Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Valve – одно слово, пять букв и десяток ассоциаций, которые возникают в мозге от одного упоминания культовой компании Гейба Ньювелла. От «создатели инновационных игр и последний оплот ПК-гейминга» до «закостенелые капиталисты, которые потеряли связь с собственной аудиторией, заботятся только о прибыли и первые люди в истории, не желающие поверить в существование цифры 3». Сегодня предлагаю поговорить о том, что случилось с некогда главными звездами игровой индустрии и стоит ли ждать релиза новых хитов Valve, включая мифические Half-Life 3 и Left 4 Dead 3.

Предлагаю посмотреть видео-версию материала, но если у вас по каким-то причинам нет желания тратить на него время, публикую текстовый вариант сценария.

В качестве ретроспективы можно углубиться в историю Valve и десяток минут перечислять былые заслуги разработчиков… Но я предлагаю этого не делать. Нам всем хорошо известны причины легендарной репутации Вентелей, которая абсолютно полностью заслужена. История игровой индустрии делиться на два периода: до и после прихода Valve. Но если мы собираемся анализировать поступки Valve и составить алгоритм будущих действий разработчиков важно учитывать не то, кем была раньше компания, а то, кем она является сейчас. Поэтому сконцентрируемся больше на основных грехах Valve.

А грехов у Valve набралось огромное количество, поэтому даже забвение культовых франшиз и неспособность разработчиков поверить в существование цифры «3» - это только вершина айсберга. И я вижу как минимум две причины неудач Valve. И первая из них – коммерческая направленность компании.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

По сути, здесь нет ничего плохого, во многом это даже правильный подход. Ведь к разработчикам современных игр с многомиллионным бюджетом невозможно применить поговорку о художнике, который должен оставаться голодным. Игры должны не только отбить затраты на разработку, но и принести существенную прибыль уже ради того, чтобы у разработчиков были ресурсы для создания новых, еще более впечатляющих проектов. Но когда создателям многих современных игр удается найти тонкую грань между коммерцией и искусством или привнести ряд положительных инноваций в игровую индустрию, ну или на худой конец создавать проекты, которые от них ждут игроки, Valve решает идти своим, особенным путем! Путем создания проектов, ориентированных на получение максимальной прибыли.

Игры-сервисы, обязательный акцент на онлайн-составляющей и эксплуатация проверенных, трендовых механик с минимумом экспериментов. Вот такой он в последние годы путь некогда главных новаторов в игровой индустрии.

За примером далеко ходить не надо, можно просто вспомнить 2 последние относительно крупные игры Valve – Counter Strike GO и Dota 2. Игры полностью онлайновые, но при этом с отлично отточенной механикой. В них просто интересно играть, разве это не главное? Но как насчет новых больших однопользовательских игр, которые и сделали Valve великими? Хоть что-нибудь, даже без цифры три в заголовке. Но нет, на все наши мольбы мы получаем только кинутую в лицо подачку в виде карточной игры. Очередную игру сервис, словно созданную по внутреннему правилу Valve – минимум инвестиций и максимум прибыли.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Кстати говоря, так сильно «любимые» многими геймерами игры-сервисы – это тоже в некотором роде находка Valve. По крайней мере, именно компания Гейба Ньювелла вывела их в главные тренды игровой индустрии.

Все началось с выпуска без сомнения великолепной Team Fortress 2. Разработчики не захотели забрасывать собственное детище и регулярно выпускали бесплатные обновления для игры. Казалось, ничего не предвещало беды, как Valve в 2009 году добавили всем известные шляпы. По существу в подобных косметических предметах нет ничего страшного, если бы не дальнейшие шаги Valve. Запомните эту дату – 30 сентября 2010 года, именно в этот день в TF2 и одновременно в мир крупных платных проектов ворвались лутбоксы, день, который изменил игровую индустрию и указал Valve путь к легким деньгам. В итоге эффект от косметических предметов и лутбоксов за реальные деньги оказался настолько силен, что именно вокруг была них построена вся программа поддержки DOTA 2 и Counter Strike GO. Опять мы видим знакомую практику Valve: попытка выжать максимум прибыли при минимальных затратах труда.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Как мне кажется, именно здесь кроется причина падения популярности проектов Valve по сравнению с League of Legends, разработчики которой больше уделяют внимание доработке геймплейных аспектов и регулярному выпуску игрового контента, а не бездумному штампованию косметических предметов и редким правкам баланса. Но все же стоит отдать должное Valve, деньги они умеют зарабатывать.

Конечно, в первую очередь благодаря Стиму, доход которого в 2017 году составил почти 4 с половиной миллиарда долларов. ДОТА 2 и Counter Strike тоже, несмотря на падения рейтингов, показывают впечатляющие финансовые результаты, особенно учитывая низкие затраты на поддержку проектов. Да что еще нужно говорить, если уже в 2011 году Valve в перерасчете на каждого сотрудника стала самой прибыльной компаний в США. Я уверена, что Valve работают действительно талантливые люди, когда речь заходит о попытке выжить максимальную прибыль из всех своих разработок… Почти всех, про недоразумение под названием Steam Machines даже и вспоминать не охота.

И именно сейчас самое время обратить внимание на вторую причину неудач Valve – анархическая структура компании и корпоративная идеология, где все равны и даже сам Габен не является начальником.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Прославленная идеология и отсутствие четкой иерархии выгодно отличает разработчиков среди других компаний в игровой индустрии. Только представьте себе: вы разработчик в Valve, у вас неограниченный объем ресурсов, никто не стоит над душой и вы вольны воплотить в реальность любые, даже самые безумные затеи. Разве это не мечта? Не удивительно, что в 2014 году по итогам масштабного опроса именно Valve разработчики называли самым желанным местом работы. Не компания, а настоящая идиллия, которую Вентили в официальном руководстве для новых сотрудников назвали «Равномиром».

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Вот только у меня нет сомнений, что идеология труда, где все равны и нет четкого руководителя, во многом мешает при разработке игр. Особенно больших, тех самых, с цифрой «3» в заголовке, для создания которых требуется слаженный труд нескольких сотен разработчиков. А чтобы лучше донести эту мысль, давайте посмотрим на организацию труда в Naughty Dog.

Компания, подарившая нам серию Uncharted и The Last of Us не имеет менеджеров, в ней тоже приветствуются творческие порывы разработчиков и каждый сотрудник может работать в удобном для себя графике. Разве что вся команда делится на ряд должностей и разработкой игр курируют несколько человек, которые могут направить разработку проекта в нужное русло и когда требуется наложить вето на очередную безумную идею разработчика рангом пониже. Иногда крайне важно сказать «нет», чтобы не распыляться на сотни идей и довести проект до финала разработки. В итоге мы получаем одни из лучших игр на планете. А с другой стороны у нас наши любимые Вентили, компания, где нет четких должностей и все сотрудники имеют равную степень свободы. В итоге мы не получаем новых крупных игр уже в течение 6 лет, ведь каждый человек пытается тянуть одеяло на себя.

При этом в теории у каждого проекта Valve есть руководитель, который избирается сотрудниками компании. Все разработчики делятся на несколько ячеек и каждая отвечает за собственную разработку. Но будь ты сколько угодно руководителем по мнению большинства, если кому-то твоя идея не нравится, то ты его просто не заставишь работать, что приводит к многочисленным творческим конфликтам и невозможности закончить проект.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Лучше всего существование данной проблемы доказывает недавняя информация от авторитетного инсайдера Valve News Network. На условиях анонимности он получил информацию о ходе разработки Left 4 Dead 3. Проект немного поменял концепцию, обзавелся обширными уровнями и предлагал на выбор 8 персонажей с различными способностями. Такой себе Overwatch с акцентом на зомби и кооператив. Игру даже хотели выпустить в 2016 году, но в дело вмешались очередные дрязги внутри команды. Часть разработчиков хотели создать игру на Source 2, другие настаивали на Unreal Engine 4, но так как у проекта не было четкого руководителя, труд разработчиков отправился на свалку. Идентичные истории, кстати говоря, фигурирует во всех инсайдах, связанных с Half-Life 3.

Но может не стоит так сильно винить во всем внутреннюю политику Valve, ведь подобным образом компания работала с момента основания и мы получали прекрасные игры. Возможно, у Valve просто пропал энтузиазм к разработке игр, но существуют мнения, которые называют именно устройство труда в Valve главной причиной, по которой разработчикам не удается реализовать собственные проекты.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Речь идет о бывшем разработчике Valve Риче Гелдрихе, который летом прошлого года назвал компании с горизонтальной иерархией настоящим рассадником токсичности и порекомендовал дважды подумать над решением трудоустроиться в компании вроде Valve. Главная проблема заключается в системе бонусов, вокруг которой строится система оплаты труда.

В компании Гейба Ньювелла бонусы начисляются по итогам двух факторов: рецензирования, когда на условиях анонимности сотрудники дают оценку работы своих коллег и ранжирования, учитывающего общий объем выполненной работы.

Система в теории неплохая, но открывающая огромное количество лазеек для эксплуатации недобросовестными работниками. Например, формирование отдельных групп внутри коллектива, которые осознано гнобят не нравящихся им сотрудников, занижают баллы при анонимных опросах, а то и вовсе могут своровать чужие наработки, чтобы получить денежные дивиденды. Вот так описывает Гелдрих работу в Valve, в так называемой компании мечты. И можно как угодно относиться к этой информации, но это уже не в первый случай, когда резко критикуют рабочую обстановку и руководство вентильного государства.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Пожалуй, здесь закончим разбирать грехи Valve. Даже без глубокой аналитики очевидно, что внутри компании серьезные проблемы. Самое главное теперь понять, когда Вентили начнут выпускать новые игры и какими они будут, ведь год тому Гейб обещал, что Valve вновь разрабатывает игры, а тут еще и Галенкин со своим Эпик Стором наступает на пяты Стиму, грозясь отобрать у Valve главную дойную корову.

Мои прогнозы более менее оптимистичны. Год тому Valve купили студию Campo Santo, которая разработала сюжетную игру Firewatch и готовится выпустить In The Valley of Gods. Кроме того Valve учащенно набирает в свой штат сценаристов, среди которых можно отметить Роба Йескомба, написавшего сюжет к Alien Isolation и Эрика Вулпо, ответственного за сценарий двух эпизодов Half-Life и дилогии Portal. Я не сомневаюсь, что на данном этапе Valve нацелена на выпуск с игр, включающих в себя сюжетный аспект и может быть даже полноценный сингл. Особенно после провального Артефакта, который должен был Гейбу наглядно показать, что мультиплеер и гонка за трендами далеко не всегда приносит доход.

Что случилось с Valve? И стоит ли ждать Half-Life 3 и Left 4 Dead 3?

Я также полностью уверена, что со временем мы получим Left 4 Dead 3, так как в отличие от Халфы изначально кооперативный проект легче монетезировать, к тому же и требования к нему на порядок ниже, чем у поклонников физика с монтировкой. Да и в релизе третьей Халфы или любого другого проекта по мотивам вселенной я уверена. Никто настолько мощный франчайз не будет забрасывать. С большим

Но выйдет новый Half-Life тогда, когда Valve будет уверена, что игра как минимум окупит бюджет и не повредит и без того не лучшей репутации разработчиков. А вот какой именно получится третья часть франшизы, зависит полностью от того, к чему решат прислушаться Valve: к зову собственного сердца или к звону шекелей в кошельке, как бы это клишировано не звучало. Самый реалистичный вариант - выпуск экспериментального и не особо амбициозного Half-Life VR, особенно в свете того, что о проекте в прошлом году начали циркулировать слухи и уже в мае Valve готовится представить собственную версию VR-шлема.

1818 показов
2.4K2.4K открытий
63 комментария

Не стоит вскрывать эту тему. Ты молодая, шутливая, тебе все легко. Это не то. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось.

Ответить

Мадам. Статью я конечно прочитаю, потом, но за кликбейт у нас спускают в яму с жабами. Не красиво это. Не та платформа.

Ответить

Спасибо большое и в яме с жабами быть не охота, конечно, но постараюсь выдавать годные материалы, чтобы было интересно почитать и не завлекать одной лишь картинкой. Понравится кому-то - уже хорошо.

Ответить

"Вот только у меня нет сомнений, что идеология труда, где все равны и нет четкого руководителя, во многом мешает при разработке игр." - глаз вырвал предложеньице, никак перед нами как минимум Кевин Левайн под русским акком, раз "у нее нет сомнений". проорнул
но читать я это конечно не буду)

Ответить

Душечка, поменяй приветствие ) Каждый раз корёжит, не могу смотреть.
По тексту:
1) Game-as-service первыми начали херачить создатели Ultima Online. Дальше это дело подхватили создатели корейских гриндилок с донатом и подписками. Так что Гейб тут далеко не первый.
2) Все компании заинтересованы в извлечении максимальной прибыли.
3) По поводу горизонтальной иерархии - так работает далеко не только Valve, всё зависит от способности членов команды кооперироваться и самостоятельно выбирать лидеров. Это не просто, согласен, но опыт классный. Особенно если понять, что каждый сможет порулить.

Спасибо за материал для дискуссии, нет ли желания похайпится на Origin и шекелях EA? :D

Ответить

Поняла, спасибо за критику) Над приветствием надо основательно поработать, хоть и прижилось)
Раз вы написали по пунктам, то тоже отвечу по ним, хоть, разумеется, с вами и согласна.
1) Про Ультиму знаю, да что там говорить, если в 2004 вышел вов, но именно бум сервисов, как мне кажется, пошел после TF2. Может время совпало так. но Valve хорошо успели сесть на трендовый паровоз.
2) Так и есть, и я полностью согласна, что абсолютно все пытаются заработать побольше деньжат, и это правильно. Но Valve полностью потеряла связть с аудиторией и тратит минимум финансов для получения этой самой прибыли. Можно вспомнить хотя бы прошлогодние РДР2 и ГОВ. Оба проекта крайне дорогие в производстве, суммируют в себе множество актуальных трендов. но они сделаны по лекалам, которые и сформировали имя компании: масштабные синглплеер проекты (про довесок рдр онлайн можно и не вспоминать, т.к. ресурсов н негто выделили минимум по сравнению с сюжеткой). До 2011 года Вентили придерживались подобной политики, а потом все закрутилось, завертелось и мы получили слепленные на коленке Артефакт, который оказался ненужным даже поклонникам карточных игр, не говоря о кор аудитории валве.
3) Полностью согласна, компании с горизонтальной структурой и все дела. Потому и привела в пример наути дог, где похожая струкутура, но имеется четкая иерархия. Если честно, то не знаю других крупных компаний, которые придерживаются идентичной валве политике. Есть инди-разработчики, эдакие адепты круглого стола, где все равны. Но там и масштаб у игр заметно меньше, поэтому, как мне кажется, данная политика не шибко работает в ААА сегменте. Да и потом, есть ведь слухи, что в валве не так уж и хорошо работается, что тоже может быть причиной.

В общем, вот. Спасибо за коммент) А что за хайп с шекелями и ориджином? Я за любую движуху)

Ответить

Не устаю проигрывать от этого амикошонского "привет котаны".

Ответить