Tori Amos — «Boys for Pele» 🅴 (1996)
«Boys for Pele» — третий студийный альбом американской певицы и композитора Тори Эймос, выпущенный 22 января 1996 года в Великобритании и 23 января в США. Это был первый альбом, полностью спродюсированный самой Эймос, что ознаменовало её стремление к творческой независимости после расставания с продюсером и бывшим партнёром Эриком Россом.
Альбом «Boys for Pele» — самый резкий и труднопереживаемый в дискографии Тори Эймос. Но именно он оказался самым очищающим, питающим и художественно дерзким в её карьере. Рождённый после тяжёлого разрыва, «Pele» стал масштабной одой женскому началу, сотканной из боли и отчаяния, которые вынудили Эймос отправиться в путешествие во тьму, чтобы вновь зажечь в себе пламя, потушенное мужчинами в её жизни.
После откровенного «Little Earthquakes» (1992) и изящного «Under the Pink» (1994) Тори впервые решилась на полный творческий суверенитет. «Boys for Pele» стал её первой пластинкой, где она выступила единственным продюсером — и этот контроль она больше никому не отдавала. Освободившись, Эймос приступила к изгнанию личных демонов так, как считала нужным: с помощью клавесина, хора, витиеватых текстов и призрачных образов, вызванных в болотах Луизианы и деревнях Ирландии.
Это был резкий поворот. Если ранние песни вроде «Me and a Gun», «God» или «Icicle» лишь намекали на погружение во мрак, то «Pele» погрузилась туда без оглядки — и это очищение почувствовали и она, и слушатели. Открытие альбома — сдержанная «Beauty Queen/Horses» — ведёт в тревожную «Blood Roses», где клавесин звучит как магический ритуал средневековья. Эта энергия пронизывает весь альбом, особенно в «Professional Widow» — взрывной смеси индустриального гнева и рояльной агрессии, требующей любви, мира и чего-то большего.
Когда её ярость утихает, на поверхность выходит боль: в тихих, разрывающих сердце балладах — «Hey Jupiter», «Putting the Damage On», «Doughnut Song» и особенно «Marianne». Первая половина альбома более непосредственна, но вторая раскрывается лишь терпеливым слушателям. От бодрящей «In the Springtime of His Voodoo» до фанковой «Little Amsterdam» — Тори медленно выбирается из подземного мира, обретая душевную силу в госпел-хоре «Way Down» и горько-сладкое утешение в «Twinkle».
Да, альбом длинный и эмоционально истощающий — но в этом и суть: слушатель проходит этот путь вместе с Тори, словно Данте с Вергилием. «Boys for Pele» остаётся одной из её величайших работ — вне времени, вне моды, как откровенный манифест боли, самопознания и принятия.
© Neil Z. Yeung /TiVo
Несмотря на экспериментальный характер, «Boys for Pele» дебютировал на втором месте в чартах США и Великобритании, став самым успешным стартом в карьере Эймос на тот момент. Альбом получил платиновый статус в США и укрепил её репутацию как новаторского артиста.
В 2016 году, к 20-летию альбома, было выпущено юбилейное переиздание с ремастированным звуком и дополнительными редкими и ранее не издававшимися треками. Это издание позволило поклонникам заново открыть для себя глубину и многослойность альбома.