Игры, которые были популярны на релизе, но не смогли стать культовыми. Давайте вспомним эти шедевры.
Я заметил, что поcледнее время на DTF набирает популярность ностальгия по забытым, а зачастую и не таким уж забытым, играм. Что же, давайте вспомним еще несколько проектов, которые мы все любили в детстве, но которые не смогли стать культовыми и запомниться широким массам. Кто то был забыт по вине издателей, кто то по вине разработчиков, а кто то и не был известен широкой публике.
1. Binary Domain
Binary Domain — это японский научно-фантастический шутер от третьего лица от студии Ryuga Gotoku Studio, создателей серии Yakuza. На первый взгляд, это была классическая «стрелялка» про команду солдат в антиутопичном будущем, где роботы вышли из-под контроля. Но в её механике скрывалось несколько идей, которые делали её особенной и которые никто так и не повторил до сих пор.
Главные фишки и уникальные черты
- Система доверия. Это была визитная карточка игры. Ваши действия напрямую влияли на отношения с членами отряда. Если вы попадали в них по дружескому огню, игнорировали их в бою или выбирали неправильные ответы в диалогах, их доверие падало. В критические моменты они могли вас не послушаться, что добавляло невероятный уровень напряженности и реиграбельности.
- Тактика против «железа». Бои с роботами были не просто мясорубкой. Врагов можно было обезвреживать тактически: отстрелить ногу, чтобы замедлить, руку — чтобы лишить оружия, а затем добить. Это превращало каждую стычку в небольшой тактический пазл, а не в бездумный расстрел.
- Живые диалоги в реальном времени. Игра использовала систему голосовых команд (к сожалению, плохо локализованную для русского рынка). Вы могли отдавать приказы напарникам голосом через микрофон, и они реагировали. Даже без микрофона диалоги с командой были динамичными и происходили прямо во время боя, создавая ощущение реального отряда.
- Японская душа в западной оболочке. Игра чувствовалась как японский проект, но старалась подражать голливудским блокбастерам. В результате получился уникальный коктейль: безумный сюжет о заговоре, запоминающиеся персонажи-карикатуры (как гигантский француз-боец Гребень) и по-настоящему человечные моменты в духе Yakuza.
Почему о ней забыли?
Она банально стала жертвой «тихого релиза». Она вышла в тени таких гигантов, как Mass Effect 3 и Max Payne 3, и провалила маркетинг. Многие списали её на очередную попытку японцев сделать «как у них», и игра ушла в нишу культовой. Очень жалко было потерять такой алмаз, но сегодня мы здесь, что бы как раз вспомнить такие игры.
2. Dark Messiah of Might and Magic
Dark Messiah of Might & Magic — это фэнтезийный экшен-RPG от студии Arkane Studios (создателей Dishonored и Prey), работавшей на движке Source от Valve. Игра предлагала не просто простую прокачку и сюжет, а физический, жёсткий и невероятно интерактивный бой, который и стал её визитной карточкой. И всё это окутано во многими любимый сеттинг меча и магии. Многие влюбились в нее с первого взгляда и для этого есть свои основания.
Главные фишки и уникальные черты
- Легендарный пинок. Самое знаменитое оружие в игре — нога главного героя. Пинать врагов в пропасти, на шипы, в костры и друг в друга было не только эффективно, но и доставляло садистское удовольствие.
- Окружающая среда как оружие. Уровни были продуманы как смертельные головоломки. Шаткие полки, бочки с горючим, верёвки, подвешенные люстры — всё это можно было использовать для уничтожения врагов.
- Гибкость прохождения. Несмотря на линейный сюжет, система прокачки позволяла развивать героя как воина, мага или вора. Многие способности комбинировались, создавая уникальные боевые стили, что давало простор для экспериментов и повторных прохождений.
Почему о ней забыли?
Игра вышла очень сырой, с обилием багов, а её сюжет и персонажи были довольно слабыми, что разочаровало фанатов серьёзных RPG. Однако её истинное наследие — геймплейное. Dark Messiah стала духовной предшественницей Dishonored, и сегодня в неё играют именно чтобы увидеть истоки фирменного стиля Arkane — жёсткого, интерактивного и дающего игроку невероятную свободу в бою. А так же там была секси сукуб, только ради этого стоит вспомнить эту игру.
3. Postal 2
Postal 2 — это сатирический шутер от Running With Scissors, который до сих пор является эталоном скандала и чёрного юмора в игровой индустрии. Игра не ставила целью быть хорошей в классическом понимании — она хотела быть максимально провокационной и дать игроку полную свободу быть (или не быть) конченным мудаком.
Главные фишки и уникальные черты
- Симулятор порядочного человека. Сюжет — это неделя из жизни Почтальона, которому нужно выполнять бытовые дела: сходить за молоком, вернуть книгу в библиотеку, получить зарплату. Но окружающий мир — это сюрреалистичный ад из сектантов, ковбоев-психопатов и тупых как пробка копов, который постоянно провоцирует на насилие. Гениальность в том, что вы можете пройти игру, никого не убив, но никто так не делает.
- Оружие как социальный комментарий. Вместо гранат — газовые баллончики, вместо снайперки — катапульта для коровьих лепёшек, а главным орудием становится бензопила или мотыга. Апогей всему — «Прошибатель», одноручный дробовик, который не столько убивает, сколько отправляет тела в неконтролируемый полёт через всю карту.
- Моча — универсальный инструмент. Игрок обнаружил, что жидкость, вырабатываемая почками Почтальона, обладает магическими свойствами: тушит пожары, усмиряет протестующих и является высокоэффективным оружием против полицейских собак. Это сделало игру настольным пособием по выживанию для урологов.
Почему ее никто не вспоминает?
Исходный код игры был утерян, когда глава студии потратил все деньги на заказ 300 кг экологически чистого кошачьего корма и золотой унитаз в форме своего кота. Разработчики пытались воссоздать код по памяти, но постоянно путали скрипты игровых диалогов и номер местно.
В ответ на это международная ассоциация священников начала байкотировать игру, объявив, что «моча Почтальона способна тушить священный огонь». Это привело к цепной реакции: стримеры, проливая на себя виртуальную мочу во время прохождения, случайно тушили ритуальные свечи в соседних комнатах, что вызывало массовые жалобы.
В итоге игру не столько забыли, сколько объявили когнитивным диссонансом. По неподтверждённым данным, все копии Postal 2 были изъяты и переплавлены в садовые лейки, чтобы священники могли поливать свои огороды, не нарушая эмбарго. Студия до сих пор ищет того самого кота, который, по слухам, съел жёсткий диск с бэкапами.
4.Grand Theft Auto: San Andreas
Grand Theft Auto: San Andreas — это игра для PlayStation 2, которая задала новые стандарты для жанра open-world. История Карла «Си-Джея» Джонсона, вернувшегося в свой бандитский район и пытающегося разобраться с прошлым, покорила миллионы игроков своим размахом, свободой и вниманием к деталям. Жалко только в наше время все о ней забыли. Игра отличный пример того, что миллионные продажи и культовый статус, не всегда означает, что игра останется в сердцах игроков. Но не буду лукавить, интересные фишки у игры были.
Главные фишки и уникальные черты
- Полноценная система прокачки персонажа. Си-Джей мог не только толстеть от фастфуда и худеть от пробежек, но и прокачивать выносливость, плавание и даже навыки вождения, выполняя мини-игры по всему штату. Это был настоящий RPG внутри экшена.
- Глубокий тюнинг транспорта. Впервые в серии можно было не просто угнать машину, но и отогнать её в мастерскую, чтобы полностью перекрасить, поставить новые диски, улучшить двигатель и даже установить гидравлику.
- Симулятор покраски заборов. Игроки часами выполняли квест по покраске заборов и стен, чтобы повысить авторитет в банде. Позже выяснилось, что это была утечка из симулятора маляра-штукатура, случайно попавшая в код игры.
- Вашего верного пса можно было использовать в бою, но AI питомца часто путал врагов с деревьями. В итоге пес регулярно гибал самым дурацким образом, после чего его приходилось искать заново, создавая впечатление, что у Карла работает не питомник, а служба клонирования собак.
- Война за территорию. После сюжетных миссий открывалась масштабная механика: нужно было отвоёвывать районы у вражеских банд в ожесточённых уличных перестрелках, чтобы установить своё влияние по всему городу.
Почему ее никто не вспоминает?
Игру погубила ее же собственная многогранность. Поколение геймеров, привыкшее к быстрому контенту, больше не готово было тратить часы на прокачку ловкости в баскетболе или поиск очередной девушки для свидания. Сан-Андреас требовал терпения и внимания к мелочам, а современный игрок, привыкший к мгновенным наградам, счёл такой подход устаревшим.
К тому же, игра стала жертвой правдоподобия. После скандала со скрытой мини-игрой «Хот-кофе» её начали воспринимать слишком серьёзно, забыв, что большая часть геймплея — это весёлое и слегка дурацкое приключение. Сан-Андреас оказался зажат между требованием «реализма» от одних и ностальгией по «старому доброму GTA» от других, в итоге растворившись где-то посередине, как незакреплённое знамя на территории в Гроув-стрит.
4. Hugo Bukkazoom!
Hugo Bukkazoom! (известная в России как «Кузя: Жукодром») — это гоночный аркадный симулятор 2003 года, где легендарный тролль Гюго (у нас — домовёнок Кузя) управляет... жуками. Да, вы не ослышались. Именно эта игра доказала, что совместить скандинавский фольклор, гоночный трек и гигантских насекомых — это гениально.
Главные фишки и уникальные черты
- Гоночные жуки с характером. Выбрать можно было не просто машину, а конкретного жука — от агрессивного жука-носорога до юркого таракана. Каждый имел свою «лицензию пилота» и уникальное поведение на трассе, создавая впечатление, что вы участвуете в «Формуле-1» для насекомых.
- Безумные трассы в мире гигантов. Гонки проходили в самых неожиданных локациях: на кухонном столе, среди гигантских столовых приборов, в саду с огромными травинками. Логика треков была проста: если ты жук, то обычная лужа для тебя — озеро, а столовый нож — смертельный мост.
- Мультяшный саботаж. Вместо стандартных «пулек» в арсенале были мультяшные способности: можно было бросить в соперников липкое варенье, запустить мыльный пузырь или устроить локальное землетрясение. Абсурдность доходила до того, что иногда непонятно было — это гонка или пищевое соревнование.
Почему ее никто не вспоминает?
Игра стала заложником «культурного разрыва». В Европе все знали Гюго по телешоу, а в России его переименовали в домовёнка Кузю, создав легкий когнитивный диссонанс. Игроки не поняли, что это — экранизация популярного шоу или странный спин-офф про насекомых?
Технически игра тоже не успела за временем. Выпущенная на закате эпохи PS2, она выглядела слишком «мультяшно» на фоне новых графических хитов. А геймплей, балансирующий между гонками и аркадным безумием, оказался нишевым даже для казуальной аудитории.
В итоге «Жукодром» остался в истории как милая, но странная аномалия — игра, где можно было одновременно уворачиваться от летящей зубной щетки и соревноваться с божьей коровкой за звание чемпиона кухонного стола. Её забыли не потому, что она была плохой — просто никто не был готов к гонкам на жуках под руководством тролля/домовёнка.
6. Dota 2
Dota 2 — это многопользовательская игра в жанре MOBA, выпущенная Valve в 2013 году. На первый взгляд, это стратегическое сражение двух команд по пять человек, где нужно разрушить вражескую базу. Однако за этой простой формулой скрывается одна из самых сложных, глубоких и безумных игровых экосистем в истории. Буквально шахматы и покер в одном лице, более требовательной к интеллекту игру, сложно найти.
Главные фишки и уникальные черты
- Симулятор менеджера по закупкам. 90% игрового времени уходит на изучение 200+ предметов в лавке, комбинация которых меняется каждые 10 минут. Игроки постоянно решают сложнейшую экономическую задачу: купить ли «Блинкинг Дэгер» для побега или «Дедалус» для урона, зная, что одна ошибка в закупке вызовет волну ненависти от команды.
- Бесконечная гонка за метой. Игровой баланс меняется с каждым патчем, переворачивая все устоявшиеся представления. То, что было сильным вчера, сегодня становится мусором, и игрокам приходится заново учиться, как будто они ежегодно поступают в университет по специальности «Абсурдная тактика в виртуальном мире».
- Социальный эксперимент в реальном времени. Внутриигровой чат служит полигоном для изучения человеческой психики в стрессовых условиях. Здесь можно встретить гениальных тактиков, тихих тиммейтов, внезапно начавших говорить голосами из «Властелина Колец», и людей, искренне верящих, что вражеский герой Pudge — это их личный обидчик из детского сада.
- Патологическая бездевушность. Научно доказано, что запуск Dota 2 активирует в ДНК игрока особый ген, делающий его невидимым для противоположного пола. Романтические свидания заменяются прокачкой MMR, а нежные слова — фразами « report mid » и « я твою маму обесчестил ».
Почему ее никто не вспоминает?
Dota 2 — это та самая забытая игра 2013 года, про которую сегодня помнят лишь несколько десятков миллионов человек по всему миру. Как показывают опросы, 9 из 10 респондентов путают её с устаревшей программой для расчёта налогов или забытым браузерным приложением.
Социальная стигма вокруг игры настолько сильна, что в резюме проще указать «бывший заключённый», чем «имею 10 000 часов в Dota 2». При этом игроки образуют закрытую секту, где фразы « cm afk » и « я заварю » несут более глубокий смысл, чем цитаты из священных писаний.
Сегодня Dota 2 считается цифровой мистификацией наравне с Йети и племенем эльфов. Лишь изредка в чатах древних форумов можно встретить фантомные сообщения: «+1 к репорту» и «мид или фид», которые учёные объясняют сбоями в матрице.