Раньше было лучше! (или 3 отличные игры за последний год)
Каждый год на протяжении уже почтительного промежутка времени я слышу эту фразу в отношение видеоигр. Да и не только в отношении игр, сюда можно вписать любое проявление культуры и искусства, будь то кино, музыка, живопись, мода, сленг и прочее. Но я хотел бы поговорить именно про видеоигры. Подобная фраз («Раньше игры были лучше!») звучит постоянно вне зависимости от эпохи. Лет десять назад говорили, мол, какой Анчартед?! Вот в моё время была Лара с треугольными сиськами, а не этот ваш неубиваемый Нейт. Лет пятнадцать назад: «Да ну ты брось, какая Call of Duty?! Вот раньше были шутеры – Painkiller, Duke Nukem, Serious Sam, Max Payne, а всё ваше современное – просто графодрочерство!» Лет 20-25 назад тоже воняли на какую-нибудь Counter-Strike, Diablo или Fallout. Якобы, компы ваши дно, вот платформеры на Sega – настоящая классика видеоигр, вершина виртуального творчества. В 90-х вонючек было поменьше, так как гейминг в наших странах зародился именно в те времена. Но даже тогда находились ностальгаторы, которые воняли о том, что игры с Famicom (Денди) намного круче, чем на SNES или PlayStation. Такие толки были всегда и всегда будут. Лет через 20 будут говорить, какая GTA 7 гавно, а вот GTA 6 и Elden Ring классные игры были. Вот было время в 20-х годах, не то, что сейчас - какая-то виртуальная реальность, где даже руками ничего делать не надо, нейросети и гиперреализм. Так уж устроен человек. Он очень любит ностальгировать по старым временам. Причём этим чувствам подвержен абсолютно каждый. Мы, к нашему счастью, в долговременной памяти можем хранить по большей части положительные воспоминания. И каждый раз, глядя на какую-нибудь свежую видеоигру, тут же пытаемся экстраполировать её на какие-то приятные воспоминания из прошлого. И от этого приуменьшается значение новой видеоигры, так как до неё уже были созданы сотни подобных игр. С приятными воспоминаниями игроков очень сложно конкурировать. Лично я пытаюсь в каждой игровой эпохе выделять для себя какие-то игры, которые мне очень понравились. Так в 80-х, например, мне очень нравились: Contra, Battle City, Tiny Toon Adventures, Castlevania, Duck Tales, Dr. Mario; в 90-х: Aladdin, Comix Zone, Battletoads and Double Dragon, The Jungle Book, TMNT, Петька; в 00-х: GTA 3, Max Payne, Bioshock, Syberia, Горкий-17; в 10-х: Alan Wake, Uncharted, Red Dead Redemption, Portal 2, Hades. Список, конечно же, скромный. Любимых игр гораздо больше. Но я веду к тому, что в каждой эпохе (пускай в десятилетии) есть свои шедевры, они всегда были и всегда будут. Сегодня на календаре 2025 год, и я хотел бы поделиться с вами тремя замечательными играми, которые вышли совсем недавно, то есть являются новинками. И при этом, по моему скромному мнению, эти игры вполне можно считать шедеврами, даже несмотря на то, что каждая из этих игр не привносит в искусство ничего нового, а наоборот, хорошо перерабатывает старые удачные решения и подаёт их современному игроку в новой обёртке.
The Alters
С творчеством студии 11 Bit Studios я знаком по игре This War of Mine. Знаю, что есть ещё не мене крутая игра Frostpunk (целых 2 части) от них же, но в эти опусы я ещё не играл, пока стоят на очереди. И, я вам скажу, The Alters во многом похожа на This War of Mine. Да, сюжетно они разные. В обеих, кстати, сюжет чуть ли не самое главное и цепляющее звено, так как в обоих случаях игрока выводят на глубинные чувства и эмоции, заставляя задуматься над насущными проблемами современности. В первом случае мы играли за группу выживших людей, пытающихся уцелеть в полуразрушенном городе, где идут боевые действия. Причём сюжетов игры там было несколько. Нам каждый раз давали разных персонажей, и задача игрока состояла в том, чтобы как можно больше дней сохранять им жизнь. За 20 часов игры у меня так и не получилось никого сохранить живым. Видимо, так и задумано. В The Alters мы играем за польского космонавта Яна, корабль которого терпит крушение на неизвестной и крайне враждебной (радиоактивной) планете. Вскоре мы выясняем, что вся команда погибла, и нам придётся как-то выживать. Мы находим передвижную базу в виде огромного колеса, внутри которого располагаются различные модули: квантовый компьютер, шлюз, командный центр, кухня, склады и пр. Их нам и нужно будет всю игру создавать, обслуживать и компоновать, чтобы доставить на Землю ценный ресурс «рапидий», собственно, ради которого и затевалась вся миссия. Но как же Яну справится в одиночку? И тут ему звонят с Земли и говорят, что, оказывается, при помощи квантового компьютер, чрева (специального модуля для клонирования) и рапидия можно создавать собственные копии (клоны), которые будут отличаться от оригинального Яна, якобы в какой-то момент его жизненного цикла произошло разветвление и сформировалась другая личность, но в том же теле. В итоге я насоздавал 6 альтеров: учёного, механика, шахтёра, нефтяника, ботаника и медика. Это крайне необходимо, так как помимо обслуживания базы нам постоянно нужно выходить на поверхность планеты в то время, когда нет Солнца, чтобы добывать различные ресурсы для того, чтобы добраться до точки эвакуации. Но игра вовсе не про добычу ресурсов, хоть по геймплею это экономическая стратегия. Она больше про отношения между оригинальным Яном и его клонами (альтерами). Учёный – хладнокровный и рациональный, механик – вечно всем недовольный бунтарь, шахтёр – наркоман и трудоголик (да, такое бывает!), нефтяник – непонятный хиппарь, ботаник – вечно плачет, медик – очень закрытый и задумчивый. И всеми этими ребятами нужно как-то управлять, чтобы они не подняли бунт и не сорвали миссию.
Бунт – это отдельная проблема этой игры. Вообще, я в каждой из моей сегодняшней подборки игре буду выделять какой-то минус. Нет, все три, на мной скромный взгляд шедевры, но ничего не бывает идеального. Везде есть какие-то минусы. Вот в The Alters – это бунты. Альтеры постоянно чем-то недовольны, у каждого есть свои хотелки, и каждому нужно угодить. А иначе они устроят бунт, и вы проиграете. Мало того, что игра тебя постоянно подгоняет, так как ресурсы можно собирать только днём, иначе потом тебя облучит местная звезда (Солнце), так игра ещё и сохраняется раз в (игровые) сутки. И вот в какой-то момент (у меня, например, первый раз это было во втором акте) альтеры мне заявляют, что им что-то не нравится, и появляется отсчёт дней до бунта. Я всячески пытаюсь решить проблему, в течение недели всё также кропотливо собираю ресурсы, вечерами развлекаю их киношками и вкусной едой. Проходит неделя, проблема не решается, и они устраивают бунт. Всё. Отматывай на неделю назад и переигрывай по-другому. А я на этот путь потратил пару часов игрового времени. И у меня так было раза три, что жутко бесило. Почему нельзя сделать так, чтобы проблему можно было решить одним днём, а не целой неделей?!
Как я уже говорил, The Alters похожа на This War of Mine. Если в плане сюжета здесь имеют место быть две абсолютно не похожие истории, то в плане геймплея The Alters – это очень положительное развитие идей This War of Mine. В обеих играх геймплей состоит из двух частей. Первая – домашняя – обслуживание базы (полуразрушенного дома). Вторая – в полях – добыча ресурсов для обслуживания базы (полуразрушенного дома). Только теперь игра стала трёхмерной. По базе мы также бегаем с видом с боку, а вот размещаем шахтёрские аванпосты, создаём транспортные опоры и боремся с местными аномалиями уже в трёх измерениях.
Играя в The Alters, каждый игрок задумывается «А что было бы, если в тот момент жизни я поступил иначе?» Ведь у каждого человека в жизни есть такие моменты, когда нужно принимать решение: в какой ВУЗ поступить, на какую работы пойти, жениться или быть холостяком, стать добровольцем космической программы или остаться на Земле. Вариантов масса. Но мы те, кто мы есть на данный момент. И прошлого уже не изменить. The Alters, пусть и в весьма иллюзорном и маловероятном виде, показывает игроку, какими многогранными личностями мы все являемся.
Clair Obscur: Expedition 33
Перед тем, как ознакомиться с этой новинкой мне тут и там постоянно попадались две новости. Первая – игра тут же стала очень популярной в Японии, так как там любят JRPG, хотя игра французская. И японцы при этом напрочь не осиливали произношение названия этой игры. Для справки Clair Obscur: Expedition 33 с французского переводится как «Свет и тень: Экспедиция 33». Вторая – игру делала маленькая студия Sandfall Interactive, состоящая из выходцев из Ubisoft. Ну и ко всему прочему, все трубили, что игра мегакрутая, играть всем. Чем я и занялся. Знаете, этот тот редкий случай, когда процентов 80 успеха заключается в аудиовизуальной составляющей. Я думаю, многие уже отмечали, что в игре очень хорошая музыка. Она очень грустная и весьма уместная для всего повествования. Да. На протяжении 30 часов в перерывах между сражениями игрок только то и делает, что грустит, а некоторые особо сентиментальные соглядатаи могут и слезу пустить. Игра к этому располагает, как ничто иное.
В начале игры мы в качестве симпатичного молодого француза с бионической рукой Гюстава оказываемся в неком симпатичном французском городке под названием Люмьер, который находится на острове. В городе весна, всюду цветут цветы, а горожане устремляются на пристань провожать своих соотечественников в дальнее плавание. И мы, естественно, отправляемся туда же. Тут на пристани мы прощаемся со своей возлюбленной Софи, так как ей недавно исполнилось 33 года. С пристани отчётливо виднеется огромный монолит, на котором изображено число «34». Спустя пару мгновений некое существо, Художница, рисует на монолите новое число «33», и происходит так называемый «Гоммаж» - все жители Люмьера, достигшие возраста 33 лет испаряются (исчезают, умирают). А оставшиеся смельчаки организуют ежегодную экспедицию на материк, целью которой является победа над злосчастной Художницей. Всего экспедиций было 67. Теперь же настало время 68-ой, которая носит название «Экспедиция-33». С нами в путь отправляется наша сводная сестра Маэль и девушка Люнэ. Дальше по ходу повествования к нам присоединяются различные персонажи: Сиэль, Версо, Моноко, Эскье.
Основа геймплея любой пошаговой JRPG – это, конечно же, боёвка. Блуждая по различным биомам материка нам тут и там встречаются местные враги, невроны, созданные (нарисованные) Художницей. В бою нам всегда доступно три игровых персонажа, хотя состав Экспедиции насчитывает 6 персонажей. В бой можно выбрать троих из пяти (остальные двое идут в резервный отряд, которые могут продолжить бой после смерти первого). И от этого будет зависеть стиль боя, так как у каждого героя свой вид атаки, лечения или брони. Люнэ, например, может лечить и воскрешать, сила удара Версо зависит от набранного ранга совершенства, а Моноко может красть способности (ноги) невронов. Также персонажей можно прокачивать двумя способами – основные характеристики (здоровье, броня, сила, ловкость) и особые пассивные умения при помощи перков (пиктосов). В связи с этим у каждого игрока Clair Obscure будет уникальный геймплей, так как вариантов сражений тут превеликое множество.
Ну и немного про неудобства. Их тут два. И это не мои личные придирки. Поголовно все игроки это отмечают. Первое – в игре нет мини-карты. Да тут даже обычной карты нет! Она есть только, когда мы находимся на материке, но когда заходим в очередной биом (миссию) – её тут нет. Только компас, но он вообще не помогает. Людям с топографическим кретинизмом – это целый вызов. У меня с ориентированием в пространстве в реальной жизни полный порядок, но даже я постоянно терял направление и не понимал, куда идти. Второе – парирования и уклонения. Да, у нас французская пошаговая JRPG с элементами соулса. Вот такой странный компот. Главная претензия игроков – почему в пошаговой игре я должен ловить тайминги, чтобы уклониться или парировать атаку?! А порой с первого раза, когда ты ещё не знаком с повадками очередного неврона, это сделать практически невозможно, так как окна уклонения и парирования, а также анимации атак у каждого противника разные.
Даже несмотря на вышеупомянутые странности геймплея игра получилась классной. Разработчики взяли всю вселенскую грусть и поместили в один флакон. Игра заставляет вас грустит буквально в каждом акте. Она удивляет неожиданными поворотами сюжета столько раз, что к концу игры у сентиментального игрока попросту не останется сухих носовых платков.
Indiana Jones and The Great Circle
На первый взгляд может показаться, что новая игра про похождения профессора археологии Генри Джонса – это очередной Анчартед или Томб Райдер. И да, и нет одновременно. Да. Тут есть тот дух приключений и исследований различных древностей. Здесь есть хорошие и плохие парни, которым нужно надрать задницу. Имеется и куча загадок, которые непременно нужно решить, и масса потайных уголков для исследования. Нет. Тут нет такого экшена как у Ларки и Нэйтана. Когда мы играем в Анчартед или Томб Райдер, игрок ощущает себя очень сильным и в какой-то степени неуязвимым. Мы утилизируем врагов пачками: с пистолета, автомата, лука, крюком, ножом, голыми руками. В общем, Лара и Нэйтан не ощущаются обычными людьми. Это машины для убийства. И в какой-то момент игра превращается в рядовой шутер. Индиана Джонс же в данной игре предстаёт перед нами простым человеком, уязвимым ко всему. Он может слечь от пары неудачно пропущенных ударов по лицу. Он очень сильно устаёт, когда куда-то бежит или карабкается на стену, зацепившись за уступ своим верным другом – хлыстом. Даже когда просто передвигаешь персонажа по локации чувствуется некая тяжесть в его движениях, как бывает у настоящего человека, когда он устаёт. Пострелять за всю игру удастся всего пару-тройку раз. Убивают буквально с одного выстрела, так как у Джонса нет никакой брони, в отличие от нацистов. Поэтому игру лучше проходить по стелсу, лишний раз не вступая в бой, так как велик риск не выйти из поединка живым. И вообще в игре поединков не так и много. Практически в каждой локации мы находим какой-то костюм, который даёт нам маскировку. В Ватикане, например, можно спокойно расхаживать среди нацистов в облачении падре, а в Гизе - в робе землекопа. И таким образом, «Великий Круг» - игра больше про исследование, а не про экшн. Тут и там встречаются различные записки, артефакты, стелы, которые нужно фотографировать и всячески изучать. Фотографии различных интересностей, кстати, необходимы для прокачки персонажа. Очень необычный подход – и узнал что-то новое, и персонаж стал чуточку сильней.
Indiana Jones and The Great Circle – игра, с лихвой отдающая дань уважения оригинальным фильмам про знаменитого американского археолога. Это заметно во всём. Ну, самое очевидное – это главный герой с лицом молодого Харрисона Форда. Начало игры один в один повторяет первую сцена фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981). Фанаты кинофраншизы вроде меня просто в восторге! Но сюжет здесь, естественно, другой, хотя события происходят в до боли знакомых локациях и в то же время (1937 год), и всё с теми же ненавистными нацистами. У нас из музея одной тёмной ночью некий великан пытается похитить статуэтку кошки. Мы вступаем с ним в бой, который благополучно проигрываем. След приводит нас в Ватикан, где мы находим и кошку, и великана, и нацистов, и другие артефакты. Оказывается, внутри кошки, как и в других реликвиях, есть некие древние камни Великого Круга – древних городов, которые расположены на окружности Земли. За этими камнями ведёт охоту немецкий археолог Фосс, так как собрав все камни воедино, можно стать обладателем недюжей силы, которой нацисты не упустят возможности воспользоваться в своих грязных целях. За этими камнями нам и нужно будет гоняться по всему миру в компании с итальянской журналисткой Джиной Ломбарди, которая ищет свою сестру Лауру, работающую на Фосса. За всё время игры мы побываем в нескольких локациях: колледж Маршалла (США, Коннектикут), Ватикан (Италия), Гиза (Египет), Гималаи (Непал), Шанхай (Китай), Сукхотай (Сиам). В каждой местности различные биомы, погода и второстепенные персонажи. Ватикан, Гиза и Сукхотай – открытые локации, с огромным простором для исследований.
Небольшая странность (а может и особенность) игры – камера. Она сделана очень необычно. Мы играем за Инди от первого лица, как в каком-нибудь шутере. Но когда мы прыгаем, зацепившись кнутом за уступ, или забираемся по стене, камера отъезжает назад и полностью показывает нам персонажа. Лично мне такой подход не понравился. Нужно было либо сделать весь геймплей от первого лица и добавлять больше шутерной составляющей, либо полностью от третьего лица, что более логично, так как экшена в игре крайне мало. В основном при конфронтациях с нацистами приходится драться в рукопашную, изредка применяя хлыст или подручные предметы (лопата, половник, гитара). А на такие вещи удобней смотреть из-за спины (плеча) главного героя.
Как видно из вышеперечисленного, хорошие игры выходят даже сейчас. Даже в этом году! И это я ещё не добрался до Doom: The Dark Ages, Kingdom Come Deliverance 2, Baldur’s Gate 3, Donkey Kong Bananza, Death Stranding 2, Mafia: The Old Country (ещё не вышла). Рискну предположить, что эти игры также весьма неплохи. Так что, даже несмотря на то, что в наше время сложно придумать что-то новое, выходят замечательные игры, которые берут старые идеи и доводят их если не до совершенства, то весьма близко к нему.