Компьютерные игры (не) учат детей убивать
Компьютерные игры (не) учат детей убивать
22 показа
32K32K открытий

Крутая статья, спасибо большое. Если можно, позволю себе вопрос к автору. Как вы относитесь к возрастным рейтингам? Имеется ввиду, конечно, не 18+ для детей со сценами откровенного насилия и подобного, а скорее что-то вроде 12+. Моему сыну 6 лет, и, естественно, так как сам являюсь любителем видеоигр, эта любовь понемногу передаётся и ему. Конечно, что-то вроде Call Of Duty стараюсь ему не показывать. Сейчас в ходу что-то на Switch-е, типа Zelda, luigi's mansion 3, Mario и т.д. Но, вижу что он проявляет интерес и к более "взрослым" играм, типа Horizon zero dawn, где нужно уничтожать роботов, или InFamous: Second Son, где уже бороться нужно с людьми и демонстрируется всё это более "натурально" что-ли. Я, конечно, запрещаю, но иногда замечаю что он в тихую в них рубиться... 

Может ли нарушение такого возрастного рейтинга как-то отразиться на его психике? Какой-либо агрессии в нём не замечаю, но вижу что он становиться более раздражительным что-ли после таких игр, а также пытается перенести сценарии и паттерны этих игр при игре в обычные "настоящие" игрушки. Ещё раз подчеркну, что имею ввиду игры/фильмы 12+ для детей 6-7 лет, к примеру.

Ответить

Спасибо за отзыв!

Когда я учился в начальной школе, все мои одноклассники рубились в постал, а я нет. Считал эту игру слишком жестокой и мне это насилие не нравилось (а вот в гта играл, лол). Как можно догадаться, никто из них преступления совершать не стал.

Но если отвечать более профессионально - я считаю, что в рейтингах есть смысл, но с ними нужно обходиться адекватно. Сейчас они ставятся скорее от балды. Наличие крови само по себе может вообще никак не влиять на ребенка, а может наоборот, влиять довольно сильно. Адекватных исследований по теме я не видел (но не исключаю, что они есть). Потому легитимность рейтингов для меня под вопросом.

В развитии детей есть такой период, который ознаменуется началом игры (когда ребенок сюжеты придумывает, ищет игровое применение различным предметам и т.д.). Безусловно, дети в этот период воспроизводят знакомые сюжеты. Я, к примеру, четко помню, как играл с фигуркой человека-паука когда мне было лет 5, воспроизводя сюжеты мультфильма 1994 года. В этом нет ничего страшного.

Другое дело - ситуация, когда сплошь и рядом сюжеты игры деструктивны и ребенок в целом демонстрирует какое-то патологичное поведение (интересуется расчлененкой, оружием и т.д.), прибегает к физическому насилию. Тут уже стоит задавать вопросы. Важно понять, с чем связано подобное поведение и осознает ли ребенок то, что он воспроизводит (нередко не осознает). Это всегда многофакторная история.

Стоит ли ребенка оберегать от жестоких сюжетов? Да. Но столкновение с ними неизбежно. Они везде и я даже не про культуру говорю, а про жизнь. Вот в магазине кто-то поругался, вот на улице два алкоголика подрались и т.д. Потому в первую очередь важно подобные вещи обсуждать. Вы не сможете уследить абсолютно за всем и где-нибудь ребенок заметит какие-то антисоциальные поведенческие паттерны или еще что-нибудь из этой оперы. И тут очень важно с ребенком говорить, объяснять ему что хорошо, а что плохо. Как я много раз говорил - мораль, этика и все подобные штуки - это не более чем навязанная культурой история. Если ребенка воспитывать как убийцу, прям с детства, то вполне вероятно, что из него что-то подобное и вырастет. Потому во всем хороша мера. Не жить в сказке, но и спартанцем становиться не стоит. 

При этом, не стоит забывать, что воспитание ребенка продолжается и за пределами семьи. Детский сад, школа, двор - все это воспитывает детей. И хороший, доверительный контакт с родителем (когда он может все обсудить, поделиться своими переживаниями и быть принятым) это то, что позволит уберечь ребенка от всякого трэша.

Тем не менее, есть много людей, выросших в семьях, в которых они подвергались насилию (в том числе, сексуальному) и преступниками не становились. Почему? Потому что одного фактора недостаточно. А еще есть история про генетику, которая тоже влияет на развитие различных черт.

Ответить

Небольшое дополнение (скорее суммирование):
в массовой культуре все представлено гиперболизировано и нереалистично. Начиная детскими мультиками и заканчивая порно. Родитель должен стать для ребенка связующим звеном между выдумкой и реальностью, объяснять что хорошо, а что плохо. И тогда, если исключить психические и личностные патологии, все будет хорошо.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить