Как я стала детективом (в Famicom Detective Club)
Я прошла Emio the Smiling Man, и я в таком восторге и чувствах, что мне не терпится рассказать об этой игре не просто всем, а прокричать о ней на весь мир, порекомендовать ее персонально каждому. Одновременно хочется оставить ее только себе, как какое-то сакральное знание и сокровище, которое я положу в нагрудный кармашек.
Это такая потрясающая и глубокая история, которая так быстро на самом деле затягивает, запутывает, заставляет сомневаться во всем и в каждом и до самого последнего момента не дает прямо никаких ответов. Конечно, вы спросите, а что еще нужно ждать от Detective Club и роли частного детектива, перед кем собственно и стоит задача найти эти ответы постепенно, складывая каждую полученную информацию, как кусочки пазла.
Я не буду говорить об этой составляющей игры, как будто бы здесь все абсолютно понятно — осмотри место происшествия, найди сомнительные моменты, будь внимательным и осматривайся на каждой локации и, разумеется, разговаривай со всеми, задавай вопросы и бесконечно думай, думай, думай. Временами я оказывалась, как мне казалось, в тупике, ничего не давало результата, но все было лишь от того, что я не заметила, не обратила внимания на какую-то крошечную деталь. Приходилось выяснить — на какую.
Об этом можно говорить одновременно много и мало, на деле, все что нужно знать, это японская визуальная новелла. Удивление, которое я испытала, кстати, это финальный мультик на примерно полчаса. Не катсцена, не короткий синематик, а полноценный блин мультик, рассказывающий историю, проводящий через каждый момент, что мог оставаться сокрытым тайной, до самого конца. Еще из эффекта неожиданности, разделение игры на две части — Emio и Minoru, в финальной заставке «логотипы», если можно это так назвать, соединяются в один, очень красиво, очень сос мыслой.
И вот история, это абсолютно то, что меня убило. Я не знаю, откуда начать и как подступиться, чтобы рассказать о ней, она настолько многогранна, запутанна, ее хочется рассмотреть под каждым углом. В игре нам не нужно делать выбор, он сделан за нас, но на кончиках пальцев, что нажимали на кнопки осталось вот это странное послевкусие — можно ли понять и простить?
Кого понимать и кого прощать? Кажется, стоит начать с того, что игра открывается убийством школьника, на которое и выезжает наше детективное агенство, сотрудничает с полицейскими и знакомится с Джунко, девушкой-полицейским, у кого восемнадцать лет назад пропал брат. Обстоятельства убийства исключительно похожи на серию, что произошла тоже восемнадцать лет назад, решено, что их стоит объединить, хотя незадача, конечно, в том, что новый убитый парень, а до этого были только девушки.
Постепенно мы расследуем это дело, но заинтересованно суем нос и туда, куда бы не следовало, начинаем искать пропавшего брата, искать во всем этом связь, пытаться разобраться, в чем ошибка следствия, если первое убийство отличается от второго и третьего, а новое и вовсе ни на одно не похоже, а друзья этого школьника в один голос оказываются уверены, что это был суицид.
Мы погружаемся в события прошлых лет, изучаем отношения брата и сестры, когда они еще были детьми и когда они был вместе, узнаем, что случилось в тот роковой день, только не сразу, совсем не сразу, а постепенно. Глупая ссора, выросшая из взаимного желания друг друга порадовать, которая привела к трагедии — это всегда разбивает мне сердце. Брат до последнего защищал свою сестру, пусть бы и после всех грубых слов, что она ему наговорила, но у нее не вышло защитить его в ответ, и это чувство вины, которое ей придется нести долгие годы, отчаянно и безуспешно пытаясь найти его.
Удивительно, как главный подозреваемый еще от событий восемнадцатилетней давности плавно по игре оказывается то списан со счетов, то наш интерес к нему снова вспыхивает с удвоенной силой, мы пытаемся отследить его путь, пусть он и тоже пропал в то время. Мы общаемся с людьми, которые считали его семьей и кажется, что взаправду глупо считать его причастным, только что-то никак не дает покоя, об этом приходится долго размышлять, но отбрасывать эту мысль. Мало ли.
На деле много ли.
Часть Emio заканчивается убийством этого человека, его зовут Минору, он был главным подозреваемым в трех убийствах, он похитил брата Джунко и на протяжении долгих лет держал его при себе, пользуясь тем, что тот потерял память. Это убийство такое внезапное, не дает никаких ответов, покажется вам. А оно и правда не дает — ведь убийство школьника в самом начале совсем не то, чем казалось. В этот момент появляется два чувства: облегчение, дело закрыто, игра закончена, на экране появляются титры, и недосказанность, десяток вопросов, скомканность всего произошедшего, неужели убили и убили, а как же разница в убийствах, как же вся эта городская легенда про улыбающегося человека, а как же…
И в этот момент для нас открывается истина, вторая часть игры — Minoru, она короткая в ней главный детектив нашего агентства делится с нами тем, что ему удалось разузнать, пока мы занимались делом в городе, а он, по зацепке, поехал в другой. И здесь перед нами открывается вся широта морального преткновения, боли, чего-то, что вероятно по-заумному можно назвать психологией убийства.
Знаете, что все из детства? У Минору была сестра, Эмико, часто ее называли Эмио — надеюсь, в этот момент у всех сложится пазл с названиями. Он любил ее, заботился после того, как мать ушла из дома, а отец запил и стал бить их. Все соседи просто выбирали не обращать внимания, не лезть, и как итог, многие из них до сих пор живут с липким чувством вины. В один из дней дети решаются бежать, собирают вещи. Но их отец выбрасывает их в озеро, Эмико, судя по всему, решается их достать, но тонет. Умирает. И вместе с ней умирает что-то и в Минору, это невозможно отрицать, он убивает своего отца, не остановленный ни одним из соседей вновь. Позже, его забирают в детскую колонию, сестру хоронят. В гроб кладут бумажный пакет с улыбкой, когда она плакала, Минору надевал такой пакет, чтобы развеселить ее, и позже это стало их маленьким ритуалом. Это — та самая вечная улыбка, которая теперь навсегда будет на лице.
Время идет, Минору становится старше, устраивается на работу и занимается тем, что нравится. Семья, на которую он работает, буквально становится для него семьей. Он знакомится с милой девушкой, в городе про них говорят, что вышла бы хорошая пара. Незадача, ее бьет отец, а Минору считает, что она — Эмико, его выросшая сестра. Он заботится о ней, защищает и веселит, как ту самую Эмико. И что-то в голове щелкает, ведь не обязательно защищать, можно спасти. Вы догадались, что происходит? Бесконечная череда попыток не облажаться, но ничего не выходит.
Что разбивает мне сердце? То, как защищается Минору, словно знавший только насилие в семье, он наносит вред и самому себе. Это момент трансформации, словно именно в нем пропадает все хорошее, что могло быть в человеке. Хочется много и долго думать, стало ли его тело уродливым первее, чем душа. Стала ли душа уродливой вовсе?
Городская легенда не врет, рассмеявшиеся девушки оставались живы — Эмико, кстати, иероглифами можно прочитать, как смех. Но те, кто продолжал плакать были убиты. Есть ли этому ответ? Да, есть. Те, кто рассмеется даже в тот момент, когда им страшно, сильны и смогут справиться с любой проблемой, но плачущие продолжат бояться чего-то нового и нового, и в таком случае смерть почти синоним освобождению, это их возможность заполучить вечную улыбку на лицах. Звучит пугающе и жестоко, но он в это верил.
Верил, кажется, как и в то, что украденный им мальчик — он сам, защищающий свою сестру, только еще невинный, не испорченный, не познавший жестокости. Верил, как и в то, что его сестра еще жива и они обязательно встретятся. В записях, что нашли у Минору, последняя — я хочу увидеть Эмико.
Не суди, да не судим будешь, может, поэтому мы лишь оказались случайными наблюдателями происходящего, без возможности вмешаться, без полномочий на то. Расследующие, но не имеющие влияния. И раз Минору теперь мертв, значит поиски его сестры наконец подошли к концу?