Моргенштерн – гений маркетинга или жертва системы?
Этот пост исследует феномен популярности рэп-исполнителя Моргенштерна не с точки зрения музыки, а как маркетинговое явление.
Моргенштерн — не гений маркетинга
Многие считают, что его провокации - это сложные маркетинговые ходы.
На самом деле, все они просты и использовались задолго до него.
Сжег пачку денег?
Это супер заезженный прием в маркетинге, который стар как наш мир.
Называется "шоковая реклама".
Так делали панк-рокеры в 70-х, дизайнеры в 90-х и исюрреалисты в 20-х.
Дорогие клипы-сериалы для Youtube?
Сергей Шнуров это делал за пять лет до моргена.
Вот вам формула, которую потом скопировал весь российский шоубизнес.
Ну это формула тоже не нова.
Так ещё делали The Prodigy в эпоху MTV.
Так, что даже Шнур тут не новатор.
Креативный директор в Альфа-Банке.
Это не многоходовочка, а простая сделка.
Банк получил доступ к лояльной молодежной аудитории, а Моргенштерн - деньги.
Он не создавал тренды. Он за ними бегал.
Все ушли в YouTube?
И он туда.
Хайп вокруг крипты?
И он уже тут как тут.
Роскошный мерч в моде?
Держи свои трикотажные шмотки с наценкой 1000%.
Все рекламируют казино?
И его совесть сдалась без боя.
Так в чем же его секрет? Почему это работает?
Ответ лежит не в гениальности артиста, а в особенностях его аудитории.
Его аудитория - это школьники, которые только формируют свой культурный багаж.
Его стратегии работают не потому, что они гениальны, а потому, что их целевая аудитория в силу возраста и опыта просто не встречала ничего сложнее.
Гением его сделала не его стратегия, а его аудитория.
Я покажу вам, как это работает, на живом примере.
Был у меня один знакомый.
Он фанател от Моргенштерна, искренне считал его вершиной оригинальности.
Я дал ему послушать 1.kla$.
Он сказал: Вау!
Это же такой же Моргенштерн, но 15 лет назад!.
Потом я показал ему старые выступления Sex Pistols.
Его мозг взорвался второй раз: ТАК ДЕЛАЛИ ЕЩЁ В 70-Х?!.
Вот и весь секрет.
Моргенштерн как символ успешного успеха
В середине 2010-х в русскоязычном интернете стал популярен культ успешного успеха.
Это была идея, что любой может разбогатеть.
Моргенштерн стал живым воплощением этой идеи.
Его клипы были не произведения искусства, а визуализация богатства.
Пачки денег, дорогие машины, шампанское.
Его тексты - это гимн успеха, где он прямо пел о том, как много зарабатывает.
Его образ - этот тот самым пацаном из глубинки, который всего добился.
Но он не просто продавал образ. Он продавал своим фанатам скам.
Finiko.
Cryptonar.
Финансовые пирамиды.
Казино.
Он знал, что делает?
Ещё бы.
Ему было плевать.
Казино и ставки.
В этом и есть суть успешного успеха.
Аудитория для него это стадо которое нужно стричь, пока шерсть есть.
Моргенштерн надевает новую маску
А теперь - финальный акт этого цирка.
Усталость.
Депрессия.
Внезапно, да?
Внешне его история удивительно точно повторяет сюжет "Духless" Сергея Минаева.
Топ-менеджер, икона нулевых, задыхается в золотой клетке, чувствует пустоту и сбегает от всего этого.
Узнаёте?
Моргенштерн - это живая иллюстрация к роману о выгорании маски "успешного успеха".
И его нынешняя депрессия выглядит как закономерный финал.
Человек, достигший вершин того, что сам же проповедовал, обнаруживает, что на вершине - выжженная пустыня.
Но есть одно «но».
Главный герой "Духless" был в какой-то мере честен с собой.
Он ненавидел ту среду, в которой крутуился.
И сбежал.
А вот Моргенштерн - нет
Моргенштерн - патологический лжец.
Его депрессия - это новый тренд.
Новая, модная и очень удобная маска.
Хайп на бабле кончился.
Публика пресытилась.
Что теперь в тренде?
Ментальное здоровье.
Искренность.
Уязвимость.
Что делает наш гениальный маркетолог ?
Правильно.
Он просто меняет товар на полке.
Вчера он продавал тебе пафос и бабло.
Сегодня он продаёт тебе свои искренние страдания.
Это новый прогрев.
Новая схема для новой волны хайпа.
Никогда не верьте ему.
Вывод
Если подытожить всю эту тему, то Моргенштерн не гениальный маркетолог.
Он - классический, циничный флюгер.
У него нет ничего.
Нет оригинальной музыки.
Нет оригинальных маркетинговых ходов.
Нет философии.
Нет идеи.
Нет личности.
Нет даже бизнес-империи.
Он стал успешен не потому, что он гений.
Он стал успешен, потому что мы позволили.
Потому что нам так удобно.
Нам не нужны сложные герои, требующие осмысления.
Так что не его вина, что он - пустышка.
Это наша общая вина, что мы требуем пустышек.
Что мы кормим их своим вниманием, своими деньгами, своей энергией.
И да, хочу добавить ещё пару слов.
Вы заметили, как я быстро разобрал Моргенштерна?
Я не стал душнить!
Всё просто!
Там нечего разбирать!
У Моргена нет многоходовых комбинаций, которые можно изучать.
Нет сложных психологических приемов, которые можно разложить по полочкам.
Нет уникальной бизнес-модели.
Его стратегия проста как пять копеек.
Шок → Внимание → Продажа.
Все.
Такой феномен интересен не маркетологам, а скорее социологам.
Вот и думайте...
В данном материале упоминаются лица, признанные иностранными агентами на территории РФ: Алишер Тагиров (Моргенштерн) и Мирон Фёдоров (Oxxxymiron).