Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Делюсь впечатлениями об одной из первых пройденных классических рпг.
Плюсы, минусы, и хочется ли ещё играть в подобное? Посмотрим.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Оглавление

Введение

Признаюсь честно, опыта в играх с классической системой DnD у меня кот наплакал. В прошлом году, поведясь на хайп, я прошла третий Baldurs' Gate (правда, не в соло, а в кооперативе). Игра в целом понравилась, однако не то чтобы впечатлила и особого места в сердечке не заняла. А всё потому, что акцент в игре заметно смещён на соратников и отношения с ними, и здесь я невольно сравнивала их проработку с серией Dragon Age. Персонажи последней мне понравились куда больше. Но это я отвлеклась.

Собственно, возник вопрос, а во что бы поиграть похожее на бг3, чтобы сравнить и опробовать очередную игру в жанре, но уже в одиночку?
Выбор пал на Pathfinder: Right of Righteous. Спасибо за рекламу игры амбассадору Pathfinder на DTF Дремоте Енота :)

На дворе стоял декабрь, и на работе в то время как раз проходил Тайный Санта. Так что, загадав желание, в подарок получила заветный ключик на GOTY, и к новогодним праздникам получилось засесть за игру. Прошла я её за несколько месяцев, но так вышло, что статью дописала только сейчас, мда.

Телепорт в прошлый Новый год, хотя уже пора готовиться к следующему :)
Телепорт в прошлый Новый год, хотя уже пора готовиться к следующему :)

Начало игры

Кто бы мог подумать, что выбрать класс будет так сложно?! Их количество просто зашкаливает.
В итоге взяла рейнджера-лучника (демонхантера), за которого играла в бг3. Решила остановиться на нём, чтобы было нечто более-менее знакомое (спойлер: мне это не помогло).

Знакомство с классами происходило именно так

Среди рас тоже долго выбирала, в итоге выбрала аазимара. Правда, портрет оставила эльфийский, он мне понравился. Но это странно, что сначала выбираешь портрет, а потом — расу, соответствия между которыми может и не быть.
Позже, когда уже определилась с мифическим путём, портрет сменила. Но всё равно система не совсем понятна.

А вот над мировоззрением долго не думала и выбрала хаотично-доброе. Как по мне, это самый удобный вариант, чтобы отыгрывать доброго персонажа, находясь со всеми в хороших отношениях (спойлер: мне это не помогло), но при этом не впадать в паладинство и временами принимать сумасбродные и эгоистичные решения в угоду собственных интересов.

В целом же количество рас, классов и подклассов тут немного (или много?) пугает, а получение каждого нового уровня в начале было с мыслями «Так, в следующие полчаса я не играю, а сижу читаю стопицот описаний, можно пока попить чаю». А потом ещё и к этому прокачка мифических уровней добавилась.

Благо к середине игры стало более-менее понятно, какому классу что выбирать, но, разумеется, ни о каких мультиклассах речи не шло.

Самое запарное - качать уровни кастерам
Самое запарное - качать уровни кастерам

Худо-бедно создав персонажа, наконец погружаюсь в сюжет.

Масштабы происходящего, сюжет, мифический путь

Размеры местной вселенной, конечно, поражают. Даже несмотря на то, что в начале игры события достаточно локальны, обилие отсылок на остальной мир и другие планы не оставляет сомнений, что размах тут немаленький.
Это стало заметно уже в первых диалогах внутри пролога, когда персонажи начали рассказывать о событиях, щедро ссылаясь на географические названия и исторические события.
Однако с погружением проблем не возникло, и вникнуть в происходящее удалось довольно быстро.

Подсказки по тексту
Подсказки по тексту

Конечно, все эти рассказы про большой мир не остаются в прологе, и дальнейшее развитие событий не отличается камерностью. Даже несмотря на то, что практически всю игру мы воюем где-то на отшибе региона. Масштабный поход на Мировую язву и командование армией [бомжей], путешествия на другие планы, обретение мифических сил и спасение мира от демонов (или нет).
И при этом на фоне постоянно попадаются отсылки на существование остального огромного внешнего мира, который также живёт своей жизнью: отголоски политических разборок и интриг долетают и до нас, находящихся на рубеже.

Вообще, учитывая, что ранее об этой игре и вселенной я не знала ничего, то ожидала, что здесь будет обычное классическое фэнтези. Но сколько же здесь всего намешано: ангелы, демоны, эоны, небеса, ад, бездна, инопланетяне, драконы, динозавры, вампиры, техно-лаборатории, космические корабли, река мертвых, и список можно продолжать.
В обычных фэнтези чаще всего выбирается каких-то несколько основополагающих идей, и вся космология крутится вокруг этого, но такое разнообразие здесь меня, честно, поразило.
Разумеется, это не плохо, наоборот, настолько масштабно, что, узнавая какой-то очередной факт, выдаёшь что-то типа «Тут и такое есть?!».

Сюжет и повествование

В игре много текста, а скорее даже текст — основа всего. Но самое главное — его приятно читать.
Сам по себе он написан хорошо и грамотно, здесь множество описаний, диалогов, юмора, лора. Многие моменты выглядят так, как они были бы написаны в книге (скажем, вставки об эмоциях или мыслях персонажей).

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Очевидно, это компенсация небогатого технического состояния, ведь тут нет красивых срежессированных кат-сцен, а лишь те, которые запускаются на игровом движке. Однако это ничуть не умаляет впечатлений от всего происходящего. Для погружения мне текста хватило с лихвой, и даже отсутствие во многих местах озвучки или портретов персонажей в этом не помешало. Хотя всё таки от отсутствия портретов многих значимых персонажей осадочек остался.

С самого начала тебя активно погружают в местный лор, и этому невероятно сильно помогают встроенные подсказки в тексте, чтение которых поначалу занимало немало времени.
По ощущениям в первом акте мне дали столько информации об этом мире, сколько мне выдали в бг3 за всю игру. В последней тоже хватало отсылок на какие-то общества, другие государства и миры, но никто из персонажей о них толком ничего так и не поведал. Возможно, это всё знакомо для игроков, игравших в две предыдущие части, мне же как новичку это было всё непонятно.

Понимать какой-то общий контекст, когда события происходят внутри большого насыщенного мира — это важно. И с этим Pathfinder справился хорошо. Обилие новых вводных хоть и обескураживает, но подсказки сильно упрощают процесс знакомства.

Мне кажется, так гораздо удобнее, нежели отдельный журнал с описаниями, как, скажем, это было в кодексе Dragon Age.

Сюжетные текстовые ивенты

Понравились, кстати, минималистичные сюжетные вставки, которые выполнены в виде небольших страниц с описаниями событий, где тебе нужно пройти через них, используя навыки (свои или своих сопартийцев) или же просто выбирать понравившиеся варианты, которые теми или иными путями приведут к развязке.

В такие моменты всегда хотелось загрузиться и перепроверить все развилки. Иногда так и делала.
В такие моменты всегда хотелось загрузиться и перепроверить все развилки. Иногда так и делала.

Мифический путь

Поскольку я играла за доброго персонажа, хоть и хаотичного, мифическим путем я выбрала Азату: показалось, что это будет наиболее подходящий вариант.

Меня предупреждали, что на пути Трикстера игра превращается в цирк с конями, так что от Азаты подобного я не ожидала. Здесь цирк не с конями, а с бомжами. Или, как удачно выразился Дейран, — балаган.

Типичный уголок в убежище азаты. Ну, почти.
Типичный уголок в убежище азаты. Ну, почти.

После того, как мы спасаем адептов Дезны, они решают собраться неподалёку от Дрезена и выбирают нас своим лидером.

Это место становится нашим укромным островком, который превращается в райский уголок, когда по нашему взмаху руки тут вырастает лес. Прямо как в Элизиуме.

А позднее наше убежище поднимается ввысь и превращается в персональный летающий остров!

Поспать — это мы всегда только "за"
Поспать — это мы всегда только "за"

Традиционные военные порядки нашей по-доброму отбитой братии не по нутру, так что мы их нарекаем вольными рыцарями-крестоносцами.

И вот, в качестве главы дружного табора мы собираем под своё крыло всех местных хиппи, выступая за добро и свободу. И конечно поём песни и восхваляем силу дружбы.

Тут у нас и скульпторы-кавалеристы, и древни, и мимики, и ещё Дезна знает кто. В целом же позабавили все эти полушутливые разборки всей местной братии. Так что на острове всегда царит крайне веселая атмосфера.

А самое главное — мне очень понравилась, какая у меня получилась концовка на этом пути.
Пожертвовать своим парящим островом ради того, чтобы озеленить осквернённые язвой пустоши — ну как это благородно!

А какие у Азаты классные крылья, ну вы видели, видели?!
А какие у Азаты классные крылья, ну вы видели, видели?!

Отдельным большим плюсом этого мифического пути идёт дракончик азаты по имени Айву. Крайне забавный персонаж: она постоянно влезает во все диалоги и всё комментирует. Невероятно любит сладкое и растёт на глазах. Причём, буквально — по мере развития сюжета её моделька будет увеличиваться.
И прокачивается дракоша, разумеется, как отдельный питомец.

Ну какая милаха!
Ну какая милаха!

Про часть событий некоторых других путей мне уже попадалась информация, но конечно самостоятельно посмотреть события за кого-то другого было бы крайне интересно. В этом смысле игра действительно поражает и количеством путей и наличием вероятных развилок в связи с этим.
Хотя общая её продолжительность не особо предрасполагает к перепрохождению.

Соратники

Соратников в играх я люблю, ведь так всегда веселее, а при развитии отношений с ними возникает куда большая вовлечённость в сюжет в и игровой процесс в целом.
И персонажей тут — практически на любой вкус и цвет.

Камелия

Аристократичная талантливая красотка с рапирой. Одна из первых соратников, которая вступает в нашу группу.

Воздух сегодня пахнет чем-то волнующим...
Духи говорят, что кто-то умрет. Какая… жалость.

Камелия
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

С ней практически изначально нагнетали атмосферу и давали прямо таки непрозрачные намёки. Да и амулет, скрывающий её мировоззрение, явно показывал, что там не всё в порядке.

И я всё равно удивилась тому, что оказалось в итоге. Я даже прокомментировать это никак не могу.
Я брала её в группу практически на протяжении всей игры (до определённого момента), так как в целом понравился её саркастичный характер и взаимодействие с другими персонажами. Она ещё и ловушки с сундуками мне всегда взламывала. Однако финальные сюжетные события пришлось закрывать без неё, в срочном порядке найдя замену.

Роман с ней доступен только для мужского персонажа, так что меня она сладко называла «подругой», отчего меня каждый раз немного передёргивало.

Когда я поймала её в заброшенном доме возле трупа, решила не рубить сгоряча и дождаться дальнейшего развития событий.
Я стерпела, когда она позвала меня в дом развлечений в Алушинирре. Это было, конечно, извращённо, но в целом немного забавно, я же всё таки хаотик. Однако когда стало очевидно, что дух, который якобы нужно подкармливать для спасения от Мировой язвы, на самом деле её выдумка, я поняла, что с этим персонажем мне всё таки не по пути. Чаша же моего терпения переполнилась, когда она позвала меня на совместное убийство её отца, который, конечно, не святой, но это уже был явный перебор. Пришлось всё таки её убить, хоть и не без сожалений. Красивая была.

Сиила

Типичный паладин и бой-баба. Но она всё равно довольно забавная и милая. Несмотря на то, что сейчас она — образец праведности, её прошлое таковым не являлось, поэтому скучной святошей её точно назовешь.

Меч — продолжение руки, меч — продолжение руки… А плюмаж — продолжение головы что ли? Напридумывают ерунды…

Сиила

Также одна из первых персонажей, кого нам дают в группу.
И я брала её с собой на протяжении всей игры. Если и делать паладина, то именно таким. В меру правильная и даже немного наивная, но с человеческими недостатками и не иссякающим оптимизмом.

Понравился также её личный квест, который выдавался порционно и на протяжении всей игры. Тема дружбы и разборки с демонами на свадьбе раскрыты на отлично.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Ланн

Монгрел-лучник, вышедший в свет из своих пещер. Юморной и компанейский, но не без своих сложностей и страхов.

Ну что ж, прожил еще один день не убитым, не съеденным и без признаков старения». Отличный результат для монгрела!

Ланн
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Это персонаж, которому сложно не симпатизировать в силу его дружелюбного характера и в меру позитивного, но практичного отношения к жизни. И неважно, что наполовину он ящерица.

Пожалуй, единственный из персонажей, кто активно подбивал ко мне клинья. И с ним действительно хватает разных небольших забавных эпизодов, где можно с ним сблизиться.

Разумеется, при всех его плюсах в качестве любовного интереса я его не выбрала (ох уж эти женщины).
При этом добивался меня он настолько активно, что пришлось потом нам устраивать любовные разборки, мол, кого я выберу для романа. Грустно, конечно, было давать от ворот поворот такому парню, но остался он в итоге королём френдзоны.

Его личный квест мне понравился. События равномерно развивались в течение всех актов. И все принятые им решения я активно поддерживала. Хороший персонаж. Не пожалела, что выбрала именно его, а не Вендуаг. Хотя и про неё я наслышана разных интересных историй.

Дейран

Молодой и харизматичный аристократ-бунтарь, который знает толк в развлечениях. Наша первая встреча с ним уже показывает его максимальную неординарность в этих вопросах.

Преступно тратить жизнь на то, что не приносит удовольствие.

Дейран
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Закономерный вопрос, возникающий после знакомства с ним — почему он хиллер? Способности оракула, все дела, но богатенький харизматичный нейтрально-злой подонок, помогающий больным — это что-то новенькое. При первой встрече можно спросить его об этом, но это было настолько неубедительно, что я тогда даже не запомнила, почему. И даже зная причину, до сих пор ощущаю диссонанс.

Кстати, именно с ним я решила завести роман — как тут упустить подобный самородок?

Хотя по характеру конечно было бы логичнее выбрать Ланна, который выглядит более классическим и надёжным вариантом.
Удивительно, кстати, что ультиматум, где мне пришлось выбирать между Ланном и Дейраном, последний поддержал и заставил меня определяться с выбором. Мог бы и проявить больше гибкости, хех.

Роман с ним неплох: из образа колючего самовлюблённого циника, за которым он привык прятаться, постепенно пробиваются какие-то дружеские и романтические чувства. При этом персонаж не скатывается в розовые сопли, и остаётся таким же харизматичным и озорным, каким мы его встретили в начале.

Диалог перед самым финалом
Диалог перед самым финалом

Грустно, что в его личном задании очень много временных промежутков, отчего половину актов его сюжетка, как и роман с ним, никак не продвигаются. Да и под конец не совсем понятно, что там такое всё таки было.

А когда на встрече с инквизиторами мне предложили отправить Дейрана на суд, сказать, что я опешила — это ничего не сказать. Мой основной хил, да ещё и романтический интерес!
В общем, вырезала всех этих инквизиторов к чёртовой матери. Хотя сущность этого Чужака, конечно, тоже вызвала вопросы.

Нэнио

Безумный учёный и (не)признанный гений. В начале я с неё недоумевала, но потом всё таки прониклась этой её интеллектуальной безбашенностью и брала постоянно с собой в группу. Она вечно влезает во все диалоги с забавными вопросами и потрясающими предложениями во имя науки. Смеялась с этого в голос.

Лисы невероятно умны и сообразительны. Они отличаются высоким уровнем пушистости и приятным окрасом. Кажется это достаточно объективное описание.

Нэнио
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Взять даже её первое появление, где она разоблачает невежество культистов. Весь диалог — настоящий шедевр!

Видео взято из интернета. В этом диалоге прекрасно всё!

И насколько она забавный персонаж, настолько же у неё отвратный личный квест. Кто вообще придумал эти все головоломки?! Где там отдельный адский котёл?! Квест буквально стоит на месте бОльшую часть игрового времени.

Финальную локацию, состоящую сплошь из головоломок, я проходила по гайду, и мне было настолько неинтересно, насколько это возможно (ну не любитель я подобных активностей). И при том даже сам персонаж в процессе никак не участвовал. Под конец только накинули пачку диалогов с кульминацией и развязкой в одном флаконе. Как-то невкусно и грустно.
А могли бы ходить с ней по миру, собирать какие-нибудь интересные материалы для её энциклопедии и проводить безумные эксперименты.

Уголёк

Эльфийская ведьма, местная няша-добряша. До одури (и с придурью) добрая и невинная. Настолько, что это кажется скучным. Ворона у неё показалась забавной (всё ждала, когда с ней будет какой-нибудь сюжет, но его не было), однако сама Уголёк же как персонаж не особо заинтересовала.
Да и в личном квесте её не то чтобы сильно раскрыли.

Хорошая Сажа, милая птичка... Интересно, тебе весело со мной?

Уголёк

А в эпилоге она мне вообще испортила Ноктикулу из-за того, что я привела к её ней в четвертом акте. Негодую.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Вольжиф

Ушлый тифлинг-плут, дитя улиц до мозга костей со всеми вытекающими особенностями. Голодранец, который готов кинуть тебя при первой опасности (собственно, что он в начале и сделал). Так себе товарищ получается. Хотя местами он забавный.

Если крадешь собак, кради маленьких: чем меньше собака, тем больше денег за выкуп можно просить.

Совет от братца Вольжифа
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Ну, и после завершения его личного квеста моё мнение о нём не особо-то изменилось. Впрочем, я поддержала его на более тёмном пути, так что, видимо, поэтому не прониклась к нему тёплыми товарищескими чувствами.

Хотя у него есть удобная особенность — из-за связей с воровской бандой плутифлингов с ним можно торговать, чем я постоянно пользовалась.

Арушалай

Суккуба-лазутчица, [которой промыла мозги богиня] вставшая на путь искупления. Народ относится к ней с крайним подозрением, что совсем неудивительно. И хотя сомнений в её честности мы не имеем, её можно пустить по двум разным путям (поддержать добрые начинания или же .

Больше всего мне нравится, когда облака похожи на что-то. На замок, на гору... на толстого милого кролика!

Арушалай
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Она появилась к третьему акту, и это довольно поздновато, как мне кажется. К тому моменту я будто бы уже сформировала группу, и новый персонаж не зацепил.

Особо не заинтриговала её история, хотя личный квест также развивался постепенно по мере игры.
Разумеется, я вела её по доброму пути, и всё в нём было какое-то по-детски наивное (единственное, что выбивалось, пожалуй, — эпизод в Алушинирре). В общем, не прониклась, но может на тёмном пути с ней было бы интереснее.

Зосиель

Чернокожий-жрец в пати (куда ж без них?), художник и ценитель прекрасного. Как персонаж показался крайне скучный и неинтересный, не люблю подобные типажи святош.
Хотя в азартные игры играет, это был забавный эпизод, признаю.

Попробую нарисовать, какой прекрасной она была до вторжения. Какой станет снова после нашей победы.

Зосиэль
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Единственное, что мне с ним понравилось — это развитие его квеста по мере актов. В отличие от многих соратников, у которых полный штиль чуть ли не в двух актах, с ним история развивалась постепенно по мере всей игры.

Зосиель доступен для романа только мужскому персонажу, и это вообще неудивительно.

Уже после прохождения я узнала, что его брата Тревора можно было спасти. Хотя у меня на арене иного выбора, кроме как сразиться с ним в бою и убить, не было. Вероятно, что-то упустила для этой опции.

Грейбор

Дворф-палач — профессиональный убийца и расчётливый наёмник.

В последнее время демонам не видно конца и края. Если так пойдет и дальше, королеве придется пожаловать мне земли, потому что денег в казне не хватит, чтоб оплатить мои услуги.

Грейбор
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

В начале показался мне крайне непонятным соратником, учитывая, что подаёт он себя именно как наёмник. И чтобы он оставался у тебя в группе, ты должен ему заплатить золотыми. Не самый типичный способ вступления сопартийца в группу.

Однако когда характер его раскрылся, все мои вопросы отпали, и я приняла его таким, какой он есть. Вполне интересный персонаж.
И в его личном квесте выбор у меня вполне был однозначным.

Правда, в моменте, когда на меня устроили засаду в месте, куда он меня привёл под конец игры, я уж было подумала, что всё, продался.
И это в принципе в его характере.
Но всё оказалось не настолько плохо, и мы таки смогли с ним подружиться.

Регилл

Законопослушный злобный гном и офицер рыцарей Преисподней.

Никакой дисциплины, никакой субординации, королева, доверяющая первым встречным — это балаган, а не крестовый поход.

Регилл
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

С его цитатой выше сложно не согласиться. Как говорится, «И в чём он не прав?». Для него соблюдение дисциплины и следование приказам — закон в высшей инстанции, всё остальное — сантименты.
Меня забавляли его суровость и предвзятость, как и взаимодействие с остальными членами группы, но лишь до определённого момента.

Мои хаотичные решения пришлись этому суровому парню не по нраву. Так что я с чистой совестью вырезала его вместе с остальной толпой законопослушных фанатиков, когда они начали меня обвинять в том, что я не прошла видите ли их проверку и не достойна доверия.

Финнеан

Дополнительный союзник в виде говорящего оружия, которое мы можем найти, когда делаем личный квест Вольжифа.
На него даже будет собственный сюжетный квест, где мы сможем раскрыть его прошлое.
Иногда он общается с другими напарниками, а ещё он может превратиться в то оружие, какое мы захотим.

Что-то я так увлекся, даже не помню, когда в последний раз ел. А, да плевать, если не помню, значит не важно.

Финнеан
Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Ульфбрик

Викинг из прошлого. Персонаж из DLC, и если бы я этого не знала, то и не поняла бы.

С ним получилось хорошее путешествие, а в придачу — целая большая локация с неплохой сюжеткой.

А ещё он очень быстро предложил выйти на роман, буквально после одной сцены у костра. Однако моё сердечко уже было отдано одному мерзавцу, так что викинг остался не у дел.

Отдельная сюжетка — это конечно хорошо, но вот после её завершения персонаж просто стоял столбом и практически никак больше не участвовал в событиях и комментировал лишь крупные сюжетные события. Это грустненько.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Королева Голфри

Королева Мендева и по сути лидер крестоносцев, которая наделяет нас званием командора. Именно с ней на протяжении стольких лет крестовые походы добились... ничего.

Она не наш соратник, но с ней можно завести роман. Правда, не знаю, кто захочет её романсить. Разве что отбитый на всю голову паладин. Ибо цензурно про эту мадам мне говорить сложно.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Её решение выдворить командора на другой план настолько меня вывело из себя, что аж игру захотелось закрыть. Вот это я понимаю: событие, которое не оставило равнодушным.
И я думала, хуже уже не будет, но когда я вернулась в разорённый Дрезен, любая симпатия к персонажу испарилась вовсе. Она буквально профукала всё, что я так старательно выстраивала и отвоёвывала первую половину игры.
В общем, когда я пошла в Из доставать этих бедолаг, я оставила её там помирать. Туда ей и дорога. Аневию конечно было жаль лишать жены, но что уж тут поделать...

Другие персонажи

Помимо основных спутников в игре также хватает других персонажей, чьи истории также были довольно значимыми.

Так, мне очень понравилась сюжетная линия про Стонтона и Минаго. Правда, после четвёртого акта я ожидала какого-то дальнейшего развития событий с Минаго, а её лишь упомянули вскользь в эпилоге. А жаль, она мне понравилась, было бы неплохо посмотреть ещё несколько квестов с ней.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Сказитель, раскрывая множество лорной информации, интриговал всю игру своими воспоминаниями прошлого. Только вот к сожалению у меня не получилось собрать все эльфийские страницы. Довольно непростая активность, могли бы их как-то более явно выделять на локациях что-ли или отслеживать списком. А так — без гайда отыскать их сложновато даже с учётом того, что локации я старалась обносить полностью.

А ещё я уверена, что в его истории его друг — далеко не простой друг, если вы понимаете, о чём я.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Арилу Ворлеш — архитектор Мировой Язвы и главный антагонист, из-за которой и началось вторжение демонов на Голарион. Персонаж крайне колоритный и загадочный, и интриговала она почти до самого конца. А «почти» — потому что в какой-то момент после довольно жирных намёков стало понятно, из-за чего случился весь сыр-бор, и это даже как-то немного разочаровало.
Тем не менее злодейка видная и явно запоминающаяся.
Были мысли, мол, как жаль, что с ней нельзя закрутить роман. Но после того, как рассказали о ней подробности, такие мысли пропали.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Глобальная карта

Я привыкла играть в игры в реал-тайме, поэтому взаимодействие с подобной глобальной картой здесь было для меня в новинку.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

То, что при перемещении по карте проходит время — это нормально и в целом логично. Но когда ты просто прошёл из точки А в точку Б, даже ни с кем не сразившись, а на персонажах уже висит утомление — как же это раздражало!
Я начинала играть на нормальном уровне сложности, но в третьем акте, где карта стала ещё больше, меня это доканало, и я снизила сложность, потому что ну невозможно! Особенно если ты дошёл до какой-то дальней точки, на тебе уже висит дебафф (или сразу два, и к ним ещё добавляется перегруз из-за снижения характеристик), и тут — внезапный бой или сражение сразу при входе на локацию. И ты ни дебаффы снять не можешь, ни баффы накинуть.
Ещё и система отдыхов с уровнем порчи добавляла пунктики к сложности.
Хорошо, что позже получилось взять паладину дополнительный эффект для снятия этих дебаффов, и ещё на мифическом пути дали заклинание на снятие этих эффектов.

А ещё по мере открытия карты было не очень удобно по ней перемещаться. Особенно это было заметно во второй половине игры, когда перемещений стало много и довольно на большие расстояния.
Справа от карты есть на первый взгляд удобная мини-карта, но в моменте я ей практически не пользовалась. А вот возможность изменения масштабы карты сильно бы помогла, и как раз таки это игрой не предусмотрено.

Вот этой мини-картой справа было пользоваться неудобно
Вот этой мини-картой справа было пользоваться неудобно

Жаль, что нельзя ставить метки на карте. Да, локации здесь чаще всего не очень большие. Однако бывают исключения с разными ветвлениями, где не раз я забывала о каком-нибудь пропущенном важном повороте, чтобы потом навернуть круг в его поисках. При этом ещё и бывают не очень удобные карты, на которых непонятно, где есть коридор, а где — тупик. Это некритично, но периодически расстраивало.

Тюрьма неизбежности — по карте не очень понятно, где тупики, а где — неоткрытые области.
Тюрьма неизбежности — по карте не очень понятно, где тупики, а где — неоткрытые области.

Интерфейс и журнал заданий

Хочется кстати отдельно похвалить интерфейс. Приятное общее цветовое исполнение и красивый внешний вид, стилизованный под старинную бумагу. При этом свою роль исполняет он тоже хорошо: мне он показался достаточно удобным и информативным. При наведении буквально на любую характеристику или значение появляется подсказка с подробным описанием.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Журнал заданий тоже довольно удобный. Все квесты для удобства логически сгруппированы, а внутри каждого квеста расписаны его этапы. Квесты, которые нужно завершить за текущий акт, помечаются значком песочных часов.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Загадки

Те, кто отвечали за создание загадок в этой игре, должны попасть в ад и вариться в отдельном особо горячем котле.
Многие загадки я, даже имея гайды под рукой, не поняла, как решить. Может это я тупой сапожок, но простите, я сюда (деградировать) наслаждаться захожу, нафиг мне ваши сложные ребусы.
Апогеем всего, конечно, был личный квест Нэнио, о чём я уже писала выше.
В целом, тут есть и разные минорные загадки, которые не очень сложные, и которые не особо напрягают в процессе. Но чаще всего попадались те, которые сложно назвать увлекательными.

Одна из "увлекательных" загадок
Одна из "увлекательных" загадок

Бои

Боевая система оказалась для меня тоже новинкой. В DA было что-то похожее, но здесь всё сильно сложнее. Скажу сразу — глубоко вникать в особенности и механики боёв мне не особо интересно, мне достаточно общего понимания, которое позволяет проходить большинство сражений, перезагружаясь лишь в самых сложных битвах или на боссах. В таких играх мне интереснее изучать мир и смотреть историю, а за боями и динамикой я предпочту сходить в какой-нибудь слэшер.

Собственно, здешняя боевая система дала мне прикурить, отчего спустя два акта я снизила сложность с нормального уровня на лёгкий. И одна из вещей, которая сильно способствовала этому решению и выбивала из колеи — это фактически отсутствующий ИИ у напарников. Опять-таки, сравниваю с Dragon Age, там это было ну очень удобно: буквально в несколько кликов ты настраивал поведение союзника в бою, задавая условия для использования умений и бутылей, и после этого можно было его практически не трогать и играть за своего основного персонажа.

При этом тут в момент получения уровня глаза буквально разбегаются от обилия разных умений и заклинаний. А назначить каждому персонажу можно всего один скилл, который он просто будет использовать по кд. И для эффективных сражений нужно самому пользоваться всеми персонажами со всем их обилием заклятий, проклятий, заклинаний разных кругов и прочих штук. В общем, как новичку в жанре, мне это показалось сложновато. В бг3 с пошаговыми боями было проще, хотя тут этот режим тоже есть, но мне он зашёл меньше.

Количество доступных баффов тоже крайне поразило воображение. Как их все использовать, оставаясь в здравом рассудке — для меня загадка. Так что для них с чистой совестью для них использовался мод.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Интересно, что можно задать построение участников группы, которого они будут придерживаться. Это было удобно.
Ещё тут есть возможность переключить бой в походовый режим, но в сравнении с обычным режимом с активной паузой этот занимает гораздо больше времени. А боёв в игре много. Да и на моём уровне сложности вполне получалось справляться в обычном режиме.

Ещё момент — если у заклинателей в руках жезлы или посохи, они бегут в ближний бой и помирают, так что лучше им давать арбалеты или лёгкие луки, почему так? Показалось странным такое поведение.

Крепость в Дрезене

После захвата Дрезена он становится нашей основной базой, где мы будем решать все важные дела, общаться с соратниками и продавать набранный в приключениях хлам.

Здесь находится наша главная ставка командования, где мы проводим советы и принимаем важные решения как командор, опираясь на ценные советы наших советчиков. Этот процесс чем-то напоминает стол инквизиции в Dragon Age 3. И кстати было довольно интересно послушать мнения наших соратников в обсуждениях самых разных проблем.
Тут мы выполняем задания и принимаем решения, которые будут влиять на наш процесс нашего крестового похода, наши армии и прочее релевантное.

Пример задания
Пример задания

Наш лагерь — это буквально весь город, и минус у него один — он большой. Сразу вспомнился Киркволл из второй части Dragon Age, где соратники точно так же были разбросаны по нескольким локациям, между которыми ещё и несколько загрузочных экранов.
Временами это очень утомительно, когда после очередного сюжетного квеста хочется проверить всех соратников и узнать, расскажут ли они чего-то нового.

Зато очень понравилось, что на внешний вид города влияет твой мифический путь. У меня всюду была травка с цветочками и летали бабочки.

В целом приятно, когда окружение в игре меняется в соответствии с какими-то твоими решениями. Или если можно каким-то иным образом персонализировать обстановку. Деталь вроде небольшая, но приятная. Больше даёт ощущения погружения и причастности.

Прокачанное знамя Азаты. Красиво.
Прокачанное знамя Азаты. Красиво.

А командный зал у меня был весь в розах, подаренных Дейраном, ну как это мило!

Тут ещё и диалог забавный с Айву
Тут ещё и диалог забавный с Айву

Управление крестовым походом

Управление армиями нашего крестового похода — это по сути отдельная игра внутри игры. Параллельная активность, на которую нужно регулярно переключаться, что в целом добавляет разнообразия в процесс.
Здесь мы должны нанимать армии и генералов, что будут ими управлять, и сражаться с армиями демонов в мини-игре с пошаговой боёвкой, напомнившей мне King's Bounty.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Крестовый поход мы развиваем всесторонне, прокачивая ранги лидерства, тыла, дипломатии и армии.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Это всё набирается путём выполнения приказов в ставке командования, увеличением размеров наших армий и застройкой наших городов и фортов зданиями.
Правда, приказы эти выполнены довольно примитивно: они повторяются раз в несколько игровых дней или недель, и эффекты, которые они дают, носят сугубо функциональный характер. Описание приказов и варианты решений можно даже не читать, сразу выбирая нужные по характеристикам варианты. Хотя конечно частенько там попадались довольно забавные ситуации.

Конечно же используем её в целительстве. Генералы будут в восторге!
Конечно же используем её в целительстве. Генералы будут в восторге!

Помимо этого у нашей армии крестоносцев есть боевой дух, который нужно поддерживать успешными сражениями. Поддерживать его было несложно, врагов в целом хватало.

Застройка и расширение фортов не только даёт бонусы к армии или чему-то подобному, но также позволяет построить телепорт для мгновенного путешествия в эту точку. А на такой немаленькой карте это довольно ценная возможность.

Строим форт и играем в тетрис
Строим форт и играем в тетрис

В целом ощущения от этого режима у меня довольно нейтральные.

Разве что постоянно приходилось мучаться с переброской к основным армиям новых отрядов: все они появляются в Дрезене, а твои армии, к которым их нужно присоединить, ходят непонятно где на другом конце карты. А количество ходов у армии, которая ещё и без генерала, совсем небольшая.
Было бы неплохо автоматизировать этот процесс, скажем, когда при найме можно сразу выбрать армию генерала, к которому этот отряд отправится сам.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Немного о DLC

Игру я прошла вместе со всеми дополнениями. Кратко поделюсь мыслями и о них.

DLC «Последние саркорийцы» c соратником Ульбригом и отдельной локацией и не ощущается таковым. Если бы не большое количество ачивок, которые там давали почти на каждом шагу, я бы и не поняла, что это DLC.
Сюжетка в целом понравилась, и то, что под финал игры к ней вернулись и показали некую развязку и завершение истории — это тоже прям хорошо.
Ну, и после прохождения он практически сразу предложил закрутить роман, что выглядело довольно поспешно. Видимо, это вытекает из того, что это контент из дополнения.

Танец масок

Крайне уютное DLC, где мы участвуем в празднике на центральной площади, общаемся с гостями и нашими соратниками, выполняя небольшие забавные задания.

Обсуждение костюма командора — не диалог, а шедевр. Количество отверстий в ремне — это важно!
Обсуждение костюма командора — не диалог, а шедевр. Количество отверстий в ремне — это важно!

Какой-то сюжет со злодеями в этом всём тоже был, хоть и небольшой, но ощущение, что был он там для того, чтобы как-то обосновать добавление боевой арены. Которую я благополучно скипнула — большое спасибо разработчикам, что это можно сделать.

Помогаем Сииле спасти «собачку» по имени Клементина
Помогаем Сииле спасти «собачку» по имени Клементина

DLC «Неизбежные последствия» — странноватое филлерное дополнение. Наверное классно к нему подойти, когда ты прошел игру какое-то время назад и успел по ней соскучиться.
Мне же, пожалуй, хотелось его пробежать поскорее, чтоб уже посмотреть финал истории.

DLC «Сокровища полуночных островов» — самое неинтересное для меня, что только можно придумать. Практически бессюжетная гриндилка, повторяющаяся из раза в раз. Сюжет там конечно был, но он абсолютно не сопоставим по соотношению со временем, потраченным на бои в кишкообразных локациях.
Разве что можно тут нафармить довольно мощной экипировки, в остальном же ничего захватывающего для меня тут не нашлось.

DLC «Властелин ничего» и «Шаги по пеплу» — два DLC, посвящённые одной отдельной истории, которая происходит параллельно с эпичными приключениями командора из основной кампании.

И эта история хороша. Несмотря на то, что длительность этих DLC невелика, персонажи тут достаточно яркие, чтобы успеть проникнуться их историей. Еще и концовка, берущая за душу.
А еще тут были некоторые интересные механики, которых не было в основной игре. Например, для некоторых возможностей нужно было находить специальные предметы. Скажем, чтобы попасть в определённое место, нужно использовать верёвку.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре

Заключение

Ну, что я могу сказать? Опыт я получила здесь гораздо более увлекательный, нежели таковой в BG3. От истории есть ощущения масштаба происходящего (в отличие от довольно камерных Врат), а развитие военной кампании и общая погружённость в историю мира здесь на порядок лучше.

Понравились в целом персонажи, их здесь много, и они все разные. По ходу сюжета мы не только узнаём их характеры и раскрываем их истории, но и довольно заметно влияем на их жизненные ориентиры, поддерживая или противясь их выборам.

Хотя, конечно, степень их интеграции в глобальный сюжет не настолько хороша, как это было, например, в Dragon Age, где истории персонажей были плотно вплетены в общую канву истории.
Взаимодействия между спутниками тоже хотелось бы немного больше, а не только во время загрузки экрана при отдыхе и каких-то отдельных реплик или комментариев. BG3, кстати, страдает такой же проблемой — уровень взаимодействия спутников между собой околонулевой, но в Путиискателе это не настолько сильно бросается в глаза, потому что спутники здесь — это лишь небольшая часть большой истории. В бг3 же сама история не настолько масштабна, потому в небольшом лагере с соратниками отсутствие их коммуникации ощущается острее.

Отдельным большим пунктом ещё нужно упомянуть крайне приятное музыкальное сопровождение на протяжении всей игры. Композиторы здесь проделали просто отличную работу.
Для меня музыка в игре — это один из немаловажных столпов, позволяющих прикипеть к проекту и возвращаться к нему уже после прохождения через свой плейлист.
Тут и захватывающие композиции, погружающие в эпик, и таинственные мелодии, дополняющие загадочные события, и крайне трогательные и уютные мотивы, не оставляющие равнодушным.
Каждая тема мифического пути прекрасна по-своему, но мелодия пути Азаты в сердечке.

У игры хватает недостатков, она не выглядит дорого, тут нет красивых срежессированных кат-сцен, богатых синематиков или полной озвучки. Непростая прокачка (по крайней мере для новичка точно) с миллионами бафов, местами не особо захватывающее управление крестовым походом. Да даже портреты-то есть далеко не у всех основных персонажей.

Тем не менее, это были увлекательные 188 часов. Игра захватывает эпичным сюжетом, масштабами мира, разнообразием различных механик, множеством интересных персонажей и необычной подачей развития истории в виде становления героя на одном из мифических путей.
Хочется ли поиграть в нечто подобное? Однозначно. Хотелось бы в обозримом будущем познакомиться с очередным масштабным проектом.
Правда, пока не очень понятно, с каким именно.

Ну и самое важное — ответ вопрос: кто же главная вайфу этой игры?Вначале я была уверена, что это Арилу, но после появления Ноктикулы стало очевидно, что госпожа суккубов тут вне конкуренции. А вместе с её музыкальной темой — так и подавно.

Pathfinder: Right of Righteous против новичка в жанре
45
10
4
3
2
1
77 комментариев