нужно принимать в решениях.

Кризис в Кремле: Холодная война

3) Бюджет. Ну, тут понятно. Если у вас есть лишний доход, то неплохо бы его вложить в разные сферы деятельности. Или переложить из одной сферы в другую, если денег не хватает. В отличие от Crisis in the Kremlin 2017 года, здесь написано, на что влияет каждая отрасль. Но сбалансировать его — та ещё задачка.

4) Статистика. Она показывает всё, что происходит в нашем государстве (и немного в США). За показателями следить важно: когда один из них падает до 0, то начинается кризисное событие, а если падают отрасли экономики, то падает и доход. Но будьте осторожны: с большими приписками вам дают ложную информацию и ограничивают в росте.

5) Доктрины. Они показывают, какие политические установки есть в государстве. Тип экономики, налогообложение, контроль судебной системы, разделение ветвей власти, курс дипломатической линии… В общем, всё на свете. Обычно в первый год реформы проводить нельзя.

6) Наука. Ну, тут понятно. Изучаешь науку, получаешь решения, при принятии решений — плюшки. В каждой науке есть две ветки. Если начать изучение одной ветки, а потом перейти на другую, то скорость изучения второй ветки уменьшается на 20%. Кроме военных технологий: там можно изучать только одну ветку.

7) Политики. Это гордость студии, уникальная система политиков. Вам даётся 58 реальных политиков, у каждого есть характеристики дипломатии, интриги и хозяйственности, есть своя любимая фракция и 3 черты личности (гедонист, непреклонный, партократ, рыночник, востоковед и т.д.). Они влияют на то, как политики ведут себя на должностях — любого можно назначить министром, председателем парламента или главой правительства. Но, разумеется, должность МИД требует высокой дипломатии и интриги, Минпром — хозяйственности, а главе государства нужно всё сразу. Если политик выбывает в ходе интриг или по причине смерти, то на его место прибывает новый. А ещё политики любят устраивать заговоры…

Кризис в Кремле: Холодная война

8) Съезд. Здесь отображается наш парламент, в котором представлены разнообразные взгляды. Фракции при однопартийности, партии при многопартийности. Всего может быть до 8 разрешённых идеологий-фракций. Доминирующая идеология влияет на принятие решений и на то, какие новые политики к вам будут прибывать. Здесь есть все цвета спектра, от тоталитарных партий к почти анархическим, правые, левые, красно-коричневые и вне координат.

Кризис в Кремле: Холодная война

Взглянем на геймплей. Когда идёт время, игрок реагирует на появляющиеся события, основанные на реальной истории и геймплейной ситуации: кризис «евроракет», продвижение нужных политиков, антиалкогольная кампания, заговоры политиков, финансовый кризис, переворот… Ну, первая игра всегда неудачна. Тем более, что в моменте нужно следить за показателями, раскрывать заговоры, по возможности подбирать хороших министров, балансировать экономику и следить за прогрессирующими модификаторами. Какой-нибудь модификатор «дефицит рабочей силы» может за несколько лет сломать вам всю экономику. И ещё нужно следить за возможными опциями на карте мира: несколько лишних торговых договоров могут облегчить вам жизнь, а вот бунтующие поляки — наоборот. Конечно, теперь всё более-менее внятно написано, но нужно знать, куда смотреть.

Кризис в Кремле: Холодная война

Также несомненной удачей представляется новая механика войн. Мы не можем двигать армии и дивизии, и помощь наша ограничивается галочками вроде «ковровые бомбардировки» и «гуманитарная помощь». Но зато теперь можно гибко вмешиваться, затрачивая часть ресурсов государства, влияя на исход войны, поддерживая фракции внутри поддерживаемой стороны. Хальк или Парчам в Афганистане? Поддержать Ирак или Иран? А если Ирак, то секуляристов или исламистов?

Кризис в Кремле: Холодная война

Но чем же игра вознаграждает за все те усилия, которые надо приложить, чтобы просто пережить несколько лет? Возможностями. Можно довести Перестройку до ума и создать поистине свободное общество с полурыночной экономикой, или наоборот — сохранить установки марксизма-ленинизма и сделать первый шаг в коммунизм. А то и вовсе превратить СССР в такое тоталитарное государство, о каком даже Оруэлл не мог думать. Можно развалить США, Китай и перехватить всю зону влияния в третьем мире — а можно наоборот, объявить совместное окончание Холодной войны и победу нового политического мЫшления. Полёт на Марс, построение ОГАС, спасение Аральского моря и другие возможности открыты перед игроком. Конечно, это если хватит умения и терпения.

Кризис в Кремле: Холодная война

Да, в игре есть баги, она вышла совсем недавно и контента там не так чтобы много на поздних стадиях, но авторы продолжают её расширять и дополнять по многочисленным просьбам играющих. Баланс экономики немного странный, но его собираются переделывать в скором времени.

Здесь также есть хорошая музыка: советские песни и гимны, группа «Утро в тебе», «Аргонов project» и авторский альбом инструментальных каверов. Очень атмосферно.

В отличие от других игр студии, здесь моддинг довольно простой, разработчики даже сами сделали небольшую инструкцию, как писать моды на C#. В мастерской Стима уже есть мод на расширенные подсказки бюджета (полезно!), несколько китайских модов и… Мод на замену всех политиков на пони? Да, нам явно не хватало пони-Горбачёва.

Кризис в Кремле: Холодная война

Я буду откровенен: игра довольно сложная и новичку действительно надо вчитываться и разбираться что да как. Если вас совершенно не интересует политика, на истории в школе вас тошнило от самого предмета изучения, а проигрыши в играх вас совершенно деморализуют — то «Кризис в Кремле: Холодная война» не для вас. Если вы думаете, что спасти Советский Союз в 1985 году было очень просто, и не готовы к тому, что вы будете свергнуты генералами или получите нулевой бюджет через полгода после начала игры — вряд ли вам игра понравится. Хотя и фанаты строгого реализма не будут рады некоторым упрощениям многих проблем СССР и чрезмерным возможностям вроде полётов на Марс.

Кризис в Кремле: Холодная война

По опыту общения могу сказать, что тем, кто знаком с играми студии Nostalgames, игра понравится особенно. Она просто-таки затягивает своими возможностями, несмотря на трудности. Игра на десять голов выше первой части как по исполнению, так и по потенциалу. Ей не хватает контента, но это поправимо с течением времени. Тем более, что патчи выходят довольно часто, а у разработчиков огромные планы: хотят и кризисы конца игры, и новые даты старта (в особенности 1991), и новых политиков, и вообще всего подобавлять.

К тому же… Где вы ещё найдёте симулятор генсека?

3
2
1
1
2 комментария