Способы создания фонов для VN

Мой опыт в создании фонов для визуальных новелл

Чуть меньше года назад я присоединился к команде разработчиков одной визуальной новеллы в качестве фоновика и начал глубже погружаться в эту сферу. К концу лета я запустил собственный проект и всерьез занялся освоением ремесла фонодела на общепринятом уровне в русскоязычном сообществе VN.

Один из моих самых первых фонов.
Один из моих самых первых фонов.

В процессе я понял, что доступных уроков недостаточно. Нужных разъяснений не хватало ни на западном YouTube, ни на отечественных форумах. Безусловно, полезная информация встречалась, но четкой классификации и исчерпывающего руководства я так и не нашел — максимум, это статья в группе Эона. Опытные фоновики, увидев фразу «общепринятый уровень в рувн-сфере», уже догадались, о каком виде фонов идет речь. Об этом позже.

Первый фон с попыткой использования 3D.
Первый фон с попыткой использования 3D.

Почему мне были нужны исчерпывающие ответы? Новички часто надеются, что существуют простые методы, секреты и «читы», позволяющие без труда получить идеальный 3D-рендер, похожий на фоны полнометражных анимационных фильмов. Если человек знаком с этим методом, он захочет повторить результат, особенно если он художник. Однако вскоре становится понятно, что все не так просто… Хотя, с другой стороны, все в мире относительно.

Один из нынешних фонов, для моего проекта «Дорога» на 3д основе.
Один из нынешних фонов, для моего проекта «Дорога» на 3д основе.

Приветствую вас, читатели! Особенно начинающих фоновиков и разработчиков визуальных новелл. Я изучил форумы, смотрел стримы известных художников, сделал собственные выводы и продолжаю совершенствоваться. Теперь я хочу поделиться своими наблюдениями, чтобы помочь тем, кто только начинает свой путь. В этой статье я расскажу о различных способах создания фонов, упомяну некоторых художников, а также покажу свои наработки. Надеюсь, этот материал поможет вам быстрее прогрессировать или просто окажется интересным. В первую очередь он адресован тем, кто, как и я когда-то, задается вопросом: «А как?»

Один из моих фонов нарисованных от руки
Один из моих фонов нарисованных от руки

Варианты создания фонов

  • Отрисовка с нуля (100%)

Самый очевидный способ — нарисовать фон с нуля, самостоятельно выстраивая перспективу. Однако даже профессиональные художники используют блокинг, то есть в той или иной мере прибегают к 3D. Без него сложная перспектива может стать проблемой даже для опытных мастеров. В таком случае приходится ограничиваться классическими фонами с типичными ракурсами, которые проще прорисовать вручную.

Один из отрисованных полностью фонов ArseniXC
Один из отрисованных полностью фонов ArseniXC

Еще один важный аспект — время. Чем выше качество изображения, тем больше времени оно требует. Этот метод подходит для художников с хорошими навыками, поскольку они могут работать быстрее. Однако в случае фонов, состоящих преимущественно из природы, этот вариант может оказаться наиболее логичным и эффективным. В пейзажных сценах, как правило, нет сложной перспективы, а композиция новеллы часто строится по классическим принципам.

Пейзажная графика в традиционном стиле
Пейзажная графика в традиционном стиле

Следует также отметить нюансы для совсем новичков. Вы должны понимать суть графичности задников в аниме стиле, а она достигается отсутствием слишком мягких переходов между тенями и цветами. Это сопряжено с истоками рисования фонов для аниме в традиционном стиле.

  • Частичное использование 3D (80/20)

Здесь подложка создается с помощью фотобаша, обрисовки фотографии или использования 3D-моделей. Основная часть изображения отрисовывается вручную, но 3D применяется как вспомогательный инструмент.

Фон Reinemior для Эона
Фон Reinemior для Эона

Хороший пример — работы Reinemior / AmeRei. Она использует 3D, но делает это незаметно, полностью зарисовывая модели и применяя блокинг без текстур. Однако стоит отметить, что многие художники комбинируют все три метода.

  • Оверпейнт 3D (20/80)

Этот способ особенно популярен среди разработчиков рувн и начинающих фоновиков. Оверпейнтинг 3D-сцены вызывает множество вопросов, поскольку информации о нем сравнительно мало. Хотя на CG Speak есть материалы по китбашингу, когда речь заходит о создании фонов для VN, информации катастрофически не хватает. Частично это компенсируется материалами от Dankalaning и статьей из паблика Эона.

Иллюстрация демонстрирующая рендер елементы Dankalaning
Иллюстрация демонстрирующая рендер елементы Dankalaning

Одни художники, например, Dankalaning или ArseniXC, используют почти реалистичный рендер с минимальной обрисовкой. Другие, такие как Shumoi и Reinemior, работают с 3D без текстур, превращая его в стилизованный рисунок.

Изображения из статьи Moonworks
Изображения из статьи Moonworks
Способы создания фонов для VN

Изображения из статьи Moonworks

Если использовать 3D-рендер без материалов, но с освещением, получается черно-белая «болванка». Затем накладываются цвета, текстуры, дорисовываются детали, добавляется освещение и атмосфера. В статье Moonworks можно увидеть, как с этим работает Shumoi, также используя лайновую обводку мешей.

Новичку важно понимать, что на изначально светлый рендер накладываются затемняющие и цветовые слои. Текстуры и световые блики помогают передать освещение, что особенно заметно в аниме-фонах. Для лайновой обводки я использую Pencil+ 4 в 3ds Max. Также важен инструмент CMasking_ID из Corona Renderer — он позволяет выделять объекты по материалам и группам. Рендер-элементы Reflect и Refract помогают редактировать отражения, создавая нужный эффект.

Способы создания фонов для VN
Способы создания фонов для VN
Мой фон с рендер элементами, упомянутыми выше.
Мой фон с рендер элементами, упомянутыми выше.
  • Стилизация рендера (10/90) + комбинирование с предыдущим

Этот метод ближе всего к архитектурной визуализации (архивизу). В основе лежит почти реалистичный рендер с материалами, поверх которого добавляются:

  • лайн,
  • световые рефлексы на гранях,
  • атмосферная дымка,
  • текстуры,
  • элементы, дорисованные вручную (чаще всего небо и растительность).

Очень важно правильно настроить освещение в сцене или выполнить грамотную цветокоррекцию.

Фон ArseniXC для LMR
Фон ArseniXC для LMR

Яркие примеры этого подхода — фоны ArseniXC для Love, Money, Rock’n’Roll и работы Dankalaning.

  • Фотобаш и нейрогенерации (5/95)

Фотобаш — это использование кусочков фотографий для создания собственной композиции. После этого с помощью коррекции, добавления света и дымки создаётся единое изображение. Некоторые люди используют только этот метод ввиду ограниченности своих возможностей. То есть рисовать они не умеют, а осваивать даже китбашинг кажется сложным. Однако в сочетании с ним открывается достаточно большой простор для разнообразия.

Несмотря на то, что создаётся впечатление простоты метода фотобаша, чтобы он выглядел реалистично и приемлемо, нужно потратить не меньше времени, чем в предыдущем варианте, а готовое изображение в итоге может оказаться сомнительным. Он также не очень хорошо подходит для новелл, если вы не хотите использовать фотографии для задников. Однако при длительной обработке и удачном сочетании элементов такие изображения тоже могут выглядеть неплохо.

Пример использования фотобаша для дополнительных элементов в фоне «Зайчике» от Saikino Joker
Пример использования фотобаша для дополнительных элементов в фоне «Зайчике» от Saikino Joker

Фотобаш также исползуется как вспомогательное средство — наложение текстур или основа для элементов на фоне. Этот приём хорошо иллюстрирует, пожалуй, наиболее известный вам художник — Saikono Joker. Для монохромных фонов, кстати, это очень мощный метод: чёрно-белые кусочки фотографий с разными режимами наложения помогают достичь реалистичности или создать различные эффекты. При этом основа может быть, как 3D, так и рисованной. Многие профессиональные художники по персонажам используют фотобаш, создавая задники для своих работ. Среди концепт-художников и специалистов по окружению профессионалов, работающих с этим методом, просто масса.

Фон, который я сгенерировал в Дали для статьи.
Фон, который я сгенерировал в Дали для статьи.

Излюбленная тема, от которой у части комьюнити "горит", — это нейронки. Кривые генерации, сделанные в один клик (или даже в сто, но без редактирования), с кучей ошибок и артефактов — всё это вызывает негатив. Как и с фотобашем, если делать всё быстро и спустя рукава, результат будет плохим. Где-то даже очень плохим. Именно поэтому многие так не любят нейросети: чтобы исправить ошибки, нужны хотя бы базовые навыки в Photoshop. А если художник может дорисовать элементы, фоны могут выглядеть вполне вменяемо.

Сейчас уже можно генерировать по коллажу или скетчу реалистичные картинки, так что даже опытным дизайнерам/художникам вполне удобно их использовать. Также генерацию можно применять для текстур или как элементы того же фотобаша.

Вывод

На данный момент я создаю фоны для The Wailing Wires и Дороги по четвертой схеме. После рендера использую ограниченный инструментарий: текстуры, лайновую обводку моделей и небольшую прорисовку света. Получается немного упрощенный вариант по сравнению с вышеупомянутыми профессионалами, но уже приемлемого качества.

Мои нынешние потуги для The Wailing Wires
Мои нынешние потуги для The Wailing Wires
Фон для Дороги
Фон для Дороги

Однако даже в этом случае процесс занимает много времени. Более детальная стилизация может потребовать столько же времени, сколько создание всей 3D-сцены. Поэтому важно понимать, какими ресурсами вы располагаете и какое качество, и стиль для вас приемлемы.

Просто один из классных фонов от Dankalaning
Просто один из классных фонов от Dankalaning

Надеюсь, моя писанина поможет начинающим фоновикам разобраться в методах работы и выбрать наиболее подходящий вариант или составить свой собственный пайплайн. В конечном счете, выбор метода зависит от поставленных задач: природу лучше прорисовывать вручную, а архитектуру создавать с использованием моделирования и рендера.

Работы известных художников этой сферы демонстрируют владение всеми методами. Поэтому, если вы хотите достичь высокого качества, стоит ознакомиться с каждым способом.

16
3
11 комментариев