Прошел Cronos: The New Dawn и мне есть, что сказать
Я не являюсь каким-то фанатом студии Bloober Team, в моем понимании они скорее криворукие польские васяны, хоть и с характерной для восточноевропейских разработчиков ламповостью, душевностью и амбициозностью, нечто вроде CD Project Red в промежутке между первым и вторым ведьмаком.
Но первый анонсирующий трейлер Cronos: The New Dawn подпитывал желание резко зафанатеть от этой студии: антураж поздней советизированной Польши вызывал приятное удивление от того, насколько свежим и оригинальным кажется этот сеттинг сегодня, когда все современные игры выглядят так одинаково.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Атмосфера
И первые впечатления от Cronos были потрясающими: прогулки в узнаваемых постсоветских двориках, родные квартиры с коврами на стенах, те самые подъезды и гаражи, которых так не хватает потерявшим связь с родными дворами обитателям бездушных высоток-путинок.
Думаю, что игра надолго войдет в топы лучших игр под зимнюю, предновогоднюю атмосферу - снег и гололед, старые добрые лысеющие ёлки, стыдливо прикрывающиеся новогодними игрушками. Самое то, чтобы делать нарезки под грустную думерскую музыку.
Предвушкая невероятное разнообразие локаций, я был слегка разочарован, когда обратил внимание на компромиссный подход разработчиков к проработке мира. Не являясь техническим специалистом, могу лишь предполагать, что Unreal Engine 5, славящийся своей прожорливостью, навязал разработчикам кишкообразность и миниатюрность, а ограниченный бюджет (либо отсутствие фантазии) привели к тому, что во второй половине игры ламповый постсоветский вайб локаций уступает место пресным и скучным вкраплениям каких-то кубообразных коридоров и платформ, повисших где-то в воздухе.
Решение, мягко скажем, на любителя, я бы предпочел увидеть больше цельных локаций в антураже советизированной постапокалиптической Польши. Конечно, они не пропадают из игры совсем, но чем ближе к концу, тем все чаще они представлены в виде каких-то отдельныхв воздухе фрагментов, и это разрушает всё погружение. Сюжетно объясняется, но воспринимается, как халтура.
Претензия также есть к тому, что в игре одну и ту же локацию показывают в разное время - до или в начале эпидемии, и после, когда весь мир уже был захвачен болезнью. Идея классная, напоминает Silent Hill с двумя измерениями, но хотелось бы посмотреть на гражданскую жизнь, может какой-то первомайский парад или, может быть, события 1981-1983 гг. связанные с введением военного положения.
Тем не менее, в этом есть и свое достоинство, потому что мир победившей и охватившей все вокруг инфекции показан тут превосходно. Мало какие игры ранее вызывали у меня подобное чувство холодной безнадёги. Ходишь по домам, квартирам, улицам, где должна быть жизнь, но не наблюдаешь её. Мир опустел и обезлюдел, одни уродцы и мутанты ползают вокруг, в нём не осталось никакой надежды на спасение.
Сюжет и персонажи
Второй элемент, который сподвиг меня пройти игру до конца, ибо по началу он очень увлекает: кто такие "Сироты" и откуда взялись? Кто мы такой и чем занимаемся? Кто такой Исследователь, Странник и остался ли кто живой? Почему весь город усеян какими-то гравитационными разрывами?
Я бы хотел написать, что в этом посте не будет никаких спойлеров, но печальный итог этой игры заключается в том, что спойлерить здесь нечего. Рецензент со StopGame, который делал видеообзор этой игры, отмечал сюжет, как главное достоинство игры, которое подтолкнет игрока дойти до самого конца, я бы очень хотел поиграть в ту версию игры, о которой этот автор говорит, потому что в самом Cronos сюжета кот наплакал, да и подача, мягко говоря, разочаровывает.
По большей части сюжет подается через мало что дающие записки, голосовые записи и невнятную, скучную болтовню с персонажами, которых тут можно по пальцам одной руки пересчитать. У них нет никакого характера, появляются они на пять минут, чтобы донести до игрока небольшой фрагмент ЛОРа и навсегда исчезнуть, оставляя вас с пухнущей головой и новыми вопросами без ответов. Болтовня с ними скорее раздражает своей медлительностью, особенно это касается разговоров с исследователем. Он единственный дает полезную информацию о мире, но его монотонная болтовня с главной героиней способна сильно утомить.
Ещё одно сомнительное решение разработчиков - подавать сюжет через записки и аудиозаписи. Большую их часть можно спокойно вырезать из игры, и это мало на что повлияет. Они также скучны и утомительны, причем в начале игры вас уже грузят в них какими-то именами и фамилиями, о которых вы мало что знаете. Сначала вы не обращаете на них внимания, думая, что это просто вам через записки показывают фоновую жизнь каких-то абстрактных персонажей, а потом оказывается, что все эти поляки со смешными фамилиями - главные герои всей истории. Это могло бы сработать, если бы была выстроена эмоциональная привязанность к этим персонажам, если бы их хотя бы чаще показывали бы, но как правило вы сначала узнаете о них из записок, а уже потом встречаете их на пару минут.
По поводу аудиозаписей, кстати. Я думаю со мной многие согласятся, что формат аудиозаписей, которые нужно слушать стоя на одном месте - это самый идиотский формат подачи сюжета, который только можно придумать для игры. Разработчики, вероятно, подумали также, и добавили возможность прочитать краткое описание таких аудиодневников. “Круто! Вот молодцы!” - подумал я, а потом оказалось, что привычный идиотский формат в игре также присутствует. Зачем? Непонятно, но он ещё и сделан так халтурно: просто желтая сфера, к которой вам нужно подойти и послушать какую-то малопонятную чепуху, ну это уже уровень инди-говна, извините меня…
ЛОР нагрузили большим количеством отсылок к христианству, античной мифологии, отчасти осмыслили исторический опыт Польши, стоящей на распутье под конец Холодной войны, заложили интересный фундамент для размышлений на тему свободы воли, любви к человеку и человеческой культуре. Здесь также напихано множество отсылок и аллюзий к научной фантастике, переплетаются теории заговора, инопланетяне, перемещения во времени, демоны из Кольской сверхглубокой и многое другое. Для любителей ковыряться в фрагментах лора и додумывать историю за разработчиков тут прямо клондайк, но я всё же думаю, что с недосказанностью авторы перемудрили, и свет на определенные вещи стоило бы все таки пролить (например происхождение Организации).
У игры есть определенные проблемы с дисбалансом сюжетного наполнения, если в начале игры вам всё подают крупицами, то во второй половине, особенно ближе к финалу, вываливают на вас такое количество информации, что вы начинаете в ней путаться. И нет, это не противоречит сказанному мной ранее, потому что большая часть этой информации мало что рассказывает о мире и лишь запутывает.
Сомнительным кажется и сюжетный поворот, который не будет загадкой ни для одного вменяемого образованного человека, не буду его раскрывать, хотя вы и сами сразу же догадаетесь.
Мне также кажется странным перегрузить сюжет эмоциональными соплями под конец игры, которые игрока не трогают и не вызовут никаких эмоций, кроме возмущения из категории: “Господи, какая бредятина”. Тяжело писать о таком без спойлеров, поэтому опущу этот момент, пробьете себе лицо фейспалмом сами, когда дойдете до конца, местами там уже какое-то аниме начинается.
В итоге получается, что сюжет - главный недостаток этой игры, он интригует, и мне бы хотелось узнать, что будет дальше, глубже погрузиться во вселенную этой игры, но нужен качественно другой уровень проработки, то что есть тянет по качеству на кроссовер какого-нибудь фанфика по сумеркам и книжки про попаданцев.
Геймплей
Так а что то тогда хорошо в этой игре? Ну, как ни странно, наверное геймплей. Удивительно, но у большинства обозревателей именно к этой части игры были серьезные претензии, а вот мне он очень даже понравился.
Он не хватает звезд с неба, но вместе с тем - это можно назвать игрой, в отличие от большинства современных ААА-тайтлов. Нет ползанья в кустах, швыряний камешков для отвлечения врагов и прочих характерных атрибутов. Стрельба весьма приятная, пушек не так много, но они все интересные и каждая будет полезна против какого-либо вида врагов. Даже разрашующееся окружение есть, правда не так много, как хотелось бы…
Раздражает ограниченность инвентаря и то, что разработчики не додумались добавить возможность выложить ненужное на пол, чтобы подобрать другие, более полезные вещи. Вот допустим, у вас забит инвентарь, и ноль патронов на дробовик. На полу как раз лежит парочка патронов, вам хотя бы два взять, чтобы ими дробовик зарядить, а игра вам этого сделать не даёт! Нужно бежать к безопасной зоне и там выкладывать всё в ящик, как в старых добрых Resident Evil с PS1.
Сейв-зоны тут кстати один в один как в старых резиках: играет расслабляющая музыка, стоит сейф для вещей, ну и в дополнение арсенал, выдающий один выжигающий снаряд, и терминал для прокачки/покупки/продажи. Всю игру ждал, что будет какая-нибудь подвоха, и на меня кто-нибудь внезапно нападет, но увы.
Забавно, но в игру, вероятно, не получится играть как в Survival Horror, в плане того, как тут построены перестрелки, она напоминает обычные шутеры, где пока арену не зачистишь - дальше тебя не пустят. Иногда можно, конечно, просто пробежать вперед, но по большей части это либо невыгодно, либо игра не дает тебе этого сделать заборами, которые не откроются, пока враги не будут мертвы. Один такой забор, кстати, похерил мне 25-30 минут прохождения и софтлокнул игру.
Советую почаще сейвиться на уровне с Аббатством под конец игры, сейвиться в разные слоты и не брать кошку после того, как откроете дорогу на кладбище, пока не пройдете на кладбище и не откроете там забор.
Геймплей пытаются разбавить чем-то типа головоломок, хотя головоломками назвать это язык не повернется: периодически придется, отыгрывая электрика, прокладывать электричество по стенам, или поворачивая время вспять, перемотав время назад, поставить какие-нибудь камни вплотную, чтобы открыть дорогу. Интереса в этом нет, и каждый раз такой сегмент вызывает лишь тяжелый вздох.
Самая худшая часть игры - это прыжки в гравитационных ботинках по вот таким вот платформам. Это вообще ни разу не интересно, быстро утомляет и вызывает раздражение. Я бы хотел сказать, что таких сегментов в игре будет немного, но увы… Кому-то они показались настолько интересными, что он под конец натыкал их прям от души, а они ведь ещё и в босс-файте финальном задействуются!
Ещё в игре есть типа своеобразная фишка - филактерий с “Сущностями”. “Сущности” - это типа личности или души людей, которых мы записываем на флешку - “филактерий”. Ну, нечто вроде конструкта из Киберпанка. Предполагается, что главная героиня должна загружать их в общий хаб, где хранятся души всех людей, но терминал ломается, и теперь она их носит в себе. Всего она может переносить до трёх таких “Сущностей”, и если хотите добавить какую-то новую, старую придется стереть.
Сначала я подумал: “Вау, какая новая, интересная механика!”. Возможно это как-то повлияет на концовку? Или на развитие сюжета в целом? Ну, не хочу вас расстраивать, но оно практически никак не влияет на игру. Знаете, все эти раздражающие шмотки из современных игр, которые дают +5% к урону огнем в ночное время суток по пятницам с 9 до 11:30? Ну вот эти “Сущности” - выполняют такую же роль, и вот за это даже обидно, ведь такая классная идея! И так скучно реализована. По большому счету вообще без разницы кого вы берете, потому что влияние этих бонусов смехотворно. Неужели нельзя было придумать что поинтереснее? Ну, хотя бы разные способности…
Завезли достаточно оригинальную механику “Слияния противников” - живые противники пытаются всосать в себя трупы поверженных противников, и становятся от этого сильнее. Прервать слияние можно выстрелив в противника, либо сжигая трупы. На словах звучит интересно, но на деле мы вновь имеем куцую не продуманную механику, так как интересных ситуаций с ней разработчики не придумали.
Сами противники, при этом, разнообразием тоже не впечатляют. Завезли стандартный набор: слабый, сильный, крепкий, взрывающийся и вызывающий пригар своими кислотными выстрелами ползатель по потолку. Ну неплохо, но и не что-то, что можно как-то положительно отметить. Есть пара боссов, но про них тоже есть мало что сказать, один своим внешним видом напоминает Dark Souls, а второй своими мудовыми тормозными замахами Elden Ring.
Пугалки
Как хоррор - Cronos работает только первый час, может два, когда вы ещё не привыкли к антуражу и плохо понимаете игру, и то с очень большой натяжкой. Чаще игра будет вас раздражать камерой а-ля Resident Evil 4 (порой она слишком близко к персонажу расположена), тормозным управлением главным героем и не самой приветливой стрельбой (пока не прокачаетесь и не привыкнете).
Разработчики в интервью хвалились, что не уважают скримеры, как способ напугать игрока. Типа, лучше нагнать жути атмосферой и всё такое. Ну да, я с ними согласен, и было бы неплохо, если бы они придерживались этой мысли при создании игры, потому что скримеры тут - основной способ напугать игрока. Причем, скримеры довольно унылые - то враг внезапно выскочит, но гораздо чаще просто png картинка с лицом персонажа на весь экран. Напоминает ту игру с синим лабиринтом из двухтысячных, где в конце страшная рожа из фильма “Изгоняющий дьявола” вылезала. Детский сад, кароче.
Всякое техническое
Пожалуй, главный недостаток игры - её техническое исполнение. Она достаточно красивая, но со временем её внешний вид тебе приедается и начинает вызывать отторжение. Оптимизация - просто ужасна, игра стабильно идёт в 60 кадров на любых настройках, а потом внезапно устраивает тебе провал до 15 или 25 кадров на какое-то время или в каком-то конкретном месте. Встречаются баги, которые стопорят прогресс, как например тот забор на кладбище, сегодня такое должно быть просто недопустимо.
Кто-то отмечал в качестве достоинства музыку. Ну, здесь есть хорошие музыкальные темы, например synthwave трек из трейлера был довольно красивый, но по большей части тут играет какая-то какофония, напоминающая, вы не поверите, игры про Гульмэна.
Итог
Но в целом, мне было нескучно и довольно интересно в это играть. Забавно, что многие сравнивают игру с Silent Hill, хотя мне она больше напомнила именно Resident Evil своим левел-дизайном, сейв-румами и финальная загадка (по сути единственная), ну прям оммаж резику (правда она безумно простая). Наверное, для любителей такого это неплохая игра.
Как проба пера - это вполне достойный продукт. Да я серьезно придрался почти к каждому критически важному для игры элементу, но я даю скидку на то, что это по сути первая игра с геймплеем от этих ребят (Silent Hill, так и быть, не считаем), и я вижу, что они правда пытались сделать а) что-то своё и б) разнообразить игру в меру своих технических и финансовых возможностей.
Под конец она начинает поддушивать, последний час я уже играл с неприязнью и желанием написать про игру что-то гневное, но переварив мысли в себе вместе со сном, я понял, что несмотря на все свои косяки, игра оставляет приятное послевкусие. Она отдает ощущением немного кривоватой, но душевной игры по типу тех, что выходили в эпоху PS2, а таких игр сегодня довольно мало выходит. Рекомендую взять по скидке и попробовать самостоятельно.