"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В предыдущей статье я Вам кратко пересказывала сюжет первоисточника великого писателя из триады Королей Ужасов, а также делала обзор на экранизации по мотивам его произведений. Честно сказать, когда я вижу надпись "по мотивам", это говорит зачастую о том, что режиссёр может не вникнуть в суть ставшей всемирной классикой книги, и добавить в фильм кучу отсебятины, лишив её первозданного смысла.

И мои слова подтверждают экранизации 1960х годов режиссёра Роджера Кормана с Винсентом Прайсом-младшим в главной роли, изложившего события произведений Эдгара По слишком уж вольно. Как я уже говорила, Морелла из одноимённого рассказа из женщины, которой знакомы запретные страницы мистицизма превратилась в неупокоенный мстительный дух, из начитанной, прекрасной и премудрой Лигейи почему-то сделали ведьму, ну, а Ворон дык вообще оказался заколдованным горе-волшебником, а-ля Семь воронов иль Двенадцать Братьев из сказок Гримм! И всё это было нам продемонстрировано на экране именно как хоррор:

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По
"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По
"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Но я узнала, что по мотивам книг По есть ещё и игра в жанре поиска предметов, головоломок и приключений. Называется она - "Dark Tales Edgar Allan Poe's" ("Тёмные истории Эдгара По").Всего было выпущено ровно десять частей. Разработчиком игр была компания AMAX Interactive (ранее ERS Game Studios).

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Если в фильмах Роджера Кормана упор делался на хоррор, то в играх по мотивам произведений Эдгара По господствует детективная составляющая. Почти в каждой истории мы встречаем частного детектива по имени К. Огюст Дюпен, который а-ля Шерлок Холмс и Ван Хельсинг впридачу призван разгадать самые страшные тайны персонажей Эдгара По, раскрыть запутанные преступления.

Сюжет игр, к сожалению, как и в экранизациях Кормана, был изменён до неузнаваемости. И сейчас, дорогие мои, Вы в том и убедитесь.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

1. Начнём, пожалуй, с "Ворона". В оригинале Эдгара По - это стихотворение, в котором к лирическому герою, тоскующему по своей умершей возлюбленной Леноре, является ночью Ворон эбенового цвета и, взгромоздившись на бюст Паллады, повторяет, как попугай, только одно слово -"Nevermore"/"Никогда (больше)!", и обозлённый рассказчик замечает, что тот "все еще сидит на бледном бюсте Паллады прямо над дверью комнаты; И в его глазах есть все, что похоже на глаза демона, который видит сны,И свет лампы, струящийся над ним, отбрасывает его тень на пол". В стихотворении явно прослеживается медленное погружение человека в безумие.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Также в оригинале По есть упоминание книги, которую читал лирический герой стихотворения - "Прилив скорби" — которая и была метафорой скорби по потерянной и лучезарной девушке, "которую Ангелы называют Ленор".

Когда Ворон отвечает своим типичным "Никогда больше", лирический герой приходит в ярость и, назвав птицу лжецом, приказывает ей вернуться на "плутонианский берег", то есть - обратно, в Потусторонний мир, поскольку Плутон в римской мифологии - аналог греческого Гадеса, властитель подземных глубин. Его ещё называют Дис Патер.

Есть версия, что лирический герой "Ворона" - молодой учёный. Об этом свидетельствует упоминание автора о каких-то запретных книгах, как в рассказах про Лигейю и Морэллу, а также бюст Афины Паллады - греческой богини Мудрости и справедливой войны.

Также подчеркивается, что действие стихотворения разворачивается именно в декабре - месяце, который традиционно ассоциируется с силами Тьмы. Использование Ворона—"птицы дьявола"—также предполагает это. Есть здесь и прямой намёк на Сатану: "То ли Искуситель тебя послал, то ли буря выбросила тебя сюда на берег...".

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Эдгар По был не единственным писателем, кто использовал образ говорящего Ворона. Так, в романе Чарльза Диккенса "Barnaby Rudge: A Tale of the Riots of Eighty" ("Барнаби Радж: Повесть о беспорядках восьмидесятых годов") в конце пятой главы персонаж Грип издает шум, и кто – то говорит: "Что это было, кто стучал в дверь?"

Ответ: "Это кто-то тихо стучит в ставни". Ворон Диккенса мог говорить много слов и имел много комических оборотов, в том числе хлопанье пробки от шампанского, но По подчеркнул более драматические качества птицы. Он даже написал рецензию на это произведение, в которой говорилось, что Ворон должен был служить более символической, пророческой цели.

Также исследователи творчества Эдгара По указывали и на мифологию, на которую, возможно, и опирался писатель. Так, в скандинавских сказаниях у верховного божества Одина было аж два Ворона - Хугинн и Мунинн, символизирующие мысль и память.

В Библии также был Белый Ворон, который не сразу сообщил Ною о конце Великого Потопа, пожирал останки погибших людей и был за это проклят - стал черным и отныне вынужден вечно питаться падалью. В греческих же мифах Ворон. тоже, кстати, белый изначально, был наказан Аполлоном за то, что рассказал богу о неверности возлюбленной. Вероятно, роль Ворона как посланника в поэме По вполне могла быть заимствована из этих историй.

Прямая отсылка к греческим мифом в оригинале "Ворона" является препарат, стирающий воспоминания, упомянутый Гомером в "Одиссее": "Выпей, о, выпей такого доброго непенте и забудь эту потерянную Ленору!".

По также упоминает о Галаадском бальзаме - прямая отсылка к Библии: "Неужели в Галааде нет бальзама, неужели там нет врача? почему же тогда здоровье дочери моего народа не восстановилось?"

В этом контексте Бальзам Галаада - то есть, смола, - используется в медицинских целях (возможно, предполагая, что Рассказчику необходимо исцелиться после потери Ленор). Также есть версия, что в одноимённом городе жил Пророк Илия, которого кормили вороны во время засухи.

По также ссылается на "Айденн", другое слово, обозначающее Эдемский Сад/Рай/Царствие Божие, когда Рассказчик вопрошает Ворона, воссоединится ли когда-нибудь он со своей Ленорой на Небесах. Сама тяжёлая тема невосполнимой утраты, по словам самого Эдгара По, была выбрана потому, что "смерть... красивой женщины, несомненно, самая поэтичная тема в мире".

Не знаю, почему, но в массовой культуре именно это стихотворение стало источником многих интерпретаций и даже пародий (зачастую - в мультсериалах). Так, в произведении "Собственное дело Трента" Эдмунда Клерихью Бентли (1913) есть литературная отсылка, когда персонаж, стоя у французской двери, читает данное стихотворение, и описанные в нём события воплощаются в реальность:

- "Глубоко в эту темноту вглядываясь, долго я стоял там в недоумении, боясь,Сомневающиеся, мечтающие сны, о которых никогда не осмеливались мечтать смертные;Но тишина была нерушимой, и тишина не давала никаких признаков,И единственное произнесенное там слово было произнесенное шепотом, ..."

"Хозяин!"

Также в комиксах Карла Баркса по вселенной "Утиные истории" тройняшки Хьюи, Дьюи и Луи/Билли, Вилли и Дилли играют с Вороном, который может сказать только "Никогда". Как и в стихотворении, ворон часто повторяет это слово на протяжении всей истории. А в одном из эпизодов Луни Тюнз - "No Parking Hare" ("Нет парковки, Заяц") 1954 года - Багз Банни читает несколько строк из стихотворения, начинающихся словами: "Пока я кивал, почти дремал". Комикс, из которого он их читает, называется "Детские комиксы По".

В одном из эпизодов "Симпсонов" также есть отсылка на "Ворона", где Лиза читает историю Барту и Мэгги. В анимированном сегменте Гомер выступает в качестве главного героя, Барт принимает облик ворона, Мардж появляется на картине в образе Ленор, а Лиза и Мэгги-ангелы.

Барт жалуется, что стихотворение не страшное, и в какой-то момент Ворон произносит его коронную фразу -"Eat my shorts"( "Съешь мои шорты") вместо "Никогда больше":

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В "Tiny toon adventures" ("Приключении мультяшек") также встречается пародия на данное стихотворение, когда канарейка Свити Пай выступает в роли Ворона, в то время как Винсент Прайс за кадром озвучивает Рассказчика. А вот в мультсериале "Пинки, Элмайра/Эльмира и Брейн", в эпизоде "The Ravin!" Брейн читает не свой дневник, как преподнесли нам в русском дубляже, а цитирует поэму Эдгара По, выступая в роли Рассказчика, а сыгравшая роль Ворона глупая Элмайра говорит в оригинале не "Пирожок", а "Chicken Pie" вместо "Nevermore".

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По
"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В игре же "Тёмные истории Эдгара По" сюжет книги изменили на корню. И получилось так, что детектив, который нам встречается в каждом эпизоде, расследует смерть известного археолога Алана Диллинджера, который, похоже, покончил с собой; в его предсмертной записке говорится о его любви к женщине по имени Ленор.

Но клиент Дюпена считает, что это было убийство, и посылает детективов на охоту. Все усложняет таинственный Белый Ворон, человек, у которого совсем другой подход к раскрытию дела, а также похожий на Безликих из "Героев меча и магии" персонаж, и детективам предстоит выяснить правду - о Диллинджере, а также о загадочной секте - Обществе/Лиге Ворона.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Продолжает тематику этой игры и вторая часть - "Ленор". Здесь по сюжету город Голдстаун был осажден многочисленными похищениями и убийствами, в которых, по-видимому, виновна таинственная группа под уже упомянутым названием - Лига Ворон. Детективы должны перехитрить эту команду и вернуть пропавших детей:

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

2. "Морелла" - двенадцатая часть игры "Тёмные истории Эдгара По". В оригинале произведения, как мы знаем, она - женщина с большими научными познаниями, которая изучает труды немецких философов Фихте и Шеллинга, занимающимися вопросом идентичности личности после смерти. Также ей подвластны запретные страницы мистицизма.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Муж её, Рассказчик истории, никогда не питал к ней любви, лишь мимолётную страсть, как он описывал в начале книги: "сердце горело огнем, которого оно никогда прежде не знало; но пламя то зажёг не Эрос, и горьким и мучительным для моего духа было постепенное убеждение, что я никоим образом не мог определить их необычное значение или регулировать их смутную интенсивность.

И все же мы встретились, и судьба соединила нас у алтаря, и я никогда не говорил о страсти и не думал о любви. Она, однако, избегала общества и, привязавшись ко мне одному, сделала меня счастливым. Это счастье-удивляться; это счастье-мечтать", а когда Морелла зациклилась на философии и мистике, и вовсе впадал в исступление и искренне желал смерти жене.

Морелла скончалась, предположительно, на Хэллоуин, День Всех Святых, посвященный поминовению усопших: о том свидетельствует название месяца - октябрь, и сама героиня говорит, что это - "день из всех дней, чтобы либо жить, либо умереть. Это прекрасный день для сынов земли и жизни—ах, еще более прекрасный для дочерей неба и смерти!".

Но, умирая, она произвела на свет дочь, которая стала точной копией покойной матери - как в плане развития, так и во внешнем облике. Рассказчику, который держал девочку взаперти и боготворил её, не дал даже имени вплоть до достижения ею десятилетнего возраста, взбрело в голову, что в ребёнке, рожденном от Морэллы, поселилось вечное зло, и он обратился к священнослужителю с просьбой совершить Таинство Крещения.

Однако, как только против воли отца слетело с уст имя её матери, черты ребенка сильно исказились, и та умерла, сказав перед этим два слова: "Я здесь!". И Рассказчик, похоронив дочь, не нашёл никаких следов своей покойной жены в семейном склепе, а потом "рассмеялся долгим и горьким смехом".

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В игре же по мотивам произведения Эдгара По Морэлла показана как призрак гадалки, который вселился в тело несовершеннолетней девочки Лили Грисволд, очень похожей на Алессу Гиллеспи и изменил её до неузнаваемости.. История Морэллы начинается с пропажи семьи Руфуса Макдугалла, которая поселилась в "проклятом старом доме" под зловещим названием "Пожиратель Душ".

Как и упомянутая мной Алесса, так и девочка Лили после контакта с духом Морэллы была наделена сверхспособностями - телекинезом и видениями, из-за чего её все считали сумасшедшей.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Именно по наущению Морэллы Лили чуть было не сожгла заживо собственного отца, а свою мать спрятала в стеклянной ёмкости с водой. Выясняется, что Морелла в игре была ясновидящей из цирка, а потом присягнула на верность Силам Тьмы, чтобы обрести бессмертие.

3. "Лигейя" - ещё одна часть игры "Тёмные истории Эдгара По". В оригинале у писателя она предстаёт величественной, прекрасной женщиной с волосами цвета эбена и пылающими черными глазами. Рассказчик с любовью описывает её облик и эрудицию.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

Лигейя поражает мужа своими огромными знаниями физических и математических наук, а также ее знанием классических языков. Она начинает показывать мужу свое знание метафизической и" запретной " мудрости.

После неопределенного промежутка времени Лигейя заболевает, внутренне борется с человеческой смертностью и в конечном итоге умирает. Но перед своей смертью она просит мужа прочитать стихотворение "Червь-завоеватель" - поэма о человеческой смертности и неизбежности смерти.

После странной болезни, приведшей к смерти возлюбленной, Рассказчик пытается справиться с горем, даже сочетается узами брака с белокурой Леди Ровеной, которую потом ненавидел исполненной отвращения яростью. Он покупает аббатство, о котором ходят жуткие легенды, перестраивает его в роскошные апартаменты, принимает опиум и сходит с ума, зацикливаясь на одной только Лигейе.

На втором месяце брака Ровена начинает страдать от обострения тревоги и лихорадки. Однажды вечером, когда она уже готова упасть в обморок, рассказчик наливает ей бокал вина.

Одурманенный опиумом, он видит (или думает, что видит), как капли "блестящей жидкости рубинового цвета" падают в кубок. Ее состояние быстро ухудшается, и через несколько дней она умирает, а ее тело заворачивают для погребения.

Пока рассказчик бодрствует всю ночь, он замечает, как на щеках Ровены на мгновение появляется румянец. Она неоднократно проявляет признаки оживления, прежде чем снова впасть в явную смерть.

По мере того, как он пытается реанимировать, пробуждения становятся все более сильными, но рецидивы более окончательными. Когда наступает рассвет, и рассказчик сидит, эмоционально истощенный ночной борьбой, закутанное тело снова оживает, встает и выходит на середину комнаты.

Когда он в ужасе дотрагивается до фигуры, повязки на ее голове спадают, открывая массу черных как вороново крыло волос и темные глаза: Ровена превращается в леди Лигейю.

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В игре же по мотивам этого рассказа Лигейя носит фамилию Феникс и также является мстительным духом, судя по рассказам персонажей, который убивает всех на своём пути. Далее по сюжету, у неё есть брат. Безымянного Рассказчика здесь переименовали во владельца особняка - Росси Моррисси. И у него есть дворецкий по имени Фаулз.А леди Ровену, которая стала горничной Лигейи, а не преемницей, как в оригинале, вообще похищает какой-то упырь!

Думаю, этот скелет из одной игры, отлично описывает все мои эмоции:

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

И вышло так, что именно Росси был ответственен за смерть Лигейи, гибель её брата у алтаря, и дух неупокоенной женщины вселился в Ровену, чтобы отомстить. Также здесь упоминается о детстве Лигейи, и мы можем видеть её маленькой девочкой:

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

4. "Падение дома Ашеров" - ещё одна,шестая по счёту, игра по вселенной Эдгара По. В оригинале произведения действие разворачивается в старом, жутком, темном, таинственном доме с таким же не менее встревоженным хозяином - Родериком Ашером. Причём сам он страдает каким-то странным недугом и, подобно Рассказчику в "Сердце-обличителе ", эта болезнь воспламеняет его гиперактивные чувства.

Гораздо меньше повезло его сестре Мэдилейн, страдающей приступами каталепсии, из-за чего воспаленный ум брата доходит до того, что Родерик хоронит девушку практически заживо в семейном склепе.

Дом Ашеров, сам по себе вдвойне относящийся как к фактической структуре, так и к семье, играет значительную роль в этой истории. Это - первый "персонаж", который рассказчик представляет читателю, представленный гуманизированным описанием: его окна дважды описываются как "глазообразные" в первом абзаце.

Трещина, которая развивается в его боку, символизирует распад семьи Ашеров, и дом "умирает" вместе с главными героями, кроме самого рассказчика.

Эта связь была подчеркнута в стихотворении Родерика "Дворец с привидениями", которое, по-видимому, является прямым отсылом к дому, предвещающему гибель.

Подобно персонажу из Лигейи, Родерик также пристрастился к наркотику - опиуму. Опиум упоминается в произведении дважды. Мрачное ощущение, вызванное унылым пейзажем вокруг особняка Ашеров, рассказчик сравнивает с болезнью, вызванной симптомами абстиненции у опиатного наркомана. Рассказчик также описывает внешность Родерика Ашера как "неисправимого едока опиума".

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В игре же сыщик Дюпен получает письмо от некоего доктора Морриса, касающееся проклятия близнецов Ашеров Родерика и Мадлен и их уважаемого поместья. Мадлен пропала, а ухудшающееся здоровье ее брата наводит на мысль, что жизни обоих близнецов могут быть в опасности. Но правда о семейном проклятии Ашеров гораздо темнее, чем кто-либо мог себе представить...

Также в игре не упоминается, чем именно болели Родерик и Мэдилейн, но с их болезнью начали связывать исчезновения других людей. Кроме того, известно имя той, которая воспитала персонажей Эдгара По - некая леди Эстель. А основателем города был Генрих Ашер - ещё один персонаж, полностью отсутствующий в оригинале.

5. "Чёрный Кот"

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По

В оригинале произведения повествование, как и в рассказе "Сердце-обличитель", ведётся от лица неназванного по имени рассказчика, который обладает сомнительным здравомыслием.

В самом начале говорится, что читатель был бы" действительно сумасшедшим", если бы ожидал, что поверит рассказу. Степень, до которой рассказчик утверждает, что любил своих животных, предполагает психическую неустойчивость в форме наличия “слишком много хорошего”.

Его пристрастие к животным заменяет “ничтожную дружбу и тончайшую верность простого человека". Поскольку жена рассказчика разделяет его любовь к животным, он, вероятно, думает о ней как о другом домашнем животном, видя, что он не доверяет и не любит людей.

Кроме того, его неспособность понять свою чрезмерную любовь к животным предвещает его неспособность объяснить свои мотивы для своих собственных действий. Также в этом произведении осуждается употребление алкоголя, который разрушает личность рассказчика до такой степени, что он убивает своего черного кота. Сначала он выкалывает ему глаз, а затем вешает на дереве.

При этом Эдгар По мастерски описывает чувства персонажа. Сначала рассказчик искренне раскаивается и сожалеет о своей жестокости. Но вскоре это чувство уступает место раздражению: "И тогда, как бы для того, чтобы окончательно и бесповоротно ниспровергнуть меня, пришел дух порочности".

А затем начинается череда сверхъестественных событий - после убийства кота происходит пожар, а затем одноглазый призрак животного с веревкой на шее начинает преследовать своего хозяина и доводит его до исступления.

Его безумие доходит до того, что рассказчик, как Раскольников у Достоевского, зарубает топором свою жену и замуровывает тело в подвале дома. В последний день расследования рассказчик провожает полицейских в подвал. Они по-прежнему не находят ничего существенного.

Затем, полностью уверенный в своей безопасности, рассказчик комментирует прочность здания и стучит по стене, которую он построил вокруг тела своей жены. Громкий, нечеловеческий вопль наполняет комнату. Встревоженная полиция сносит стену и находит труп жены.

На гниющей голове трупа, к величайшему ужасу рассказчика, сидит визжащий черный кот, его первая жертва. Перепуганный рассказчик тут же оказывается совершенно разбит этим напоминанием о своем преступлении, которое, как он полагал, не должно было быть раскрыто, и появлением кота. Как он выразился: "Я замуровал чудовище в гробнице!"

Казалось бы, это история о спятившем живодёре, который слишком много пил, но не все так просто. Почему был выбран образ именно черного кота?

В мифологии чёрный кот вызывает различные суеверия, в том числе идею, озвученную женой рассказчика, что все они являются переодетыми ведьмами, ассоциируется со злом. Даже кличка коту - Плутон - была дана не случайно - это аналог греческого бога подземного мира - Гадеса/Аида.

Хотя Плутон является нейтральным персонажем в начале истории, он становится антагонистичным в глазах рассказчика, как только рассказчик становится алкоголиком.

Алкоголь толкает рассказчика в припадки невоздержанности и насилия, до такой степени, что все его злит – в частности, Плутон, который всегда рядом с ним, становится злой ведьмой, которая преследует его, даже избегая его присутствия.

Когда рассказчик вырезает глаз Плутона из глазницы, это можно рассматривать как символ частичной слепоты, вызванной самим собой, к его собственному видению моральной добродетели.

Пожар, уничтоживший дом рассказчика, символизирует "почти полное моральное разложение"рассказчика. Единственное, что остается-это оттиск Плутона на стене, который представляет собой его непростительный и неисправимый грех.

Самая, пожалуй, известная экранизация произведения - в вышеупомянутой трилогии фильма "Tales of Terror" ("Истории Ужаса") 1962 года. Здесь историю убийства жены и кота объединили с другим произведением Эдгара По - "Бочонок Амонтильядо", где роль Фортунато сыграл Винсент Прайс. Слияние двух этих историй дает мотив для убийства: у Фортунато был роман с женой рассказчика, названного в данной версии Монтрезором.

А что мы наблюдаем в игре "Тёмные истории Эдгара По"? Там главным героям - жене и владельцу кота дали имена - Марк Давье и Сара. Марк убил топором супругу и замуровал её тело в подвале, и неупокоенный дух Сары был вынужден две недели бродить по улицам города:

"Dark Tales - "Тёмные истории" - игра по мотивам произведений Эдгара Аллана По
4646
23 комментария

Кто нибудь ещё прочитал в заголовке Duck Tales?

5
Ответить

Ожидал, что речь пойдет о совершенно иной игре

3
Ответить

Это тоже по Эдгару По?

Ответить

Я был ведущим программистом нескольких игр из этой серии: Ворон, Ленор, Лигея. Не ожидал увидеть статью об этих играх, забавно вспомнить. =)

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А мне понравились Лигейя и Морэлла

2
Ответить

Скажите, а кто третий из Триады?

1
Ответить