Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Предыдущие статьи:

Что ж, вы советовали мне поиграть в нее, и я это сделал. Sweet Home, в оригинале «Suito Homu», вышла на приставке Nintendo Entertainment System (NES) 15 декабря 1989 года.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Если говорить откровенно, то игра никогда не была выпущена на NES. Единственная консоль, на которой можно было в нее поиграть — это Famicom (Family Computer Disk System). Таким образом, Sweet Home никогда не публиковалась за пределами Японии. Хорошо, что нашлись умельцы, которые англофицировали игру. Отдельное спасибо разработчикам эмуляторов, которые позволили запустить ее на современном компьютере.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Про Nintendo слышал каждый, поэтому в этой статье я не буду затрагивать историю компании. Для того, чтобы писанина не казалась скучным мусором (коим возможно она и является), я решил пойти немного иным путем. Я посмотрел фильм, на основе которого сделана игра. Займемся, так сказать, сравнением.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Кинолента Suito Homu появилась на японских экранах 21 января 1989 года. Режиссером выступил Киёси Куросава, который также помогал в разработке игры. Так как фильм появился раньше, с него и начнем.

Suito Homu. Начало

Картина начинается с того, что пятеро разношерстных персонажей, которые называют себя съемочной группой, направляются в заброшенный особняк (опять эти особняки). Дом принадлежал неординарному художнику Ичиро Мамия, и ходят слухи, что наследие живописца, представленное несколькими фресками, хранится в его родной обители.

Бюрократ — хранитель ключей сперва отнекивается, но все таки отдает товарищам ключ от ворот. С этого начинаются их приключения.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Фильм можно условно поделить на две равные части, и первая половина совершенно не дотягивает до второй. Герои ведут себя глупо, актерская игра хромает. Никакого внятного ужаса картина поначалу предоставить не может. Более того, повествование перемежается не всегда уместным юмором. Чего только стоит похотливый оператор, Рио Тагучи — идеальный кандидат на первую смерть. Другое дело — вторая половина, которую можно назвать добротным хоррором категории «Б». Однако об этом мы поговорим позднее.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Итак, телевизионщики добираются до особняка, и тут же их начинают преследовать потусторонние силы!

Потолочные балки пытаются убить режиссера — Козуо Хошино.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Репортер, и по совместительству профессиональный реставратор — Асука, истошно кричит.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Дочь режиссера — Эми, сжигает проектор с диафильмами, а оператор Тагучи разрушает оберег от призраков.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Единственная, кого этот весь балаган не касается — Акико, продюссер. Сильная женщина, бездетная и влюблена в Козуо. Однако сообщают нам об этом ближе к середине картины. До того момента Козуо как будто плевать на все вокруг происходящее. Он без эмоций выслушивает монологи дочери, не вступает в лишние перепалки и пьет кофе.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

В такой манере проходит первая половина фильма. Он пытается напугать, но получается это с переменным успехом. Мне кажется, что проблема заключается в неровном повествовании. Мертвый ребенок хозяйки особняка выглядит натурально, проклятая Асука, которая возится с гробиком, пугает своим поведением, но глуповатый оператор с непосредственностью персонажа детского мультика в шутку размахивает огромным топором. Такие контрасты немного выбивают из колеи. Ломает атмосферу и бодрая, несвойственная хоррорам, музыка.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

С этого момента начинается самое интересное, поэтому переходим к игре.

Sweet Home. Возвращение в начало

Игра начинается с того, что пятеро разношерстных персонажей, которые называют себя съемочной группой, направляются в заброшенный особняк (опять эти особняки!) за фресками… И так далее по знакомому сценарию.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Игра представляет собой классическую JRPG, но с особенностями. Не даром она является прародителем всеми известной Resident Evil. Бои случайные, с выбором действий через контекстное меню, однако каждый персонаж уникален и имеет свои способности.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

У режиссера Козуо есть зажигалка, которая позволяет избавляться от некоторых объектов, а у его дочери — ключ, отпирающий большинство дверей. Акико выступает в роли врача и снимает проклятия, а оператор Тагучи носит в инвентаре камеру. Реставратор Асука, в свою очередь, оперирует пылесосом, с помощью которого убирает осколки с пути и чистит от пыли грязные фрески. Все эти предметы можно и нужно использовать в бою.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Можно объединять персонажей в группы по два-три человека. Это позволяет держаться в команде, не переключаться сотни раз между героями и приходить на помощь друг другу в кратчайшие сроки. Если кажется, что персонаж пострадает в битве с очередным исчадием ада, можно позвать шесть крепких японцев (товарищей) на подмогу.

По особняку разбросаны полезные (и не очень) предметы. С помощью дерева, например, можно строить шаткие мостики через дыры в полу. Эти мостики периодически ломаются под тяжестью персонажей.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Тоники восстанавливают очки здоровья и «маны» всей партии. Однако встречаются они редко, а в битвы случаются, напротив, часто. Первый признак «survival horror».

На недостаток оружия, тем не менее, жаловаться не приходится. Уже через десять минут игры мои бедные японцы были экипированы кухонными ножами, а то и древними мечами.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Предметов достаточно много, а ячеек инвентаря всего десять: по две на брата. В связи с этим часто приходится раздумывать над важностью того или иного предмета, потому что бежать за брошенной в начале уровня условной свечой только себе дороже — враги не дремлют.

Персонажи, очевидно, смертны, но их нельзя воскресить, как в классических JRPG. После смерти кого-либо из группы игра не заканчивается. Более того, от количества выживших зависит концовка игры.

Перейдем к атмосфере. Два слова: она впечатляет. Полный опасностей и злых сил старинный особняк таким и ощущается. Приходится продумывать каждый шаг, потому что быстро приходит понимание, что персонажи могут погибнуть, а тоников катастрофически не хватает. По всей территории разбросаны поясняющие сюжет записки, фрески скрывают подсказки, а иногда могут встретиться и дружественные монстры с полезными фразами.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Sweet Home, несмотря на технические ограничения платформы и год разработки, старается создать крайне неблагоприятные для игрока, но способствующие погружению условия, и закидывает значительным количеством контента. Это несвойственно тайтлам тех лет и, безусловно, работает на иммерсивность. Взять, например, саундтрек. Нет, вы только послушайте! Разве это не прекрасно?

Фильм. Вторая половина

Сперва хотелось бы отметить появление в кадре самого харизматичного персонажа фильма — заправщика с ближайшей станции. Когда видишь, как он курит в эпичной позе во время работы, сразу понимаешь, что этот герой привнесет в картину еще немало интересных ситуаций.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Команду начинают терроризировать странные тени, и первым от их (рук?) погибает, вот ведь неожиданность, оператор Тагучи. Он самовоспламеняется и разваливается пополам, однако верхняя часть туловища остается функциональной и преследует Асуку.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм
Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Второй погибает сама Асука, и это также не является сюрпризом, ведь незадолго до описанных событий становится понятно, что история сосредоточена вокруг режиссера, его дочери и продюсера. Любовь, материнство, все дела.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

На сцену снова выходит заправщик. Он проклинает персонажей за то, что они сломали защиту от темных сил, все четверо находят погибших товарищей, Эми похищают призраки… об этом можно говорить долго, но зачем?

Вся сюжетная линия меркнет по сравнению со сценой, во время которой пьяный заправщик поет песню силы и c легкостью сминает стеклянную бутылку одной рукой. Diabloo-diabloo-diabloo.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Песню я не нашел, но можно прослушать ее в самом фильме на YouTube. Тайминг: 1:02:50

К сожалению, спустя несколько минут старик погибает. Достойному персонажу достойная хоррора смерть.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

В какой-то момент Акико остается одна. Это не удивляет, так как фильм про радости материнства, а призрак дома Ичиро при жизни была матерью. Случайно она сожгла своего сына и поехала крышей.

Как можно догадаться, в финале происходит противостояние двух матерей: бездетной, но влюбленной в приемную дочь, и мертвой, но озлобленной на весь мир за собственную ошибку.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Герои живы, темные силы повержены, осталось воссоединиться под воодушевляющую музыку и пролистать титры.

В качестве заключения к обзору фильма могу сказать лишь одно. Игра в сотни раз превосходит кинокартину, хотя обычно бывает наоборот. Как бы странно это ни звучало по отношению к такой древности, игра умеет пугать, а точнее, держать в постоянном напряжении. Это связано не с графикой, катсценами и скримерами. Большую роль играет музыка, нехватка ресурсов и общая атмосфера.

Фильм, напротив, не испугает даже самых боязливых, а может скорее вызвать некоторое отторжение. Кровавые и мерзкие сцены выглядят натурально, но в остальном картина не может предложить ничего особенного, за исключением парочки интересных персонажей и возможности углубиться в историю японского кинематографа.

Более того, о чем я уже написал, и сказать то нечего. Причина банальная — игру я все еще не прошел. Сказывается нехватка времени и необходимость изредка шерстить мануалы в поисках неочевидных решений. Могу сказать точно, игру я завершу, ведь на помощь приходят эмуляторы для мобильных платформ.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

Однако я уверен, что все слова об атмосфере, сложности и погружении будут распространяться на оставшуюся часть игры, поэтому можно сказать, что обзор является завершенным. Патриарх верхнего интернета гордился бы мной, даром что деньги за обзоры не беру.

Побеждая страх. Часть 3. Sweet Home: Игра и фильм

На этой ноте я прощаюсь с вами, а в следующий раз поиграю в Alone in the Dark. Как известно, эта игра вышла на персональных компьютерах с операционной системой DOS, однако была и другая версия. Пользователи консоли 3DO Interactive Multiplayer также могли поиграть в сей шедевр. Про эту консоль и компанию, которая ее создала, можно рассказать много интересного.

4747 показов
1.2K1.2K открытий
11 репост
8 комментариев

Famicom (Family Computer Disk System)Фамиком и Фамиком Диск Систем - это не одно и то же, воообще-то, да и игра на картриджах выходила, так что Диск Систем тут вообще никаким боком.

Ответить

Точно, ошибочка вышла. Спасибо!

Ответить

Победил страх-то по итогу?

Ответить

Думаю до этого ещё далеко, я весь не играл а современные тайтлы:)

Ответить

Это как-то связано с новым сериалом на Netflix?

Ответить

По всей видимости нет, там другой сюжет + снято корейцами, а не японцами

Ответить

 Фильм, напротив, не испугает даже самых боязливых, а может скорее вызвать некоторое отторжение. Кровавые и мерзкие сцены выглядят натурально

Это, кстати, фишка всех японских хорроров. Один "Тэцуо" что стоит:
https://youtu.be/A1WvLB8P-DM?t=224

Ответить