Скандинавский пост-мортем

Попурри из материалов/источников/теорий для статьи по God of War, которая не увидит свет никогда.

Скандинавский пост-мортем

Хельхейм наносит ответный удар

Под одним из корней ясеня Иггдрасиль (Мировое древо) покоится чуждый живому мир. Охраняемые дочерью Локи и гигантским псом тянутся вереницы мертвых. В истоках реки-границы Гьёлль стоит скованное судно из ногтей мертвецов, на него грузят нехитрый скарб губители мира, которые спешат выплыть из Хельхейма и успеть к последнему дню битвы.

По преданию Бальдр (бог весны и света) узрел свою смерть во сне. Мать его Фригг (верховная богиня и жена Одина) взяла клятву со всего сущего, что не сможет причинить вреда сыну, но забыла росток омелы. Хитрый Локи (Атрей в God of War), завидуя Бальдру, превратился в старуху и выведал тайну.

Скандинавский пост-мортем

Локи вложил прутик омелы в руку слепого бога Хёда (брат Бальдра), удар омелы отправил Бальдра в мир мертвых, но богиня Хель (дочь Локи) согласилась отпустить его, если всё сущее на земле оплачет его. Вся земля скорбела по Бальдру, кроме великанши Текк, под её личиной скрывался Локи...

Первые снежинки опускаются на могучий Иггдрасиль, предвестники трехлетней зимы — Фимбулвинтер. Уже скоро озеро Девяти миров промерзнет до основания и Нагльфар (корабль из ногтей) выйдет из хельхеймского дока. Неспешно по льду и снегу корабль скользнет к месту битвы, где Локи сразится с Хеймдаллем (страж мирового древа) и под вой Фенрира падут оба.

Обратно в Мидгард

Если вернуться в существующую реальность и немного отойти от Мирового древа в сторону, то мной больше года назад задумывалась статья, которая сравнит обряд погребения древних скандинавов и матери Атрея. Время неумолимо бежало вперед, а манускрипт обрастал пылью. Позже пришло глубокое осознание, что каждый человек создает свой собственный миф, а значит сопоставлять виртуальный и физический погребальный костер будет кощунством. Ниже можно будет вчитаться в некоторые материалы, которые остались на пепелище.

Драугр скорее вампир, чем зомби

Скандинавский пост-мортем

В исландских сагах ожившие мертвецы носят имя — драугр («тот, кто ходит после смерти») и, как правило, мало интересуются людишками, если те не начинают грабить их курганы и строить коммунизм. Однако, страх перед живыми мертвецами в Средневековье был несколько преувеличен местным ополчением, которое разбегалось со своих постов по кабакам и барам (здесь ничего не изменилось, кстати). Умельцы же покрепче старались обходить и врезаться в арьергард живых мертвецов, сея вторую смерть компактными руническими амулетами, которые и оправляли отцов обратно к праотцам. После удачной атаки на могильнике герой оставлял метку «inactive», что навсегда запечатывало родственника в Хельхейме.

Не стоит полагаться на «Википедию», но во внешнем виде драугра описание сходится к тому, что ранее живой и увеличившийся в размерах мертвец может долгое время оставаться в форме, а также иметь признаки насильственной или иной смерти. При этом солнечный свет совершенно не мешает топтать монстру бренную землю.

«Всё ещё не разложился и вид имел самый что ни на есть адский; он был чёрен как Хель и огромен как бык»

Драуграм также приписываются некоторые скиллы и характеристики, которые могут легко быть переложены в MOBA и выдают в них естество вампира. Например, в сагах упоминается (внимание! информация не проверена автором, но отказаться от абзаца он не имеет сил), что живой мертвец может превратиться в животное, но при этом сохранить свой прекрасный лик. На самой достоверной энциклопедии в интернете сказано, что иногда драугр может забагать и пройти сквозь землю. Ближайшие же родственники из Румынии в этом скилле имеют полезную инверсию.

Написанная в конце XIX — начале XX вв. картина имеет название «Draugen». Теодор Киттельсен
Написанная в конце XIX — начале XX вв. картина имеет название «Draugen». Теодор Киттельсен

Библейские йотуны

По берегам океана боги отвели земли великан (йотунам), а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард.

Младшая Эдда, стр.25-26

Несколько абзацев фундаментальной науки и сложного языка.

Существует довольно интересная историческая работа, которая называется «Европейские элементы в Книге Бытия (6: 1-16)». В ней говорится о том, что перед рассказом о Ноевом потопе существует пассаж с упоминанием исполинов (nephilim). Дело в том, что рассказы о богах или их детях вступающих в брак со смертными характерны для греческих или скандинавских народов, что является редкостью. Автор делает выводы о том, что на евреев было оказано влияние их европейскими соседями (из этих народов лучше других известны филистимляне).

Не будем вдаваться в этимологию слова «nephilim», отметим немного иное. Обитателями земли, на которых разгневался Господь, не были обыкновенными людьми. Как в точности мыслились обитатели земли до потопа – сказать трудно. Их важнейшими группами предстают потомки «сынов Божьих» и великаны (nephilim). Возможно, две эти группы, более или менее идентичны. В любом случае важнейшей составляющей первоначального населения земли оказываются смытые потопом великаны.

Ближайшую параллель, как отмечает автор, такому обороту событий у Снорри Стурлуссона (XII — XIII вв., исландский скальд, прозаик, историк и политик):

Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны зовут его Бергельмиром. Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов, как о том рассказывается: За множество зим / до созданья земли / был Бергельмир турс; / в гроб его / при мне положили / вот, что первое помню.

Снорри Стурлуссона, Стеблин-Каменский 2006: 17, «Видение Гюльви»

По этой ссылке можно ознакомится с работой целиком, а я только форкнул — клик. Дальше текст более читаем.

Скандинавский пост-мортем

В самой игре Атрей (Локи) представляется мальчиком пубертатного возраста, который по течению сюжета проходит сложный этап взросления. Йотуны же в сагах предстают врагами людей и асов, имеют злобный нрав и мечтают отправлять неугодных к одному из корней Мирового древа. Символом дикой природы великанов считается их чудовищные черты (у сына Имира, например, шесть голов). Если посмотреть на поведения Атрея через призму вышеназванных фактов, то вывод напрашивается сам собой: проблемы в характере связаны не с возрастом, а природой Атрея.

Локи в сагах, великан по рождению, в обличье животных сходился с великанами и животными, порождая химер (Фенрир, Йормунганд, Хель). Стоит обратить внимание, что мама Атрея рассказывала о Мировом змее, характеризуя его доброту, но на самом деле змей добр к своему маленькому отцу — Локи.

Мимир

Корни Мирового древа оплетают загадочный источник с питьевой водой. Многие правители отдали бы душу за знания, которые получает испивший из него. Великан Мимир стоит на страже. Йотун, который совершенно не боится богов, ведь потребовал плату у самого Одина за глоток из источника и получил в подарок всевидящее око.

Скандинавский пост-мортем

Но не каждый, кто приходил к Мимиру был им любезно встречен, одно дело верховный владыка, а другое чекист из Советского Союза. В жаркие дни души упокоенных Мимиром отлетали в соседний Хельхейм с высокой интенсивностью.

Несмотря на свое происхождение, Мимир часто воевал на стороне асов и участвовал в войне против Ванахейма. После заключения мира оказался заложником ванов, став гарантом системы сдержек и противовесов. Именно ваны отрубили голову Мимиру за его длинный язык.

Обратим же пристальное внимание на сына Ванахейма. Согласно Саге об Инглингах (XIII в.) Ванахейм располагался на берегах Черного моря в Сарматии, что географически совпадает с греческой родиной Кратоса.

Ещё раз, ван Кратос отрубает голову великану Мимиру и связан с Локи, который может принимать любое обличье и готов возглавить уничтожение асов в Рагнарёк.

Как испачкал руки клеем

Ван Кратос прибыл в новый для себя мир. У него уже вошло в привычку свержение режимов и разрушение пантеонов до основания. Чуждый культурный слой вместе с родными березками отправляются на костер дорогой супруги. Возможно, что супругой на самом деле была великанша Ангрбода (не точно, но красиво), которая породила Фенрира и другую нечисть, к ней прилипли такие строчки:

Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род.

Старшая Эдда

Кратос не признает мальца из-за того, что не является ему родным отцом, а Локи пытается стать для сурового спартанца своим, чтобы успешно совершить революцию и прийти к власти, товарищи.

Сюда же добавляется нежное отношения к различным Мировым змеям и ненависть к асам, хотя по всем канонам мужики были довольно положительные.

И самое главное, что пока я оформлял этот старый текст, то подтвердилось, что хорошая задумка приходит в голову сразу нескольким людям.

И добавляю ссылки в продолжение темы на английском (клик) и в переводе (клик).

1.5K1.5K открытий
8 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Бля. Треть текста написана настолько нечитаемым слогом, что я даже тупым себя успел почувствовать.
Браво, словоблудие высокого уровня.

Ответить

Согласен, ну оооочень сложные для пищеварения получились попурри

Ответить

из песни слов не получилось выкинуть, но я сделал пометку, где начинается формализм. спасибо!

Ответить

Зачем в такие "темные" времена выкладывать статью с картинками ?:С

Ответить

Дтф - познавательный

Ответить

Походу картинки в ленте отъехали...

Ответить