{"id":3841,"url":"\/distributions\/3841\/click?bit=1&hash=69895412c209b560fe7920c439ce887a7b58ec02ef493f4c43e3049dee2bee04","title":"\u041d\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0443\u044e \u0438\u0433\u0440\u0443? \u041d\u0430\u0440\u0438\u0441\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0441\u0430\u043c\u0438","buttonText":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ec453eee-3dd1-5815-b9ed-746d6414f7d9","isPaidAndBannersEnabled":false}

Первый взгляд на Nebuchadnezzar

Пришло мне на почту письмо: «Мы слышали, вы любите градострой. Слабо возвести Вавилон?», а в конце лежал ключ от пресс-версии «Навуходоносора» - ситибилдинга в сеттинге Месопотамии.

Эта игра заинтересовала меня ещё с анонса. Nepos Games - инди студия из 2-х человек – пообещала ни много ни мало симулятор в духе тех самых Цезаря и Фараона от Impressions Games, но со своими оригинальными фишками, поэтому устоять и не разобраться, что же у них получилось, было невозможно.

Сразу хочется начать с козырей. Какой по-вашему главный ресурс в экономических стратегиях? Вы скажете - деньги, за же всё строится. Несомненно, золото важно, но в Nebuchadnezzar игрок является скорее архитектором, чем правителем, поэтому монетки не тратятся на зарплаты рабочим и содержание зданий. Вместе с тем, правда, и налогов он никаких не собирает.

Тогда вы скажете – люди. Тоже верно, именно они обеспечивают работу всей инфраструктуры, но игра ведь не выживастик, и что помешает просто наспамить домиков?

Навуходоносор – один из немногих градостроителей, которые напоминают, что главное – это свободное пространство и умение компактно его застраивать даже на, казалось бы, довольно обширных картах.

Связано это в первую очередь с сельским хозяйством и логистикой. На большинстве локаций даже берега Тигра и Евфрата пустынные. Для земледелия и скотоводства нужна ирригация, вот только насосы ставятся лишь на ровных берегах. Плюс их мощность, т.е. дальность наполнения каналов, ограничена, и для одной фермы потребуется от 2 до 3 штук.

Под логистикой подразумевается необходимость доставки товаров. Ребята с телегами способны пройти лишь на определённый радиус от здания. Естественно, в радиусе должен быть склад. Распространяется это и на рынки, с которых продукция раздаётся потребителям. Идеально, если хранилище стоит между жилой и производственной областью, чтоб торговки подхватывали сразу, иначе добро пожаловать в механику караванов.

Строите сарай, добавляйте караванщиков, указываете им какой ресурс брать и по каким складам кататься. Разумеется, на каждый такой караван требуются люди.

Слоты рабочих - это ещё одна полезная особенность игры. На любое производство можно выделить больше людей как для основной действительности, так и для доставки. Трудоустраивать новые кадры зачастую выгоднее, чем строить новое здание, хотя конкретно для фермеров придётся ещё добавить полей.

С раздачей на рынке тоже не всё так просто. Маршрут разносчицы необходимо проложить вручную по чекпоинтам, чтобы она максимально быстро обошла все дома. Проблема начинается, когда добавляются новые улицы - весь путь нужно переделывать. Можно добавить ещё рынок в другом месте, рядом с ним тоже должен быть склад, пополняемый караванщиками.

Лачуги подросли, холопы жаждут пива. С алкоголем всё становится ещё интереснее. Ячмень выращивается на точно таких же фермах, можно даже на тех же самых. Никто не мешает индивидуально настроить каждую клетку пашни, а потом наблюдать, что урожай разных культур собирается в разное время, и поразиться глубокой проработке игры. А вот варить бухло крестьяне не могут.

Нужно второе сословие, у которого свои жилища и потребности. Горожанам хочется рыбку, украшения, религиозных проповедников, и чтоб вокруг хаты по красоте было: памятники, декоративные кустики, мощёная дорога. Причём большую часть их нужд претворяет в жизнь прошлая каста. Таким образом игра рассказывает нам о важности взаимодействия социальных классов в обществе.

Виллы апнулись до приезда жителей, баг?

По моему субъективному мнению, сложности с пространством ведут к сложностям логистики, те к сложностям с населением, а если начать всё перестраивать, то уже и денег никаких не хватит. Потому первое я и обозначил, как наиболее важный элемент. Намного выгоднее удовлетворить потребности имеющихся жителей, чтобы их домики выросли, чем строить новые.

Заядлый «римлянин» или «египтянин» сейчас думает, что я всё пишу неправильно. Сначала надо проложить торговлю, чтобы купаться в бабле, а остальное - дело техники. Хрен тебе, умник! Разработчики об этом подумали.

Торговля, кстати, только водно-портовая, что исторично для междуречья. Самый сок в том, что никто с неизвестной деревней вести дела не будет. У поселения есть показатель престижа, который какой-то хитрой формулой складывается из кол-ва благополучных домиков. К тому же, чтобы открыть те самые маршруты, надо сделать первый взнос ресурсами.

По престижу существует некоторый лайфхак. Он также повышается от возведения гигантских монументов. Процесс изготовления тонны кирпича довольно долгий, поэтому стоит начать строительство Висячих Садов заранее.

Эти памятники культуры можно отделать вручную. Имеются определённые требования по высоте, количеству блоков и занимаемому пространству, советую делать первый этаж сплошным. Пусть внутренние дворики расположатся на 2-ом.

На данный момент в игре всего 3 таких чуда, максимально мне удалось достичь 16-ого этажа, к релизу могут подвести побольше и повыше. Интересно, доведётся ли нам строить вавилонскую башню? Настройки кастомизации не позволили менять цвет стен, хотя опция в меню имеется. Видимо, тоже пока не доделали.

Итак, престиж получен. Торговые послы уже стучат в ваши двери, но, помните, я писал про первый взнос натуральным хозяйством. В ранних миссиях, лайфхак сработает. В следующих, перед началом товаро-денежных отношений партнёру надо послать такую экзотику, что понадобятся производственные цепочки с участием разных социальных классов. Это говорит нам о том, что авторы отлично понимают, как игра работает и как правильно увеличивать сложность!

Стоит так же понимать, что, если торговля в миссии доступна, значит, возможно, что-то придётся и покупать. Например, бронзу, без которой украшения для среднего сословия не сделать. На помощь придут влияющие на цены отношения с другими городами. Они растут по мере самой торговли и выполнения квестов на отправку ресурсов. Правда, провал таких задачек отношения понижает.

Собственно, это весь геймплей. Пока в игре всего 3 класса жителей, но ресурсов и цепочек для них уже дохрена и больше. Поэтому у кого-то может возникнуть вопрос, как во всём этом не запутаться? На самом деле интерфейс у игры интуитивно понятный. Достаточно навести указатель на здание в меню постройки, и всплывающая подсказка покажет, что оно принимает как сырьё, и какой товар получится на выходе.

Экрана Gameover я не видел ни разу. Знаю только, что, если деньги закончатся в первый раз, правитель по классике игрока прощает и даст ещё. Впрочем, мне были доступны только 2 уровня сложности: лёгкий и нормальный.

Не могу сказать, что я скучаю по всяким богам и инженерам Римской империи. Механики были интересные, но решалось всё спамом храмов и постов префектов под каждое здание. Может и правильно, что этого всего нет.

А вот без чего реально тоскливо, так это без симуляции жизни. Я с теплотой вспоминаю катающиеся по городу колесницы, бродивших к Коллизию гладиаторов, орущих школьников в образовательных учреждениях, детей, которых толстая тётя заставляла носить продукты, или помните греческого пожарника, у которого вечно горел плащ, ну и как не вспомнить пьнчуг из Stronghold’ских трактиров. К сожалению, бюджет Месопотамии не позволил реализовать что-то подобное, к релизу тоже вряд ли сделают.

Справедливости ради, планы разработчиков воистину монументальны, среди них поддержка модов и новые анимации, да и до этого я участвовал в збт, по сравнению с которым игра стала лучше выглядеть и звучать, но всё равно у нас остаётся дешёвое 3D, вместо душевного 2D.

Вторая проблема игры, однообразие кампании. Я рассказал про интересную фишку с пространством, других не последует. У меня 13 миссий из 16-ти запланированных, но я прошёл только 6, а потом пошёл в последнюю, как в песочницу. Хотелось бы большего разнообразия. Надеюсь, фанаты с редактором карт что-нибудь придумают.

В целом, два человека из Nepos Games сделали интересный градостроительный симулятор. Игровые механики продуманы и отлично взаимодействуют между собой, однако из-за слабой атмосферы и совершенно однотипных задач игра способна очень быстро надоесть. В результате чего на релизе Nebuchadnezzar можно порекомендовать исключительно тем, кто ищет экономический сим без лишних изысков. Остальным стоит посмотреть на игру через полгода.

Всем спасибо за прочтение! Конструктивная критика приветствуется! Ждём ремейк Фараона.

0
34 комментария
Написать комментарий...
B1sher

А каким образом они услышали, что ты любишь градостроительные симуляторы? И откуда у ребят твоя почта?

Ответить
Развернуть ветку
Dog Warovich

Уже в вишлисте. Где бы только время на все крутые стратегии найти

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Возьми все которые понравятся, напиши название каждой на бумажке, кинь в ведро, потряси и вытяни одну. В нее и играй пока тошно не станет.

Ответить
Развернуть ветку
Dog Warovich

Я и так за последний месяц играл в Хоику до состояния тошноты, потом в Стелку, сейчас в TWW2 с модами (кстати, а давно в Ваху добавили территории восточнее севера Краесветных гор?), потом планирую снова вернуться в Анно и его до тошноты заигрывать.

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Хз я в вархаммер 2 не так чтобы много играл, причем я играл сильно после релиза, там же даже бесплатного контента наваливали.

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Мне пришло письмо: мы слышали вы название нашей игры выговорить не можете, ну хер вам а не ключь.😢

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Навухаданосар?

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Я опять попробывал...🤷

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Камон, так же назывался корабль Морфиуса в первой матрице. Ты чего хоть?

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Для меня он всегда был корабль Морфиуса...сорян...

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Надо значит потренироваться, давай вместе. Навух

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Навух

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Донос

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Донос

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Ор

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

Ор

Ответить
Развернуть ветку
Camper

А теперь соединяй все вместе

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

НавиПоносОр...ор со всего этого

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Ай, ты безнадежен. 

Ответить
Развернуть ветку
Jester Tor

🤷

Ответить
Развернуть ветку
cookiemancer
А вот без чего реально тоскливо, так это без симуляции жизни. Я с теплотой вспоминаю катающиеся по городу колесницы, бродивших к Коллизию гладиаторов, орущих школьников в образовательных учреждениях, детей, которых толстая тётя заставляла носить продукты, или помните греческого пожарника, у которого вечно горел плащ, ну и как не вспомнить пьнчуг из Stronghold’ских трактиров. К сожалению, бюджет Месопотамии не позволил реализовать что-то подобное, к релизу тоже вряд ли сделают.

Да, без всего этого совсем не те ощущения

Ответить
Развернуть ветку
Basil Titovchenko

У многих ещё и имена были смешные, особенно у артистов: Tomas Hancus, Bradlius Pittus, Patricus Stuartus и так далее. А без народа на улицах половина фана пропадёт, однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Вова Сидоров

Визуально просто чума.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Малахов
Автор

Пока сидел текст редактировал патч вышел. 
Теперь там 6 видов монументов, всё неактуально(

Ответить
Развернуть ветку
Организационный цветок
ключь

!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Мягко очень, как на кошачьих лапах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Конь Задрот

Шикарно

Ответить
Развернуть ветку
Forza Azzurri

Аж олдскулы свело. А можно строить водоканал между пальмами?

Ответить
Развернуть ветку
Трагический Паша

Спасибо, выглядит очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Андреев

Так она как EA выйдет? :( 

Ответить
Развернуть ветку
TheGeerav .

Очень жду, помню как в детстве ночами зависал в Pharaoh

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

Спасибо за статью, добавил в виш-лист :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Калугин

Похоже, что ребята скрестили Цезарь и Анно) Разные классы жителей, разные потребности... Звучит интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 34 комментария
null