«Герои Меча и Магии IV» — это лучшая часть серии.
Да, я сказал это. И это не кликбейт! Можете кидать тапки, но сначала дочитайте. Я не говорю, что «тройка» плохая. Она — классика, шедевр, основа основ. Но четвёрка — это тот случай, когда разработчики рискнули и сделали игру для тех, кто хочет не просто ещё одну Героев, а что-то новое, глубокое и безумно реиграбельное.
Почему я до сих пор считаю её вершиной?
Во-первых, она реально смелая. NWC взяли всё, что было в «тройке», и сказали: "А давайте-ка перевернём стол". Герои теперь ходят по полю боя сами, как юниты. Хочешь делай из мага боевого архимага с мечом, хочешь из рыцаря чистого волшебника. Класс героя больше не привязан к фракции. Это дало такую свободу билдостроения, какой в серии больше никогда не было. Зажатые рамки остальных частей меня никогда не устраивали.
Боевая система преобразилась и стала, как по мне, самой быстрой и интересной в серии. Здесь нет особого тактического мышления, зато есть настоящие схватки. Когда у тебя в армии сразу четыре героя, каждый со своим набором спеллов и умений, а нейтральные крипы врываются и разрывают всё в клочья, вот тут ты понимаешь, что такое настоящий страх и адреналин одновременно. А когда один прокачанный варвар просто запинывает ногой стадо драконов этот кайф становится экстазом.
А какая в игре была прекрасная музыка, западающая в самое сердце. Подобные треки я слышал только в Lineage 2 и Arheage
Но главное это конечно великолепный редактор карт… Блин, это до сих пор лучший редактор в истории серии, и я готов драться за это утверждение. Полноценный скриптовый язык, таймлайн событий, переменные, условия, кастомные диалоги, возможность удалять и создавать объекты прямо во время игры. Я создавал карты одну за другой, наделяя их сюжетом. По началу это были карты безликие, но с каждой мой скилл оттачивался и вскоре я начал создавать карты по книгам. Некоторые отправлял в Игроманию, где была рубрика с картами для четверки, но не знаю опубликовали ли их. Возможно, одна до сих пор хранится на чьем-нибудь диске. Потратив десятки, а то и сотни часов на творчество, ожидал от пятерки еще более могучего редактора, но в итоге Нивал ограничили его возможности и все карты получались безликими.
Да, графика у игры безнадежно устарела. Да, баланс в ванилле был местами диким. Но с патчем Equilibris (который, кстати, сделали фанаты, потому что любили игру до безумия) всё встало на свои места. Баланс превзошел тройку.
Если вы до сих пор проходите мимо четвертых героев со словами фу, не канон, сделайте одолжение: поставьте фанатский патч, запустите кампанию "Цена бессмертия" или "Половина мира" и попробуйте.
Для меня лично Герои 4 это как старший брат, которого все считали странным, а он просто пошёл своей дорогой и стал гением.