О работе преподавателем в онлайн-школе, прогреве людей на курсы, маленьких ЗП [лонг]

Какой-то препод проводил урок в HL: Alyx
Какой-то препод проводил урок в HL: Alyx

Я преподавал программирование и информатику в разных онлайн-школах, и вот что я думаю.

На самом деле я занимаюсь этим до сих пор, у работы есть как свои плюсы, так и свои минусы. Обо всем расскажу подробнее.

До онлайн-школы я работал веб-разработчиком, потом выгорел и дабы знания не пропадали, решил давать их детям и не только. За все время я сменил две онлайн-школы, остановился на третьей, а также работал в очной академии программирования. У меня даже занимались несколько DTFеров, но не буду говорить кто, я у них на это разрешение не спрашивал, так что если захотят и увидят этот пост, сами отпишутся в комментах.

Первая школа

Названия школ я указывать не стану, смысла в этом все равно никакого нет, к тому же это не очень хороший тон, потому что отзываться об этих местах хорошо я почти не буду. Плюс за рекламу мне не платят.

Когда меня пригласили работать в первую онлайн-школу, случилась супер базовая история: кучу всего наобещали, а исполнять обещания никто не собирался. Я наивно повелся, и поначалу меня даже все устраивало. Все подводные камни начали всплывать со временем, и только тогда я понял, что плавают не камни...

Давайте для начала на всякий случай распишу как вообще происходит процесс обучения. В разных школах по-разному, как ни странно. У многих есть своя платформа, там есть виртуальные классы, вы заходите туда в назначенное время, звоните ученику, и дальше уже сам процесс от преподавателя к преподавателю отличается. Ну и подходы к разным ученикам разные. Также готовые материалы есть не везде, где-то надо готовить их самому.

В менее развитых школах созвоны происходят в сторонних мессенджерах, что для меня теперь является красным флагом, но об этом чуть позже.

В общем ближе к делу. Я прошел все тестовые задания и открыл себе сразу несколько курсов, а именно программирование на Python, создание игр в Roblox, визуальное программирование в Scratch и программирование на C#. У меня начали появляться первые ученики, я проводил уроки, все было хорошо.

Пытаюсь разбавить эту простыню картинками
Пытаюсь разбавить эту простыню картинками

Изначально только я шел преподавать вводные мини-курсы, это такие длинные уроки по 2 часа, где надо из урока в урок рассказывать один и тот же материал, и суть в том что бы заинтересовать детей и они купили полноценный курс, а в итоге мне сказали, что мест туда уже нет, и меня могут взять преподавателем полноценных курсов. В итоге я согласился, а щас не стал бы ни за какие деньги проводить мини-курсы, это самая мерзкая работа, которая может быть в онлайн-школе. Вам постоянно будут выговаривать какой вы говноед, потому что не 100% учеников купили курс у школы, вы должны всегда быть с натянутой до ушей улыбкой, вне зависимости от того, что могло случится у вас в жизни, а все мы люди, не всегда есть настроение, короче, человеческого отношения тут ждать не стоит. К тому же вы будете рассказывать одно и тоже, и отвечать на одни и те же тупые вопросы детей. К вам в конфу в рандомный момент может подключится менеджер и если хотя бы один ребенок будет отвлечен, вам сделают мини выговор в ЛС. ДА, НА ПРОБНОМ БЕСПЛАТНОМ УРОКЕ, КАРЛ. По поводу этих менеджеров позже еще добавлю.

Так я какое-то время спокойно проводил уроки, пока не узнал про сумасшедших мамаш. Тут мое представление о преподавании изменилось в край, и больше прежним не стало. За весь опыт преподавания я даже могу выделить несколько типов ебанутых родителей:

  • "Мое *вставить имя* самое умное, одаренное, ему нужен особый преподаватель с десятью высшими образованиями, в свои 4 годика оно уже уравнения щелкает как семечки, а это ваше программирование нам так, закрепить просто надо, и так все знаем". Это пиздец, я не знаю, что в голове у таких людей. При чем на первом же уроке оказывается, что ребенок тупой как пробка и из особенностей у него только развитие.
  • Следующий тип родителей, это те, кто отказывается принять, что у их ребенка ОВЗ. Они частично относятся к первому типу, но не совсем. Вы даже не представляете как много отсталых в развитии детей, детей с ОВЗ, с разными формами аутизма и т.д. И все они действительно нуждаются в особенных преподавателях, тех кто умеет и знает как с такими детьми правильно работать. Я таким не являюсь, поэтому всегда стараюсь отказываться от таких учеников, чтобы ни себе нервы не трепать, ни ребенка в еще более худшую ситуацию не вгонять. Однако не все онлайн-школы это понимают, им глубоко похуй, лишь бы люди деньги за курсы заносили. И это печально. Также это стало причиной моего ухода из этой школы.
  • Еще один тип родителей это вахтеры. Они сидят и мониторят как проходит урок, отвечают вместо ребенка, не дают ему и слова сказать, вечно задерживают тебя после урока и задают свои бесконечные вопросы, доебывают тебя даже вне рабочего времени в каком-нибудь мессенджере и становятся причиной нервного срыва.
  • Остальные типы родителей схожи с тремя уже описанными, не буду повторятся. Все они ужасно бесят, раздражают и высасывают все силы.

Теперь про менеджеров. Не хочу обесценивать данную профессию, но именно в той школе они были максимально бесполезны. Что они должны были делать? Общаться с родителями учеников, собирать обратную связь, согласовывать расписание, напоминать об предстоящих уроках и разбираться со всякой волокитой. Нет, это не я придумал, это официально прописано в их обязанностях. А что же они делали на самом деле? Примерно половину общения с родителями они делегировали на преподавателей, обратную связь от учеников НЕ собирали, расписание согласовывали часто без участия самого преподавателя, что приводило к тупым разборкам. Собственно они должны были еще и обратную связь от преподавателей собирать, но конечно же никто ничего не собирал. В общем крови у меня они попили не мало.

Теперь о причине ухода со школы. Как-то раз мне дали ученика, отстающего в развитии, на наших уроках присутствовал его отец, чем он очень помогал, потому что с учеником у нас как-то конекта не сложилось, и он меня практически не слушал, ему просто было плевать на все, что я ему рассказываю, так у него еще и внимание было рассеянное, что только усложняло задачу. Но самое ужасное случилось чуть позже, его отец перестал посещать уроки из-за того что много работал, и с ним сидела мама. А она... оказалась такой же как ребенок... Наши разговоры были условно такими: "- Смотри, 2+2=4, понятно? - Нет, не понятно, при чем тут синий? - Какой синий?". После 50 минут с этим учеником я чувствовал себя просто ужасно вымотанным, но продолжал пытаться его хоть как-то обучить, потому что школа практически никак не реагировала на мои просьбы сменить ему препода, в ответ я получал всегда разные, но схожие по смыслу ответы, типа "пробуй еще", "мне нечем тебе помочь", "надо пытаться лучше", "разберись уж как-то с ним". Просто так отказаться от ученика в той школе было нельзя, только по здоровью или прекращению сотрудничества. Но именно тогда я не думал уходить, там было много хороших учеников, ради которых можно было и потерпеть. Но в один день после проведенного занятия с проблемным учеником, я написал менеджеру, что он наносит вред моему психическому здоровью, вот я и отказываюсь от него (это была не первая попытка отказа), на что получил односложный ответ о прекращении школы сотрудничества со мной, без объяснения причин. Хотя будем честны причина всем ясна. Самое удивительное, что задолго до этого нашлась даже одна женщина преподаватель, которая с радостью берет трудных учеников, она профессионал в работе с ОВЗ и т.д. Но по какой-то причине ей было отказано взять этого ученика себе, и школа принципиально стояла на том, что бы его учил именно я. Мне это решение не понятно, но да ладно. Все к лучшему!

Ах да, любимый вопрос на DTF - ДЕНЕЖНЫЙ! Томить не буду, за урок платили 400 рублей, все. Сколько уроков наберешь, столько и получишь. По глупости я даже как-то проводил по 10 уроков в день, после чего понял, что больше 7-8 брать не буду, и даже так это очень сложно. Это не тоже самое, что сидеть код писать, или заниматься любым другим делом. Вы сидите и работаете концентрировано, без всяких "отвлекусь на ютубчек на 15 минут" и т.д. Вы всегда на уроке, всегда следите за учеником и его действиями. А еще, как я уже упомянул, может в рандомный момент зайти на урок менеджер, именно в тот момент когда ты дашь ребенку задание и будешь сидеть молчать пару минут, чтобы не сбивать его мысли, он это увидит, подумает, что ты тут хуи пинаешь, и пойдет тебе в ЛС строчить какой ты негодяй. По этой причине приходилось что-то говорить ПОСТОЯННО. Думаю, объяснять, что пиздеть на протяжении 8 часов подряд занятие не самое легкое. А если у тебя сел голос, все, пизда, потому что на следующий день тебе объяснять материала и говорить не меньше, и будешь себя чувствовать только хуже. А теперь наложите на это оплату в 400 рублей. Думаете этого достаточно? Нет, это пиздец как мало за эти страдания.

Но школа была не без достоинств. Все же я выделю удобство виртуального класса, он есть далеко не везде. И готовые материалы, презентации, все это очень помогает и увеличивает количество личного свободного времени. Ну а из минусов все остальное: отвратительная поддержка преподавателей, низкая оплата труда, невозможность отказаться от ученика, высокие требования не соответствующие уровню школы и оплаты.

Вторая школа

Дальше я начал проходить собеседования в другие онлайн-школы. Где-то была абсурдно низкая оплата в 150-200 рублей за урок. Где-то странные требования в виде дресс-кода, надо сидеть в рубашке и жилетке, нахрена - решительно не понятно, ну да ладно.

Так я попал уже во вторую школу, по рекомендации одного знакомого, который там и работал. Понятно, что это просто напросто реферальная программа и просто так я там никому не нужен. Но делать было нечего, пошел туда. Сначала меня мариновали полмесяца с документами, потом оказалось, что у них даже сайта своего не было (на тот момент очень молодая школа, только получившая лицензию), и уроки проводились строго в скайпе. В итоге после первого же урока, на котором была ужасная связь с учениками, где мне не предоставили готовые материалы, мне просто ничего не ответили. То есть буквально, я просто отвел урок и все, тишина. Я писал в чат руководителю и этому своему знакомому, в ответ тишина. В итоге ответили мне еще через полмесяца, но на тот момент я уже ушел работать в другое место.

О работе преподавателем в онлайн-школе, прогреве людей на курсы, маленьких ЗП [лонг]

История со второй школой получилась короткая, но поучительная для меня. Больше я не обращаю внимания на такие онлайн-огрызки, у которых даже своего сайта нет, ни CRM для какого-никакого учета, вообще ничего. Вы не догадывались, но таких на рынке много, даже слишком.

Плюсы я никакие выделить не могу, кроме жизненного урока, а вот минусы это существование такой школы в принципе.

Академия программирования

Так сложилось, что завела меня жизнь в очную академию, где я должен был вести веб-разработку, мобильную разработку и разработку игр в Roblox. Да, роблокс меня преследовал все это время, но щас я его благо не веду, мне это не интересно и отнимает много времени на подготовку материалов.

В общем устроился я работать в такое место. Ехать до него было не долго, а оплату обещали достойную. Это было небольшое помещение с тремя комнатами оборудованные компьютерами, проекторами и специальными досками. Мне выдали группу детей и программу обучения. Программа была, к слову, ужасной, темы вразнобой, между собой слабо связаны и немного не по возрасту детям. Я был удивлен как такое подобие учебной программы могли утвердить и выдать лицензию, но это уже дело не мое, да и догадываюсь как это все у нас происходит.

Буквально я
Буквально я

Группа детей была, кстати, тоже странная, на мой взгляд, выглядело так, будто надо было просто набрать детей, а какого возраста это это уже похуй, преподы сами разберутся, так ведь? Нет, не надо так делать, пожалуйста. В группе были дети от 7 до 15 лет. Как вы считаете, удобно объяснять один и тот же материал разным возрастным группам находящимся в одном кабинете? Естественно нет, когда одни все поняли, другим надо еще 10 раз объяснить. Это было тяжело, но в целом более выполнимо, чем трудный ученик из первой школы.

Уроки тут, кстати, длились дольше, если в онлайне один урок идет от 45 до 60 минут, в зависимости от самой школы, то в этом месте один урок был 2 часа, что тоже было не очень хорошо, маленьким детям трудно столько высидеть, даже с учетом 10-минутного перерыва.

Казалось бы, вот же, все хорошо, и оплата хорошая (2 тысячи за урок), и дети вроде не вредные, и добираться легко, 3 остановки проехать, что же могло пойти не так? Не так пошло с коллективом, если его можно так назвать. У меня был один коллега-преподаватель, и начальниЦА. Во-первых, как бы так выразится, что бы снова в бан не отлететь за национализм, я был, скажем так, чужим там. Прям вот чужим, без акцента, без больших черных бровей и т.д. Это сказывалось на всем, как минимум у нас в корне разное воспитание и поведение в обществе, разные традиции, привычки, стиль жизни и т.д. Во-вторых начальниЦА ну оооооочень поощряла подхалимство и вылизывание ее жопы. А у меня характер ровно противоположный, я никогда не буду никому ничего целовать, подлизываться и пытаться выбить себе местечко получше. Если я покажу себя как специалиста и меня условно повысят, то это я и буду считать повышением, а не через лестный говор и вычистку очка языком. В общем на этом и не сошлись. В то время как мой коллега и в магазин сбегает принесет ей что она попросила, и выйдет среди недели на не оплачиваемый урок (мы проводили уроки по выходным), я просто работал и выполнял свои обязанности, ровно столько сколько мне оплатили. К тому же я часто разгребал косяки второго недопрепода, который делал презентации на 10 слайдов, которые никакой информации в целом не несли (там половина картинок). Я следил за техникой и оборудованием, и помогал с этим вопросом коллеге, когда у нас были уроки в одно время.

В общем, я понял, что даже неплохие условия и оплату могут перечеркнуть тупые люди в коллективе, как бы ты не пытался закрывать на всякое говно глаза.

Из плюсов выделю уникальный опыт в виде очного обучения детей. Ты сильнее привязываешься к ним, сам по себе процесс гораздо интереснее, более живой. Оплата труда была и правда достойная, если вести там много уроков, то можно спокойно лутать больше 100к, хоть и будешь в меру заебан.

А, еще мне пиздюк сломал флешку, его мама купила мне новую, но осадочек остался. Это еще один урок - не нести на работу свои личные вещи, чтобы ими кто-то пользовался.

Третья школа

Наконец подошли к последнему моему месту работы, где я работаю и по сей день. Эту онлайн-школу я почему-то, уже не помню даже почему, обходил стороной, мне она казалась так себе. Но уже больше года назад я записался на собеседование, успешно прошел его, и начал набирать учеников.

В этот раз сразу перейду к минусам и плюсам, тут есть что сказать.

В минусы я бы записал слабую тех поддержку, они практически не помогают. Туда же связь со школой, мои документы принимали очень долго, также долго они отвечают на любые вопросы. И последний минус это оплата, вначале это были 400 рублей, но щас немного подняли, и если добавить бонус за длительное занятие с одним и тем же учеником (что бывает ебать как редко), то будет рублей 550. Уже лучше, но если честно все еще мало. Хотя я даже не знаю какая сумма могла бы покрыть весь стресс и периодические мысли "а не пошло бы оно все нахуй". И еще вспомнил про один минус, что для преподавателей все платно. Курсы повышения квалификации платные, уроки иностранных языков платные и т.д. Немного не понимаю эту политику, у нас все кричат какие слабые преподаватели, туда сюда, а по итогу им даже не могут просто дать какие-то курсы бесплатно. Если вы думаете, что я дохуя хочу и они там супер дорогие, то нет, их стоимость от тысячи до трех. Но и такие деньги на такое я не особо горю желанием тратить.

Поясняю за онлайн-школы
Поясняю за онлайн-школы

Теперь к плюсам, их оказалось достаточно много, на удивление. Во-первых, можно отказываться от учеников через бота. Это. Просто. Охуенно. Знаете, тут дело даже не столько в самой фиче, а в том, что школа понимает преподавателей и она на их стороне, она понимает, что препод не обязан терпеть каждого мелкого долбаеба и их родителей, и идет на встречу. Во-вторых, когда возникают спорные вопросы, школа встает на защиту своих преподавателей и даже звонит через поддержку узнать твое мнение и как ты со своей стороны смотришь на ситуацию, дабы лучше во всем разобраться. Я такого еще нигде не видел и не слышал, хотя это звучит так, как и должно быть с школе здорового человека, а не курильщика. Тоже самое касается, и сложных учеников и детей с ОВЗ, их вообще тяжело встретить в этой школе, каким-то образом их видимо отсеивают. В-третьих, есть календарь выплат. Да, представляете, в других школах ты узнаешь когда тебе деньги придут тогда когда они уже пришли. а тут ты знаешь об этом минимум за два месяца, и это даже кажется странным, что я радуюсь такой простой вещи.

С готовыми материалами тут не все гладко, но я не могу их отнести к минусам, это будет просто чем-то нейтральным. Они есть, но их мало и они ни о чем. Но хоть так, на экстренный случай окей, пойдет.

В остальном же все тоже достаточно гладко, школа периодически проводит разные опросы, и вроде как даже что-то меняется. Все остальное мое негодование в этой школе связано уже с родителями учеников, больно уж много всяких дурачков.

Не покупайте курсы в онлайн-школах

Так как я знаком с внутренней кухней онлайн-школ, хочу вам сказать: "НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ПРОГРЕВАТЬ СЕБЯ НА КУРСЫ".

Для примера расскажу о своих коллегах. Почти все истории узнаются из рабочего чата, в котором более 3 тысяч преподавателей.

В школе мало кто преподает программирование, но если преподают, то так мерзко, что я чуть ли не с нуля начинаю заниматься с детьми, которые приходят от других репетиторов. У меня была целая серия случаев, когда ко мне приходили ученики в определенный временной промежуток после 6го урока. И я не могу понять, ЧХЗ, почему они занимаются с кем-то 6 уроков и приходят ко мне. Потом я заметил что их учил один и тот же чел (посмотрел ФИО и фото по истории чата в виртуальном классе), и вспомнил одну деталь. В готовых материалах по python есть ровно 6 готовых занятий... Вы понимаете? Чел нихуя сам не знает, тупо ведет детей по этим урокам, и просто отказывается от них, после чего я занимаюсь с ними с полного нуля, потому что они нихуя не поняли. И таких преподавателей много, очень, слишком много. Уровень их подготовки оставляет желать лучшего, а у преподавателей программирования в 99% случаев нет даже коммерческого опыта, хотя они пытаются кого-то подготовить к работе программистом. Да, какую-никакую базу они смогут дать, но гораздо лучше когда у человека есть опыт, и он сможет дать больше, чем '2' + '2' = '22'.

Как лучше поступить, если вам все же трудно заниматься самостоятельно или нет мотивирующего человека за спиной? Найдите репетитора вне школ, так вы потратите меньше денег и с большей вероятностью найдете хорошего специалиста. Плюс сам репетитор получит больше денег, потому что даже в моей ситуации люди отдают за один урок в школе почти 3500, а до меня доходит в лучшем случае 500 рублей. Я, конечно, работаю и вне школы, но пока моя база учеников не достаточно большая, чтобы я мог отказаться от нее.

Подытожим. Работа преподавателем это ПИЗДЕЦ, не бывает преподавателей, которые любят детей, остальным не верьте, они врут.

Труд в общем и целом абсолютли неблагодарный, плохо оплачиваемый. НО. Но. Есть в этом что-то, что-то светлое и хорошее, что-то, что заставляет меня не придушить нахуй пиздюка, а передавать ему знания, ведь обучение это неотъемлемая часть нашей жизни, и я просто хочу делать это на совесть, что бы человек после меня вышел, и запомнил новую и полезную информацию, что бы все это было не зря. Те же самые хвалебные отзывы, которые мне оставляют, греют мое сердечко как никакая другая работа.

Да, щас я параллельно делаю игры и надеюсь в будущем полностью буду жить за счет их разработки и смогу не тратить столько сил и нервов, не срывать голос, не сидеть после работы как выжатый лимон. Но даже так я буду с теплотой вспоминать моменты, когда принес пользу другому человеку, и как мне говорили "спасибо".

В общем не обижайте преподавателей, они очень ранимые люди. Ну и главное не будьте родителями-пидорасами и списка, который я писал выше. И тогда всем будет счастье.

Если я о чем-то забыл написать, задавайте вопросы в комментариях.

P.S. Написал пост на одном дыхании без нейронок и редактуры, что б антинейрохрючевники порадовались за душевный тест.

226
18
4
2
2
1
1
1
1
1
115 комментариев