Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

Куча неработающих клише, неплохой body-horror и невразумительные враги: игра от которой больше скучно, чем страшно.
В статье есть сюжетные спойлеры!

Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

Предисловие.

Чем являются хорроры? Это игры, которые намеренно пугают, щекочут ваши нервишки и в первую очередь это достигается за счёт выхода из зоны комфорта. Важно отметить, что для каждого понятие и ощущение страха разные, одного игра заставит нажать alt+f4 после первого скримера, кого-то (как меня) не заставит вздрогнуть даже один раз.

Если вам игра показалась страшной и напугала, в этом нет ничего плохого, значит вы получили те эмоции, за которыми пришли в неё.

К сожалению, меня игра разочаровала дважды: в год выхода и сейчас, спустя кучу времени, даже на высшем уровне сложности.

Клише на клише едет и клише погоняет.

Сюжет стартует с того, что наш главный герой, журналист Майлз Апшер подъезжает к психбольнице "Маунт-Мэссив" для репортажа, так как недавно получил письмо, в котором сообщалось о проведении неких незаконных экспериментах над пациентами.

Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

По факту у нас на руках уже два заезженных клише; само по себе клише не может быть плохим или хорошим, главный вопрос в том, как его обыграют разработчики.

Здесь игра и спотыкается в первый раз, хоть и не очень сильно. Психбольница - это весьма колоритное место, сделать его невыразительным, пожалуй, физически невозможно, но нестрашным - ещё как. Игра нещадно набрасывает кишки и кровищу везде, где только можно, однако по ходу игры быстро привыкаешь к этому.

Отдать должное: разработчики креативно подошли к раскидыванию трупов и их внутренностей по локациям, а также к дизайну искалеченных пациентов, которых, пожалуй, можно считать частью интерьера, нежели полноценными героями (речь именно о прикованных к креслам и кроватям).

Но это вряд ли заставить вас испугаться, только вызовет ощущения омерзения, сравнимые от просмотра "Пилы" или "Человеческой многоножки".

Безумные эксперименты над несчастными людьми плавно переносят нас к другому клише, а именно - в экспериментах замешаны нацисты. Куда же нам без врачей а-ля Менгеле, которых хлебом не корми, дай людей повскрывать, да оккультных опытов понаставить. И снова беда: вместо интересных персонажей с историей - записочки, состоящие из заумных слов, а по факту - воды, а вся паранормальщина сводится к духу мстюна за опыты над ним, он же Билли, он же "проект Вальридер".

Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

И всё это меркнет перед удивительной тупостью главного героя, который один лезет в психушку ночью и не уходит после первой найденной братской могилы. До того как его скидывают на первый этаж, он уже проходит через комнату с насаженным на вертел оперативником. Всё ради репортажа, скажете вы? А вот у меня такая мотивация сильно заставляет усомниться в профпригодности и рассудке этого товарища.

Я просто хочу привести пример из другой игры - Resident Evil 7, где самовольное заточение себя один на один со смертью абсолютно оправдано поисками жены.

Прямая кишка как пособие к левел-дизайну.

Мы разобрались с визуально-эстетической стороной психбольницы, но что на счёт геймплейной части? Тут игра не спотыкается, а кубарем катится вниз по лестнице, при этом ударяясь головой о каждую ступеньку.

Вместо составления идеального маршрута с целью обхитрить врага, вы вынуждены ждать, пока его задница уйдёт с вашего пути.

Небольшая схема для понимания.

"Идеал" перерисован по памяти с Alien: Isolation.
"Идеал" перерисован по памяти с Alien: Isolation.

Девяносто девять процентов локаций - это стык прямых коридоров, которые в лучшем случае кончаются спасительными шкафчиками, а в худшем - вашей смертью. За редким исключением игра даёт вам обойти врага, что не является особым преимуществом, потому что как только вы дойдёте до нужного рычага, недоброжелатель окажется за парой углов от вашего местонахождения по скрипту и вам придётся сидеть несколько минут в шкафу или под кроватью, пока он не уйдёт достаточно далеко, чтобы вы могли разминуться.

Почему это плохо? Потому что ждать приходится достаточно долго и часто, враги - это ходячие мешки с картошкой, которые двигаются 1 м/ч пока вас не видят, пока они выйдут из кишки в большую комнату, пройдёт сто лет. Вам просто скучно, а не страшно.

Кстати, ещё в игре есть ровно две локации, которые представляют собой тупо пустой квадрат, это один сегмент в канализации и во дворе, где всё, что вам нужно - это просто пробежать по периметру зоны, чтобы найти выход. Где-то по середине тусуется тот, кто должен вас преследовать, но почему-то он ведёт себя пассивнее камня.

ОТ ЧЕГО МЕНЯ БОМБИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ИЛИ ВРАГИ В ЭТОЙ ИГРЕ!!!1!

Дизайн... Он просто отвратительный, боже, как можно было сделать таких пустых и невыразительных врагов в игре про ПСИХУШКУ И ОПЫТЫ, что пошло не так, почему они выглядят так убого?!

Я не буду приводить в пример шедевр, идеального убийцу, ксеноморфа, но давайте посмотрим на хороший дизайн:

Мерзкие, отвратительно перекошенные лица, если можно так назвать то, что было на их месте, застывшие в агонии, почти потерявшие человеческие черты, неестественно двигающиеся, издающие сдавленные хрипы и стоны, существа прямиком из ада...

Или гопники с разбитым лицом:

Итак, первого я называю Валуев, вторых - братья Кличко (ничего личного). Нужно ли мне вообще говорить, почему измазанные кровью умственно-отсталые актёры гачи-мучи - это не страшно? В эту же категорию попадают и обычные пациенты с трубами или тесаками, которые периодически встречаются у нас на пути. Это обычные люди, иногда без штанов. В темноте разобрать какие-то там обезображенные черты лица в принципе невозможно, да и это близко не стоит с тем, что я показала выше.

Единственный, кто выглядит круто - это доктор Трагер.

Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

У него определённо есть харизма, выглядит он, прямо скажем, необычно, общается тоже не без приколов, огромные ножницы-секаторы также вносят изюминку. Очень жаль, что он такой же бегающий за вами болванчик, как и все остальные персонажи в этой игре.

Если говорить об искусственном интеллекте, то ваши преследователи тупее хлебушка, потому что не могут найти человека в комнате ровно с одним шкафчиком. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Помните, я говорила о зоне комфорта в начале статьи? Так вот эта игра вас оттуда не выкинет. Зачем бояться, если знаешь, что тебя не найдут? Единственный способ отдаться в руки этим накаченным парням - укрыться прямо перед их лицом.

Что же остаётся делать игре, чтобы нас напугать? Кидать нам в лицо скримеры. Да, вот так просто. Накрутить громкости, резко вылезти из-за угла, тогда даже няшный пенёк покажется страшным.

Я не шучу, есть такая игра, но о ней как-нибудь позже, ибо мне её пока слишком страшно проходить.
Я не шучу, есть такая игра, но о ней как-нибудь позже, ибо мне её пока слишком страшно проходить.

Так в игре есть хотя бы что-то страшное и хорошее?

Да. Отличный эмбиент, темнота и забитость кишками делают своё дело, когда под ногами не путаются враги и вам нужно просто идти вперёд. Больше всего меня напрягала канализация и двор. Да и в такие моменты игра часто подкидывает очень красивые сцены.

Хорошая графика, хоть по мне и излишне зернистая, радует глаза на протяжении всей игры и до сих пор смотрится приемлемо. Локации передают тот хаос, который творился в "Маунт-Мэссив" до нашего приезда: перевёрнутая мебель, забаррикадированные двери, в одном крыле даже придётся потушить пожар.

Ещё у главного героя есть ноги, если посмотреть вниз. И в целом, анимации во время прыжков или открытия дверей смотрятся плавно и реалистично.
Багов в игре вовсе замечено не было.

Outlast – самый переоценённый хоррор прошлого десятилетия

В результате мы имеем красивый, но ужасно скучный хоррор, разработчики которого взяли множество хороших идей и реализовали их максимально примитивно и уныло, не предоставляя креатива игроку во время прохождения, добавили пустой клишированный сюжет и кучу кишок. Прохождение на максимальном уровне сложности заняло у меня 3 часа, больше я в эту игру точно не вернусь.

Но DLC Whistleblower я скоро пройду и тоже напишу рецензию ;З

P.S Если вам эта игра понравилась, расскажите почему, мне правда интересно.
Спасибо, DTF!
Буду очень рада критике и советам.
Спасибо за внимание :З

164164
11
165 комментариев

Комментарий недоступен

62
Ответить

Да, страх вещь крайне субъективная, но дизайн врагов и локаций - это не абстракция, которая зависит исключительно от восприятия игрока. Если уровень - это прямая кишка, то ни о каком нормальном челлендже речи не идёт.

Поиграйте в Alien: Isolation, для меня это эталон. Поймёте, почему Outlast и рядом не стояла.

15
Ответить

Не то чтобы переоцененный, просто он вышел в правильное время, а более-менее кинематографических аналогов такому body-horror аттракциону тогда не было, только бюджетные инди-поделки. Не говорю про Amnesia и Penumbra, потому что там надо было немного поработать мозгами, да и тематика своеобразная была. А тут просто ныкаешься по углам, смотришь на трупы и бегаешь от монстров, читая записки и меняя батарейки в камере. Развлечение на вечер-другой после рабочего дня, не более.

19
Ответить

"вторых - братья Кличко"
Это не братья Кличко, это осылка к братьям Дези и Кези

17
Ответить

-"Да-да, я!".

2
Ответить

Когда игра вышла - 2013г. Это был действительно глоток свежего воздуха для хоррор игр. По этому странно называть игру "переоцененной". Тогда еще и игры по Чужому не было.

15
Ответить

Хз, когда оутласт только вышел - сразу же его в пресную нудятину записал, мне только техническая часть его понравилась

3
Ответить