Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

В докомпьютерную эру для управления задачами руководители или их секретари изобретали разные бумажные планировщики, писали в ежедневниках и настольных перекидных календарях. Сейчас возможностей для управления командой столько, что в них можно потеряться. В статье расскажу собственный опыт выбора системы Work Management.

С виду все входы одинаковы
С виду все входы одинаковы
Вячеслав Зыкин
Бизнес-аналитик, ГК "Государственные информационные технологии"

Недавно руководство поставило задачу — отыскать систему для:

  • управления знаниями;
  • облегчения онбординга новичков;
  • моделирования бизнес-процессов и управления ими.

Запланировали следующую модель внедрения: начать с пилотного департамента, отработать на нём основные методики, а потом уже распространять лучшие практики на остальную команду. Сразу скажу, что мы только что подошли к этому этапу.

Ретроспектива первая: для чего управлять знаниями

В IT главный актив — это не компы и локальная сеть, не офис, и даже не софт, который разработала лучшая в мире команда. Это — сама команда, а вернее совокупность знаний и опыта каждого её участника. Глупо терять с таким трудом приобретенные активы, когда человек меняет работу или выгорает от постоянных вопросов коллег.

А значит, опыт и знания нужно:

  • оцифровать виде статей, схем и таблиц;
  • поместить в удобную систему с приятным интерфейсом и разделением доступа;
  • создать на основе этих материалов учебные курсы для онбординга новичков.

Ретроспектива вторая: Work Management и его польза

Хаос автоматизировать невозможно. Это главный постулат, который я усвоил за 30+ лет работы в ИТ. Когда новичок в инструкциях читает одно, а на практике видит другое — у него складывается не самое лучшее мнение о компании, а онбординг затягивается, потому что вместо одного этапа в нём появляется 4:

  • время на чтение бесполезных инструкций;
  • попытки соотнести с ними реальность;
  • слом только что созданной картины мира;
  • построение новой схемы, соответствующей реальной жизни.

Более того, при описании процессов вскрываются неэффективные и просто небезопасные отклонения — даже не буду приводить примеры, стыдно, что в современной компании бывает такое. Выясняется, что половина инструкций не актуальна, а половина просто отсутствует.

Выводы: схемы бизнес-процессов должны отражать реальную жизнь, а не идеальное ее видение, либо, наоборот, жизнь нужно изменить так, чтобы она соответствовала схемам бизнес-процессов.

Вот для этого нужна система Work Management — система, которая описывает процессы, постоянно протекающие в компании. А не просто банальное управление задачами или Project Management, хотя и такая система тоже нужна.

Требования к системе управления знаниями и Work Management

Жизнь научила начинать любую разработку или внедрение со сбора требований заинтересованных лиц. Здесь две цели:

  • узнать, чего ждут от системы те, кто в ней будет работать;
  • заранее застраховаться от противодействия при внедрении с аргументацией «меня не спросили, оно мне не надо».

Разумеется, в этой работе принимают участие только руководители подразделений и сотрудники из числа наиболее опытных, остальным действительно никто не спрашивает, руководство не стремится построить бирюзовую компанию.

Вот список главных требований заинтересованных лиц к платформе Work Management (в порядке убывания приоритета)

  • База знаний. Должны быть не только текстовые статьи, но и видео, схемы, майнд-карты, таблицы и прочие объекты. Необходимо разделение доступа.
  • Функционал для создания учебных курсов с использованием статьи базы знаний и синхронизацией — при изменении статьи в БЗ должна меняться и статья в учебном курсе. Кроме того, необходим функционал проверки знаний.
  • Очень желательна нормальная организация совместной работы над статьями в БЗ — контроль версий, возможность отката, комментарии или даже чат внутри статьи.
  • Система постановки и отслеживания задач, желательно с разными представлениями — доска, диаграмма Ганта, календарь.
  • Модный ассистент с искусственным интеллектом, аналог CoPilot.

Кроме функциональности, сформулировали и ряд ограничений

  • Отечественное ПО, включенное в реестр Минцифры.
  • Облако, а не развертывание на собственной инфраструктуре.
  • Доступ к БЗ по ролям и отделам, а не прописывание прав на каждого конкретного человека для каждой конкретной статьи (или раздела, тоже неудобно).

Выбор платформы управления знаниями и системы Work management для команды

Можно было бы подумать, что это две разные системы. Но нет, мы искали решение «в одном флаконе», вполне отдавая себе отчет в том, что специализированное решение обычно лучше универсального справляется с узкими задачами.

Сначала я пошёл кружным путём — гуглил и складывал ссылки в табличку. Потом наткнулся на Рейтинг Ruward за 2023 год — да, долго выбирали, на сентябрь 2024 года этот был самым свежим. Почитал методику — там оценивали не то, но хотя бы список участников можно было взять за основу.

Вполне возможно, что благодаря этому решению какие-то системы остались за рамками внимания. Что ж, невозможно объять необъятное.

Внимательный читатель заметит, что список в Рувард длиннее. Всё верно, я первым делом выкинул из него зарубежные сервисы — опыт Notion, Confluence, Wrike и многих других подобных отучил делать ставки на импортные решения. Тем более, что за них ещё и заплатить невозможно.

В итоге сформировался следующий список, из которого предстояло составить шорт-лист.

Какие-то сервисы давали пробник сразу. Какие-то требовали сначала переговорить с менеджером — очень странная модель продаж, которая неимоверно бесит. Я не люблю, когда мне звонят по телефону незнакомые люди, имею право. Так что некоторые сервисы остались без пробника, выводы пришлось делать только на основании информации с лендингов.

TEAMLY

Позиционирование: Платформа для совместной работы и управления знаниями.

Разрабатывает и продаёт сервис компания QSOFT.

Соответствие требованиям

База знаний — сделана по аналогии с Notion. Разделение на «пространства». Древовидная структура знаний, блочная структура статей, встраивание объектов как собственных, так и извне, богатые возможности визуального оформления.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — создаются интеграцией в уроки статей БЗ. Статья отображается курс, а не копируется, а значит, новичок изучает только актуальную информацию. Есть функционал для создания тестов и отслеживания прогресса учеников в прохождении курсов. Есть назначение курса сотруднику.

Совместная работа — есть механизм согласования статей, есть комментарии, есть чат в статье. Даже можно ставить задачи: получается типа чек-листа, в котором вычёркиваются пункты по мере выполнения задач. Есть настраиваемые уведомления.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Таск-трекеры — такого функционала нет по умолчанию, но отслеживание задач можно сделать в «Умных таблицах», которые повторяют базы данных Ноушен. Можно добавить собственные представления в виде канбана или диаграммы Ганта, есть джентльменский набор визуального редактирования связей и смены статусов. Есть автоматизация — например, при пермещениях карточки по канбану можно сразу назначать нового ответственного и извещать об этом его и постановщика.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

AI — есть ИИ-ассистент, который реализует поиск по БЗ, а также помогает генерировать текстовый контент. Доступен только на платных тарифах. Похоже, что «под капотом» скрывается ChatGPT, но это неточно.

Соответствие ограничениям

Реестр минцифры +

Облачный сервис +

Ролевая модель доступа ++ — потому что у пользователя есть не только роль, но и отдел — это очень удобно.

Плюсы

Интуитивно понятный каждому, кто хоть раз видел Notion, интерфейс, привычный и довольно удобный.

Регистрация без обязательного звонка от вендора.

Бесплатная версия для 7 редакторов — без совместной работы и ИИ.

Поддержка в боте в Telegram — но отвечают люди. Доступна даже на бесплатном тарифе.

Продвинутая общедоступная инструкция — академия Teamly.

Минусы

Не хватает функционала в майнд-картах и схемах, но никто не запрещает использовать Миро и Draw.io.

Выводы по Teamly

Требования заинтересованных лиц и ограничения соблюдаются, включаю в шорт-лист.

L2U InKnowledge

Позиционирование: «единственная в России полнофункциональная платформа для системного управления знаниями».

Подписка без менеджера невозможна, так что пришлось делать выводы по информации на сайте.

Соответствие требованиям

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

База знаний — вендор обещает не только поставить ПО для БЗ, но и комплексно внедрить, начиная с обучения сотрудников и заканчивая сдачей готовой БЗ в срок от 2 недель. Как это всё выглядит — неясно, на сайте нет скриншотов.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — непонятно, можно ли создавать сами курсы. Заявлен функционал тестирования и «самообучения», что бы это ни было.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Совместная работа — заявлена, но непонятно, насколько она удобна и функциональна.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Таск-трекеры — присутствуют как самостоятельный блок, L2U заявляет о себе, как о замене Confluence.

AI — может быть есть, но на лендинге о нём ничего нет.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачный сервис ? — скорее всего есть, но явно об этом не написано, а проверить не получается

Ролевая модель доступа ? — тут даже не буду ничего предполагать

Плюсы

Систему не удалось посмотреть, поэтому без комментариев.

Минусы

Во многих местах лендинга нажатие на «Подробнее» отправляет под шапку сайта.

Выводы по L2U InKnowledge

Кота в мешке в шорт-лист не включаю.

Minerva

Позиционирование: «Решения по управлению знаниями и обучением».

Попробовать можно только после беседы с менеджером, который догадался написать мне в WA. Тогда дают два демопространства для того, чтобы оценить, как можно сделать БЗ красиво и третье для экспериментов.

Соответствие требованиям

База знаний — есть, и продвинутая. Кроме сборки ссылок в главную статью, можно применять папки. В тело статей встраиваются любые объекты, визуальный редактор удобен.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — создаются интеграцией статей базы знаний примерно также, как в Teamly. Можно делать тесты по пройденному материалу.

Курс Продукты компании из демо
Курс Продукты компании из демо

Совместная работа — видно только редактирование статей пользователями с доступом, функционал комментариев, чатов или постановки задач не обнаружен.

Таск-трекеры — отсутствуют, такова политика компании. Как и любые таблицы

AI — не нашёл в демоверсии, хотя менеджер упоминал такой функционал при демонстрации.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачный сервис +

Ролевая модель доступа +- — роли есть, но нет отделов, так что на каждое пространство доступ нужно выдавать отдельно каждому или всем сразу.

Плюсы

Вменяемый привычный интерфейс с сайдбарами и клиентской областью. Отмечу демопространства с прикольным наполнением — вдохновляет на создание в своей компании чего-то подобного.

Минусы

Нет функционала базы данных, трекеров задач.

Выводы по Minerva

Если бы не отсутствие трекеров, с удовольствием включил бы в шорт-лист. Но не случилось.

EvaWiki

Вендор: ГК EvaTeam.

Продукт EvaWiki — один из сервисов в экосистеме. Есть ещё таск-трекер, сервисдеск, разработка и тестирование, хранилище документов и работа с ними. EvaWiki тоже заявляет о себе как о «Российской замене Confluence».

Соответствие требованиям

База знаний — делится на проекты, внутри древовидная структура статей. В тело статьи можно внедрить любые объекты, включая видео, майнд-карты и Draw.io.

Учебные курсы — подобный функционал на сайте не заявлен.

Совместная работа — есть, можно комментировать, составлять цепочки согласования статей.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Таск-трекеры — продвинутая система со спринтами, аналитикой и отслеживанием выполнения.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

AI — функциональность на сайте не заявлена, в демо я его тоже не нашёл.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачный сервис +

Ролевая модель доступа +

Плюсы

Предзаполненное демо

Возможность регистрации без менеджера.

Привычный интерфейс, понятный пользователям подобных систем, хорошая система доступа.

Что не понравилось

Бесплатной версии нет вообще, минимальный тариф сильно урезан по функционалу.

Выводы по EvaWiki

Было бы обучение — включил бы в шорт-лист, ибо остальное сделано очень неплохо, смирились бы и с отсутствием ИИ. Но онбординг в интеграции с БЗ очень нужен.

Platrum

Позиционирование: «Сервис автоматизации менеджмента».

Решение от компании Платрум.

Соответствие требованиям

База знаний — уже привычная по предыдущим решениям древовидная структура, блочный редактор, внедрение объектов, оформление на неплохом уровне.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — есть интеграция статей БЗ в уроки, есть тестирование после прохождения урока или серии уроков.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Совместная работа — только редактирование для тех, у кого есть права. Комментариев или согласований не обнаружено. Можно указывать персоналии или должности в тексте через собаку.

Таск-трекеры — в отдельном блоке. Есть контроль выполнения. Не нашёл автоматизацию, но, возможно, просто плохо искал.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

AI — отсутствует.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачная версия +

Ролевая модель доступа +- очень похоже на то, что пользователей для каждого раздела нужно прописывать отдельно, что крайне неудобно.

Плюсы

Возможность регистрации без менеджера.

Минусы

Чтобы сохранить статью, нужно ткнуть в иконку, нет автопубликации изменений. Непривычный интерфейс.

Выводы по Platrum

Несмотря на неудобный с первого взгляда интерфейс, система не вызывает отторжения, удовлетворяет всем требованиям и ограничениям. Включаю в шорт-лист.

YoNote

Позиционирование: «Надежная российская альтернатива Notion - Trello - Asana - Coda - Confluence».

Вендор — «ВИЛИКС».

Соответствие требованиям

База знаний — такая же, как в Notion, а значит, и как в 5 из 6 предыдущих сервисов.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — функциональность не заявлена.

Совместная работа — не удалось найти. Редактируют все, у кого есть права, согласований и комментариев не увидел.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Таск-трекеры — делаются так же, как в Notion или Teamly. Из представлений есть только доска и календарь, Ганта нет.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

AI — только на платных тарифах, как и у Teamly. Функциональность похожа — поиск и генерация текстов.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачный сервис +

Ролевая модель доступа +- — отделов нет, что неудобно, не понял, как расшарить «коллекцию» — всю рабочую область.

Плюсы

Понятный внятный привычный интерфейс.

Возможность регистрации без менеджера.

Можно работать командой из 5 человек бесплатно, но доступен будет не весь функционал.

Минусы

Непонятный доступ, нет диаграммы Ганта, нет функционала создания курсов.

Выводы по YoNote

Обучения нет, с доступом непонятки — система не проходит в шорт-лист.

WEEEK

Позиционирование: на сайте не сформулировано.

Решение от компании ВИИИК.

Соответствие требованиям

База знаний — дерево статей, блочный редактор, есть встраиванием объектов, но их не так много, как у конкурентов.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Курсы для онбординга — пока нет и, похоже, функциональность будет немного не та, что требуется.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Совместная работа — только редактирование пользователями с достаточными правами, комментирования или согласования не нашёл, чатов в статьях тоже.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

Таск-трекеры — похоже, что Weeek с него и начинался. Сделано качественно, функционал продвинутый.

Выбор системы Work management и управления знаниями для команды: личный опыт

AI — похоже, Weeek — единственная система, которая даёт возможность искать и генерировать тексты на бесплатном тарифе. За поиск отвечает ChatGPT, за генерацию — YandexGPT.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачная версия +

Ролевая модель доступа +- без отделов, что неудобно

Плюсы

Внятный интерфейс.

Возможность регистрации без менеджера.

Наличие бесплатной версии.

Хороший тасктрекер.

Минусы

Функционал разделен между отдельными приложениями, как в Google. Нет обучения. Недостаточный функционал совместной работы.

Выводы по WEEEK

Weeek не попадает в шорт-лист из-за отсутствия курсов и недостаточно проработанной модели доступа.

Я.Wiki

Позиционируется как вики — база знаний с общим доступом.

Вендор: Яндекс.

Соответствие требованиям

База знаний — да.

Учебные курсы — нет.

Совместная работа — непонятно. По идее должна быть, сделано же такое на яндекс.диске.

Таск-трекеры — есть отдельный инструмент Task Tracker. Оба сервиса берут пользователей из настройки в Yandex Cloud Organization.

AI — странно, если яндекс не встроил свой YandexGPT.

Соответствие ограничениям

Реестр Минцифры +

Облачная версия +

Ролевая модель доступа +- про отделы речи нет

Плюсы

Нормальная регистрация через аккаунт Яндекса.

Бесплатно для 4 пользователей.

Минусы

Замороченный интерфейс, непонятная логика работы, постоянные ошибки.

Выводы по Я.Wiki

Со временем всё может быть, пока же — категорическое нет.

Шорт-лист

Требованиям, выдвинутым заинтересованными лицами, удовлетворяют всего 2 системы из списка Ruward. Это Teamly и Platrum. Были бы требования другими — был бы другим и шорт-лист, а так имеем то, что имеем.

Я не ставил перед собой задачу заменить жюри Рувард. Просто выбирал то, на чём наша компания хотела бы строить свою базу знаний.

Чем мой опыт может быть полезен? Может быть, кто-то возьмёт на вооружение методику со сбором требований заинтересованных лиц. У кого-то есть похожая задача и ему будет интересно моё мнение. Кстати, я искренне считаю, что если не разобрался с основным функционалом сервиса за 15 минут — вряд ли его удастся внедрить на команду.

Никому не навязываю своё мнение относительно сервисов, попавших в обзор. Наоборот, буду благодарен за ваши советы — может быть, есть какое-то решение, которое стоило бы рассматривать.

Начать дискуссию