Ведьмак 3 сезон. Бочка дёгтя с ложкой мёда

Ведьмак 3 сезон. Бочка дёгтя с ложкой мёда

Недавно вышел весь третий сезон многострадального телесериала «Ведьмак» от Нетфликса. Вышел странно, не всеми сериями сразу, ну да ладно! Также он печально известен тем, что будет последним, где главную роль ведьмака Геральта из Ривии сыграет известный и любимый многими Генри Кавилл. В этой статье мы разберём два предыдущих сезона, опустим спин-оффы и обсудим плюсы и минусы третьего сезона, постараясь отделить зёрна от плевел. Поехали.

В конце 80-х жил в Польше один дядька. Звали его Анджей Сапковский. Писателем изначально он не был, но когда узнал, что в его городе проводится конкурс на лучшее фэнтези, то поспешил принять участие, написав для участия пост-модернистское переиначивание польской народной сказки «Королевна-Упырь». Рассказ в итоге послужил началом саги романов об охотнике на чудовищ Геральте из Ривии.

Сейчас же нужно кратко остановиться на серии книг о «Ведьмаке», потому что моё отношение к ним тоже влияло на просмотр сериала. Я считаю книги хорошими, пусть и не без грехов. У пана Сапковского отличный юмор, он умеет прорабатывать свои миры (поверьте, это на самом деле очень сложно), хотя многие с этим поспорят, описания батальных сцен сочные, читаются его произведения на одном дыхании. Но есть и проблемы, связанные с посредственным влиянием на сюжет Дикой Охоты, довольно странный и камерный финал, где суперсилы Цири вселенского масштаба толком почти никак себя не проявили кроме её способности открывать порталы в другие миры (хотелось бы больше эпика), весьма глупая по факту смерть Геральта. За решение всех этих проблем отдельное спасибо сценаристам видеоигр про ведьмака, но проблем, собственно, книг это не решает.

Как только книги обрели большую популярность в пределах Восточной Европы, польские кинематографисты принялись делать фэнтези-сериал по Ведьмаку. Учитывая, что польский кинематограф усилиями таких гениев кино как, например, Анджей Вайда является одним из лучших в мире, экранизация подавала надежды. Но в итоге вышел странный сериал с дешёвыми и убогими костюмами, самурайскими мечами, декорациями, отвратительной компьютерной графикой, перевиранием канона, но на удивление хорошим актёрским составом, среди которого актёр Михал Жебровски стал особенно популярным. Несмотря на все недостатки сериал заслужил даже похвалу от некоторых зрителей, но большинство остались в ожидании лучшей экранизации.

Что также касается польского сериала, то с ним я познакомился ещё до книг, и уже тогда, даже несмотря на все недостатки, «Ведьмак» с Жебровски выглядел вполне хорошим сериалом. Взять даже к примеру Каэр-Морхен в сериале. Понятное дело, что причиной визуализации замка ведьмаков как системы пещер был недостаток бюджета. Но в плане реалистичности я больше поверю про то, что никто кроме ведьмаков не будет знать про системы пещер, нежели про огромный замок. Так что, как минимум, тут создатели не упали в грязь лицом, как считают фанаты книжной серии.

К слову пан Сапковский польскую экранизацию ненавидел, а вот российскую рок-оперу по «Ведьмаку» очень даже оценил, выразив уверенность в том, что удачная экранизация «Ведьмака» сможет выйти именно в России. Как думаете, кто бы мог сыграть в нашей адаптации?

И экранизация от фанатов для фанатов наступила. Только не на экранах кинотеатров или ТВ, а на компьютерах! В 2007 году выходит игровая адаптация «Ведьмака» от CD Poject RED. Имея свои достоинства и недостатки, она пусть и не стала прорывом, но сумела дать дорогу сиквелу. А уже он «Ведьмак 2, Убийцы Королей» стал хитом игровой индустрии. Но опять же не на самом обширном рынке. Только в 2013 году мир увидит «Ведьмак 3, Дикая Охота». Именно эта игровая адаптация станет мировым хитом. Именно с неё «Ведьмак» Сапковского начнёт триумфальное шествие по миру. Именно после игр книги попадут в руки киноактёра и гика Генри Кавилла, который заразится желанием сняться в «Ведьмаке», если тот когда-либо экранизируют.

А эта самая экранизация не заставила себя долго ждать. Увидев популярность игрового Ведьмака, обратив внимание на феноменальный успех «Игры Престолов», стриминг-платформа Netflix выкупает права на экранизацию «Ведьмака». В роли шоураннеров и продюсеров выступили некие Лорен Хиссрич Шмидт и Томаш Брагински. Одна приложила руку к паре проектов для НВО, если не ошибаюсь. А второй, честно говоря, не знаю, чем отличился. Тогда работа закипела.

Тут на арену и выходит Генри Кавилл, уже мечтавший сыграть Геральта. И хоть изначально его никто даже рассматривать не хотел, упрямство Кавилла, желавшего получить роль мечты, сыграло свою лепту. Не дав покоя Лорен, он, даже несмотря на слишком объёмную комплекцию для худощавого книжного Геральта, таки добился главной роли, обойдя, например, Лиама Хемсворта, считавшегося тогда на удивление фаворитом гонки. Ибо вот кого, кого, а младшего брата Марвеловского Тора в роли Геральта представить тяжело.

Но уже с самого начала сериал постигла масса скандалов. Кому-то не понравился выбор Кавилла, хотя Геральтом мечты для всех был датский актёр Мадс Миккельсен. Новость о том, что актрису на роль Цири ищут среди национальных меньшинств, вызвала скандал из страха, что княжну могут сделать негритянкой, как это уже было модно после 2016 года. Не меньше досталось и Ане Чалотре, которую взяли на роль Йеннифер. Мало того, что наполовину индуска, так ещё и слишком молодая для умудренной опытом волшебницы. Также в сериале появились новые ненужные персонажи типа Дары, а также расширена роль второстепенных.

Несмотря на все проблемы, сериал был отправлен в разработку. Съёмки посещал сам пан Сапковский, были выложены тестовые пробы Генри Кавилла на роль, добавившие тревоги. Роль Цири в итоге досталась вполне подходящей по внешности, но меньше по возрасту актрисе. Короче говоря, несмотря на все опасения, надежды на первый сезон “Ведьмака” были. Но каким он вышел в итоге? А он, несмотря на всеобщий и порою оправданный шквал критики, подавал надежды на будущее.

Конечно, у него были непростительные минусы в контексте следования книжному первоисточнику. Казалось, уж что, что, но рассказы про ведьмака из первых двух книг в отличие от остальной саги были достаточно крепкими и цельными произведениями, не требующими серьёзного вмешательства сторонних сценаристов. Создатели решили, что они умнее, а потому подарили нам глупое продолжение истории Мышовура с участием допплера, по сути лишнего, но необходимого лишь для визуализации мыслей Цири Дару, невнятную сюжетку и Истредом, а также влияние на историю Вильгефорца со Стрегобором. Только вот зачем всё это, если материала на первый сезон из лора первых двух книг хватало с лихвой? Сама история с прыжками во времени хоть и понятна тем, кто читал книги, но отталкивала тех, кто с сериалом знаком не был. И это не говоря о том, что в сериале все постоянно блюют!

Про изменение характера некоторых персонажей типа Лютика, так это вообще отдельный разговор. Ещё со времён «Семи Самураев» Акиры Куросавы в западном кино устоялось мнение, что блокбастер ну просто не может обойтись без героя, выдающего шутки с остротами в каждой сцене. В одних случаях типа «Хорошего, Плохого, Злого» или, например, «Шрека» с его ослом это работает. Но конкретно Лютик и так вроде был довольно остроумен по книгам. Зачем из него было лепить карикатурного осла из «Шрека», непонятно.

В плане техническом серьёзные проблемы обстояли с компьютерной графикой. Костюмы , а в особенности броня Нильфгарда, были вообще настоящей катастрофой. Повсюду видны проблемы с недостатком бюджета и неспособностью от того поставить масштабные батальные сцены, где главной «вишенкой» на торте была до смешного нелепая битва при Соддене. Про мискаст многозначительно умолчим, чтобы нас не дай Бог не уличили в расизме, гомофобии и прочих вещах, в каких модно обвинять сейчас всё и вся (а то за обзор на Барби меня в комментариях кем только ни заклеймили). Скажу только то, что по моему мнению актриса, исполнившая роль Тессайи де Врие больше подходила на роль Йеннифер. Хотя, возможно, в комментариях со мной поспорят, ссылаясь на то, что у Йен в "Дикой Охоте" двойного подбородка не было...

Но за потоком минусов прослеживались и плюсы! Первым делом на удивление хорошим Геральтом вышел Генри Кавилл. Вот, что значит , когда актёр болен реализацией своей роли на все 100% со свойственным ему перфекционизмом. Из Генри вышел отличный Геральт, и львиная доля успеха первого сезона у зрителей - исключительно его заслуга. Вместе с собой Кавилл привёл команду постановщиков экшн-сцен, которым можно сказать спасибо за резню в Блавикине, ведь получилась просто шикарной. А сцена с упырями с брутальным Кавиллом - это просто закаливающий уровень тестостерона! Да и несмотря на все огрехи, не сказать, что сюжет был катастрофой. Если опустить прыжки во времени, сериал вышел неплохим. Цирилла в исполнении Фрейи Аллан также смотрелась хорошо. А музыкальное сопровождение было настолько классным, что песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» стала мемом, а композитор Софья Белоусова стала культовой в одночасье. Определённо сериал подавал надежды на лучшее будущее.

И вот казалось бы, вот вам плюсы сезона. Вот вам отзывы зрителей, хваливших Кавилла. Вот возьмите и сделайте Генри исполнительным продюсером, уволив к чёртовой бабушке Лорен Хиссрич Шмидт. Кавилл знает книги, знаком с играми, он проследит за сценарием. Дайте ему возможность сделать из испражнений конфетку! Владельцы Нетфликса решили наоборот. Якобы раз Хиссрич шоураннер, и при ней рейтинг одобрения зрителей был высоким, значит надо оставлять всё как есть, заменив только костюмеров. Итог был предсказуем.

Новости о втором сезоне приходили одна хуже другой. Больше ЛГБТ-персонажей, больше трансгендеров, больше этнических меньшинств, что привело многих фанатов в ярость. Уже тогда поступали новости про скандалы на съёмочной площадке между Генри Кавиллом и Аней Чалотрой (Йеннифер), а с Марком Хэмиллом о роли Весемира договориться так и не сумели. И вот вышел второй сезон. И нет, он не был катастрофой, так как почти все плюсы первого сезона остались нетронутыми. Но минусов прибавилось с лихвой.

С самых первых серий стало ясно, что сериал упал почти на самое дно. В сюжет завезли какую-то неведомую Воллет (или Веллет, не знаю как правильно) Мейер, лишившую Йеннифер магии с какого-то перепугу. Зато там была избушка на курьих ножках! Славянское фэнтези! Вы же хотели! Кушайте, да не подавитесь! Также из новинок в сериал завезли неведомые монолиты. Видимо, хотели в «Ведьмаке» отдать дань уважения Стенли Кубрику, не иначе. И плевать, что именно способность Цири создавать порталы между измерениями делала её столь особенной. У нас теперь монолиты будут тоже выполнять такую роль и пускать чудовищ. А Воллет Мейер окажется Дикой Охотой. Вот как мы можем! Завидуйте молча! Желания воспринимать этот бред всерьёз нет никакого.

Не понравился Дара в первом сезоне? А давайте-ка расширим его роль в сюжете! Ларс Миккельсен хороший актёр? Действительно! А давайте тогда пихать Стрегобора везде, где ни попади? Отличная идея! Сюжетка Истреда в книгах закончилась ещё в серии рассказов? А давайте её расширим, чтобы он тоже влиял на сюжет! Чего в таком случае не воскресили Мышовура?! Вот вам ещё чёрная матушка Нэннеке, которая манерой речи должна была отсылать к магистру Йоде из Звёздных Войн, видимо, по мнению создателей, но отсылает лишь к другим пациентам небезызвестной московской психбольницы. И ещё есть нелепое расширение роли Фрингильи и Кагыра с их местечковыми заговорами. Жрите! У нас тут своя Игра Престолов!

А хотите слив Эскеля? Нет? А нам по барабану! А вот получайте! Изменить его характер с Ламбертом с точностью до наоборот? Приятного аппетита! И ладно бы Койона слили... Он и так в битве под Бренной погибает в финале книг. Но Эскеля зачем?! Понятно, что остальные ведьмаки в книгах более почти не фигурировали, и это минус саги Сапковского. Но сделать всё ещё хуже... Зачем?! А как вам чокнутый на всю голову дедушка Весемир, готовый сначала пустить кровь Цири ради возрождения ведьмаков, а после убить её, чтобы победить Воллет Мейер? А как насчёт заставить Йен привести Цири к Воллет Мейер, наплевав на то, что книжная Йеннифер бы никогда так не поступила? Кажется, ещё чуть-чуть, и Хиссрич Шмидт поставят третьим шоураннером «Колец Власти». Там такие бездари нарасхват!

Нет, конечно, плюсы при желании найти можно. Хорош сериальный Сигизмунд Дийкстра. Несмотря на то, что ещё в первом сезоне я ругал отсебятину про второстепенных персонажей, с другой стороны это хорошо, что им уделили хоть какое-то внимание. Геральт Кавилла получил больше реплик, стал более живым. Доспехи Нильфгарда вот поменяли. Сюжетная арка с эльфами была сильной. Но разве все эти плюсы могут покрыть минусы? Да создатели даже музыкального сопровождения нормального в этом сезоне не подвезли. О чём разговор?!

Приквелы про Истоки крови и Весемира оставим за скобками, так как смотреть их не хочется. Второй был принят сдержанно, а первый стал катастрофой и одним из худших сериалов в истории, получив самый низкий рейтинг в истории 10%. То есть даже Колесо Времени, даже Кольца Власти были лучше, вы только вдумайтесь!

В преддверие третьего сезона «Ведьмака» постигли ещё большие скандалы. Мало того, что приквел, на котором строилась вся концепция создателей с монолитами, провалился, так ещё и исполнитель роли Геральта, больше всего болевший за шоу, тот самый Генри Кавилл был уволен из сериала. Более того, со стороны Нетфликса пошли слухи, что он якобы был скандалистом на съёмочной площадке и постоянно со всеми ругался (в чём я его охотно понимаю). Другой причиной называют то, что он просто хотел каноничного воспроизведения истории о Геральте. Масла в огонь подогревало то, что зрительский интерес к сериалу поддерживал исключительно Генри Кавилл.

Ещё больше интернет взорвался после интервью одного из сценаристов «Ведьмака», в котором тот признался, что в подавляющем большинстве шоураннеры и сценаристы считали сагу Сапковского посредственной, потому, видимо, и напихали в сериал столько отсебятины типа монолитов, что глаза из орбит выскакивают при просмотре. К тому же начало приходить всё больше информации, что причина увольнения Кавилла заключалась именно в наплевательском отношении создателей к первоисточнику. И вот третий сезон вышел. Но каким?

Для начала стоит сказать, что третий сезон начал неожиданно следовать книжному канону. Спасает ли это сериал? Нет, так как невозможно, не обнулив предыдущие сезоны, просто брать и смотреть этот, закрыв глаза на всю ту отсебятину, которую наворотили создатели. Неудачную идею про монолиты решили тихонько опустить, упоминая про них постольку поскольку. Но спасает ли это сериал? Опять же нет.

В этом плане особенно рассмешил Вильгефорц. Благодаря третьему сезону его история совершенно запуталась. Напомню, что в книгах, это он наслал шторм на корабль, где была мама Цири Паветта. В сериале же в первом сезоне почему-то именно он объединил север в борьбе против Нильфгарда. Сразу возникает вопрос к третьему. А какого чёрта он в третьем стал помогать Эмгыру, если в первом выступал против него?! К тому же создатели так и не удосужились объяснить, каким образом он, ударившись головой после падения, вдруг стал злым. Что с ним произошло такого после падения? Память потерял? Дух Дикой Охоты вселился? Непонятно!

Но самое смешное, это то, как обставили его способности. В книгах он был могущественным чародеем. В первом сезоне Вильгефорц предстал каким-то клоуном с появляющимися из ножен новыми мечами, которому надрал задницу Кагыр! Но уже в третьем сезоне он вдруг становится вполне умелым бойцом и надирает задницу уже Геральту. Как так произошло? Нам это объясняет сам Вильгефорц. Оказывается, всё это время он просто скрывал своё могущество! Для чего? Зачем? Почему? Как? Что? Вы просто вдумайтесь, до какой степени это смешное и натянутое оправдание его импотенции в первом сезоне, когда сценаристы расписываются в том, что не могут придумать ничего лучше в оправдание своего бреда!

Удивительна история Кагыра. После того как во втором сезоне некий непонятный заговор раскрылся, он сначала прислуживает Эмгыру и даже предаёт эльфов. Но стоит Фрингилье сказать, что ему надо самому выбирать свой путь, как он тут же переходит на сторону Геральта и Цири! Притом, что переход был, если не ошибаюсь в пятой или даже шестой книге! Это что за мгновенный катарсис у вашего героя? Кагыр на сторону Геральта перешёл не сразу, и много горя хлебнул перед этим, но подобного сериального бреда в духе Гоголевского Андрия, потерявшего голову от панночки там и в помине не было!

Дара - это вообще тихий ужас. Это тот самый момент, когда создатели выдумывают в первом сезоне абсолютно лишнего персонажа, не знают, как его дальше вписать в сюжет, а потом в третьем сливают его в унитаз. А как на Танеде появилась Фрингилья, это вообще что-то смехотворное. Просто где-то услышала про собрание чародеек, а потом прямо там в самой гуще битвы самореализовалась из воздуха! Смерть Тессайи в финале третьего сезона вообще ужас. Не помню, что с ней было в книгах, но в сериале это, конечно, ужас.

Но ладно всё это. А что с костюмами?! Почему они снова такие же убогие, какие были в первом сезоне? А что с дриадами?! Нет, вы просто представьте, в первом сезоне они выглядели лучше, чем в третьем, где им на голову решили какие-то кусты присобачить! Притом грим смотрится отчётливо и выглядит убого. Иногда кажется, что это просто нереально!

Если что, в сериале есть феминизм, но относиться к нему плохо в «Ведьмаке», это даже как-то странно, честно говоря. В книгах этого феминизма было навалом, да и Цири фактически относилась к бисексуалкам. Поэтому на феминизм в «Ведьмаке» ругаться нелепо как минимум. Но зато бодипозитивная Фрингилья, это было что-то с чем-то. Довольно милая негритяночка в первом сезоне стала... Нет, не буду говорить это грубое слово, ибо слишком сильно она мне понравилась в первом. Да ладно она. Там ещё две было. Кайра Метц и Маргарита де Луантиль. Без слёз на них не взглянешь. Про Лютика лучше не вспоминать, чтобы не заплакать от горя, что с ним сотворили...

Главный же плюс, который можно выделить у сериала, это следование книжному первоисточнику и милые отсылки к книге, где Геральт и Йен называют друг друга в письмах друзьями. Но даже здесь создатели решили испачкать свои портки, потому что в книгах и причина ссоры была другая, и повод называть им друг друга друзьями тоже. Геральт назвал Йен подругой по книгам чисто по глупости. А Йен, называя его в ответ другом, больше издевалась над ним в ответ. И это было намного интереснее, чем то, что навыдумывали в сериале.

К канону событий на Танеде я особо придираться не буду, так как книги читал уже давно и многого не помню. Из минусов отмечу какую-то непонятную слабость магов перед эльфами. Из плюсов можно выделить более удачную роль Стрегобора с Истредом, нежели то, что нам показали в первых двух сезонах. Создатели даже на некоторое время заставили меня поверить в то, что они решили заменить злого Вильгефорца на злого Стрегобора. Это было классно.

Далее из плюсов можно отметить, что создатели хотя бы в этом сезоне не перетягивали одеяло внимания с Геральта на других персонажей. Вместо этого на удивление главными героями стали Геральт, Цири и Йеннифер, а не Кагыр с Фрингильей и эльфами. Наконец-то создатели вспомнили, про кого этот сериал. С другой стороны, читая книги, начиная с пятой я всё больше не понимал, почему сага называется о Геральте, когда добрая половина повествования была о Цирилле. Ну да ладно. Также, насколько мне стало понятно, седьмая серия всем показалось слишком затянута. Но позвольте. В книгах приключения Цири в пустыне тоже читать было довольно скучно. Тут 1000% канон.

Главным же достоинством третьего сезона можно назвать экшн. Сериал стал более динамичным, драки и бои на мечах в лучших традициях резни в Блавикине из первого сезона, первой серии. Довольно крутой получилась схватка между Геральтом и Вильгефорцем. Схватка в Танеде хоть и не без грехов, но сочная и масштабная. Притом получилась она в десять раз лучше битвы при Соддене. Лучше выглядит и компьютерная графика. Действительно, намного лучше. Да и в целом сериал в этот раз смотрелся интереснее и легче, чем предыдущие два сезона.

Ещё можно, конечно, из минусов отметить всю такую же нелепую Йеннифер, отсутствие нормальной музыки уже второй сезон подряд, так как во втором её тоже не завезли.. Из плюсов можно ещё напомнить, что Кавилл всё так же хорош и даже, возможно, лучше, чем в предыдущих сезонах.

Но теперь можно точно говорить о том, что с «Ведьмаком» от Нетфликс всё кончено. Генри Кавилл уволен, а зрители отомстили за это низкими оценками сезона и обрушением рейтингов от первой к последней серии. «Ведьмак», потеряв свою главную звезду, тащившую проект вперёд, просто перестал быть кому-либо интересен. Лиам Хемсворт - хороший актёр, но Кавилла он не затмит при всём желании, потому нас явно ждёт закрытие сериала после четвёртого сезона. И лучшее, что могут сделать создатели - это запихнуть три оставшиеся книги в один сезон всеми правдами и неправдами, да и закончить этот цирк. Это лучшее, чего можно ожидать от сериала, который в будущем ожидает неминуемый провал.

3
5 комментариев