Вневременной французский фолк

О творческом пути группы Sourdeline.

Вневременной французский фолк

История знает огромное количество примеров, когда группы недополучали популярности во время своей активной деятельности, зато становились известными после распада (или смерти, если говорить о сольных исполнителях). Причин этому много, но основные кроются в повышенной конкуренции (нельзя полюбить всех, мейнстрим всегда будет выделяться) или идейной некорреляции музыканта с эпохой, которой он принадлежит. В случае с французами Sourdeline, по всей видимости, имеют место быть оба пункта.

Название группы переводится на русский язык максимально просто – сурделина. Если вы, как и я, никогда такого слова не слышали, то вот короткий ликбез: сурделина – род волынки, разработанной в Неаполе в XVII веке, и прославившийся во Франции в тот же временной промежуток. Группа взяла себе такое название не случайно, а как отсылку и дань уважения мастерам прошлого.

Sourdeline — La belle est au jardin d'amour, La reine blanche LP, 1976

Музыка Sourdeline – это атмосферный прог-фолк, замешанный на звучании массы нетрадиционных инструментов (мандолина, дульцимер, тамбурин, боуран, псалтерий, рожок, ситар и волынка) и в основе своей имитирующий музыкальную эпоху Средневековья и Ренессанса. Конечно, они писали песни, а не мотеты и мадригалы, но появись такие умельцы в XV веке, а не в XX, им бы никто не удивился. Сверхаутентичное звучание, аналогов которому едва ли можно найти даже в среде современных фолк-групп. Выпустив во второй половине семидесятых два альбома на малоизвестном лейбле Discovale, не найдя своего слушателя, группа тихо распалась, даже не объявив об этом официально. В шумном прощании не было смысла, ведь судя по тому, что Sourdeline в те годы смогли появиться только на одной тематической компиляции, у них был максимум статус "группы, известной в узких кругах".

В период с 1978 по 2010 год память о коллективе энтузиастов постепенно угасала (не считая узкой прослойки психоделик-фолк движения, в котором французы со временем обрели статус легенд), как вдруг, спустя 32 года после распада, каталонский лейбл Guerssen, специализирующийся на откапывании всяких жемчужин, переиздаёт оба альбома. В 2011 выходит ещё один ремастеринг, знаменуя всплеск нового интереса к группе. Снова гастроли, растущая популярность в соц.сетях. А ещё через три года музыканты решаются и записывают новый материал. Вышедшая ограниченным тиражом (100 копий) пластинка получила название Sourdeline & Friends. Исходя из того, что новых известий с тех пор не было, можно сказать, что история Sourdeline завершена. Спустя более чем 30 лет после активной студийной работы, они нашли поклонников уже в новом веке. Продюсеры с Guerssen сделали былью сказочный сценарий.

Sourdeline — Si j'avais un galant, Jeanne d'Aymé LP, 1978

Признаться, я не самый большой знаток прог-фолка и уж точно не самый большой любитель античной музыки. Всё, что создавалось до эпохи позднего барокко, для меня практически неотличимо. В какой-то момент на стадии знакомства с альбомом Jeanne d'Ayme поймал себя на мысли, что последний раз слышал подобное при просмотре порнофильмов из восьмидесятых, в которых пародировались реальные исторические события. Не самая приятная аналогия для легендарной в рамках жанра группы, но что поделать, познания скудны.

В большинстве песен присутствует вокал, причём трёх типов: мужской, женский и хор. По отдельности вокальные способности участников Sourdeline не впечатляют, а моменты многоголосья и вовсе угнетают, потому что навевают церковные мотивы, религиозный флёр. Музыкально же этот бешеный поток чуднЫх инструментов даже не с чем сравнить, тяжело оценивать. Мне нравится этно-музыка и ходы, когда основная тема композиции обрамляется каким-то необычным образом, но в случае с Jeanne d'Ayme чувствуется некоторый переизбыток мысли в плане построения ритмики и гармонии.

Sourdeline — La fontaine, Jeanne d'Aymé LP, 1978

Бесспорно, члены группы – одарённые и яркие личности, удивляющие смелостью концепта и ни на шаг от него не отступающие, но всё же подобный прогрессивный взгляд смачно отдаёт фриковатостью. И ничего позитивного в этом нет. В семидесятых фрик-фолк ещё не выделили отдельным сабжанром, но Sourdeline вполне могли бы стать его прародителями. Тяжело сказать, опередила ли группа своё время, но интерес к ним сейчас не вызывает никакого удивления. В индустрии, где последние годы эклектика всё больше становится трендом, французский фолк с щепоткой Жоскена Депре способен вызвать подлинный интерес.

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

10
Начать дискуссию