Личные ощущения от Японии
Здесь я опишу личные ощущения от поездки, при которой повстречал необычные случаи, события и наблюдения в этой стране, чтоб не перегружать основной пост о местах, которые я посетил.
Чистота
Сначала конечно удивляет уровень чистоты. Везде. Как говорится, чисто там, где не мусорят. Японцы так и сделали - они просто убрали почти все мусорки. С одной стороны это неудобно и приходится носить его с собой, но с другой стороны уже задумываешься покупать ли что-то, без чего можно и обойтись. Сортировка мусора начинает решаться самими гражданами в их домах. Даже у нас в отеле было два контейнера под разный тип отходов. В связи с этим у туристов возникают проблемы с сортировкой, например, в кафе или на улице есть мусорные контейнеры, которые имеют несколько отверстий под разный тип мусора, видел даже отверстия под слив остатков жидкостей из одноразовых стаканов в кафе. Вот тут начинается битва разума, где требуетя сопоставить объект мусора с нужным отверстием, в которой часто проигрывают туристы и выглядят как в этом меме:
В местах туристического скопления конечно бывает валяется мусор и можно наблюдать переполненные мусорные баки. Иногда мусор валяется даже там, где его в принципе не должно быть. Это одна из причин почему здесь недолюбливают туристов, т.к только иностранец может поставить пустую бутылку где-то на углу, типа мусорки нет же и следом другой такой иностранец ставит рядом свой стакан от кофе, ведь тут уже есть другой мусор. В том числе и по этой причине кругом таблички на английском языке с правилами, который писал капитан Очевидность. Помимо того, что нельзя мусорить, часто можно увидеть таблички о запрете рвать цветы, ломать ветки, там не ходить, здесь не наступать. В туалетах висят инструкции как ими пользоваться, а изображенные варианты того, как нельзя сидеть на унитазе вообще удивляют на что человек оказывается способен. Даже пару раз видел запрет на рыбалку в унитазе.
Туалеты
За все 2 недели я всего 2 раза столнулся с плохо пахнущими общественными туалетами, в остальных случаях было крайне чисто и порой даже очень красиво, например в женских, фотал естественно не я:
В мужских туалетах обычно несколько писуаров и одна кабинка с унитазом, возможно, поэтому все удачно попадают в цель и меньше проблем с запахом. Кстати, было забавно, когда в одном из писуаров увидел на дне маленькие футбольные ворота.
Ну и стоит упомянуть про "умные" японские унитазы, так называемые washlet, которые тебе и стульчак подогреют, и включат музыку, чтоб приглушить твои коричневые звуки, также есть пульт управления различными режимами биде и уровнем подогрева воды. Чаще всего это были обычные унитазы, а его крышка выполняла все эти "умные" функции через пульт управления. И это просто гениально! Не понимаю почему в других странах это не так распространено!
Когда впервые опробовал, то я себя ощущал Рэнди из серии Южного Парка про японский унитаз:
Транспорт
В Токио и Осаке основным общественным транспортом являются поезда. Под землей, над землей и на земле.
Сами поезда часто имеют тематический дизайн по мотивам аниме, с персонажами из мультфильмов или по символам местных достопримечательностей. Был случай, когда на станции зазвучала музыка и потом приехал поезд с изображениями по аниме "Наруто и Боруто", музыка наверное была из его опенинга, я просто не шарю за аниме. В Фудзиесиде станции вообще открыты и можно спокойно перемахнуть через пути да войти\уйти без оплаты, но уверен, что японцы даже не подумают так делать.
Сложности начинаются в количестве разновидностей поездов, их вроде как аж 5. Но в рамках проезда по городу можно разделить на 2 типа, на одном хватит основного платежа за проезд, а на втором нужно еще купить доп. билет за проезд на express поезде, тут же можно еще купить зарезервированное место и это еще один отдельный экземпляр билета. Все это путало очень в начале.
Но больше путаницы возникало на станциях. Вернее, как найти нужный вход, как найти платформу, а потом в суете еще нужно искать выход. До станции чаще всего нужно еще дойти по ветвистым коридорам со множеством магазинов, потом ищешь на указателях хоть какое-то совпадение слов в приложении Google Maps. В Осаке были проблемы из-за отсутствия нормальных указателей, на полпути могли пропасть нужные надписи на указателях, поэтому каждая поездка превращалась в приключение. В Токио было попроще, везде были нормальные указатели, но с непривычки сложновато было привыкнуть и выглядело все примерно так:
В Киото удалось прокатиться на городских автобусах и сразу удивило то, что его водитель одет при параде - в белую форму, с фуражкой и в белых перчатках. Сами автобусы выглядят немного старомодно, хоть внутри и нет портов для зарядки телефонов или wi-fi, зато отлично работает кондиционер во всем салоне и на выходе находится терминал оплаты, который принимает наличку, выдает очень быстро сдачу, также можно оплатить транспортной картой, что еще быстрее, а за каждую оплату водитель всегда говорит "спасибо большое".
Еще видел в Киото интересное аналоговое табло транспорта, где зеленый кружок с автобусом перемещается по пустым кружкам-остановкам в зависимости от местоположения автобуса. Выглядит олдскульно, но внутри современные технологии.
Люди на станциях и остановках формируют очереди ожидания, никогда не видел ничего подобного. Иногда есть разметка куда конкретно нужно встать для формирования очереди, но чаще всего люди просто стоят друг за другом, либо по двое. В целом, такие очереди образуются и в других местах, например в кафе, когда стоят снаружи и ждут освободившееся место.
Крайне распространены велосипеды, причем среди широкого слоя населения. Видел мамочек с несколькими детьми в креслах, работяг с загруженными большими корзинами, часто можно увидеть и девушек при параде на велосипеде. Их настолько много, что в разных местах ставят знаки о запрете парковки велосипедов, на которые естественно никто не обращает внимания.
На такси не удалось прокатиться, оно тут очень дорогое. Из аэропорта в город можно прокатиться на поезде рублей за 500-700, а на такси за 10 тыс рублей, и это ценник из приложения, а не у местных водителей-разводил. Сами автомобили такси выглядят очень ухоженно, часто это были Toyota Crown Comfort, которые выпускались с 1995 и аж по 2018 год, и пришедшии им на смену Toyota JPN Taxi, на базе Toyota Sienta.
Еда
Мы часто закупались в комбини - небольшие круглосуточные супермаркеты буквально на каждом углу Японии, где можно купить все необходимое, выкинуть мусор и снять наличку. Сам ассортимент удобный и расчитан на режим "купил и сразу поел", поэтому многие местные в качестве завтрака берут тут бутерброды или онигири, стоят дешево и достаточно питательные.
Из интересного, тут можно купить замороженные фрукты с ягодами в стакане и на выходе сделать смузи в автомате, либо купить стакан со льдом, чтоб сделать себе сразу ice-coffee, а еще прямо здесь можно заварить себе лапшу.
На улице можно часто увидеть вендинговые автоматы с напитками, причем есть как и холодные, так и горячие. Автоматы настолько распространены, что даже видел несколько на вершине горы в святилище Фусими-Инари, куда нужно подниматься час-два. Кстати, во время чрезвычайных ситуаций, например землетрясение, можно взять воду бесплатно.
Животные
Для меня было неожиданностью увидеть посреди улицы зоомагазин, где продают именно кошек и собак прям на витрине. Но еще более неожиданно было узнать сколько они стоят. Вот, например, видел котика за более, чем 1 млн. йен - это почти 600 тыс. рублей, которые нассут тебе в тапки.
Есть более гибкие варианты, когда вы можете купить собаку дешевле, но обязаны будете с магазином подписать контракт на их различные услуги: страховка, медосмотры, прививки, груминг и прочее. Что естественно еще отдельно оплачивается и наверняка стоит не мало.
Вдобавок, еще и не в каждом доме разрешено иметь животных. В общем, как мне показалось, домашние питомцы в Японии - это признак достатка в жизни, а не новенький iPhone 17 pro max. Кстати, здесь много людей до сих пор ходят со старыми айфонами и часто видел модели с кнопками, типа 6-7 или SE 2020.
Вот так выглядят богатые люди в Японии и собаки, которые живут свою лучшую жизнь :)
Одежда и обувь
Закупался в Uniqlo и одежда здесь выглядит достаточно стильно и качественно. При этом цены очень демократичны. Можно футболку с принтом купить за 500р, брюки за 1500р, а качественный мерч по знаменитому аниме выйдет в 1000р.
Брендовые кроссовки можно выбрать в ABC-mart, либо в фирменных бутиках производителя. А ценники были необычно малы. Например, взяли себе кроссовки New Balance 574 всего за 5 тысяч. Тем временем в Спортмастере любые New Balance 574 будут стоят 17тыс руб. Или вот ценники на кроссовки из нулевых Nike Shox R4.
Ну и стоит учитывать tax-free минус 10% от цены для всех туристов, при стоимости товара выше 5 тыс йен. Поэтому многие тут закупаются техникой Apple и фототехникой.
Затраты
Ну и напоследок расскажу кратко сколько потребовалось денег на 14 дневную поездку.
На билеты из Новосибирска через Китай ушло 60 тыс, это уже туда-обратно. Видел удобные варианты с единым билетом сразу до Японии от китайских авиакомпаний из Москвы и Казани и не приходится проходить через ад досмотров Китае.Такие билеты можно было найти и за 50 тыс. Но нужно обходить туристические сезоны (сакура, момидзи) и выходные, в том числе китайские.
На жилье ушло 135 тыс.
Но тут можно было сэкономить значительную часть, т.к. уровень жилья каждый выбирает под свои предпочтения. Например можно было снять квартиру, а не отель, выйдет дешевле на треть где-то. Если бы я в Кавагучико снял заранее номер, то не пришлось бы платить такие большие деньги за 1 сутки.
На транспорт потратили где-то тысяч 10-15. Самые дорогие билеты были на поезд Синкансен и междугородний автобус, при переезде в Токио.
Остальное уже сугубо индивидуально, т.к отдых может быть разный. Можно дорого есть в ресторанах, либо бюджетно в столовой, купить билеты в парк развлечений за 50-100$, либо купить за 100-500р билет в какую-либо достопримечательность. Сувениры, покупки и прочее тоже индивидуально.
В среднем, в 200тыс на человека можно уложиться спокойно. Учитывая, что вас будет двое и вы скидываетесь пополам за жилье.
Более детально можно посчитать стоимость поездки в калькуляторе, изучить планы для поездки и найти вообще всю нужную информацию обо всем можно на сайте "Врен о Японии", который ведет бывший главред журнала "Страна Игр" - Константин Говорун. Очень исчерпывающий ресурс, который сильно помог в планировании этой поездки.
Также ознакомиться местами, которые я посетил, можно в отдельном посте.