«Rain On Me»
Золотая коллекция. «Rain On Me» — это большой поп-хит 2020 года, созданный Леди Гагой и Арианой Гранде для альбома Гаги «Chromatica». Песня вышла как сингл и быстро стала гимном стойкости и умения выживать под давлением обстоятельств.
По крайней мере теоретически, танцевальная музыка — это про коллективное очищение, катарсис: то самое чувство, которое возникает только тогда, когда ты втиснут в комнату, полную людей, и все вместе теряют над собой контроль. Во время локдауна это ощущение стало мифом и воспоминанием. Так как же осознать тот факт, что 2020-й в итоге оказался довольно удачным годом для танцевальной музыки? Это было странно! Поп-звёзды записывали большие, клубные альбомы, а потом в панике понимали, что выпускают их в мир, где никто не ходит в клубы. Но ведь многие ли из нас вообще регулярно слышат танцевальную музыку именно в клубах? Я — нет. Хотел бы, но я до ужаса средневозрастный и тусуюсь уже не так. И всё же я люблю танцевальную музыку. Может, так себя чувствовал весь остальной мир в 2020-м. Люди не могли пойти потанцевать — а если и делали это, на них смотрели косо. Но они всё равно слушали кучу танцевальной музыки, возможно, потому что именно она соединяла их с тем, чего в их жизни в тот момент не было.
Самый громкий и очевидный танцевально-попсовый альбом 2020 года — это изящный и величественный «Future Nostalgia» Дуа Липы, собранный из первоклассных бэнгеров. Ирония в том, что в условиях локдауна он, возможно, зазвучал даже сильнее, чем в обычной жизни. Два трека с альбома — «Don’t Start Now» и «Levitating» — добрались до №2 в чарте Billboard Hot 100 (оценки автора: 9 и 8 соответственно).
Параллельно певицы вроде Кайли Миноуг и Джесси Уэр выпустили диско-альбомы, которые мгновенно стали культовыми для фанатов (пластинка Миноуг, без лишних намёков, называлась просто «Disco»). А Леди Гага, пожалуй, главный человек, благодаря которому в 2010-м случился EDM-поп-бум, после почти десятилетия экспериментов с другими стилями вернулась к клубной музыке. Более того, она объединилась с на тот момент сверхпопулярной Арианой Гранде и записала трек-событие, который сумел урвать неделю на вершине Hot 100 в условиях постоянной турбулентности чарта.
«Rain On Me» в итоге не закрепилась как один из канонических суперхитов ни для Гаги, ни для Гранде. Но если сравнить её с массой лёгких и мгновенно забытых коллабораций того времени — включая одну из собственных Арианы — она всё равно уверенно выделяется.
Гага и Гранде сознательно сделали «Rain On Me» гимном очищения от травмы через движение тела. Они и не подозревали, что выпускают трек в момент, когда у людей возникнет скрытый запрос на «crying-in-the-club» музыку — песни о слезах и боли, которые звучат как будто прямо с танцпола. Хотя клубов в тот момент не было, эта потребность существовала. Возможно, именно поэтому «Rain On Me» ощущается не миражом на горизонте, а настоящим хитом — песней, которая реально жила в слушателях.
К моменту выхода «Shallow» казалось, что звезда Леди Гаги начала меркнуть. Но дуэт с Брэдли Купером для саундтрека «A Star Is Born» в 2019 году вернул её на вершину — трек снова взлетел на №1. В самой картине Гага доказала, что она не только поп-икона, но и серьёзная актриса, а её звёздные навыки работают в разных сферах. Она получила номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль — и, честно говоря, награду заслуживала. Но в итоге «Оскар» достался ей за «Лучшую оригинальную песню» именно за «Shallow».
После этого у Гаги были развязаны руки: она могла делать всё, что угодно. И что же она действительно захотела? Вернуться в студию и записать мощный, сияющий танцевально-попсовый альбом.
Леди Гага ещё до «A Star Is Born» вынашивала идеи для нового альбома. Но после успеха фильма её жизнь ощутимо поменялась: она сыграла джазовый коктейльный сет в Лас-Вегасе, бросила пить и рассталась с женихом — агентом Кристианом Карино. Параллельно она начала собирать полноценный альбом вместе с BloodPop — дерзким и дружелюбным к клубному формату продюсером, известным, например, по «Sorry» Джастина Бибера (у него даже был собственный хит с Бибером — «Friends», добравшийся до №20 в 2017 году).
Гага не погружалась в клубный звук целиком со времён «Artpop» (2013) — амбициозного, но спорного альбома, который фактически закрыл её первую «имперскую» эру. С «Chromatica» она поставила себе задачу сделать музыку, которая будет разговаривать с тяжёлыми личными переживаниями, но при этом звучать как взрывной танцпол. И вместе с BloodPop они выстроили формулу, как это должно работать.
Работая над «Chromatica», Леди Гага и BloodPop подтянули целую армию коллабораторов из танцевальной сцены. Над треками трудились звёздные диджеи вроде Skrillex, Axwell, Ingrosso и Madeon, а также топовые поп-сонграйтеры: Макс Мартин, Райан Теддер, Джастин Трантер.
По текстам альбом в основном состоит из расплывчатых аффирмаций-мантр о преодолении личных трудностей. Это был один из первых случаев в волне «терапевтически закодированных» пластинок поп-звёзд, и мода на подобные записи устала куда раньше, чем сами эти альбомы перестали выходить. Но «Chromatica» спасает то, что Гага обрамляет всё в нарочито безумный sci-fi контекст и подчиняет лирику главному — всесильному ударному пульсу.
Лид-сингл «Stupid Love» Гага написала вместе с BloodPop, Максом Мартином и французским продюсером Tchami, который любит называть свой стиль «future house» (возможно, жанр этот вообще выдуман). «Stupid Love» получился ярким и весёлым, но на Hot 100 не произвёл особого фурора: релиз вышел буквально за несколько недель до локдауна, стартовал с №5, а потом быстро пошёл вниз. (Оценка — 8).
Гага не стала приглашать в «Chromatica» слишком много гостей, но каждое сотрудничество ощущалось как событие. В «Sour Candy» она объединилась с K-pop-группой BLACKPINK — именно в тот момент, когда и они, и сам жанр переживали пик роста. Их саунд отлично вписался в футуристическую эстетику альбома, а сам трек звучит мощно и дерзко (он дошёл до №33 в чарте; чуть позже BLACKPINK выше всего поднялись с «Ice Cream» вместе с Селеной Гомес — до №13).
В «Sine From Above» Гага спела дуэтом с Элтоном Джоном — артистом, который появлялся в чартах неисчислимое количество раз. И, надо признать, есть особое удовольствие в том, чтобы услышать его голос на треке, который внезапно взрывается рваными jungle-брейкбитами.
Но самым важным и главным гостем «Chromatica», особенно в культурном контексте 2020-го, стала, конечно же, Ариана Гранде. Именно их совместная «Rain On Me» стала центральной точкой притяжения альбома и одним из главных поп-моментов года.
Леди Гага и Ариана Гранде никогда раньше не работали вместе до «Rain On Me», но у них много общего: обе — театралки с мощными голосами, которые звучат особенно ярко на фоне танцевальных битов, обе переживали тяжёлые личные истории на глазах у публики. (У Арианы это случилось чуть позже, но показательно: обе номинировались на «Оскар» за свои первые большие роли в кино.)
С «Rain On Me» Гранде едва не сместила саму себя с вершины чарта: за две недели до релиза их дуэта её сонный и мгновенно забытый трек с Джастином Бибером «Stuck With U» уже сидел на №1. Обе артистки имели (и до сих пор имеют) крайне громкие и организованные фан-армии онлайн, так что сама коллаборация выглядела почти как продюсерская стратегия — объединение фэндомов ради максимального эффекта в чартах.
Но в отличие от многих других хитов-коллабов 2020 года, собранных ради статистики, «Rain On Me» звучит не как натянутое комбо, а как вполне естественный союз двух родственных душ.
Можно рассматривать участие Арианы Гранде в «Rain On Me» как своего рода страховку для Леди Гаги. Было бы неловко, если бы её первый большой поп-альбом после «A Star Is Born» вышел без крупного хита, а участие Арианы почти гарантировало «звёздный статус» сингла.
Но в промо-цикле «Chromatica» Гага акцентировала внимание на другом: Гранде сама проявила инициативу, чтобы сблизиться и подружиться с ней. Обе получили авторские кредиты на «Rain On Me», и Гага рассказывала, что песня родилась из их личных разговоров о жизни. Конечно, у них была и команда соавторов.
Продюсировали трек BloodPop и британский диджей Burns (он пишет своё имя капсом, но мы-то не обязаны). Оба числятся и среди сонграйтеров. Вписаны туда и другие заметные имена:
- Rami Yacoub — шведско-палестинский продюсер, соратник Макса Мартина, приложивший руку к «…Baby One More Time» Бритни и «It’s Gonna Be Me» *NSYNC.
- Nija Charles — автор из Нью-Джерси, больше известная по работе с рэперами и R&B-артистами, но именно на «Rain On Me» она вышла в крупную поп-лигу.
В итоге коллаб получился не просто «фандомным слиянием ради чарта», а песней с ощутимой эмоциональной основой и продуманной продакшн-машиной за спиной.
У «Rain On Me» список авторов внушительный и разнородный. Помимо BloodPop, Burns, Рами Якоба и Ниджи Чарльз, там же числятся и люди вроде Tchami (он уже работал с Гагой на «Stupid Love») и немецкий продюсер Boys Noize. Забавно, что у него репутация человека, который может сшить жёсткий индустриальный бит с клубным пульсом: он даже выходил на сцену к Nine Inch Nails и помогал превращать их треки в техно-грувы — это о многом говорит. Ну и да, его ник с этим вечным S и Z — классика для путаницы в блогах.
Трудно сказать, что именно каждый из этих продюсеров внёс в песню: часть авторов больше известна как битмейкеры, но продакшн-кредиты в итоге получили только BloodPop и Burns. Возможно, остальные просто «крутились рядом» в процессе записи альбома, предлагали ходы, линии или идеи, которые в какой-то форме дошли до финальной версии трека. Такой «писательский open space» для поп-звезды уровня Гаги — обычное дело.
«Rain On Me» начиналась как демо в духе acid house, которое сделал BloodPop. Но, по его же словам, Burns возился с треком, чтобы тот органично вписался в остальную «Chromatica». Его целью было вызвать ассоциации с французским фильтр-диско рубежа нулевых. Прорыв случился, когда он попробовал сыграть басовую линию из диско-трека Гвен МакРэй 1979 года «All This Love That I’m Givin’». Её в 1999-м уже использовали Cassius в хите «Feeling For You».
В «Rain On Me» эта линия не семплирована, а переиграна заново, но этого хватило, чтобы автор песни — продюсер и певица Бетти Райт — получила авторский кредит. Трагичная деталь: Райт умерла в 2020-м всего за пару недель до выхода «Rain On Me». Остаётся лишь гадать, знала ли она, что её работа оживёт в таком масштабе.
Для справки: Бетти Райт как исполнительница выше всего поднималась в чартах с «Clean Up Woman» (1972) — №6 в Billboard Hot 100 (оценка 8). У Гвен МакРэй крупнейший хит — «Rockin’ Chair» (1975), №9 (оценка 7). Её супруг Джордж МакРэй тоже оставил след в поп-истории.
У «Rain On Me» действительно есть то самое ощущение французского фильтр-диско. Трек звучит как компьютерная машина, летящая по цифровому хайвею навстречу цифровому закату.
Начинается песня как будто с разрыва отношений: Леди Гага жалуется, что даже её скромные ожидания не были оправданы. Дальше закрученные вокальные эхо-сэмплы, пианино и хлопки ладонями накручивают драматизм. И вот после барабанного рола Гага выплёвывает заглавные слова с театральной, почти драг-квинской интонацией: «Rain! On! Me!» — и сразу же следует идеально выстроенный бит-дроп. Басовый «плюх» отдаёт той самой клубной радостью, которую легко представить на рейве конца 90-х.
Это сродни моменту, когда в 1999-м на танцполах включался «Music Sounds Better With You» от Stardust: зал реагировал на первые ноты как на откровение. Если «Rain On Me» и хотела вызвать подобную ассоциацию, то это отличный выбор для вдохновения.
У Леди Гаги и Арианы Гранде кардинально разные вокальные стили, но на «Rain On Me» они удивительно хорошо сочетаются. Гага идёт напролом, давит голосом и занимает центр трека, словно кулаком пробивает пространство. Когда на втором куплете появляется Ариана, её подача мягкая и воздушная — почти противоположность.
И именно в этой разнице рождается химия: слышно, что они реально были вместе в студии, а не просто обменялись вокальными дорожками через почту. Вокал Арианы витиевато обвивает мощные возгласы Гаги, превращая их диалог в полноценный танец голосов. Особенно ярко это проявляется, когда Гранде подхватывает один из криков Гаги «Rain! On! Me!» — получается лёгкий call-and-response, оживляющий структуру трека.
Обе привыкли к тому, что сами же накладывают свои гармонии поверх собственных партий, и здесь здорово слышать, как они делают это вместе, перекликаясь и усиливая друг друга. А тот самый жирный бит-дроп возвращается снова и снова — и каждый раз он настолько эффектен, что едва не затмевает обеих див.
Тексты «Rain On Me» сами по себе довольно шаблонные — почти открытки Hallmark: про то, что нужно принять тяжёлый опыт и пройти через него. Но это танцевальная музыка, а в ней афористичная расплывчатость — чуть ли не норма жанра. Более того, такие «ничего не значащие» слова внезапно обретают вес, когда их орут во весь голос две вокальные машины под грохот жирного бита.
Строчка «I’d rather be dry but at least I’m alive» может показаться даже мудрой, если поймать её в нужный момент. В этом есть определённая сила — встретить тёмный период лоб в лоб, упереться и пройти его, зная, что хватит сил, а мрак не вечен.
Да, сама идея мотивационно-спикерской жвачки в поп-песнях может раздражать. Но Гага и Гранде вытаскивают её за счёт того, что вкладывают в каждое слово чистую мощь и драматизм. Лучшие хаус-дивы всегда были близки к госпел-традиции — умели превращать личный крик в коллективное переживание. Гага и Гранде не госпел-певицы, но обе умеют играть с R&B-интонациями, и именно это делает «Rain On Me» убедительным.
Клип «Rain On Me» Гага и Гранде сняли в Лос-Анджелесе буквально за считанные недели до того, как мир захлопнулся на локдаун. Но его вполне можно принять за продукт пандемийной эпохи: сплошной зелёный экран, CGI и ни намёка на «живые» локации.
Режиссировал видео Роберт Родригес — тот самый, что когда-то дал Гаге её первый камео в «Machete Kills». В начале 90-х он стал культовой фигурой инди-бума благодаря «El Mariachi», снятому практически без бюджета. Но позже, запуская франшизу «Spy Kids», Родригес увлёкся виртуальными съёмками и компьютерной графикой. И в 2020-м эта страсть полностью определила его стиль: он же поставил фильм «We Can Be Heroes», где CGI доведён до уровня «глазам больно».
В «Rain On Me» мы оказываемся в стандартной киберпанк-антиутопии а-ля «Blade Runner», целиком созданной на зелёном фоне. Есть какой-то сюжетный намёк, но в основном всё держится на ярких, местами гротескных танцевальных постановках, снятых, честно говоря, не слишком выгодно для артисток.
При этом есть один визуальный штрих, который отлично работает: обе звезды носят гиперболизированные версии рейв-аутфитов конца 90-х. Особенно Ариана с её крошечными крылышками феи Динь-Динь — словно привет из клубного 1999-го.
«Rain On Me» стартовала с №1 и получила восторженные рецензии критиков, но уже через несколько недель вылетела из топ-10. В итоге сингл получил двойную платину, а «Chromatica» — платину. Да, цифры были не космические, но и поводов для неловкости не оказалось. Сейчас же у «Rain On Me» больше миллиарда прослушиваний на Spotify — то есть это вполне себе настоящий большой хит.
Гага планировала масштабный промо-роллаут для «Chromatica», но пандемия обрубила почти всё. Стадионное турне Chromatica Ball пришлось откладывать на два года, телевизионные выступления — отменять. Но кое-что всё-таки удалось: на VMA 2020 она исполнила десятиминутный медли, где Ариана Гранде вышла к ней, чтобы спеть «Rain On Me». Все были в масках, и выглядело это не так неловко, как можно было бы ожидать.
Я тоже слышу в «Rain On Me» в первую очередь бодрый, крепкий танцевально-попсовый трек — но не классику. И этого хватило. На фоне унылого поп-пейзажа 2020-го он выделялся. Многие, впрочем, воспринимали его куда горячее: коллега в Stereogum Крис ДеВилль назвал «Rain On Me» своим любимым поп-синглом года, и он был далеко не одинок. Остальные песни с «Chromatica» так и не выстрелили. В 2021-м вышел ремикс-альбом, и там был забавный глитч-перепев «Rain On Me» от экспериментатора Arca.
А сама Гага пошла дальше. Она спела гимн на инаугурации Джо Байдена в 2021 году, записала второй (и финальный) альбом джазовых стандартов с Тони Беннеттом — «Love For Sale», снялась в «House Of Gucci» Ридли Скотта. Фильм не стал таким же попаданием в культурный нерв, как «A Star Is Born». Гага старательно выворачивала итальянский акцент на максимальную мультяшность — впрочем, в картине этим занимались все. Сегодня «Дом Гуччи» чаще вспоминают как проходняк, но смотреть его было весело. Её следующая большая роль в кино, увы, оказалась намного, намного хуже.
Первым крупным синглом Гаги после «Chromatica» стала баллада «Hold My Hand» — финальная песня в титрах блокбастера «Top Gun: Maverick» (2022). По замыслу она явно должна была стать новой «Take My Breath Away», но этого не случилось.
Гага получила ещё одну номинацию на «Оскар» за «Лучшую оригинальную песню», но закономерно проиграла гимну «Naatu Naatu» из RRR — абсолютному шоустопперу, которому вообще стоило выдать все статуэтки подряд. Ирония в том, что «Hold My Hand» оказалась даже не главным хитом саундтрека: этим титулом завладела «I Ain’t Worried» от OneRepublic. Трек сопровождал сцену с футболом на пляже (вместо волейбола в первой части) и добрался до №6 в чарте. (Оценка — 4.)
И ещё один поворот: «Hold My Hand» оказалась не самым большим хитом Гаги в 2022-м. У неё была другая песня, которая зашла куда сильнее.
«Hold My Hand» в итоге поднялась максимум до №49 в чарте. А вот настоящий сюрприз для Гаги в 2022 году подкинул TikTok. Пользователь смонтировал танцевальную сцену из сериала «Wednesday» под ускоренную версию её трека 2011 года «Bloody Mary» — и песня внезапно возродилась, ворвавшись на №41 спустя больше десяти лет после релиза.
Забавный момент: в самом сериале Дженна Ортега танцевала вовсе не под Гагу, а под классический хит The Cramps «Goo Goo Muck». Сцена получилась настолько культовой, что именно Cramps заслуживали бы чарт-буст, но достался он Гаге. Вот так алгоритмы TikTok переписывают музыкальную историю.
Связка «Леди Гага + Wednesday» до сих пор живёт своей жизнью. Сериал, как и многие стриминговые хиты, тянул с продолжением три года, и когда наконец-то вернулся, туда каскадно закинули Гагу в роли учительницы. Параллельно она выпустила новый сингл «The Dead Dance» прямо в саундтреке шоу. Классика для Гаги: умение поймать момент и выжать из него максимум.
Когда выходила «Rain On Me», её карьере было уже больше десяти лет, и чтобы снова оказаться на вершине чарта, ей понадобился равный по калибру партнёр. Она его нашла, и песня взлетела на №1. Но что удивительно: это ещё был не её самый большой хит. Настоящий — тоже дуэт, и, думаю, ты уже догадываешься какой. Мы ещё увидим Гагу в этой колонке. И Ариану — тоже.
Оценка: 8/10
BONUS BEATS. У норвежского автора-исполнителя Сондре Лерке есть традиция: каждый год он присылает в Stereogum кавер на одну из поп-песен года. Штука классная и по-своему трогательная. В 2020-м Лерке выбрал именно «Rain On Me» — и вот его версия:
by Tom Breihan from Stereogum