«Экономика беззакония: рабство и богатство в Кенши»
Вступление: пустоши, где жизнь ничего не стоит
Представь на горизонте ― изломанные силуэты развалин, пыльный ветер гонит песок по пустоши, а вдалеке слышны крики рабовладельцев. Кенши ― игра о свободе… и о том, что эта свобода может стоить дороже, чем жизнь. Мы поговорим об этой вселенной. Это разговор о том, как суровое выживание соседствует с наглым обогащением.
С самого начала тебя поражает диссонанс: бутылка дешёвой браги стоит в среднем дороже человека, проданного в рабство. Виртуальный мир здесь построен на принципах позднего античного рабовладения и дикого капитализма: города процветают за счёт труда заключённых, а нищета считается преступлением, об этом я буду говорить часто, так что будьте готовы. И всё же именно эта дисгармония превращает Кенши в увлекательную игру, которую мы так любим.
Устраивайся удобнее, у нас впереди длинный разговор.
Если же тебе лень читать, можно прослушать его в аудио формате.
Глава 1. Империя кнута и пряника.
Мы начинаем наш путь в Союзных Городах , самом крупном государстве вселенной Кенши. Это «Империя», где всё решают деньги. Официально это феодальная монархия, но на деле ― это мафиозно-рабовладельческое государство. Здесь ценность человека измеряется катами, а бедность и голод считаются преступлениями. Власть принадлежит самодовольной Знатной Верхушке, или попросту - Дворянам.― узкому кругу лордов и леди, которые «охотятся на крестьян ради развлечения» и не заботятся о жизни людей.
Самый важный «столб» экономики Империи ― рабство и крепостничество. В аграрных поселениях и шахтах трудятся рабы; они обеспечивают пищу и материалы для городов. Вторая опора ― Торговая гильдия, которая приносит богатство и роскошь в города. Вместе с Работорговцами эта гильдия строит целые лагеря, где рабы выращивают пшеницу и добывают камень. Мнение антирабских групп здесь считается экстремизмом, фактически «формой терроризма».
Путешественник в этой империи быстро почувствует, что жизнь действительно дешева. Все решают бабки: если у тебя нет денег, тебя быстро бросят в клетку. Случайно надел невыразительную броню, утомился и упал? Охотники за рабами могут поймать тебя и сдать в рабство. Не веришь? В Кенши это описано прямым текстом: Охотники на людей патрулируют земли Империи и, если считают персонажа слабее себя, с радостью бьют и продают его Работорговцам. И даже если ты с ними подружился, они нападут, если у тебя меньше бойцов, чем у них. Такова логика хищной экономики, которой к слову в игре нет.
1.1 Закон, богатство и преступления
В этой Империи никто не говорит о правах человека. Даже законы абсурдны: быть бедным и голодным ― это преступление, за которое тебя могут арестовать. Любая попытка выращивать пеньку или гнать брагу из кактусов считается уголовным преступлением, и стражники организуют рейды против поселений, которые посмели построить такие фермы. Дворяне сами тайно курят запрещенку, но обычных крестьян за это казнят ― классический «двойной стандарт» богатых и знаменитых.
Кроме рабовладельцев в экономике участвуют и официальные структуры. Самураи ― ведущая военная сила Империи, но они также выполняют роль полиции и «налоговиков». Одновременно Империя тесно связана с Работорговцами: «союзные» стражники охотно продают пойманных преступников в рабство. А если ты сам решил заработать на жизни других людей, то для этого есть магазин рабов ― специальный магазин, где покупают и продают рабов .
1.2 Откуда берутся рабы
Рабы приходят из разных источников. Наиболее распространённые пути это:
- Захват беглецов: Охотники на людей и рабов, ищут слабые отряды и оглушают путников. Они не будут нападать на тех, кто состоит в союзе с Империей или Торговой гильдией, но для остальных это постоянная угроза.
- Святая Нация: религиозная фракция, о которой мы поговорим отдельно, считает кражи и неверие смертным грехом. Она отправляет всех не‑людей и преступников на каторгу в Гулаг Возрождение и святые шахты, где они до смерти работают на каменоломне. Кстати, старт в гулаге для новичков, считается одним из самых легких и атмосферных по версии комьюнити. Я к ним тоже присоединюсь, и советую начинать в гулаге.
-Восставшие крестьяне: даже крестьянские мятежи превращаются в источник рабов: ― это бывшие крестьяне и беглые рабы, которые нападают на караваны и аристократов. Но многие жители Империи видят в них обычных бандитов и помогают самураям отбиваться.
-Сам игрок: ты можешь подбирать бессознательных NPC и относить их к Работорговцам. Официально ты не «похищаешь» их, а «спасаешь» и получаешь вознаграждение. Это важная особенность: игрок может заработать небольшой доход, приводя пленников к Работорговцам или помещая их в клетку в городе. Такие персонажи будут помнить, что ты их продал, и не станут благодарить тебя за «спасение».
Стоит отметить: игрок не может владеть собственными рабами. И тут сразу поправьте если не прав, но вроде как в ванильной игре это так. А моды у всех разные, у кого-то есть у кого-то нет и я беру общий сценарий. Купленные рабы или присоединяются к отряду как союзники, или убегают при первой возможности. Это важный моральный баланс: игра не позволяет тебе напрямую использовать рабов как бесплатную рабочую силу. Если хочешь получить от них пользу, тебе придётся обращаться с ними по‑человечески.
Глава 2. Святая Нация ― «благочестие» под маской рабства
Второй мощный институт Кенши ― Святая Нация. Это теократия, которая поклоняется божеству Окрану и считает, что все несчастья отступников ― это наказание за грехи. Их взгляды почти фундаментальные: они ненавидят чужаков, не‑людей и тех, кто использует технологии. Священная Нация порабощает всех, кого считает «нуждающимся в искуплении»: преступников, скелетов, представителей нечеловеческих рас.
Рабство здесь не ради прибыли, а ради «спасения душ». Зловещая тюрьма Возрождение ― это не фабрика по продаже рабов, а религиозный концлагерь. Туда отправляют «неверных», и они работают в каменоломне, пока не погибнут. Игра подчёркивает: Священная Нация не торгует рабами. Однако игрок всё-таки может использовать эту систему: приведя пленного в гулаг, ты получишь небольшое вознаграждение. Если же ты сам попал в плен, выбирайся как можно скорее: охранники не имеют ремонтных комплектов, поэтому если твой персонаж ― скелет, любое повреждение может оказаться смертельным.
Глава 3. Работорговцы и мелкие фракции: или же «бизнес» на крови
Работорговцы ― это отдельная фракция, тесно связанная с Империей и Торговой Гильдией. Их лагеря разбросаны по пустыне; это рынки, фермы и шахты, где рабы работают «беспощадно». Работорговцы враждуют с противниками рабства ― группой борцов за свободу, возглавляемой легендарным Жесть кулаком и с мятежными фермерами.
Для игрока эта фракция двояка. С одной стороны, это «союзники» Империи, поэтому сотрудничество с ними улучшает отношения. Можно покупать рабов (они обойдутся недорого, но, повторю, долго не продержатся) и сдавать пленников ради денег. С другой стороны, в игре есть возможность встать на сторону противоположную: освободить рабов, сжигать лагеря и защищать беженцев. Борьба с рабством ― один из самых интересных квестов в кавычках в Кенши.
3.1 Охотники на людей, Рабовладельцы и Бандиты
Путешествуя, ты столкнёшься с различными группами охотников за рабами:
Охотники на людей: они патрулируют земли Империи, ловят беглых рабов и продают их Работорговцам. Если твой отряд слабее их, они нападут; но если ты заключишь союз с Империей или Торговой гильдией, они тебя не тронут.
Охотники на рабов: более слабая версия охотников на людей. Они игнорируют наличие охранников и атакуют по простой логике: «слабее ― значит наша добыча».
Бандиты Валамона: жестокие кочевники, которые держат вооружённых рабов и заставляют их сражаться. Они атакуют всё, что движется, а после поражения забирают твоих персонажей в кандалы.
Эти фракции наполняют мир Кенши постоянной угрозой и делают торговлю людьми столь распространённой. Многие города Империи имеют клетки для рабов и места, где их скупают. Для игрока это означает лишь одно: проходя по имперским землям, будь готов вмешаться, убежать или… воспользоваться ситуацией.
Глава 4. Торговля: когда бутылка браги стоит дороже жизни
4.1 Грог, питьё и прибыль
Один из самых парадоксальных аспектов экономики Кенши ― стоимость алкоголя. Торговые таблицы показывают, что средняя цена канистры броженной браги составляет 1 155 катов, а диапазон цен колеблется от 808 до 1 501 катов. Игрок может построить машину для грога и производить его сам. По расчётам кеншивики, себестоимость одной канистры грога ― около 825 катов, а если покупать пшеницу у Работорговцев со скидкой 80 %, то себестоимость падает до 165 катов, что даёт прибыль до 990 катов с каждой канистры.
Почему это важно? Всё просто: продажа людей приносит лишь “небольшую сумму”, в то время как производство алкоголя позволяет зарабатывать тысячи катов. Игроки давно заметили, что «бутылка дешёвой браги стоит дороже жизни раба». В мире Империи это считается нормой: люди, страдающие от голода, умирают на рудниках, а богатые лорды и их гвардейцы выпивают ежедневно. Этот цинизм подчёркивается тем, что Торговая гильдия ввела запреты на хашиш и кровавый ром, но никакие законы не ограничивают продажу грога.
4.2 Другие товары и экономические лайфхаки
-Кровавый ром и другие виды алкоголя - эти напитки тоже дают хороший доход. Продавая их в городах, можно обогащаться даже быстрее, но помни: ром в Империи считается незаконным товаром с наценкой 400 %.
-Хашиш : ещё один порок. Его средняя цена ― 144 кота, но в Империи хашиш под запретом; торговцы, попавшиеся с грузом, получат штраф или нападение самураев.
-Наркотики и оружие: некоторые запрещённые товары в Священной Нации и Империи продаются по наценке 400–600 %, что делает торговлю рискованной, но крайне прибыльной. Игрок, желающий быстро разбогатеть, может путешествовать между городами, скрывая груз под видом мирного каравана.
Глава 5. Люди против системы
Несмотря на цинизм мира, в Кенши есть люди, которые борются с рабством. Две основные силы сопротивления ― это Противники рабства и Мятежные Фермеры.
5.1 Противник рабства
Антирабы ― это фракция, которой руководит легендарный Жестькулак. Они ― смертельные враги Работорговцев и их союзников. Они атакуют работорговые караваны, освобождают пленников и принимают в свои ряды тех, кто пострадал от рабства. В диалогах Жестькулак прямо говорит, что рабство ― это позор цивилизации, и предлагает игроку присоединиться к борьбе. Встав на их сторону, ты автоматически становишься врагом Империи и, скорее всего, будешь отыгрывать роль революционера.
5.2 Мятежные фермеры
Мятежные крестьяне и беглые рабы, «разгневанные жестокостью верхов». Их отряды обитают в имперских землях: они нападают на рабовладельцев и путешественников, а затем отступают в свои лагеря. Их лозунг ― «справедливое возмездие»; однако многие мирные жители видят в них обычных бандитов, ведь бунтари грабят всех подряд.
Интересно, что Rebel Farmers воюют скорее с благородными домами Империи, а не с Работорговцами. Они считают, что рабство ― это следствие тирании аристократов, а поэтому бороться нужно прежде всего с дворянами. Это отражается даже в игровой механике: список отношений
5.3 Моральный выбор
Как игрок, ты стоишь перед серьёзным выбором: сотрудничать с системой ради прибыли или вступить в революцию. Если продаёшь пленников в рабство ― получаешь деньги, но персонажи запомнят твоё предательство. Если освобождаешь рабов ― ухудшаешь отношения с Империей и навлекаешь на себя нападение самураев и работорговцев. Но зато у тебя появятся верные союзники, которые присоединятся к отряду и помогут в бою.
Глава 6. Исторические параллели и размышления
История Кенши явно вдохновлена реальными примерами. Империя, где «быть бедным ― преступление» и где на социальную лестницу можно подняться только через богатство, напоминает как древний Рим, так и поздние рабовладельческие империи Нового Света. В Риме огромные землевладения работали за счёт рабов; в Америке плантации хлопка и тростника принесли богатство белым плантаторам. В игре эта параллель усиливается через язык: здесь есть труд, шахты, фермы и даже «работорговые караваны», как в XIX веке.
Интересно и то, что Священная Нация оправдывает рабство «искуплением» ― это похоже на религиозные оправдания рабства в истории, где рабов считали «варварами» и пытались «цивилизовать» их трудом. В игре это подается крайне критически: даже если мир не винит тебя, ты сам можешь осознать жестокость системы.
Заключение: зачем всё это?
С одной стороны, Кенши позволяет стать богачом: можно выращивать пшеницу и гнать грог, собирать хашиш и продавать запрещённый алкоголь, получать огромные суммы. Но всё это происходит на фоне мира, где жизнь человека стоит дешевле бутылки. С другой стороны, игра предлагает моральный выбор. Ты можешь отказаться от участия в рабстве, освободить пленников, вступить к противникам рабства и идти дорогой сопротивления. Но это трудный путь: на тебя обрушатся имперские войска, Rebel Farmers могут не понять, а Священная Нация объявит охоту.
Обсуждая экономику беззакония, я не оправдываю рабство; я пытаюсь показать, как игра провоцирует задуматься о реальных исторических и современных системах. Кенши заставляет перевести взгляд с очередной партии грога на тех, кто тянет руду в каменоломне. И если в игре у тебя есть выбор помочь им, то, возможно, и в реальной жизни ты задумаешься, как не стать соучастником несправедливости.
Послесловие: практические советы игроку
Если говорить прагматично, то вот несколько советов, которые помогут играть и при этом сохранить моральные принципы:
Не продавай всех подряд. Лучше освобождать пленников и приглашать их в отряд. Новые союзники могут улучшить фарм, стать ремесленниками или бойцами.
Зарабатывай честно: производи грог, сахарный ром или железные пластины. Продажа бутылок даёт стабильный доход, а рабов ты не предаёшь
Изучи карту: лагеря Работорговцев, Holy Mines и караваны Самураев ― опасны. Выстраивай маршруты мимо патрулей, заранее нанимай наёмников.
Вкладывайся в фермы и мастерские. В игре есть много способов заработка (броня, ткани, оружие), которые приносят больше и не требуют участия в рабовладении.
Будь готов к мести. Освобождая рабов, ты портишь отношения с Империей. Запасайся оружием, нанимай охрану и укрепляй базу.
Помни: экономика пустоши сурова, но человечность всегда зависит от тебя.
Спасибо, что прочитал эту историю.
С тобой был Неорте, играй в игры, береги Ноги.