Достижение хаоса: Disco Elysium как выдающийся постмодернистский роман

Больше книга, чем игра.

Достижение хаоса: Disco Elysium как выдающийся постмодернистский роман
77 показов
32K32K открытий
99 репостов

Очень много вопросов вызывает "статья"
В чём именно выдающаяся постмодернистскость? Что такого важного и хоть мало-мальчик свежего для постмодерна эта игра сделала в наше уже давно метамодернистское время? В чём постмодерн-то? С какими культурными формами идёт игра? Кажется, тут постмодерн просто для красного словца.
Больше, чем книга? Какая? Букварь? Книжки по игре "Сталкер"? Мануал к роутеру? Возможно. Больше, чем выдающаяся книга? Точно нет. Больше, чем концептуальный гипертекст? Очень вряд ли.
Как к нарративному произведению вопросов очень много!
Завязка, экспозиция и сама ситуация с потерей памяти. Не, конечно, можете восторгаться, но это же настолько убогий сценарный костыль, что за него пинком под зад выгнали бы с проекта что сценариста из Голливуда, что автора "Часа суда". "Наш герой всё забыл. Вообще всё. Кто он такой, что за дело расследует и какой мир его окружает. он бегает повсюду и у всех встречных спрашивает про себя, про дело и про обстановку в мире!", - вот это гениальный костыль. Действительно, роман нашего времени.
Уровень "литературности" текста оценивать не возьмусь, но... Серьёзно, это можно сравнить с романами? Тут поднимаются реально глубокие вопросы? Разве что на уровне комиксов.
Почему персонажи такие карикатурные? Плоские донельзя. Понятно, что если геймеры в восторге, они в луже глубину найдут, но тут действующие лица - просто набор клише. Или кого-то действительно трогает Куно, у которого, оказывается, есть мотивы вести себя как малолетний гопник? Ох какой глубокий персонаж, у него папа алкаш и бьёт его. Вот это сценарная находка, браво. И так всю игру.
[спойлер] Убийца обнаруживается в развязке и до этого момента отсутствует в игре - нарушение одного из фундаментальных правил детективов, которому уже почти век.
Всё та же пресловутая интерактивность, вечный камень преткновения, отделяющий видеоигры от искусства. насколько же замылен геймерский глаз и как же глубоко запрятано его чувство вкуса, если он на полном серьёзе может воспринимать как художественное произведение нечто, где перед тем, как задать собеседнику вопрос, главный герой переодевается в нелепые костюмы, чтобы прокнуло, а по пути к развязке он получает рекомендацию закончить незавершённые квесты, а то потом не получится.
Ну и само собой, автор настоящего литературного произведения прикладывает немало усилий, чтобы грамотно и гармонично выстроить свой текст в надлежащем порядке и подать его именно в той последовательности, в которой читателю надлежит получать информацию. В игре всегда можно носиться туда-сюда, что-то спрашивать, а на что-то забивать. Разделение же на дни, перекрывающее в определённые моменты доступ к некоторой информации, тут реализовано довольно топорно.
Ну и, конечно, матушка графомания (да, да, упрекните меня в том, что я сам накатал кучу текста), куда без неё. Умение автора внятно и коротко выразить мысль и что-то донести - ценный дар. Тут вам и всем нам привычное "Краткость - сестра таланта", и ценное правило сценаристов, по которому реплики должны занимать не более двух строчек, а не превращаться в монологи. Хотя, если это сравнивать с литературой, то ситуация другая, но, если честно, на полном серьёзе сравнивать это с литературой нет причин.
Все эти разговоры о гениальности и чём-то выдающемся напоминают ситуацию с романами Пауло Коэльо. Когда-то тётеньки лет под 50 любили читать "Алхимика" и восторгаться тем, какой это глубокий философский роман. Да, смысла в нём нет и просто всё написано пафосным слогом. но ведь создаётся впечатление, что читаешь что-то важное. Тут что-то подобное.
Вспоминается мемный момент из комиксов про Супермена: Это птица! Это самолёт! Нет, это Супермен!
Видеоигры, что это? Искусство? Спорт? Нет, успокойтесь, это просто цифровые игры.
Да, в шахматах тоже есть соревновательный момент, а у каких-нибудь "Биониклов" богатая продуманная предыстория и крутой визуальный стиль. Но это просто интерактивное развлечение. Если угодно, DE - это ролевая игра с чрезмерно проработанным текстом. Но не более того.
Думаю, автор статьи более-менее знаком с Homo ludens Хёйзинги, во всяком случае, хочется верить, что он не просто так от нефиг делать вплетает в текст какие-то имена философов и писателей. Так что ему должны быть в целом понятны отношения игр и культуры. И что, если присмотреться, в DE ничего принципиально нового в плане этих отношений нет.
И какой области медиа относить Disco Elysium в серьёзном академическом искусствоведческом сообществе вопрос точно не стоит.

Ответить

Насчёт фундаментальных правил детективов: я с ними справлялся по ходу игры и, насколько я понял, разработчики их все специально нарушили.

Ответить