Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Улучшенная боевая система, больше боссов и внезапные религиозные мотивы.

Первая часть The Surge до сих пор вызывает смешанные чувства у любителей игр, основанных на формуле Dark Souls. Одним она кажется слишком быстрой, другим — слишком медленной. Кто-то называет сюжет The Surge претенциозным, другие же говорят, что он хорошо показывает проблемы современного мира. Но большинство сходится в одном — эта игра далека от совершенства.

Оригинальная The Surge страдает от однообразных локаций, недоделанных игровых механик и странных геймдизайнерских решений. В то же время, в ней кроется большой потенциал. Так что не удивительно, что Deck 13 решилась исправить свои ошибки, выпустив продолжение игры.

Вирус в атмосфере

Сюжет The Surge 2 продолжает историю первой части. Мир стоит на краю гибели по множеству самых разных причин, а недальновидные учёные запускают в верхние слои атмосферы массу нанитов — мельчайших частиц, запрограммированных контактировать с техникой и людьми, преобразуя и «улучшая» их.

Однако план лучших мыслителей планеты провалился. Наниты вместо того, чтобы помогать человечеству, обрели подобие сознания и теперь всячески мешают жить людям: заражают их смертельным вирусом «дефрагом», формируют нанитовых монстров, убивающих всё живое и даже каким-то образом размножаются.

Эпицентр всех нанитовых бед — город Джерико. Некогда процветающий мегаполис стал прибежищем для всех заражённых, военные никого не выпускают за пределы «Великой Стены», а на улицах процветает анархия. Без экзоскелета и увесистой дубины выходить из своего дома попросту опасно — тебя или сожрёт очередное бесформенное чудовище, или ограбит одна из местных банд головорезов.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Именно в таком мире просыпается главный герой после авиакатастрофы. В лучших традициях франшизы игроку самому приходится догадываться, за кого он играет, почему очнулся в тюрьме во время бунта и о каком крушении самолёта говорили местные врачи.

В отличие от первой части, здесь мы играем за абсолютно безымянного персонажа, которому даже можно выбрать внешность. У героя нет ни имени, ни характера, ни осмысленной мотивации двигаться дальше по сюжету.

Однако это не просчёт сценаристов, а намеренное обезличивание главного героя. Ведь на самом деле он здесь нужен лишь для связи с Афиной — девочкой, почему-то имеющей огромную власть над нанитами. Именно её предстоит искать добрую половину игры.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Как и в прошлый раз, сценаристы стараются рассуждать на серьёзные темы, используя сеттинг по полной. Однако если в первой The Surge это были проблемы экологии и глобальной роботизации, то теперь игра полностью сосредоточилась на тематике грядущего пост-апокалипсиса.

Каждый житель Джерико понимает, что грядёт настоящий конец света. Никто точно не знает, что случится, но общество чувствует, что настали последние дни человечества. И это приводит к определённым последствиям.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

В городе не осталось ни правил, ни законов — люди делают, что им заблагорассудится. Безумные учёные ставят сомнительные эксперименты, богачи устраивают вечеринки, смеясь в лицо смерти, на улицы выходит всё больше любителей набить кому-нибудь лицо, а особое место в обществе занимает радикальная технорелигиозная секта, поклоняющаяся некоей Искре.

Стоит отдать должное авторам из Deck 13: они не просто показали статичную картину мира, но смогли прописать его развитие по ходу игры. Например, тусовщики из клуба Cloud9 лишь внешне такие безрассудные — как только возникает реальная угроза жизни, они тут же впадают в панику и забывают о громкой музыке и напитках в баре.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Как и раньше, в The Surge 2 основная сюжетная линия понятна и недвусмысленна. Это не Dark Souls, в котором, чтобы понять и осознать произошедшее, пришлось бы перечитать половину описаний предметов, а потом всё равно идти на тематическую вики за разъяснениями.

Однако детали истории можно узнать лишь слушая аудиодневники. Без этого вы так и не поймёте, кто такая Афина, не узнаете, какой именно «Искре» поклоняются сектанты, и каким вообще образом злобный учёный из первой части превратился в доброго и понимающего старика, пытающегося всё исправить.

Уворот, блок, контратака

Но вернёмся к моменту, когда герой просыпается в тюрьме. Она играет роль этакой обучающей зоны: здесь научат всем стандартным для поджанра механикам — атакам, уворотам, лечению и прочему. Как и прежде, каждый удар отлично чувствуется, увороты редко дают сбои, а оружие в руках действительно ощущается тяжёлым и массивным.

Новшеством же для франшизы стало появление полноценного парирования атак. Правда, его реализация слегка отличается от того, что мы привыкли видеть в других играх. Здесь недостаточно просто вовремя нажимать кнопку блока. Вместо этого нужно стоять в защитной стойке и во время удара наклонить правый стик на геймпаде в сторону удара — вверх, вправо, вниз или влево.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Эту механику разработчики назвали «направленным парированием», а типичный, казалось бы, процесс усложнили в связи с достаточно простыми таймингами атак у рядовых противников и боссов. К тому же, это увеличивает вовлечённость игрока в процесс.

По тому, как часто удаётся применять парирование, The Surge 2 ближе скорее к Sekiro, чем Dark Souls. Даже не особо умелый игрок в большинстве поединков сможет регулярно пользоваться этой механикой, а те, кто решат пользоваться парированием при любой возможности, будут приятно удивлены — со временем изменится темп игры, из боёв уйдёт привычная для соулс-лайков суматошность, и появится чувство, что именно вы контролируете ситуацию.

Что особенно приятно, за ответный удар игрок получает много энергии, которую можно тут же потратить на восполнение здоровья. Таким образом даже если перед парированием вы пропустили один-два удара, вы ничего не потеряете и сможете двигаться дальше.

Обучение в игре поясняет, что лучше включить индикаторы, показывающие направления ударов врагов, но можно справляться и без этого

Стиль боя, как и прежде, зависит от выбранного оружия. Взяли булаву или молот — выгадывайте промежуток между атаками противника, чтобы провести один-два мощных удара (для таких целей отлично подходят ответные удары). Подобрали посох или саблю — бейте врага при первой же возможности и как можно чаще.

В сиквеле к арсеналу вооружения добавились копья, выпады с которыми помогают играть от обороны, и орудия двойного действия — двуручные мечи, способные раскладываться на два отдельных лезвия для быстрой комбинации из нескольких ударов.

В первой части, к слову, комбо-атаки работали не очень хорошо. Их никак нельзя было контролировать, стабильно второй или третий удары превращались в затянутую и непрерываемую анимацию из нескольких ударов, во время которой враги зачастую успевали атаковать, а то и убить игрока. Здесь же такая проблема встречается редко — от нескольких быстрых ударов противник уходит в «стан» не хуже, чем от одного мощного.

Система отрубания конечностей примерно та же — нацеливаетесь на нужную зону, через какое-то время проводите добивание и забираете схему новенького обвеса для своего экзоскелета

Вносит разнообразие в боевую систему и дрон, всегда готовый стрелять по противникам. Он уже был в первой части, но не играл особой роли — его атаки были слабы, а чтобы зарядить его требовалась энергия, которой всегда не хватает.

Здесь же дрон — полноценный помощник в сражениях. У него свой отдельный боезапас, на него можно навешать различные виды вооружения, и он способен выручить в самых разных ситуациях.

Его гранаты, ракеты и коктейли молотова наносят серьёзный урон, одиночные выстрелы сбивают вражеских дронов, и даже если у вас кончатся патроны, всегда можно включить электрический режим — такие атаки дрона не требуют боезапаса и отвлекают противника, что бывает полезным даже в босс-файтах.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

К счастью, в этот раз битв с боссами намного больше, чем в первой части. Основных боссов по-прежнему мало — по одному на каждую из пяти локаций. Среди них есть как крупные «мехи», так и более скромные по размерам враги. Каждое сражение интересно, требует определённой тактики и в целом, кажется настоящим испытанием.

Однако помимо этого есть и мини-боссы, которых около десятка. Хотя приставка «мини» здесь не особо уместна: у них точно такие же свои полоски здоровья и огороженная арена, а некоторые из них злее и сложнее монстров из основной «пятёрки». Единственное, за что их можно не любить, так это за то, что большинство из них — всего лишь усиленные виды рядовых противников.

Но несмотря на это, в них не чувствуется какой-то халтуры. Уникальная внешность, изменённые тайминги ударов, собственные виды атак, а главное — они грамотно вплетены в повествование. Разработчики не просто прислушались к отзывам о первой части, и добавили больше боссов, а сделали это с умом и без особой навязчивости.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Каждый босс требует определённого подхода и анализа его действий. Скажем, «прочитав» финального босса, можно добиться от него постоянного спама двумя-тремя атаками, которые проще всего парировать. И это довольно приятно — когда именно такой небольшой мозговой штурм приводит к победе, а не только скорость реакции.

Впрочем, есть подозрение, что заядлым фанатам соулс-лайков бои покажутся простоватыми и затянутыми — всё же тайминги местных противников заучить намного проще, чем у какой-нибудь Леди Бабочки из Sekiro.

К тому же, слегка подвели стычки с рядовыми противниками. Уже на двадцатом часу игры замечаешь, что большинство из них использует движения, которые ранее встречались, что немного портит впечатления от игры.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Зато более глубокой стала прокачка. Раньше каждый новый уровень давал лишь дополнительные энергетические ячейки, в которые устанавливались специальные усилители, дающие те или иные бонусы. И, по сути, этим левел-ап и ограничивался.

Теперь же вместе с энергетической ячейкой игрок получает возможность потратить два очка на увеличение здоровья, энергии или стамины.

Самих усилителей стало меньше, но лишь потому, что часть их функций отошла элементам брони. Теперь, собрав три из шести частей одного сета, игрок получает особый бонус, помогающий «заточить» билд под определённую тактику или снаряжение. Это может быть как помощь в уворотах и парировании, так и что-то более необычное, что поможет как в боях, так и в исследовании мира.

«Заблуждаться запрещается!»

А ведь изучать уровни в игре действительно хочется. Визуально локации стали намного богаче. Центр города приятно удивляет сочетанием классической западной застройки с элементами научно-фантастической, почти киберпанковской архитектуры, местный парк полнится зеленью, а электростанция, переделанная в храм Искры, внушает трепет.

Все игровые зоны уникальны в своём внешнем виде и играют особую роль в сюжете. Однако есть у них и нечто общее. Каждая из локаций — чёртов лабиринт с множеством проходов, до поры запертых дверей и срезов, ведущих к медицинской станции. И это чуть ли не основной недостаток Surge 2.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Игра стала чуть более вертикальной благодаря грави-лифтам и тросам, по которым во второй половине игры можно кататься вверх-вниз, а мастерству, с которым разработчики связывают некоторые участки карт, можно только позавидовать. Но не передать словами, как тяжело ориентироваться в этом переплетении улиц и коридоров.

Как уже было сказано, локации сильно отличаются друг от друга, но на деле, просто осматриваясь вокруг, скорее всего, не сможешь понять, где именно ты находишься. Каждый следующий переулок похож на предыдущий и ты банально не чувствуешь какого-то движения вперёд. Постоянно появляется желание вернуться назад и проверить, не пропустил ли ты где-нибудь поворот. И это чувство не проходит вплоть до конца игры.

И самое забавное, что левел-дизайнеры действительно старались что-то сделать с этой проблемой. То там, то тут замечаешь типичные приёмы, помогающие сориентироваться в пространстве: подсветка правильных путей фонарями, указатели, подсказывающие дорогу, панорамные виды и тому подобное. Однако этого недостаточно.

Иногда на уровнях можно встретить план местности, но это не помогает​
Иногда на уровнях можно встретить план местности, но это не помогает​

Может, эти визуальные маячки и помогут тем, кто, двигается исключительно вперёд — к боссу и обратно. Но если вы хотите найти предмет для дополнительного квеста, открыть короткий путь к медицинской станции или просто в одижании чего-нибудь интересного свернуть с намеченной тропы, то будете обречены на блуждание в повторяющихся коридорах.

И даже карта не спасёт. Мало того, что она доступна не всегда, так ещё и абсолютно не информативна. Карта банально не выполняет своего основного назначения, что после часа блужданий по локации выбешивает больше, чем самые сложные боссы.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

Ну и да, в The Surge 2 есть дополнительные квесты от случайных NPC. Геймплейно они обыграны, как правило, очень просто — найди предмет, принеси его и получи награду. Но подача у всех абсолютно разная, а нарратив на удивление проработанный.

Вас могут попросить достать немного человеческого мяса. Или отправить работать на пару с известнейшим актёром, игравшим самого Железного Мауса. Или вы, например, поверите в правительственный заговор и пойдёте разукрашивать город граффити в знак протеста.

Иногда даже появляется некоторая вариативность, пускай она зачастую и сводится к банальной строчке в диалоговом окне: «Я с тобой не согласен, умри!» . Но в целом сайдквесты в игре удались. Они здорово разбавляют рутину, а иногда авторы даже позволяют себе остроумно пошутить.

Целая линейка квестов связана с протагонистом первой The Surge
Целая линейка квестов связана с протагонистом первой The Surge

Наконец-то можно сказать, что Deck 13 сделали действительно хороший соулс-лайк. Бои в игре увлекательные, исследовать уровни, несмотря на их запутанность, интересно, сеттинг сумели правильно развить, а сюжетные перипетии интригуют вплоть до самого финала.

Однако The Surge всё ещё не настолько хороша, чтобы выйти из тени Dark Souls. Да, в ней есть оригинальные идеи, но большинство механик игры по прежнему опирается на аналогичные из souls-серии. При этом The Surge 2 проигрывает как в качестве исполнения многих геймплейных элементов, так и в количестве контента.

Уже лучше, но всё ещё далеко до Dark Souls: обзор The Surge 2

И в итоге, как бы не хотелось похвалить игру, её всё ещё можно рекомендовать другим исключительно с фразой: «Если вы уже наигрались в игры From Software».

44 показа
11K11K открытий
71 комментарий

Рецензия на заголовок:

Уже лучше, но все ещё далеко до хоть какой нибудь оригинальности

Ответить

Dark Souls от рецензий на заголовки.

Ответить

Игра 2019 года неплоха, но всё еще не уровень 2011..

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Выходит копия дарк соулс

@

Комментаторы: опять эти критики называют дарк соулс дарк соулсом ЪуЪ

Ответить

А мне первая часть понравилась. И вижу, что вторая стала намного лучше. Обязательно пройду.

Ответить

можно рекомендовать другим исключительно с фразой: «Если вы уже наигрались в игры From Software».

Или если не любите игры фромов. Запоем играю в первую часть, вторую обязательно попробую тоже. При этом далеко не любитель оригинальных соулсов

Ответить