Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Эталонная Action-RPG и великолепная "робинзонада" в одном флаконе.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Многие игры в открытом мире сейчас работают на то, чтобы погрузить игрока в атмосферу приключения. Показать ему, что этот мир, в котором находится сейчас его аватар, совершенно новый, что его нужно исследовать, и выведать все его секреты. Только получается такое, увы, не у каждой игры. Не всегда выходит передать ощущение того, что ты, игрок, первооткрыватель, и что те земли, на которые ступает твой персонаж, действительно не были никем изведаны. Благо исключения все еще попадаются, и Ys VIII: Lacrimosa of Dana является одним из них.

Вступительный ролик Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Серии Ys недавно исполнилось 30 лет. Выпущенная студией Falcom в 1987 году Ys: The Vanished Omens пусть и не была какой-то революционной, но свою аудиторию нашла, причем не только на японском рынке - даже на Западе первые три части серии пользовались относительной популярностью. Игры серии Ys рассказывают о похождениях Адола Кристина (Adol Christin), известного искателя приключений, который исследовал весь мир, и о каждом своем похождении писал дневник. Каждая игра по сути своей является демонстрацией событий одного из дневников Адола, и его похождения практически никогда не связаны друг с другом.

События Ys VIII разворачиваются буквально после Ys V: Lost Kefin, Kingdom of Sand. Адол и его старый друг Доги (Dogi) устраиваются в качестве матросов на корабль Ломбардия (Lombardia), чтобы он перевез их с одного континента на другой. В процессе плавания корабль проплывает мимо таинственного острова Сейрин (Seirin), вокруг которого ходит множество слухов. Якобы этот остров проклят, и ни один моряк не возвращался с его земель. Когда Ломбардия приблизилась к острову, на корабль напало некое огромное существо, потопив судно в процессе. Чудом выживший Адол оказывается на вышеупомянутом острове Сейрин, и теперь его основной задачей становится поиск возможности выбраться c проклятых земель, вдобавок к простому обеспечению собственного выживания.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Начинается Ys VIII как типичная “робинзонада” - корабль разбился, выживших пассажиров разбросало по всему острову, а те, кому посчастливилось оказаться в удачном месте, начали организовывать какое-никакое жилье. Так Адол встречает Доги, капитана корабля Барбароса (Barbaros), леди знатного происхождения Лаксию фон Розвелл (Laxia von Roswell), а также простого рыбака средних лет Сахада Наутилуса (Sahad Nautilus). Первые двое остаются заниматься деревней, а Лаксия, Сахад и Адол отправляются исследовать остров, ради того, чтобы найти выживших, и разузнать, что же на самом деле потопило корабль.

Задумка сюжета, конечно, проста, но стоит заметить, что подобных сюжетов в видеоиграх довольно мало, если не считать различные симуляторы выживания. Тем более, Ys VIII на деле куда сложнее чем кажется, и когда часть выживших уже будет найдена, а примерный план побега начнет принимать форму, у истории откроется второе дно, которого как-то не ожидаешь от игры по типу Ys.

Ведь игры данной серии в основе своей были не про сюжет, а про геймплей. Первая и вторая часть, например, несмотря на достаточно интересную сценарную часть, больше радовали игроков своей боевой системой, основанной на том, чтобы толкать противника своим играбельным персонажем, и наносить тем самым урон. Дальнейшие игры пытались исследовать тренды и экспериментировать, но сквозь призму времени серия Ys запомнилась игрокам как Action-RPG, в которой была наиболее важной была именно боевая составляющая.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

И в Ys VIII ситуация не слишком изменилась. Бои в Lacrimosa of Dana занимают немалую часть игры, и сама боевка выполнена, без преувеличений, великолепно. Чисто технически система Ys VIII продолжает начинания предыдущих двух тайтлов - Ys Seven и Ys: Memories of Celceta. В этих играх боевая система строилась на трех различных типах наносимого игроком урона, и на переключении активных персонажей в партии игрока.

Собственно в этой части серии суть остается такой же. Игрок может держать в своей партии до трех играбельных персонажей. Им может соответствовать один из трех типов урона - режущий, колющий или же дробящий. Противники, в свою очередь, могут быть уязвимы лишь к одному из вышеупомянутых типов, и от других атак получать очень маленький урон. Их защиту можно “сломать”, но для этого нужно нанести ему несколько ударов, к которым он уязвим. Следовательно, для того чтобы уничтожить подобного монстра необходимо переключиться на определенный тип урона. Это достигается возможностью менять активного персонажа буквально “на лету”. По одному нажатию бампера вооруженный мечом Адол превращается в элегантно наносящую колющие удары рапирой Лаксию. Еще нажатие - и на ее месте появляется могучий Сахад, крушащий панцири врагов огромным якорем. Переключение происходит мгновенно, не ломает ход боя, и не снижает его темп.

Неактивные персонажи из партии продолжают участвовать в бою. Это временами может очень помогать, особенно если в локации полно мелких мобов.
Неактивные персонажи из партии продолжают участвовать в бою. Это временами может очень помогать, особенно если в локации полно мелких мобов.

А ведь темп боев в Lacrimosa of Dana буквально бешеный. Даже у тяжеловесных героев вроде того же Сахада удары наносятся относительно быстро, что уж говорить о более резком Адоле. И это еще не все, ведь в игре присутствуют две механики, которые повышают темп игры еще сильнее. Речь идет о Flash Move и Flash Guard.

Ближайшим аналогом Flash Move можно назвать Witch Time из серии игр Bayonetta - при выполнении идеального уклонения от вражеской атаки время замедляется, а скорость нанесения ударов персонажами наоборот возрастает. Flash Guard работает по тому же принципу, только вместо уклонения нужно нажать на кнопку выполнения боевого приема, а наградой за идеальный тайминг станет снижение стоимости использования приемов до нуля на ограниченное время.

Да, в игре есть боевые приемы. Выполняются они нажатием одной из лицевых кнопок геймпада при удерживании кнопки приема. Логично, что единовременно можно использовать только по четыре приема каждым персонажем, но количество движений, которые персонаж может получить по ходу игры составляет около десятка. Каждый прием работает по-своему - некоторые бьют по площади, другие могут подбрасывать противников в воздух, а третьи резко перемещают персонажа вперед. А еще каждая атака обладает тремя уровнями прокачки, которые набираются по мере использования. Следовательно по ходу игры приемы так или иначе будет смысл менять - иногда ради выбора необходимой зоны поражения, иногда ради повышеного урона, а иногда просто ради того, чтобы посмотреть, на что еще способен персонаж.

По нажатию двух бамперов персонаж выполняет особо мощный удар. Он наносит огромный урон по крупной площади, и требует заполнения совершенно другой шкалы энергии.
По нажатию двух бамперов персонаж выполняет особо мощный удар. Он наносит огромный урон по крупной площади, и требует заполнения совершенно другой шкалы энергии.

Правда приемы выполняются не просто так. У игрока присутствует полоска энергии, которая заполняется при нанесении ударов по врагам. В пылу боя энергия копится достаточно быстро, но при этом ее можно и столь же быстро потратить. Каждый прием обладает собственной стоимостью, которая может зависеть от урона и зоны поражения. Со временем размеры шкалы энергии будут увеличиваться, но и стоимость новых движений будет становиться больше, хоть и не сильно.

Но на боевке геймплейное разнообразие Ys VIII не заканчивается. Большая роль в игре уделяется исследованию острова, на котором оказались герои. Причем слово “исследование” в случае Lacrimosa of Dana подходит как нельзя кстати. Игра максимально поощряет дотошное изучение локаций, и вознаграждает соответственно. Все найденные достопримечательности автоматически отображаются на карте, а за каждые 10 исследованных процентов острова Адол может получить награду, вернувшись в деревню, в которой проживают выжившие.

В дополнение к этому, в различных труднодоступных местах можно найти редкие ресурсы и выживших. Причем механика исследования, сбор ресурсов и спасение пострадавших непосредственно связаны между собой.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Для начала - поселенцы вашей деревни могут помогать в процессе исследования. Иногда на пути героев будут попадаться различные препятствия, от которых они самостоятельно избавиться не смогут. В таких случаях появляется возможность позвать на помощь всех остальных выживших. Но различные препятствия требуют различного количества помощников. Следовательно поиск выживших может позволить пробираться в различные тайники, а также быстрее продвигаться по сюжету.

Плюс ко всему, у каждого жителя деревни есть своя роль. Кто-то шьет одежду, кто-то кует оружие, а кто-то выращивает овощи. Практически все выжившие так или иначе полезны, даже если они не выполняют никакой особой функции. У каждого персонажа есть несколько сайд-квестов, выполняя которые можно получить их одобрение, и какие-нибудь полезные мелочи. Квесты появляются время от времени на доске объявлений в лагере, так что для того, чтобы их не пропустить, необходимо лишь время от времени наведываться в новоприобретенный “дом”.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

А с ремесленниками отношения не ограничиваются сайдквестами и случайными диалогами. Они здесь выполняют роль торговцев, только все в данном случае не так просто. На необитаемом острове деньги, естественно, никакой роли не играют, так что торговля ведется за ресурсы. Ресурсы необходимо искать на острове - они могут появляться в месторождениях (которые отмечаются на карте), либо выбиваться из монстров. Причем поиск необходимых вещей никогда не превращается в бессмысленный гринд. Информация о каждом найденном ресурсе отображается в журнале, из которого можно с легкостью узнать, где именно добывается та или иная вещь.

И ресурсов в игре просто множество. Различные камни, руды, деревья, растения и пища - все это необходимо искать и приносить в лагерь. Благо и плюсы от этого получаются более чем заметные. Кузнец с помощью принесенной руды усилит вам оружие, портной сошьет новый костюм из хлопка, который вы ему дадите, а целебные травы с помощью местного врача превратятся в зелье. Если же у вас оказалось много ресурсов низкого уровня, которые уже не нужны, то их можно обменять на аналоги уровнем повыше. То есть игра почти никогда не заставляет игрока намеренно идти в определенную точку на острове и искать особый ресурс. Такое, конечно, бывает, но очень редко, и только в рамках сайд-квестов.

В Ys VIII можно и готовить. Еда неплохо восстанавливает здоровье, и дает полезные баффы, но вот только нельзя съесть несколько блюд за раз. Между приемами пищи нужно пить сок, правда он еще и сбрасывает баффы от еды.
В Ys VIII можно и готовить. Еда неплохо восстанавливает здоровье, и дает полезные баффы, но вот только нельзя съесть несколько блюд за раз. Между приемами пищи нужно пить сок, правда он еще и сбрасывает баффы от еды.

Кроме побочных заданий в Ys VIII присутствует еще некоторое количество активностей, призванных разбавить исследование острова. Основная - это рейды. На деревню время от времени будут нападать полчища монстров, и вам придется отбивать их атаки. И даже с учетом того, что суть рейда заключается в том, чтобы кромсать монстров на выделенной под это локации, механика на деле несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Перед рейдами игра очень рекомендует потратить время на то, чтобы прокачать саму деревню - усилить стены, поставить ловушки и катапульты, пусть их местоположение указывать самому нельзя. Да и жители будут помогать в процессе, и во время боя давать различные полезные бонусы, за которыми имеет смысл следить. Правда с учетом того бешеного экшена, который происходит на экране во время рейдов это будет довольно сложно.

Охоты во многом похожи на рейды, только нападающими в данном случае являетесь уже вы. Задачей становится уничтожение на уровне "ульев", которые спавнят врагов, и, впоследствии, боссов. Выжившие все так же будут помогать в процессе охоты, а для того, чтобы наносить противникам повышенный урон необходимо расставлять факелы, рядом с которыми у монстров падает защита. Темп боев на охоте еще выше, чем на рейдах, но за них, как и за рейды, можно получить неплохие бонусы в виде ресурсов и эликсиров, перманентно повышающих характеристики.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

И это только крупные активности. Из мелких Ys VIII очень сильно поощряет рыбалку, которая и еды даст, и какую-нибудь редкую вещь может подкинуть. Плюс на острове есть несколько небольших необязательных данжей, в которых лежит полезная экипировка, усиливающая те или иные стороны героя.

Некоторые элементы подобной экипировки (Adventure Gear) не влияют на героя напрямую, но дают ему новые возможности - вроде перчаток, которые позволяют лазать по лианам. Без таких предметов будет практически невозможно добраться до некоторых мест на острове, будь то места сюжетные, или же опциональные. Благо предметы, которые призваны облегчать продвижение вглубь острова всегда появляются по ходу сюжета, так что беспокоиться о том, что вы не сможете куда-то попасть не стоит. Тем более, что игра такие места всегда отмечает на карте.

Еще в Ys VIII можно выбираться на ночные исследования. Прогулки меж спящих высокоуровневых монстров, которые могут разнести партию за секунды доставляют какое-то особенное удовольствие.
Еще в Ys VIII можно выбираться на ночные исследования. Прогулки меж спящих высокоуровневых монстров, которые могут разнести партию за секунды доставляют какое-то особенное удовольствие.

Правда процесс исследования может несколько подпортить техническая сторона игры. К сожалению, мир в Ys VIII нельзя назвать полностью открытым. Остров, по сути своей, состоит из множества небольших локаций, которые, правда, напрямую связаны друг с другом. Это, конечно, не вызывает проблем, но может немного сломать погружение.

Еще из минусов имеет смысл отметить английскую локализацию. Оригинальный релиз был настолько плохо переведен на английский язык, что президенту компании-локализатора NIS America пришлось приносить публичные извинения за столь низкое качество работы. Ситуация была, конечно, исправлена патчем, но время от времени проскакивают обороты, которые ощущаются несколько недоработанными. Также в сторону NISA имеются претензии и по качеству порта на ПК. Даже спустя полгода после его выпуска не все проблемы и баги были улажены, хотя игра вполне себе играбельна. При этом порт на Nintendo Switch выполнен просто отлично, хоть и не вытягивает 60 fps, в отличии от версий для PS4 и ПК.

И ведь выглядит выглядит игра довольно неплохо. То есть да, модельки персонажей и анимации выглядят очень бюджетно, но пейзажи и дизайн монстров выполнены на каком-то невероятном уровне. Остров Сейрин очень разнообразен, и придется посетить как песчаные пляжи, так и дремучие леса с горными пиками. И даже несмотря на мелкие проколы в деталях, от вида некоторых локаций просто захватывает дух.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana

Зато музыкально в Ys VIII все очень хорошо, что для игр Falcom почти стандарт. Саундтрек Ys VIII разнообразен как стилистически, так и в плане атмосферы. Причем решения иногда попадаются достаточно неожиданные. И если темы боссов с гитарными запилами являются делом привычным, то drum ’n’ bass во время ночных исследований может очень сильно удивить.А трек Sunshine Coastline хочется ставить другим композиторам в пример - потому что именно так нужно начинать приключение уровня Lacrimosa of Dana.

Трек Sunshine Coastline из саундтрека Ys VIII: Lacrimosa of Dana.

Ведь Ys VIII это в первую очередь именно что приключение. Долгое и захватывающее, временами смешное, а временами печальное. Приключение, которое займет сотню часов вашей жизни, и с которым будет достаточно тяжело прощаться. Ведь остров и все выжившие, оказавшиеся на нем, имеют довольно немаленький шанс отпечататься у вас в душе. Потому что Ys VIII создает ощущение того, что все те персонажи, оказавшиеся волей случая на одном небольшом клочке земли, по-настоящему живые. А сам остров, который вы пересекали на своих собственных ногах вдоль и поперек, превращается из опасного и неприятного места в настоящий дом.

Так что если у вас в запасе есть лишние часы, а интересных Action-RPG вспомнить не удается, то обратите внимание на Ys VIII. Если пропустить мимо себя устаревшие элементы графики, то в Lacrimosa of Dana можно будет увидеть одного из лучших представителей жанра. С мощным сюжетом, и геймплеем, от которого будет очень сложно оторваться. Благо если этот представитель серии понравится, то всегда можно будет попробовать и старые части. Или же дождаться новой - ведь Ys IX: Monstrum Nox выходит в Японии уже этой осенью.

Затерянный мир: обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana
9090
126 комментариев

Комментарий недоступен

12
Ответить

Ну, теплоты и ламповости в Восьмой просто завались) Вот продолжительность это да. Тем более, что Ys IX вроде будет построен по лекалам Даны, а возможно будет даже больше

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить

Можешь считать это борьбой за права анимешных игр. Игры в аниме стилистики все равно игры и достойны внимания, и все такое.

5
Ответить

Puzzle Quest тоже в Аниме?

1
Ответить

Отличная JRPG. Прошёл на свечке с большим удовольствием. Экшен часть очень приятная. Сюжетная тоже порадовала, в первую очередь тем, что в отличии от многих JRPG, - сайдквесты вписываются в общее полотно. Нет необходимости убеждать себя, что надо "донести очередную пиццу", в то время, как по основной сюжетной ветки "мир через час будет уничтожен". :D В этом плане жанр робинзонады отлично помогает целостности повествования.
В целом, для меня игра ровно на 1 раз, точно переигрывать не буду, сюжет полностью раскрыт и драма для японщины достаточно "спокойная". Сильных эмоций не вызвала, но и отторжения тоже. Так что поддержу автора обзора - рекомендуется тем, что JRPG переваривает)
PS: а про графоний из обсуждений смешно, в JRPG она если не хуже FFX c ps2, то уже хорошо :D

7
Ответить