{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}

Смешарики. Параллельные миры — маленькое чудо отечественного геймдейва

Игры по лицензиям — страшная сила! Ещё в 80-х на Западе они зарекомендовали себя как продукты весьма второсортного качества, однако их продажам можно было только позавидовать. Тогда каждый громкий релиз в кино сопровождался наспех сделанной игрой по мотивам.

К нам же это тенденция пришла поздновато — в начале 2000-х, когда на постсоветском пространстве началась формироваться более слаженная и чёткая медиа-площадка со своими кумирами, фильмами, сериалами.

В мультипликационном деле своеобразный рывок сделало творение питерских ребят с весьма лаконичным названием — «Смешарики». Первый полноценный российский мультсериал с ориентиром не столько на детского зрителя, сколько на семью в целом. Смешарики, несмотря на свой милый округлённый вид, не боятся затрагивать самые разные темы: от ценности дружбы до абсурдизма. Благодаря этому сериал получил всеобщее признание.

Закономерно на волне популярности авторы начали заниматься организацией целой франшизы. Игрушки, выпуски серий на DVD, VHS, журналы и, разумеется, компьютерные игры.

Игры по сериалу разрабатывала и выпускала в сотрудничестве с Новым Диском студия, ответственная за мультфильм, что необычно для общей практики.

По сути, вся игровая серия Смешариков строится вокруг обучающих казуальных тайтлов на час-полтора. Самая первая игра, «Круглая компания», идеально подходит под это описание. В ней кролик Крош помогает своим друзьям в открытии так называемой «игротеки», игровой комнаты. Попутно герой всячески пытается развлечь детей: то он делает зарядку, то играет на пианино, то собирает шарики по вёдрам. Проще говоря, «Компания» — сборник различных мини-игр, которые идут строго линейно основному повествованию.

Геймплей «Компании»

Все следующие игровые адаптации мультсериала были такого же плана, разве что выходили они теперь в рамках отдельной подсерии «Школа Смешариков» или оказывались простейшим собранием флеш-игр с официального сайта проекта без какой-либо сюжетной привязки. Но среди всех этих простеньких поигрулек сильно выделяется предмет сегодняшнего обсуждения…

Процесс создания

Как говорилось выше, большую часть игр разрабатывала сама студия анимации «Петербург», но в этот раз создатели мультсериала решились скооперироваться со сторонним разработчиком в лице Trickster Games.

Точную информацию об этой студии сейчас найти трудно, но с уверенностью можно сказать, что когда-то она активно сотрудничала с многострадальной Акеллой (она издавала такие их игры, как, например, «Петрович и все, все, все…» по мотивам короткометражек Андрея Бильжо, «Приключения барона Мюнхгаузена на Луне» и т.д).

Также у Trickster Games имеется аккаунт в DeviantArt, где они когда-то публиковали наработки к своим играм. После посещения страницы послужной список студии неожиданно пополняют бесконечное число дешёвых флеш-игр, нацеленных на девочек, коротенькие промо-ролики и многое другое. В общем, студия хоть куда!

Логотип загадочной Trickster Games

Авторы мультфильма решили не мелочиться с этой игрой и выпустили наружу всю свою креативную мощь.

Во-первых, создатели отошли от "обучалок" и основой для новой игры по «Смешарикам» выбрали жанр квест. В СНГ квест всегда обладал особой любовью и к тому времени всё ещё был востребован.

Во-вторых, не просто квест, а квест с пластилиновой графикой! Идея интересная, но на её реализацию уйдёт много сил, нервов, и, само собой, пластилина.

С такими большими амбициями одному не справиться, поэтому в работу включилась Trickster Games, которая уже успела отметится на поприще квестов.

Неизвестно, с какого года началась разработка проекта и сколько времени на неё ушло. В процесс создания были вовлечены скульпторы, верстальщики, множество аниматоров, их помощники, а также композиторы оригинального мультсериала, Сергей Васильев и Марина Ланда (именно они написали «От винта», «Город Омск», «It’s so easy» и многие другие запоминающиеся песни). Но, несмотря на все трудности, игра увидела свет в 2009 году.

И что же вышло?

Игрока встречает вступительный 2D-ролик в обычном для Смешариков стиле.

Затравка такова: Пин, главный мастер и механик, в преддверии своего профессионального праздника объявляет конкурс на лучшее изобретение. Все в раздумье, особенно Крош и Ёжик, протагонисты игры. Они заходят к Пину в ангар за небольшим моторчиком, но тут же обнаруживают машину перемещения между параллельными мирами. Из-за любопытства герои залезают в неё, жмут все кнопки, и...

...оказываются в очаровательном пластилиновом мире! Правда Ёжику поездка далась плохо, он погрузился в транс. Без товарища путешествие не начнётся, поэтому наше первое задание — разгипнотизировать ежа с помощью фантика от конфеты.

Стоит сказать, что все задания в этом квесте строятся по одному и тому же принципу: игрок обращает внимание на мелочи, выстраивает логическую цепь, додумывает её и приводит план в действие. Классика, не иначе.

Схема простая, но как загадка подана — самый важный пункт. Подгадать момент и поймать удочкой бревно из быстрой реки, чтобы восстановить мостик, швырнуть из большой рогатки будильник в окно приятеля, чтобы тот наконец проснулся, или же как раз разгипнотизировать друга, казалось бы, обычным фантиком! Добиться цели легко, но сам процесс весёлый, забавный и в духе мультфильма.

Тут вы не встретите зубодробительных, мозговыносящих головоломок в стиле «Полной трубы» или «Братьев Пилотов». Тем более игра берёт отнюдь не этим.

Думаю, пора переходить к главному козырю «Параллельных миров», ведь сами по себе задания лишь дополняют мир Смешариков, оживляют его. Основной акцент разработчики сделали именно на воссоздании и проработке мира, окружающего игрока. На то намекает множество факторов.

По ходу действий игроку предстоит повстречаться со всеми основными героями сериала: Совуньей, Копатычем, Барашем, Нюшей и прочими. Удивительно, но NPC здесь не просто выдают определённые задания, тем самым насильно продвигая повествование вперёд. С каждым из них можно поговорить на отстранённые темы в любое время. Например, Лосяш расскажет про саму суть параллельных миров и устройство их работы (а речь всё ещё идёт о квесте для аудитории старше шести), Копатыч поделится опытом в ведении огорода, а Кар-Карыч с удовольствием разведёт демагогию о театре.

Каждый диалог в игре прописан так, что даёт возможность в полной мере ощутить персонажа, его эмоции, переживания. Создаётся впечатление от полноценного разговора, от личной беседы. NPC словно обретают душу. Отдельной похвалы заслуживает и актёрская работа, которая придаёт оттенок всем высказываниям героев.

Что ещё интересней, характерные черты персонажей заложены в сам геймплей. Управляем мы сразу двумя Смешариками: один из них, Крош, силён, но нетерпелив, другой, Ёжик, умён, вооружён лупой, однако ж брезглив к грязной работе. Подбор конкретного героя будет сопровождать вас на протяжении всей игры: и в выборе действий, и даже в выборе диалогов.

Но лучше всех описаний старания авторов отражает момент ближе к концу, когда два друга открывают для себя небольшую полянку с водопадом и цветущей сакурой. Там же на них навевают воспоминания о родном доме. Каждый персонаж углубляется в собственную трагедию.

Ёжик в своём монологе спокоен. Он понимает сущность параллельных миров, их единообразие, но при этом искренне скучает по дому, по своему миру со своими знакомыми, приятелями, с которыми он рос и жил всё это время.

Суть трагедии Кроша во многом схожа, но при этом подана куда проще и даже слегка комично. Тем не менее такой короткий ролик показывает кролика как героя с очень яркой и выраженной эмоциональной палитрой.

Хотя что мы всё о Cмешариках, да о Cмешариках, давайте перейдём к окружению, а ведь оно здесь заслуживает отдельного рассмотрения.

Первое, что бросается в глаза, естественно, пластилиновый антураж. И пусть локации здесь не такие объёмные на вид, как в том же «Не верь худе», однако своего очарования не теряют. Тем более каждая из них наполнена определёнными микрособытиями. Вот где-то рядом поблёскивает река, а здесь всего лишь по наведению курсора распускаются цветы и зреют яблоки. Как будто в ваших руках волшебная палочка, способная добавить пару маленьких красок в этот мир.

А есть и события, которые случаются не от вашей воли. Они уже покрупнее, аккуратно вплетены в основное повествование, но их развитие происходит где-то на фоне. К примеру, в начале прохождения Кар-Карыч говорит о своём желании навестить Совунью. Мы советуем ему подарок к этой встрече и отвлекаемся на свои дела. Спустя какое-то время мы натыкаемся на Карыча уже в гостях у Совуньи. Или же Лосяш будет твердить нам о солнечном затмении до тех пор, пока оно само нас застанет в самый неожиданный момент. И такими крохотными событиями наполнен весь квест.

Однако какими бы не были события, сопровождать их всех будет саундтрек. Да не простой саундтрек, а от композиторов сериала. Тут они, кстати, постарались на славу. Записали 7 оригинальных, нигде ранее не звучавших композиций. И весьма необычных композиций, в которых может одновременно звучать то гармошка, то свисток, а то шёпот...

Безусловно, главной темой квеста стала песня «Мнём мы, мнём», в которой лирический герой признаётся в своей тайной страсти к пластилину.

Но мы отвлеклись, вернёмся снова к окружению. В игре также достаточно много деталей, отсылающихся на мультфильм. Чаще всего они встречаются в интерьере домиков, которые хорошо проработаны и соответствуют стилю их хозяев.

Благодаря такой дотошности к мелочам у игрока создаётся впечатление постоянной активности вокруг. Выйдя из локации, вы будете уверены, что она не испарилась в программном коде, а все ещё существует и что-то там обязательно да происходит.

Скажу больше, именно мелочами игра и захватывает. Из всех этих фоновых интерактивных деталей, житейских разговоров по душам, персонажей, маленьких событий и складывается мир. Небольшой мир, потому что вам придётся часто возвращаться в локации, где уже раньше побывали, но... живой мир! Жизнеутверждающий мир! Радостный, дружелюбный, полный красок и даже какой-то детской беззаботностью.

Да, пожалуй, именно этого и добивались создатели. Сделать крошечный пластилиновый островок детства, к которому приятно возвращаться снова и снова. Передать всю атмосферу Страны Смешариков...

Разве это не чудо? Особенно для нашего геймдейва, где большинство игр по популярным лицензиям сделано на тяп-ляп без какой-либо опоры на оригинальный источник?

Определённо, это лучшая игровая адаптация вселенной Смешариков.

Снискала ли игра успех?

Самый спорный вопрос.

С продажами российский разработчик делится не особо любит. Тут, увы, не исключение, поэтому гадать на кофейной гуще бессмысленно.

Общественный фурор игра не произвела. Некоторые люди смотрели на пластилиновую графику с большим скепсисом. От известных издательств оценок «Параллельные миры» не получили. Игра так и осталась в тени.

Trickster Games и «Петербург» после этого проекта больше не сотрудничали. Но авторы мультфильма внезапно, спустя четыре года после релиза, вновь обратились к материалу игры.

5 апреля 2013 года на официальном YouTube-канале Смешариков выходит клип на песню «Мнём мы, мнём...». По сюжету Кар-Карыч, прогуливаясь, находит на дороге коробку с пластилином, из-за любопытства открывает её, и погружается в полную абстракцию: люди, поедающие корабли, огромный динозавр, вышедший из мясорубки, и множество других "безобидных" метаморфоз.

На самом деле, этот клип — некое «письмо любви» творчеству известного советского и российского режиссёра-мультипликатора Александра Татарского, ответственного за «Пластилиновую ворону», новогоднюю сказку «Падал прошлогодний снег» и классическую заставку к «Спокойной ночи, малыши». Параллелей с игрой, к которой песня изначально и писалась, нет.

Спустя ещё шесть лет, в 2019 году, то ли случайно, то ли специально к юбилею игры, уже мобильный разработчик iTales, успевший за это время поработать над другими играми про Смешариков, выпускает бесплатный порт «Параллельных миров» на Android и IOS.

Казалось бы, вот оно, идеальное место, второй шанс для игры.

И действительно, iTales обновили визуальную составляющую игры, добавили новых анимаций и спрайтов, перенесли все задания и упростили процесс прохождения подсказками. Правда теперь большинство объектов на фоне статичны, у NPC отсутствуют альтернативные темы для обсуждения, локацию с сакурой и водопадом, где Крош и Ёжик вспоминают о доме, полностью выпилили, появились баги, надоедливые уведомления о «не забудьте поскорее купить полную версию», а концовку с привычным для Смешариков клиффхэнгером и вовсе обрезали.

Это все ещё хороший простенький квест, но без деталей оригинальной игры он как будто теряет свой смысл. А, впрочем, это уже совсем другая история...

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Параллельный Данила

Наконец то годный контент!

Ответить
Развернуть ветку
Judge Jameson

Держи ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Параллельный Данила

Где?

Ответить
Развернуть ветку
Judge Jameson

Вот

Ответить
Развернуть ветку
Параллельный Данила

Никогда бы не подумал что буду получать удовольствие от чтения "разбора сватов" и обзора на игру про смешариков 

Ответить
Развернуть ветку
Трактирщик

Если пропустил классику

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
J Paganel69

Извините

Ответить
Развернуть ветку
Weeper Orson

Cumпатыч.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Jetboxx

Огромное спасибо за статью, захотелось поиграть!

Ответить
Развернуть ветку
Кожаный Макс

отличная игра в детстве я с неё тащился, но одновременно эта игра вызывала во мне грусть из-за потери героями(и игроками) их родного места(родной 2D стиль) и место где ежик и крош вспоминают о былых временах, это вроде где-то на Сакуре было что ли.

В общем эта игра вызывала дикую ностальгию, и как я помню по концовке они не вернулись обратно, если это так то понятно почему игра вызывала печальные эмоции

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Полоз

Только недавно узнал про эту игру. И второй хвалебный отзыв про эту игру уже. А так как все детство смотрел Смешариков, то грех не пройти

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Петренко

помню в свое время там было что-то уровня сейфа из Братьев Пилотов но к счастью с боксом игры шло прохождение

Ответить
Развернуть ветку
Lee

В этой игре есть какой-то абсолютно ебанутейший затуп, который не решается даже прохождением, описанным в мануале, идущим с диском, потому что там решение абсолютно другое, не имеющее ничего общего с тем, что вставили в релизной версии

Ответить
Развернуть ветку
Мясной Артем
мозговыносящих головоломок в стиле «Полной трубы»

Труба - единственный квест, который я прошёл полностью сам, без подсказок. В неверхуде сдался на какой-то задачке с цветом, не заметил надпись на стене. Любой другой квест можно назвать мозговыносящим, кроме этих двух.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Исаков

Эх, где-то у меня был с ними диск. Найти бы… Помню, долго тупил на задании с флейтой.

Ответить
Развернуть ветку
Magic II

Хорошая статья. И хорошая игра. Удивительно, как о ней ещё помнят. И, какое совпадение, сам перекачивал в начале августа:)

Ответить
Развернуть ветку
Коктейль Лужкова
Автор

Понимаю, что к этой статье уже мало кто обратится, но все-таки поправочки сделать надо. Мне так будет спокойнее :)

«Trickster Games и Петербург после этого проекта больше не сотрудничали...»

Как оказалось, нет. В 2012 году студии вновь скооперировались, но теперь на волне нового спин-оффа — «Смешарики. Пинкод». Общие усилия вылились в игру «Получи патент первым». Trickster Games выступили в лице главных геймдизайнеров, а "петербуржцы" были ответственны за визуальную часть. Именно Trickster дали игре весьма простую и лаконичную геймплейную основу. Игроку сначала предстоит решить небольшую головоломку с физикой различных объектов (в дело идут гири, рычаги, вентиляторы, пружинки и прочее), после чего его ждет тематическая викторина с Барашем, Нюшей и Лосяшем. В конце уровня Совунья ставит печать и отдает нам заслуженный патент. Собственно, все тяжбы реального патентования в игре отражены с наглядной точностью.

Более того, сюжетная завязка в «Патенте» аналогична «Параллельным мирам», даже открывающая катсцена частично взята из ранней игры. Пин все так же зазывает своих друзей на конкурс изобретателей, но, как в процессе выясняется, никто не обладает самым главным навыком в этом вопросе — умением изобретать! Пингвину приходится обучать нерадивых Смешариков основам физики, а вместе с ними учится и сам игрок.

Почему было принято решение обратиться к старому материалу догадаться несложно. На дворе 2012 год, Петербург замечает еще пока только растущий, но такой прибыльный мобильный рынок. Уже тогда студия активно занимается разработкой как простеньких игр (по типу «Эрудита» с круглыми животными), так и на то время популярных мультимедийных приложений с сериями мультфильма. Игры Смешариков в привычном их стиле тускнели на фоне новомодных развлечений, казались невыгодными. Во многом тот же «Патент» берет легкость и непринужденность игрового процесса у мобильных проектов.

Остальные две игры, выходившие в том же году на ПК («Пинкод. История нового» и «Калейдоскоп игр 5»), повторяют устаревшие схемы. Вы можете себе представить сборник обычных флеш-игр на диске аж в 2012-ом? Нет? Очень зря, ведь такое у Смешариков вполне было и даже продавалось за деньги... Вот только продавалось оно явно не очень хорошо, ведь сегодня вы навряд ли найдете внятное прохождение этих игр, а уж опробовать их без приобретения лицензионной физической копии и подавно.

... иииии непопулярность этих игр стала основной причиной, почему данная простыня текста, которая могла свободно войти в статью, так сильно задержалась. Эх, жаль, что готовый материал нельзя отредактировать, но да и ладно. Все равно мысль сохранилась, пусть и в комментариях :D

Ответить
Развернуть ветку
aL

Вся франшиза "Смешариков" - типичное отечественное у.г.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
null