Прошел (не)все игры гениального Suda51 - делюсь впечатлениями
KILL THE PAST, Killer7, No More Heroes, Killer is Dead, Shadows of the Damned - все тут. ЛОНГ (т.е ПОСТ ДЛИННОСОДЕРЖАЩИЙ)
В конце розыгрыш 51 РУБЛЯ!
Предисловие
С творчеством Гоичи Суды и его студии Grasshopper Manufacture (далее просто Грассхопперы), более известного в узких кругах как Suda51, я познакомился еще пару лет назад, когда прошел Lollipop Chainsaw и Killer is Dead. И уже тогда я понял, что этот человек делает интересные, зачастую весьма оригинальные проекты, но с бюджетом в 2 рубля, что сказывается на графике и геймплее.
Ну а недавно парочка знакомых сподвигла меня ознакомиться с одной из его первых работ, принесших ему первую популярность - The Silver Case. С него все и началось...
Скажу сразу, что я не проходил вообще все игры, к которым причастен Суда. Я поиграл только в те, в разработке которых он был в роли директора (за парочкой исключений). В целом, если кому интересно, можете ориентироваться на сайт ниже, очень крутой фанатский проект, который позволил мне и про историю разработки каждой игры почитать, и с доп. материалами ознакомиться
The Silver Case
Невероятно крутая и атмосферная детективная история, рассказывающая о Ward 24 - новом муниципалитете Токио (в реале они тоже существуют, всего их 23). За 20 лет до начала игровых событий, таинственный маньяк Камуи Уехара прославился серией убийств высокопоставленных политиков (позднее, эти события стали известны как Silver Case). И вот, кажется, что он возвращается снова...Или нет?
По своей сути игра представляет из себя визуальную новеллу с очень редким интерактивом. 90% времени придется читать текст, 8% совершать несколько шагов по локации перед следующей горой текста, ну и 2% могут занять какие ни-будь головоломки или необходимость найти определенную комнату или что то подобное, но такие моменты крайне редки.
Делится вся игра на 2 сценария, Transmitter и Placebo. Первый является основным и написан лично Судой, главными героями являются члены отдела по борьбе с тяжкими преступлениями 24 Варда (далее буду называть его так). Формально у игры конечно есть и главный герой, которому мы задаем имя в самом начале, но на деле он оказывается скорее в роли наблюдателя, а реальное внимание к себе приковывают остальные персонажи.
В трансмиттере есть главы, которые с общей историей о возвращении Камуи связаны очень слабо, но при этом круто раскрывают поднимаемые темы, позволяют глубже погрузиться в здешнюю атмосферу и сеттинг, ну и просто очень хорошо написаны. Итоговая история хоть и сваливает на игрока под конец парочку роялей и неожиданных предательств, появившихся буквально из ничего, но в целом является одной из тех историй, которые заставляют реально задуматься над происходящим и тем, о чем игра пытается с тобой поговорить. Ну и заканчивается она по настоящему эпично. Не в плане взрывов, киношности и прочего. А в плане философского посыла и общего месседжа
Второй же сценарий, Placebo, написан Масахи Оокой, с которым Суда поработает еще не раз. Он расссказывает историю Токио Моришимы, журналиста-неудачника, который днями сидит в тесных апартах за компом и много курит. Но неожиданно ему предлагают работу, да еще и хорошо платят, а суть проста - выяснить все что возможно о Камуи Уехаре и его предполагаемом возвращении.
Плацебо - сценарий куда более меланхоличный и размеренный. В нем редко вообще хоть что то происходит, 80% времени Токио будет сидеть за своим компом, читать емейлы, общаться в чатиках, ну и кататься в бар. Однако эта история не про экшен или действие - она про конкретного человека и его попытки разобраться даже не в Камуи Уехаре, а в себе (и, спойлер, под конец ему это в какой то степени удается).
Ну и еще, до определенного момента, Токио буквально следует по пятам полицейских из основного сценария, по факту позволяя взглянуть на те же события с другой перспективы и прояснить те моменты, которые остались не до конца раскрыты в основной истории. Но ближе к концу игры история Токио начинает идти своим путем, а история полицейского отряда - своим.
А еще в игре очень крутая и атмосферная музыка, рекомендую ознакомиться
Думаю, по моему тексту понятно, что Silver Case мне очень сильно зашел. Это одна из лучших визуальных новелл, которые я читал, и в целом весьма сильная и уникальная работа, а так же, забегая вперед, одно из лучших творений Суды.
Flower, Sun, and Rain
Уникальная в своем роде игра, очень сложно ее с чем то сравнить. Сюжет следует за персонажем по имени Сумио Мондо. По профессии он искатель, то есть буквально занимается поиском пропавших вещей для самых разных личностей. В этом ему помогает странный девайс, выглядящий как кейс, который Мондо называет Катериной. Он позволяет ему в буквальном смысле подключаться к практически любым объектам и "взламывать" их, получая из них какую то информацию или как то активируя.
В начале игры Мондо приезжает на курортный остров Lospass по просьбе Эдо МакАлистера, управляющего отеля Flower, Sun, and Rain. Он просит его найти террориста, который заминировал самолет, вылетающий с острова. Мондо берется за работу, но в скором времени понимает, что попал в временную петлю, один и тот же день постоянно повторяется и заканчивается одинаково - взрывом того самого злополучного самолета
В этой игре уже появляется полноценный геймплей, который состоит из А) беготни по острову Б) решения головоломок при помощи Катерины. Начнем с пункта Б - головоломки в игре зачастую интересные и требуют не самого тривиального подхода. В самом начале Мондо выдают гайд по острову на почти 50 страниц, и часто головоломки будут требовать найти информацию в этом самом гайде. Очень интересный и погружающий в мир подход, больше такого нигде не видел. Кстати, сам гайд можете оценить по ссылке ниже, пролистайте сайт до "Read Online (Guidebook – English)"
А вот с пунктом А все куда хуже - очень часто по сюжету Мондо придется бегать из одного конца острова в начало. В стартовых главах это еще не так сильно напрягает, но ближе к концу беготня может занимать уже ДЕСЯТКИ минут. Да, играет хорошая музыка, да, локации выглядят стильно, даже несмотря на графику Nintendo DS, но это все еще тупо беготня. Даже с ускорением эмуляции в 4 раза меня она все равно начала под конец бесить
Но даже несмотря на довольно душную геймплейную часть, эта игра все равно запала мне в душу. Сами головоломки решать было интересно, сюжет по итогу круто раскрывается и классно связывает FSR с серебряным кейсом (происходят они в одной вселенной), а персонажи, юмор, и общая атмосфера запоминаются надолго.
Я не могу рекомендовать пройти эту игру всем и каждому, в отличии от Silver Case, который я рекомендую попробовать почитать каждому, кого не воротит от визуальных новелл, но если вам понравился Silver Case, то FSR точно стоит пробовать. Эта игра либо западет вам в душу и станет одной из любимейших игр Суды, либо займет нишу темной лошадки и странного эксперимента
The 25th Ward: The Silver Case
Последняя игра из трилогии, неофициально именуемой фанатами как KILL THE PAST. Все дальнейшие работы Суды происходят уже в своих вселенных (почти) и не связаны напрямую с прошлыми играми.
Спустя 7 лет после событий The Silver Case в Токио был построен еще один Вард - теперь уже 25. А история теперь делится не на 2, а аж на 3 сценария.
Первый, Correctness, следует за полицейскими 25 варда, которые пытаются раскрыть убийство с первого взгляда непримечательной девушки в огромном муравейнике, которыми заполнен весь 25 вард. Вскоре они узнают, что за убийством стоят доставщики, работающие на Почтовую службу, которая помимо своей обычной работы, занимается чистками города от нежелательных элементов. Это приводит к противостоянию между Отрядом по борьбе с тяжкими преступлениями и Почтовой службой.
Второй сценарий, Matchmaker, следует за двумя представителями Regional Adjustment Division, которые главенствуют над Почтовой службой. У каждого из них есть свои скелеты в шкафу, которые по ходу истории проявляют себя. При этом нередко их пути пересекаются с полицейскими из Correctness.
Ну а третий сценарий, Placebo, вновь фокусируется на Токио Моришиме, который снова занимается тем же, чем и в Silver Case - следует по пятам за персонажами из Correctness и Matchmaker и пытается вместе со всеми разобраться, что же на самом деле происходит в 25 Варде.
Не буду скрывать, это моя любимая игра из трилогии. Сюжет в ней настолько монументальный, что ему посвящают эссе продолжительностью в несколько часов. Несмотря на то, что сюжет игры писался в спешке, т.к. Суда как всегда просирал дедлайны, а ВЕСЬ сценарий Correctness, над которым он работал, был написан буквально за пару дней, это позволило вложить в сюжет самые актуальные на тот момент переживания и самые актуальные вопросы, которые Суду волновали.
Ближе к концу игры 4 стена ломается полностью (не буду спойлерить как), можно даже сказать, что на ее сломе завязан один из основных твистов. Все 3 сюжетные ветки переплетаются и каждая получает свое завершение, а игрок остается с открытым ртом и кучей вопросов, над которыми многие думают до сих пор. Это поистине монументальная работа, о которой я могу говорить часами, уверен, что рано или поздно я перепройду игру еще раз.
Кстати, об игровом процессе - он почти не поменялся. Снова читаем, снова изредка ходим, головоломки правда решаем почаще, но сложных среди них нет, все ответы лежат на поверхности. Хотя пару раз за игру Суда откровенно троллит игрока, отправляя искать нужную квартиру в 80 этажном муравейнике, в такие моменты не стыдно и гайдом воспользоваться.
А еще эта игра безумно стильная. Как в плане внешнего вида, так и в плане музыки. Хоть над сценариями снова работали разные художники и композиторы, но в этот раз работу они проделали гораздо лучше. Многие кадры можно спокойно ставить на обои.
Ну и касаемо музыки - она потрясная. Ост 25 варда - мой любимый в трилогии. Прикладываю пару самых потрясных на мой взгляд треков:
Короче говоря, видеоигра как искусство. Местами странное, местами непонятное, местами ломающее мозг, но мегастильное во всех отношениях искусство.
Killer7
Изначально, Killer7 должен был происходить в одной вселенной с сильвер кейсами и ФСР, но, поскольку это был первый релиз Суды на западе, было принято решение вынести игру в свою отдельную вселенную. Но менее комплексной она от этого не стала
Сюжет игры повествует об отряде элитных убийц, известных как Killer 7. Они борются с Божественными Улыбками - группировкой террористов, которые превращают своих последователей в ходячие монстроподобные бомбы. Но мало кто знает, что Killer 7 - это на самом деле один человек, Харман Смит, который обладает уникальной способностью полностью менять свой разум и тело, полностью перевоплощаясь в другого человека.
Сюжет игры пронизан политикой, темами культурных войн востока и запада, человечности, жестокости, роли человека в обществе, ну и конечно прошлого и его метафоричного убийства, куда уж без Kill the Past. К большому сожалению, из-за бюджетных ограничений и поджимающих сроков, в игру вошла лишь треть запланированного материала, но это не делает Killer 7 менее величественным произведением искусства.
Многие лорные моменты были подробно расписаны Судой в специальной книге - Hand in Killer 7, которую можно найти по ссылке ниже:
Пройдя игру 2 раза, могу сказать, что сюжет я полноценно понял лишь со 2 прохождения. На 1 прохождении было легко запутаться в именах, названиях организаций, что то подзабыть, поэтому на первом прохождении я уловил лишь общую суть происходящего, а на втором уже полноценно оценил все, что игра мне пыталась донести.
Скажу четно - это моя любимая игра Гочи Суды, да и в целом одна из любимых игр, которые я когда либо проходил. Она произвела на меня мощнейшее впечатление своей историей, геймплеем, музыкой и стилем.
Кстати, касаемо геймплея. Это...рельсовый шутер. Но необычный (как всегда у Суды). Мы не просто движемся по рельсе и отстреливаем противников, а исследуем локации, ищем ключи, решаем редкие головоломки, ну и, конечно, сражаемся с врагами. Чем то напоминает Resident Evil, только более рельсовый.
С шутерной частью тоже все не так просто. Между убийцами можно практически всегда переключаться, у каждого из них есть свои абилки и свои особенности - кто то может дать мощный залп, кто то быстро стреляет с 2 рук, кто то может стать невидимым, а кто то просто шмаляет с 2 гранатометов.
Играется это необычно и требует некоторого привыкания, но как только привыкаешь (у меня это привыкание прошло уже к концу первого уровня), то играть становится очень приятно. Игра постоянно подкидывает что то новое, то уникальную локацию, то новый вид врагов, то боссфайт, из-за чего не успевает наскучить. Это первая игра Грассхоперов (студии Суды), в которой хороша не только история, но и геймплей.
А еще эта игра очень смешная. В особенности без контекста. Рекомендую всем глянуть видик ниже, напишите в комментах потом что думаете по поводу увиденного =)
Ну и не забуду про музыку - она снова потрясная. Т.к. я люблю слушать музыку через саундклауд, то мне пришлось несколько треков залить туда лично, т.к. их там просто не было. Собственно, их и приложу:
Я сейчас обоссусь от того насколько эта игра крутая... 10/10
No More Heroes
Дрочер и отаку Трэвис Тачдаун напивается и соглашается на подработку, которую ему предлагает прекрасная леди в баре. Суть проста - убить какого то убийцу, до которого Трэвису и дела нет, он просто хочет подзаработать, ну и заодно дать волю своей лазерной катане, которую он выиграл на аукционе. Но вскоре он понимает, что принял участие в игре, где шизанутые киллеры пытаются убить киллера рангом выше них, чтоб добраться до ТОП 1. Ну и Трэвис, будучи психопатом с своеобразными взглядами на жизнь, решает не бежать, а присоединиться и тоже стать Number One (то что прекрасная леди пообещала ему с*кс за первое место мы опустим).
Вообще суть игры очень хорошо передает ее интро, рекомендую всем глянуть, отлично задает настроение всей игре:
Вообще сюжета в No More Heroes кратно меньше, чем в предыдущих работах Суды, практически весь он происходит ближе к концу, так что тут я его не буду записывать в основные плюсы. Он хорош, повороты в конце радуют, но суть в этот раз не в нем, а в персонажах.
Персонажи в игре потрясные, что киллеры, каждый из которых уникален и запоминается, что сам Трэвис, который не зря является одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. Роберт Аткин Доунс проделал прекрасную работу, озвучивая его. Трэвис, будучи далеко не самой приятной личностью, каким то магическим образом все равно располагает к себе, часто говорит именно то, о чем думает сам игрок (да и в целом часто ломает 4 стену), очень смешно матерится, да и в целом не дает заскучать. Короче говоря, в этот раз юмор и персонажи, которые его продуцируют, стоят во главе угла.
А вот с геймплеем все не так хорошо. По факту суть проста - чтобы приступить к бою со следующим киллером, надо накопить определенную сумму и заплатить за проходку к боссфайту. Заработать деньги можно выполняя различные работы, будь то убийства рядовых врагов, сбор мусора, выкос газона или поиск мин на пляже. Так же деньги можно тратить на апгрейды статов Трэвиса и покупку новых катан (да, их в игре несколько).
Проблема в том, что все эти работы по своей сути довольно примитивные и сводятся к одному и тому же, из-за чего могут надоесть уже к середине игры, которая и так проходится часов за 15 максимум. Да и в целом необходимость гриндить бабки чтоб подраться с реально крутым боссом может многих оттолкнуть. Сама боевка при этом в игре классная, хоть и весьма простая, особенно когда ловишь ритм и начинаешь рубить бошки врагов направо и налево
Мне лично игра надоесть не успела, хотя я делал в ней вообще все что можно было, но вот один друг из-за этого гринда игру забросил на некоторое время, так что у всех впечатления будут разные. Геймплей тут действительно спорный, но лично для меня все остальное, а именно стиль, музыка, персонажи, юмор, перекрывают геймплейные недостатки.
Игрой я все еще доволен, хоть и не писаюсь кипятком, как от прошлых творений Суды. Прикладываю несколько классных треков и идем дальше:
No More Heroes 2: Desperate Struggle
Одно из тех исключений, о которых я писал в предисловии - над этой игрой Суда не работал в роли директора, выступая продюсером. Тем не менее, это все еще часть серии NMH и обойти ее стороной я не могу (да и не хочу)
Сюжетная завязка снова весьма простая - Бишопа, владельца салона видеопроката из первой части и лучшего друга Трэвиса, убивают. И за этим стоит корпорат, который, по случайному(?) совпадению, является ТОП 1 киллером на данный момент. Трэвис снова ввязывается в резню и снова карабкается к первому месту, чтобы отомстить за друга ну и, конечно же, снова стать Number One.
Хоть про сюжет рассказывать особо нечего, но скажу, что понравился он мне больше, чем в первой части. Возможно, из-за подачи, которая стала еще более абсурдной, возможно из-за того, что неожиданных поворотов в нем стало больше, но факт есть факт - он мне нравится больше, как и в целом вся игра.
Геймплей тоже во многом стал лучше, игра стала более плавной, появилось больше разнообразия в боссфайтах, больше уникальных эпизодов, а необходимость фарма пропала полностью, теперь к боссам можно газовать хоть сразу же. Фармить деньги теперь нужно только для прокачки и покупки новых катан, что на нормальной сложности не то чтобы критично необходимо.
Мини-игры тоже поменялись. Теперь они все пиксельные, в духе старых аркадных игрулек с автоматов или олдовых консолек. Многие фанаты такое восприняли в штыки, но мне решение понравилось, мини-игры все еще прикольные, но теперь их можно быстрее запускать и перезапускать, т.к. открытый мир, который был в первой части, пропал, теперь есть лишь менюшка с панорамой города на фоне. Решение скорее положительное, как по мне, т.к. открытый мир в первой части был просто полигоном, где можно было покататься на байке, а больше делать там было нечего.
Может показаться, что про игру сказать нечего, но это скорее из-за того, что в своей базе игра действительно слабо поменялась. Да, добавили новые катаны и возможность их менять прямо в бою, да, разнообразили мувсеты, да, поменяли мини-игры, но суть игры все та же - стать номером один, убивая всех киллеров выше тебя рангом.
Как я уже обозначил выше, вторая часть мне нравится больше первой. Забегая вперед, я бы назвал ее лучшей в серии. Слишком уж тут хороший баланс сюжета и геймплея +практически полное отсутствие гринда. Кипятком не писяюсь, но игру крайне одобряю. По традиции прикладываю пару треков и идем к следующей игрульке:
Shadows of the Damned
Первая игра от Суды, которую я не могу назвать хорошей. У нее была очень тяжелая разработка, связавшись с ЕА, Суда вступил на путь разработки игры по западным лекалами под чутким присмотром западных продюсеров, которые по итогу вынудили его поменять концепт игры 7 раз. Shadows of the Damned - то, что по итогу было одобрено боссами из ЕА.
Сюжет прост как 2 пальца - Гарсия Хотспур, охотник на демонов, спокойно живет со своей жинкой Паулой, но в один день король демонов Флеминг приходит и забирает Паулу в преисподню, вынуждая Гарсию отправиться за ним, чтоб спасти возлюбленную, ну и заодно убить полчища демонов на своем пути, включая самого Флеминга.
По сути это весь сюжет. В нем есть некоторые интересные моменты, например, истории отдельных демонов, подаваемых в формате сказок, которые Гарсия читает вместе со своим напарником Джонсоном - демоном, который может превращаться во что угодно, от пистолета до мотоцикла. Ну и еще в нем есть один сюжетный поворот в самом финале. Но в целом сюжет здесь наверное самый слабый среди всех игр Суды, что печально.
Геймплей представляет из себя шутер от третьего лица, при чем не самый интересный. Видов демонов не так много, видов оружия тоже, так что даже несмотря на продолжительность в 8 часов игра успевает надоесть. Игра пытается в разнообразие, но делает это не так часто и не очень хорошо
А еще в этой игре просто тонны шуток про пенисы. Начиная именем напарника Гарсии, Джонсона, и заканчивая фразами Флеминга, который постоянно вкидывает двусмысленные словечки. Где то читал, что Суде настолько надоело переписывать постоянно сценарий, что в финальную версию он напихал весь дегенератский юмор, который только мог. Не знаю, правда это или нет, но с шуток по итогу чаще ловишь кринж, чем угараешь.
По итогу игра оставила после себя смешанные впечатления. Понравился мне по большому счету только главный герой, крутой мексиканский дядька, ну и некоторые локации выглядели прикольно. Но в целом игра очень и очень средненькая, на 6 из 10. Музыку оставлять не буду, не запомнилась
Killer is Dead
Еще одно и последнее исключение из предисловия - над этой игрой Суда так же не работал напрямую, выступая снова в роли продюсера, креативного директора и сценариста. Тем не менее, его рука чувствуется очень явно.
Главным героем в этот раз является Мондо Заппа, наемный убийца, работающий на агентство, сидящее на зарплате у правительства США и занимающееся устранением различных маньяков, монстров и прочей нечисти. Но неожиданно объявляется Дэвид - странный мужик, сидящий на луне и вынашивающий планы по захвату мира. Мондо предстоит помешать ему, выкосить дюжину уродов на своем пути, а так же раскрыть тайны своего прошлого, которое он по неизвестным ему причинам не помнит.
Сюжет в игре не то чтобы какой то мегасложный, если его выложить на бумаге, то можно уложиться в пару абзацев. Вся интрига строится из-за подачи и нелинейного повествования - Мондо постепенно вспоминает свое прошлое, постепенно узнает факты о Дэвиде, мире игры, его законах и т.д. По итогу получается вполне солидная история с неожиданным концом, который меня приятно удивил
Геймплей же представляет по сути эволюцию No More Heroes. Это очередной хак-н-слэш, но со своими фишками в виде руки-протеза, которая может быть как обычным пулеметом, так и лазером и даже дрелью. Плюс все уровни в игре очень разнообразные, что по сеттингу, что по геймплейным задачам. Ну и хочется отметить боссов, все они получились классными, со всеми драться было приятно.
В целом игра в какой то степени является возвратом к корням. Опять зловещая луна (частый гость в играх Суды), опять темы прошлого, опять хак-н-слэш. Но сделано качественно, играется интересно и не успевает надоесть за 15 часиков
Еще хотелось бы отметить, что у этой игры худший порт на ПК из всех игр Суды. Чтобы сделать 60 фпс и ничего не сломать (а так же чтобы починить вылеты) мне пришлось час копаться в ini файлах и читать гайды в стиме. Ни с одной другой игрой списка я подобным не занимался.
Ну и еще тут есть доп. миссии по соблазнению девок. И даже секс сцены (хоть сам секс там и не показывают). Важный геймплейный элемент так то
По большому счету, классическая для Грассхоперов игрулька - во многом уникальная, разнообразная, очень стильная, с прекрасной музыкой, хорошим сюжетом, и низким бюджетом. С удовольствием перепрошел, чего и вам желаю.
Вообще, насколько я понимаю, в наших краях наиболее известной игрой Суды является именно Killer is Dead. Хз почему так, но в нее могу смело рекомендовать играть любому, это хороший хак-н-слэш на пару вечеров, который может стать отличной отправной точкой в творчество безумного японца. Прикладываю пару ебейших треков и идем дальше:
Travis Strikes Again: No More Heroes
После событий второй части, Трэвис уехал в глушь, засел в доме на колесах, и стал активно рубиться в игрульки. Но в один день к нему приходит ищущий мести Бэдмен, отец Бэд Герл, которую Трэвис убил в первой части. Завязывается бой, в результате которого Трэвиса и Бэдмена таинственным образом затягивает внутрь игровой консоли Death Drive. Мужики заключают временное перемирие, чтобы разобраться в том, что происходит, а так же собрать все Death Ball'ы (по сути игровые картриджи для Death Drive, мифической консоли, которая так и не вышла на рынок), т.к. по легенде, если собрать все 6, то консоль исполнит одно любое желание
Сюжет этой игры не столько интересен в плане самих игровых событий, сколько в плане рефлексии. По сути весь TSA - это одна большая рефлексия Суды по всему своему творчеству, по его карьере разработчика и бизнесмена, а так же по прошлому. В игре даже встречаются персонажи или отсылки на них из практически всех игр Грассхоперов.
По сути через персонажа Трэвиса Суда в очередной раз убил прошлое, попрощавшись со всеми своими старыми персонажами и начав новую главу в своей истории и истории своей студии. В игре даже есть несколько печальный момент, где Трэвис убивает 4 киллеров, которые на самом деле являются персонажами из отмененных игр Грассхоперов. Буквально kill the past
А еще игра является любовным письмом всему инди-сегменту геймдева, Суда заколлабился с кучей инди-разрабов и добавил в игру футболки для Трэвиса с логотипами их игр
А еще он очень хорошо заобщался с Девольверами и авторами Хотлайн Маями. Так что в игре на хотлайн есть не только простая отсылка в виде футболки, но целый уровень практически полностью построен вокруг Хотлайна и его персонажей. Ну и диалоговые окна там соответствующие
Вообще в игре озвучки практически нет в силу бюджетных ограничений, по большей части сюжет подается вот так, в виде визуальной новеллы:
Решение стильное и на удивление воспринимается адекватно, привыкаешь быстро и спокойно читаешь по классике отменные диалоги, написанные Судой.
А еще в игре очень крутое интро, рекомендую к просмотру. Фанатам Killer 7 в особенности:
В плане геймплея все не так радужно. Это уже не хак-н-слэш, теперь это топдаун мочилово, где большинство врагов отлетают с пары ударов, но зато есть возможность собирать на уровнях чипы - способности, которые можно ставить персонажам (а их в игре по итогу 4), чтоб применять в бою. Сам по себе геймплей довольно репетативный, но разнообразные уровни спасают ситуацию, хоть иногда они и подзатянуты
В целом это проект для фанатов, при чем фанатов не столько No More Heroes, сколько Суды, знакомых со всеми его основными проектами. Эти люди уловят большинство отсылок, поднимаемых тем и закончат прохождение с улыбкой на лице. Для остальных же это будет довольно средненькая игрулька. Пойду дальше и скажу, что это настоящий хидден гем, даже в среде любителей творчества Суды, т.к. на релизе многих эта игра разочаровала. В целом даже понятно почему, геймплейно эта игра не идет ни в какое сравнение с основными представителями серии, но сюжет, а точнее рефлексия по всему творчеству автора, тянут ее, и тянут очень сильно. Ну и парочку треков по традиции прилагаю:
No More Heroes III
Игра с очень тяжелой судьбой. Издатель срезал по ходу разработки бюджет, сроки горели, так еще и ударил ковид. По итогу то, что сейчас продается в магазинах, создавали чуть меньше двух лет, что просто катастрофически мало, учитывая изначальные планы на третью часть. Эта игра должна была полноценно объединить в себе все прошлые работы Суды, связав их в некую мультивселенную, стать подарком для всех фанатов и достойно попрощаться с Трэвисом. По итогу практически ничего из этого реализовать не вышло.
Сюжетная завязка, как и всегда в серии, весьма простая. На землю прилетает несколько пришельцев, главный из которых, лорд FU, решает, что просто так захватывать землю скучно и надо устроить игру, подозрительно напоминающую то, через что Трэвис проходил уже дважды. Ну и Трэвис снова ввязывается в киллерскую игру, снова стремится к топ 1, правда теперь на кону судьба всей планеты, а в качестве противников пришельцы (за парой исключений)
По факту сюжет этой игры просто незавершен. В сети можно найти несколько интервью, где Суда подробно рассказывает про изначальные планы (отголоски которых в игре все еще заметны) и про то, как из-за временных ограничений разработчикам пришлось вырезать практически час кат-сцен, которые проясняли многие моменты. В финальной же игре большая часть развешанных в начале чеховских ружей так и не стреляет.
При этом в сюжете все еще хватает классных моментов, круто поставленных сцен, угарных диалогов, начало и концовка сделаны очень круто, но весь сюжет еле-еле складывается в целостную картину.
Следы тяжелой разработки заметны даже на карте мира. Видите эти выделенные красным зоны? Думаете они откроются по ходу сюжета? Нет, они навеки закрыты для игрока. Их тоже не успели сделать и вырезали. По итогу добрая половина карты в финальной версии игры просто недоступна, а некоторые вошедшие в игру локации выглядят максимально бедно и пусто
Да, в серию снова вернулся открытый мир, но это снова пустые пространства, где абсолютно нечего сделать. По карте конечно раскиданы опциональные бои, работы, но это все еще просто полигоны для обкатывания нового байка Трэвиса, который теперь очень сильно отсылает на Акиру
Но вот что у игры не отнять, так это юмор, геймплей и музыку. Юмор в серии в целом всегда был классный, Суда умеет хорошо шутить, если хочет, и в тройке проблем с юмором нет. Музыка тоже как и всегда на уровне. А вот про геймплей хотелось бы рассказать подробнее.
Игровой процесс тут лучший в серии. Добавили 4 абилки прямиком из TSA, которые вносят заметное разнообразие в бои. Видов противников стало больше, теперь это не тупо люди с катанами или пистолетами, пришельцы тут атакуют и ведут себя по разному, тупо закликивать не получается, ну и просто ощущается боевка очень сочно
Боссфайты тоже получились классными, у каждого есть своя фишка, а часть из них содержит мини-игры или какие то нетривиальные задачи. Единственный момент - по-моему Суда переборщил с неожиданным убийством босса в кат-сцене, когда ты готовишься начать драку, но тут неожиданно пришельца убивают и настоящим боссом главы оказывается кто то другой. Это прикольно, спору нет, но этого в игре прям слишком много. В первой части, для сравнения, так делали лишь дважды.
Ну и еще хотелось бы поговорить про стиль игры. С одной стороны - классная стилизация под аниме сериал. В начале каждой главы опенинг, в конце - эндинг. Рекламные паузы и нетфликсовская заставка с лого и "следующий эпизод начнется через 3..2..1.." это тоже крутой ход. Плюс не забываем про различные анимационные вставки, которых не так много, но которые сделаны в коллаборациях с разными студиями, из-за чего все они выглядят уникально
Но с другой стороны - уродский анрил 4 графон с лесенками, низополигональными текстурами и плохим освещением. Это не так сильно бросается в глаза в кат-сценах, но в открытом мире игра выглядит прям плохо. Отчасти в этом виноват сам движок и изначальная платформа выхода - нинтендо свич. 4 анрил и свич дружат плохо. Но сути это не меняет - игра выглядит просто плохо
По итогу игру я заканчивал на печальной ноте. Отчасти из-за того что серия официально В С Е, а отчасти из-за осознания, какой потенциал был проебан в силу не зависящих от Грассхоперов обстоятельств.
KILL the PAST
В завершение могу сказать, что я очень рад, что познакомился с творчеством Гоичи Суды. Это очень самобытный и панковый творец, который делает интересные и оригинальные игры с бюджетом в 2 рубля. Делает их вопреки жадным издателям, внешним обстоятельствам, да и в целом вопреки всему. Каждый раз кажется, что студия вот-вот закроется, что их игры никому не нужны, кроме узкой кучки фанатов, но студия все еще живет и даже готовится выдать вроде как крупнейшую в их истории игру - Romeo is a Deadman (которую я теперь активно жду).
Я уважаю его за его целеустремленность, за его подход, за его идеи, за его чувство стиля и за его юмор. Хотел было написать, что надеюсь он станет популярнее, но потом подумал, что именно его андеграудность и позволяет ему творить то, что он захочет, делать именно те игры, которые он делает. А раз так, то дай бог он и дальше остается в андеграунде и продолжает панковать до последнего.
KILL THE PAST
KILL THE LIFE
DIRECTED BY SUDA51
FIN.
P.S.
Всем кто дочитал - большое спасибо. Редко пишу такие объемные посты, но после ознакомления с творчеством этого гениального человека очень захотелось поделиться впечатлениями.
Каждый, кто напишет коммент, содержащий число 51, автоматически участвует в розыгрыше 51 рубля. Итоги через 3 дня, 8 ноября. Всем удачи =)