Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя

Фридрих Ницше

Прежде, чем начать, сразу обозначу несколько моментов. Во-первых, этот трактат — признание в любви. Я обожаю серию Arkham, и каждую из основных игр прошёл, наверное, раз по 10. И каждый раз я по сути заглядывал в бездну. Во-вторых, дабы не растягивать повествование ещё сильнее, здесь я рассмотрю только основные игры линейки, не учитывая комиксы, мультфильмы, а также Arkham City: Lockdown, Arkham Origins: Blackgate и Arkham: VR. Да простят меня тру-поклонники. В-третьих, ключевое место в этом материале занимает Arkham Origins, как самая спорная часть серии. Конечно, с годами отношение комьюнити к ней немного выправилось в позитивную сторону, но по-прежнему встречаю мнения, что «приквела не существует», «копирка второй части», «худшая игра в линейке». И здесь я подробно разберу ее плюсы и минусы, что в свою очередь невозможно без оглядки на остальные основные игры серии. Ну и в-четвертых, я не планирую в очередной раз бросаться ярлыками и открывать вам «скрытый смысол», «филасафию» или рассказывать про «гиниальность». Я лишь приведу несколько аргументов, почему сюжет серии Batman: Arkham имеет смысл рассматривать именно в глобальном плане, и покажу, что же он из себя представляет. Очень часто я буду говорить очевидные вещи, но без них не обойдется. Разумеется, мнение субъективное и на истину первой инстанции не претендует, однако уверен, что с ним все равно будет интересно ознакомиться любому поклоннику этой замечательной серии.

А вот теперь можно перейти непосредственно к теме. Приятного прочтения! (и предупреждаю — это очень лонговый лонг)

Добро должно быть с кулаками

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

- Сними с него маску, я хочу знать, кто он.

- Разве можно быть таким скучным, дорогуша? Это и есть его настоящее лицо!

г/р «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»

Перед непосредственным разбором глобального сюжета серии Batman: Arkham необходимо понять, кто наши главные действующие лица. Еще во времена античных мифов зародилась структура, в которой можно выделить протагониста и антагониста. А поскольку у нас тут именно такой почти античный эпос, давайте ответим на вопрос: кто же такой Бэтмен?

Не станем углубляться в историю создания персонажа, достаточно лишь сказать, что появился он больше 80 лет назад. За такую долгую «жизнь» образ Тёмного рыцаря кардинально менялся и эволюционировал несколько раз. Были и комедийные воплощения, и нелепые, и мрачные. Бедолагу Бэтса мотало из крайности в крайность, пока Крис Нолан не поставил точку в этом вопросе фильмом «Темный рыцарь». Такой успешный и в одночасье ставший культовым фильм, конечно, не мог остаться без игровой адаптации, хотя по итогу как раз и остался. Но с этим парадоксом мы разберемся чуть позже.

В середине 2000-х Бэтмен окончательно обрел свою идентичность, как суровый борец за справедливость с тяжелой судьбой и психологической травмой. Я без шуток считаю его одним из лучших персонажей современной массовой культуры, и дело тут не в его «крутизне». Просто если старший брат Бэтмена по комиксам Супермен со временем стал в поп-культуре олицетворением Бога, то сам Бэтмен — это Человек. А люди, как известно — грешны и несовершенны. Так и Бэтмен по своей сути такой же психопат, как и его противники. Полностью потеряв свою личность, как Брюс Уэйн, он обрел новую и теперь каждую ночь наряжается в бронированный костюм с ушами и плащом, скачет по крышам и наводит ужас на преступность. Ну разве не псих?

Более подробно личность и моральные принципы Бэтмена мы рассмотрим в дальнейшем, а пока перейдем к другой стороне этой монеты…

Человек, который смеется

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Безумие — как гравитация. Нужно всего лишь слегка подтолкнуть

к/ф «Темный рыцарь»

Джокер — прямая противоположность Бэтмена, его отражение и такой же культовый персонаж массовой культуры. Образ Клоуна-принца преступного мира формировался десятилетиями, но я считаю крайне важным факт, что за те же 80 лет своего существования он так и не обрел окончательных имени и предыстории. Конечно, существует множество версий героя, его по-разному называли, фантазировали на тему его происхождения, но ни одну из этих интерпретаций нельзя считать каноничной. Даже легендарный графический роман «Убийственная шутка» (1998) за авторством Алана Мура, хоть и принятый сообществом как канон, точно так же остается лишь предположением — сам клоун обычно рассказывает историю о Красном Колпаке так, будто придумывает ее на ходу. Так что, Джокер — человек без прошлого. И почему же это так важно?

Потому что Джокер — не совсем человек. Он есть сама сущность Зла, Хаоса, Змея в Райской куще, который подталкивает людей на скользкую дорожку. Как говорил Альфред в фильме «Темный рыцарь»: «Такие, как он, желают видеть мир в огне». И этим все сказано. Джокером движет не желание власти или денег, он не стремится потешить свое ЧСВ, он единственный из врагов Бэтмена, которому плевать на его настоящее лицо. Все это не имеет значения, ведь Джокер творит хаос ради самого хаоса. Процесс выше самого результата: не важно, что получится, главное, чтобы было «весело». Поэтому Джокер всегда находится вне привычных человеческих границ, моральных устоев и рамок дозволенного. Единственная цель, которую он преследует — доказать, что весь мир безумен так же, как и он сам. Любыми способами.

Хотя, я соврал. У Джокера есть и вторая цель: разрушить фигуру Бэтмена, как Героя, заставить Темного рыцаря переступить через свои принципы. Это его “идея-фикс”, смысл почти всех его преступлений. И здесь мы видим то самое античное противостояние: Добро и Зло, Порядок и Хаос, Рацио и Творчество, Разум и Безумие… И именно это противостояние легло в основу всей серии Batman: Arkham, и в этом кроются ответы на очень многие вопросы игроков. И вот здесь мы, наконец, переходим к прямому обсуждению серии.

Batman: Arkham Asylum (2009)

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Фильм «Темный рыцарь» в 2008 году изменил отношение к жанру кинокомикса. В целях его продвижения планировалось создать видеоигру, планы на которую были достаточно серьезные. Вышедшая до этого Batman: Begins (2005), продвигающая предыдущий фильм, дала игрокам возможность не просто начищать морды недругам, но и раскрыла другую важную особенность Бэтмена — способность наводить страх. Игра по «Темному рыцарю» по слухам должна была углубить эту механику и вдобавок разнообразить боевую систему, чтобы и морды начищать было еще интереснее. К сожалению, а может и к счастью, игра так и не вышла… Потому что — вышла Batman: Arkham Asylum.

Первая часть игровой серии стала превосходным «симулятором Бэтмена» на тот момент. Существуют мнения, что в ней нашли место и некоторые наработки игровых механик с невышедшей игры. Правда это или нет — не так важно, главное, что в итоговом продукте все сильные стороны Бэтса оказались идеально сбалансированы. Интуитивно простую, но очень зрелищную и красивую боевую систему сразу стали заимствовать… просто везде. Стелс же давал возможность не просто бесшумно устранять противников, но и наводить тот самый ужас, откровенно издеваться над бедолагами, наблюдая в режиме «Детектив», как их пульс учащается, а состояние меняется от «спокойного» к «панике». Возможность глядеть, как бандит отчаянно стреляет за угол просто на всякий случай, а затем внезапно оказаться прямо перед ним так, что он едва устоит на ногах от страха… и пока не очухался, вырубить смачным ударом в челюсть. После такого придурок подумает дважды, возвращаться ли к преступным делишкам.

"Один тут зависаешь?"
"Один тут зависаешь?"

Именно таким мы и любим Бэтмена — жестоким, суровым, несгибаемым, пафосным. Я мог бы очень много еще наговорить хорошего о механиках игры, но приберегу дифирамбы для другого раза. Сегодня у нас речь о сюжете, и он в этой игре… просто нормальный. Перед нами будто огромная серия «BTAS». Пусть и крепкая, серьезная история, но в тоже время классическая и до мозга костей мультяшная, в духе старых комиксов. Мы плавно переходим из локации в локацию, от злодея к злодею, и ни один из них не предлагает чего-то супер-интересного. Однако, важно понимать, что это не является минусом сюжета, просто на фоне остальных частей серии он выделяется своей приземленностью. Здесь еще нет сложных моральных дилемм, неожиданных поворотов, диалоги же просты и полны типичных штампов: «Я остановлю Джокера — Ты должен остановить его — Тебе никогда не победить. Никагда!» Даже оригинальная озвучка при тех же актерах отличается по настроению и подаче от той, что мы услышим в будущем. Потому что сюжет в этой игре — всего лишь повод собрать на одном экране плеяду суперзлодеев, а нам дать все ресурсы, чтобы каждого из них наказать. И это — хорошо. Рискну предположить, что на момент создания игры разработчики из Rocksteady еще не были уверены, как примут их творение, поэтому намеренно сделали подачу более “попсовой”. Просто и без изысков познакомили со всеми персонажами, а упор сделали на геймплей. Сюжет же планировали раскрыть в будущем. В общем, пошли по самому безопасному пути к успеху и не прогадали.

Для глобального сюжета в “Лечебнице Аркхем” происходит лишь пара ключевых событий — нам рассказывают о препарате “ТИТАН”, превращающем человека в агрессивную груду мяса, и в самом конце Джокер его принимает, как окажется, зря. В остальном же сюжет не хватает звезд с неба и не отвлекает от чудесной атмосферы острова Аркхем. Вот тут я хочу остановиться поподробнее.

"Здравствуй, праздник дураков!"
"Здравствуй, праздник дураков!"

Невооруженным взглядом видно, что создатели черпали вдохновение в великолепном графическом романе «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле» (1989) Гранта Моррисона. Начиная от основной идеи «Бэтмен заперт в психушке вместе со своими врагами» и заканчивая историей Амадея Аркхема, поданной через концентрические рисунки с жуками (очень конкретная отсылка, кстати). Градус жести и психоделики по сравнению с оригиналом значительно снизили, но зато сохранили самое главное — атмосферу отрезанного от цивилизации острова, который населяют безумцы. Прогуливаясь по Особняку Аркхема и узким коридорам Медблока, прислушиваясь к визгам психов в закоулках Тюремного блока, мы не можем перестать чувствовать мурашки, бегущие по спине. Уверен, что атмосфера стала одним из ключевых поводов наградить «Лечебницу» званием «Игры года» и культовым статусом. И заслуженно — с 2009 года прошло уже 14 лет (кошмар какой), но игра нисколько не состарилась и по-прежнему великолепно ощущается.

Выход сиквела был лишь вопросом времени, в потайной комнате надзирателя оставили намеки на продолжение, а команду разработчиков было уже не удержать…

Batman: Arkham City (2011)

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Arkham City следует главному негласному правилу сиквелов: “Давай лучшее, что было в оригинале, только вдвое больше”. Игровая карта выросла, боевка и стелс обросли новыми фишками, гаджетов теперь не 8, а 12, в мире появились дополнительные активности, количество трофеев Загадочника стало просто неприличным… Разве что той атмосферы, что была в первой части, мы больше не увидим, но тут дело вкуса — по факту, Аркхем Сити радует не столько глубиной, затягивающей игрока с головой, сколько разнообразием проработанных локаций: целый район представляет из себя руины, Сталелитейный завод давит промышленными мощностями, бывший полицейский участок закован в лед, здание суда антуражно обжил Двуликий, а еще стимпанковский Чудо-город… В общем, есть где погулять с раскрытым ртом. Самый же кардинальный апгрейд получил именно нарратив.

По факту, в игре две сюжетные линии, развивающиеся параллельно. Основная — линия Хьюго Стрейнджа и его Протокола 10, локальный сюжет игры, и фоновая — линия умирающего Джокера, двигающая глобальный сюжет всей линейки. Вот на ней мы и остановимся, Хьюго Стрейнджа отложим до другого раза, он нас сегодня не интересует.

Интересный выбор для кабинета бывшего окружного прокурора. К чему бы это?..
Интересный выбор для кабинета бывшего окружного прокурора. К чему бы это?..

Первое, что мы видим, нажав кнопку “Новая игра” — картина, на которой Каин несет на руках своего мертвого брата Авеля. Чувствуете, как символизм прямо с порога сиганул вам в грудь с двух ног? Конечно, проходя игру впервые, на это библейское полотно не обращаешь особого внимания, как и на многочисленные намеки на концовку, разбросанные на протяжении всей игры, включая и скрытый монолог Джокера на вершине церкви. Но тем не менее глупо отрицать, что некая неизбежность постоянно будет наступать на пятки даже новому игроку.

Джокер умирает. Его кровь отравлена ТИТАНом, на коже вылезли язвы, смех то и дело срывается на кашель. Клоуну осталось недолго, и он решает привлечь к своему спасению заклятого врага — Бэтмена. А чтобы слегка его замотивировать, Джокер переливает Бэтмену свою ядовитую кровь, делая себе брата по несчастью. Бэтс ему на это отвечает фразой “Отлично, значит, мы с тобой оба умрем” (запомним это высказывание). Но Джокер предусмотрел и это, и потому разослал свою кровь по Готэмским больницам, прекрасно зная, что смерти невинных Бэтмен допустить никак не сможет.

Сразу скажу — сюжет недалеко уходит от своей любопытной задумки и в глаза тут же бросаются несколько не проработанных вопросов. Например, если Джокер, как он сам говорит, потратил “недели”, чтобы разослать свою кровь в больницы — почему люди начинают заражаться только сейчас, вместе с Бэтменом? Как так вышло, что зараженную кровь обнаружили и начали переливать пациентам во всех больницах разом именно в момент игровых событий? Или вот: в первой игре Бэтмен без особого труда изобрел противоядие от ТИТАНа. Конечно, Мистер Фриз нам сообщит позже, что «само лекарство разработать было нетрудно, но его нужно подогнать под человеческую ДНК, а на это времени нет». Но в «Лечебнице» Бэтмен как-то обошел стороной эту проблему. Да, это можно оправдать, сказав, что препарат мутировал в крови человека, прошло время, и так далее. Но это останется лишь на стадии догадок, никаких подтверждающих фактов для них просто нет. Я имею в виду такие факты, как например иммунитет Ядовитого Плюща ко всяческим токсинам, благодаря которому она в отличие от остальных прекрасно себя чувствует, хотя тоже принимала ТИТАН. Ну да ладно, примем как условности, а от этого лирического отступления вернемся к сюжету.

"Ты собрался логику искать в игре по комиксам? Ты что, ПСИХ?"
"Ты собрался логику искать в игре по комиксам? Ты что, ПСИХ?"

Линия с поиском лекарства довольно запутана: в какой-то момент Джокер вроде получает его и исцеляется, но в то же время Харли кто-то примотал к трубе на заводе, потом абсолютно здоровый клоун-принц опять начинает требовать лекарство, Талия аль Гул его убивает, но это оказывается не он, и нам показывают, что Бэтмен все понял и сложил все кусочки паззла. При этом среднестатистический игрок вряд ли успеет за мыслью “величайшего детектива”, поэтому легче всего просто принять факт: Джокеров было два, один из них — Глиноликий, а второй по-прежнему умирает, да и в целом уже похож на живой труп.

Так или иначе, в финале Бэтмен выпивает половину микстурки и спасается, при этом оставляет другую половину для своей «Немезиды». Однако «Немезида» поступает опрометчиво и практически своими руками разбивает пробирку, а вместе с ней и свои шансы на спасение. В этот момент из экрана монитора так и выливается тягучая злая ирония. Трудно поверить, что Джокер — враг Бэтмена № 1, дьявол в человеческом обличье, никогда не унывающий Трикстер — прямо сейчас умрет насовсем. Но вот Бэтмен говорит ему последнюю шутку: что несмотря на все зло, что Джокер несет одним своим существованием, тысячи невинных жертв и смерти близких для Бэтса людей — он все равно бы спас его. Смех Джокера над этой шуткой перетекает в хрип, и Клоун-принц преступного мира умирает с улыбкой. И Бэтмен выносит его из театра на руках. Аккуратно кладет на капот полицейской машины. И уходит молча под вопросы Гордона…

Ну давай, расскажи, как ты плакал над "Хатико"
Ну давай, расскажи, как ты плакал над "Хатико"

А теперь давайте поймем, что именно произошло. Во-первых, вспомним реакцию Бэтмена на то, что Джокер его отравил — он “рад, что они умрут вместе”. Это не просто фигура речи — эти двое абсолютно зависят друг от друга, как две противоположности, которые постоянно притягиваются. Стоит одному умереть, и второй не сможет спокойно жить дальше. Джокер видит смысл своего существования в том, чтобы сломать Бэтмена. Бэтмен — не видит смысла существовать в мире, в котором нет Джокера. Они носились по замкнутому кругу “побег-арест-побег-арест”, пока один из них не разорвал его своей смертью. Вопрос стоял лишь в том — кто именно будет мертвым телом? Судьба распорядилась, что погибает Зло. Но тогда какой смысл от Добра? Как тени не бывает без света, так и отсутствие тени означает отсутствие света…

Ну, в общем, вы поняли. Я лишь еще немного подключу свой СПГС, и постараюсь разобрать картину с Каином и Авелем. По Библейскому тексту, один брат лишил жизни другого, став первым убийцей в истории человечества. Он в этом тут же раскаялся, но изменить уже ничего было нельзя. Бэтмен сам себя считает убийцей клоуна, потому что не спас. Не помог пусть и не родному брату, но точно родственной душе. Поэтому он — Каин.

ИМХО, лучше этого арта не было ни до, ни после
ИМХО, лучше этого арта не было ни до, ни после

В общем, по итогу Arkham City произвела фурор у игроков и критиков, и многие по сей день называют эту часть лучшей во всей серии. В чем-то — вполне заслуженно. В этот раз разработчики были уверены в успехе, и у них уже была концепция финальной части трилогии. Они разбросали просто колоссальное количество намеков на то, чего нам ждать в триквеле, кто будет главным врагом, снова оставили потайную комнату, зашифровали послания Пугала на радио-частотах. Мы встречали персонажей, которые жирно намекали, что еще встретятся с нами, и не менее жирно намекали, что финал этой истории будет грандиозным… Планку задрали очень сильно, ожидания были крайне высоки, и задачу оправдать их разработчики не могли не выполнить. А для этого команде требовалось время. И чтобы игроки не скучали и не забыли про серию, Rocksteady передали WB Montreal право создать для нас еще одну игру в основной линейке Batman: Arkham.

Мы увидели, как закончилось противостояние Порядка и Хаоса. Теперь — мы увидим, как оно началось…

Batman: Arkham Origins (2013)

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Это самый внушительный и подробный блок, потому что здесь я буду пересказывать практически весь сюжет игры. Да, так надо: )

Одна ночь, восемь профессиональных убийц и 50 миллионов долларов в награду… Бэтмен всего два года, как начал свой путь борца с преступностью, а уже такая популярность. Черная Маска не пожалел ресурсов, чтобы устранить угрозу. Анонсы и трейлеры Arkham Origins обещали интересную историю о том, как нам предстоит бороться за собственную жизнь с самыми отъявленными головорезами. В целом, примерно так оно и получилось, вот только главный сюжетный твист от игроков тщательно скрывали… Довольно быстро Бэтмен узнает, что Черная Маска считается убитым уже пару дней, а значит никак не мог назначить награду за его голову. Проведя собственное расследование, детектив выясняет, что настоящий Роман Сионис пропал, захвачен в плен неизвестным без имени. Удалось узнать лишь его кличку — “Джокер”.

Ох, Бэтс, знал бы ты...
Ох, Бэтс, знал бы ты...

Надо сказать, нагнетать команда WB Montreal умеет. Игрок самостоятельно восстанавливает картину преступления в Лэйси-Тауэрс, благодаря новой (или скорее старой, раз это приквел?) системе «детективного зрения». Мы видим смутный силуэт, который творит бесчеловечные поступки, вроде "заставить человека своими руками убить любимую женщину", затем приходим по его следу в Коммерческий банк Готэма… И вот тут нужно просто остановиться.

Дело в том, что этот краткий момент, от одной стены зала до другой можно пробежать секунд за 15, а по итогу упустить из виду отличную режиссуру. Вообще, если позволите еще одно лирическое отступление, в игре — просто фантастическая режиссура, особенно она проявляется в новых кинематографичных катсценах, которые не уступают голливудским блокбастерам. Для примера, разберем самый первый, открывающий ролик в игре.

Покой спящих летучих мышей разрывает эпичное появление нашего героя под музыкальный взрыв. При этом лицо Брюса Уэйна нам так и не показывают: один раз продемонстрируют крупным планом глаза, и мы можем успеть увидеть размытое изображение в телесюжете, где он тут же скрывается из кадра. И лишь когда он наденет маску, мы наконец встретимся с ним взглядом. Потому что наш герой — не Брюс Уэйн, перед нами Бэтмен, и не важно, в маске он или нет. Параллельно мы слышим голос диктора, который сообщает о снежной буре (поэтому в игре не будет людей на улицах). Журналистка Вики Вейл одной репликой раскрывает нам, что Уэйн вернулся два года назад (так мы узнаем, сколько уже он борется с преступностью), и указывает на его отшельнический образ жизни (и мы догадываемся, почему). Герой быстро переключает канал, и на нас снова сваливается поток информации (общество взволновано фигурой мстителя в маске, но Гордон, пока еще капитан полиции, уверяет, что никакого Бэтмена не существует — полиция против появления «виджиланте»). Дополнительно мы узнаем, кто наш антагонист (кадр с Черной Маской под сообщение, что он сбежал из тюрьмы "Блэкгейт"). А еще появляется дворецкий Альфред, который ставит блюдо, накрытое крышкой, и в ней отражается фото маленького Брюса с родителями — без единого слова, в одном кадре мы сразу понимаем "семейное положение" Бэтмена.

Интересно, это можно считать камео?
Интересно, это можно считать камео?

Понимаете, о чем я? Все это происходит в бешеном темпе, но информация подается четко, доходчиво и внятно, причем в значительном объеме. Режиссер и сценарист этой катсцены прекрасно понимали, как быстро ввести нас в курс дела, и удачно скомбинировали аудиальный и визуальный языки повествования. В остальных играх серии мы именно такого подхода не увидим — там все немного по-другому. Но, что самое интересное — подобный подход применяется и в геймплее. Конец лирического отступления, возвращаемся к тому самому моменту, где стоит остановиться и не бежать, сломя голову.

Проникая в банк через крышу, мы не можем сразу войти в здание — над дверью висит глушилка, которая не позволяет взломать электронный замок. На фоне мы слышим тиканье огромных часов и непонятный то ли гул, то ли звон. У игрока здесь может возникнуть вопрос — зачем нужна эта глушилка? Нелепое препятствие ради самого препятствия. Однако, стоит нам ее деактивировать, гул на фоне прекращается, и мы оказываемся в тишине, прерываемой только тиканьем. Это начинает погружать нас в недобрую атмосферу и состояние беспокойства. Заходим в дверь, оказываемся в просторном помещении банка, и перед нашими глазами возникает действительно пугающая картина. Даже Бэтмен спрашивает “Что здесь было?” , как бы призывая игрока остановиться и посмотреть. А посмотреть есть, на что.

Достаточно просто подключить воображение и увидите историю
Достаточно просто подключить воображение и увидите историю

Повсюду мертвецы, причем над телами кто-то изрядно поиздевался. Кому-то на голову одели телевизоры, в самом центре красуется новогодняя елка из трупов, и в целом кто-то очень постарался здесь создать атмосферу убийственного праздника. Внезапно мы вспоминаем, что действие игры происходит в ночь Рождества — самого светлого и любимого праздника во многих странах мира. Начинаем проникаться сочувствием к несчастным сотрудникам, которые готовились праздновать, не подозревая, что до утра они не доживут… Ужас отлично гармонирует с радостью, и невольно закрадывается вопрос “Кто способен на такое зверство?”

Все это вкупе с расследованием в Лэйси-Тауэрс работает на то, чтобы задолго до самого появления Джокера на экране в голове игрока уже начинал формироваться образ жестокого маньяка. Проникаем в банковское хранилище и наконец встречаемся с клоуном вживую. И опять же, его появление отлично срежиссировано. Мы видим Черную Маску, нервно хихикающую девушку-менеджера, человека с мешком на голове. Затем мешок срывают и мы понимаем, что это и есть настоящий Роман Сионис. Он тут же рассыпается в оскорблениях и угрозах, на что самозванец избивает его пистолетом, крича “Трудно было мне подыграть?!” . Лицо Бэтмена в этот момент полностью передает его состояние — “Что, черт возьми, происходит?” . Тем временем, лицо менеджера искажается и расплывается в отвратительной ухмылке, она уже не хихикает, а хохочет во все горло нечеловеческим смехом. И только тогда, посреди этой вакханалии, Джокер снимает маску и предстает во плоти, а на фоне начинает играть его музыкальная тема — классическая мелодия “Carol of the Bells”. Он обещает, что ему есть, чем еще удивить Готэм этой ночью, толкает девушку в Бэтмена и взрывает хранилище под надрывную рождественскую музыку.

Признавайтесь, заиграли колокольчики в голове?
Признавайтесь, заиграли колокольчики в голове?

Здесь я снова остановлюсь и скажу, что именно в этой игре — мое любимое воплощение Джокера, лучше сыгранного Хитом Леджером, лучше, чем тот, которого мы видим в остальных играх серии. Блистательно озвученный Троем Бейкером, местный Джокер нисколько не уступает образу, созданному Марком Хэммилом. Он объединил в себе все свои ипостаси и ключевые черты. Он возник из ниоткуда и за одну ночь поставил Готэм на колени. Он проявляет себя, как стратег и изощренный тактик, рассыпается в шутливых монологах, творит чудовищные вещи и балансирует на грани между абсолютно комиксовым злодеем и самым обычным преступником — эта грань проявляется даже в его внешнем виде. Он успевает показать и свои актерские таланты, и боевые навыки. В общем, все, за что мы любим персонажа, есть в этом образе.

После взрыва в банк вбегают бандиты, и по их разговору с главарем мы понимаем, что в данный момент Джокер пока еще желает смерти Бэтмена. И это действительно важно, запомним. Далее мы идем по его следу, пока не попадаем в Отель “Готэм Сити Роял”, превращенный в безумный парк аттракционов. От подземной парковки до пентхауса, на каждом этаже нас встречают ужасные картины, горы трупов в изощренных позах, как своеобразные подписи — «Здесь был Джокер». В какой-то момент Бэтмен не выдерживает и произносит ключевую фразу «Я встречал психов до этого, но такого…» и не может договорить. Здесь устоявшаяся картина мира Бэтса дает первую трещину, он не понимает, как ему стоит поступить.

Почувствовали Дух Рождества?
Почувствовали Дух Рождества?

Наконец, добравшись до пентхауса отеля, мы попадаем в лапы Бэйну, но Джокер останавливает здоровяка, намекая, что тот дал какое-то слово. Бэйн дает им минуту. Так мы видим, что у Джокера появился интерес к Темному рыцарю, и он уже не столь рьяно желает его смерти, сперва он хочет поговорить. Дальше происходит небольшая демонстрация для Бэтмена, во время которой Джей одним легким движением взрывает целое здание. Бэтмен в ужасе хватает его за грудки с вопросом, скольких человек Джокер только что убил, но выясняется, что вроде бы никого — здание было не жилое. Подумаешь, всего лишь безобидная шутка, которую Бэтс впрочем не оценил и приложил шутника головой об стол.

Далее идет бой с Бэйном, который прерывается появлением полицейских вертолетов. Громила сбегает, напоследок выстрелив из ракетницы в сторону Джокера. Клоун, видя это, с улыбкой раскидывает руки — он готов умереть. Это еще одна важная черта персонажа — вся его жизнь сейчас нацелена на то, чтобы творить хаос, и большего смысла в ней просто нет. И если в результате очередного веселья, ему придется погибнуть — значит, пусть будет так. Однако, Бэтмен так не считает и прыгает с крыши, чтобы поймать и спасти клоуна. После жесткого приземления Джокер задает резонный вопрос: “Зачем ты это сделал? Срочная новость: Я ТЕБЯ УБИТЬ пытаюсь!”. На Бэтмена направлен пистолет, однако Джокер импровизирует и устраивает новую проверку — убивает своих приспешников, говоря, что они были плохими людьми и заслужили смерть, так же как и он. В этот момент он приставляет ствол к виску, не сводя с Бэтса глаз, и тут же ловит кулак в челюсть — умереть ему по-прежнему не дают. Позже, когда клоуна будут сажать в полицейскую машину, его спросят, где его «напарник»? Иначе как назвать того, кто прыгает с крыши, чтобы спасти шкуру такого чудовища? На что Джокер озадаченно произносит: "Я задаю себе тот же вопрос…"

В следующей сцене нам предлагают экскурсию в голову Джокера. Лежа на койке на приеме у психиатра, клоун рассказывает, как докатился до жизни такой. К слову, здесь я мог бы разразиться гневной тирадой в сторону перевода игры, но, пожалуй, не стану, ибо на горение и все примеры уйдет еще пара тысяч символов. Скажу лишь, что именно здесь сильнее всего проявляется подход «надмозгов», ибо других причин перевести словосочетание "bad day" как "тяжело" я не вижу. А по итогу слова »плохой день« не звучат, а значит и конкретная отсылка к роману »Убийственная шутка" безнадежно теряется. А ведь именно он лег в основу всего, что происходит дальше.

Канон или нет - но отсылка зачетная
Канон или нет - но отсылка зачетная

Вместе с Джокером мы проходим по заводу “Эйс Кемикалс” в облике Красного Колпака под туманную демагогию клоуна о Судьбе и безумии. Не будем разбирать этот монолог подробно, по сути Джокер просто присел на уши молодой практикантке, хотя кое-что важное он все-же сообщает — он уверен, что именно Судьба вела его к этому дню, когда он встретил кого-то очень особенного… Харлин Квинзель принимает это на свой счет и уже начинает таять от сладких речей заключенного, но мы прекрасно понимаем, о ком на самом деле идет речь, ведь в конце пути по переходам разума Джокера нас встречает Чудовище, Худший кошмар в облике летучей мыши. В этой сцене Джокер понимает, что обрел смысл своей безумной жизни. Он встретил родственную душу, человека, который запутался, затерялся в эмоциях и потерял свою личность. Единственное, что их отличает — Бэтмен наотрез отказывается убивать. Всего одна грань, которая их разделяет. Пока еще.

В это время Бэтмен возвращается в Пещеру. Перед глазами мелькают картины того, что только что произошло, беспричинные смерти, в ушах стоит безумный смех… На минуту Брюс вновь оказывается в том самом переулке, где погибли его родители. Худший тип преступника. Любой человек любого статуса и влияния может в одну секунду умереть просто потому, что кому-то так захотелось. Судьба — жестока…

Перед тем, как вновь отправиться вершить справедливость, Брюсу предстоит сложный разговор с самым близким для него человеком. Альфред не хочет его отпускать, уверяет, что Брюс погибнет там, не лучше ли доверить полиции делать свою работу? И здесь мы впервые видим под маской Бэтмена человека, а не борца с преступностью. Впрочем, лишь на мгновение. Ведь сейчас в бронированном костюме и маске с ушами стоит больше не маленький мальчик, которому Альфред когда-то завязывал башмаки. На его месте — причина, по которой бандиты облегченно вздыхают с наступлением утра. Именно страх перед ним удерживает Готэм от полного падения. Диалог построен таким образом, что мы понимаем: Бэтмен берет на себя слишком много. И конечно же, скоро он об этом пожалеет.

Оказывается, что Бэйн узнал, кто скрывается за маской Летучей мыши, Альфред в опасности, но именно в этот момент Светлячок устраивает теракт на мосту и разносит его в хлам. Между верным другом и невинными людьми Бэтмен выбирает людей — отправляет Альфреда в Пещеру и идет разбираться с пироманьяком. Готэм спасен, но Бэйн уже в его доме. Всюду огонь, Пещера уничтожена, а верный дворецкий погребен под обломками. Бэтмен вытаскивает его, но Альфред просит Брюса не винить себя в произошедшем. А затем — умирает.

"ТОП 10 смертей в аниме"
"ТОП 10 смертей в аниме"

Конечно, многие на этом моменте упрекают сценаристов, мол, серьезно? Альфред умер? Мы же прекрасно знаем, что он будет жив-здоров, что за наивная драма? А ответ очень простой — на самом деле, она тут не для нас, а для персонажа. Это очень важный момент для роста Бэтмена, как героя. По стандартной сюжетной структуре герой должен пройти путь становления, умереть и возродиться обновленным. Так и здесь, лишь потеряв своего единственного друга, Бэтмен понимает, к чему приводят легкомысленность, слепая ярость и путь “волка-одиночки”. Дворецкого он, разумеется, воскрешает, благодаря шоковым перчаткам (и любезно срежиссированным медикам в первой половине игры, которые на фоне запускали сердце человека дефибрилляторами, чтобы сейчас мы о них вспомнили — вот еще один плюсик в карму нарративного дизайнера). И вот оно — впервые за всю игру, если у вас включены субтитры, вы увидите, что имя «Бэтмен» рядом с репликой нашего героя сменилось на «Брюс Уэйн». Мелочь, абсолютно незаметная, но черт возьми — это то самое возрождение, которое так нужно было нашему герою.

Альфред помогает Брюсу понять, что сила человека не в мышцах и интеллекте, а в его союзниках. Чтобы стать сверхчеловеком и дать отпор Злу, Бэтмен должен научиться доверять другим и перестать действовать в одиночку. “Дружба и союзники” — это главная тема сюжета Arkham Origins, и мы ее сильно не затрагивали просто потому, что сегодня говорим о другом. И кстати, о другом — Бэтмену представился шанс проявить то, чему он научился, ведь в тюрьме “Блэкгейт” второй раз за ночь вспыхнул бунт, и Джокер сбежал, не успев толком попасть за решетку. Что сказать — отличная тюрьма (игра сама на эту тему поиронизирует во время финальных титров).

В финале Бэтмена ждет самое сложное испытание — не силы и не духа, а его морали. Джокер вместе со сценаристами придумали просто шикарную схему: Бэтмену предстоит драться на арене с Бэйном, каждый удар сердца которого заряжает электрический стул, на котором сидит сам Джокер — кто-то из них троих точно должен умереть. Шоковые перчатки вновь спасают Темного рыцаря в, казалось бы, безвыходном положении — он останавливает сердце Бэйна, чтобы снова его запустить током. Тут кстати хочу еще раз поклониться сценаристам, которые смогли не просто подарить нам отличный и каноничный образ Бэйна, как умного стратега и тактика, но и логично объяснить, почему он стал глуповатой грудой мяса, каким мы его видели в будущем, то есть в первых двух играх. Препарат TN-1 наделил здоровяка огромной силой, но взамен сжег ему пару-тройку извилин в мозге, и теперь Бэйн уже не так умен, да и личность Бэтмена теперь начисто стерта из его памяти. И опять же — препарат взялся не с потолка, его свойства нам аккуратно подали несколько сцен назад через фоновые разговоры и аудиозапись, которую можно найти в логове Бэйна. А теперьросто вспомним, как нам подавали сюжетные повороты в предыдущей «гениальной» игре, Arkham City — “нет времени объяснять, прими как факт”.

Один этот босс-файт пугает сильнее всей Outlast
Один этот босс-файт пугает сильнее всей Outlast

Так или иначе, эта история подходит к своему концу — Добро и Зло встречаются в тюремной часовне. Джокер ждет в ней, радостный, что таки смог сломать Темного рыцаря и заставить его нарушить свой главный моральный принцип «Не убивать». Новость о том, что Бэйн жив и почти здоров не на шутку его злит, а игра дает нам наконец возможность выбить из клоуна дурь за все, что нам вместе с Бэтменом пришлось пережить за эту чертовски длинную ночь. Джокер будет пытаться кричать, что они по своей сути одинаковы, призывает бить себя, разбивая в кровь кулаки, ведь есть лишь один способ его остановить… И в какой-то момент руки в черных перчатках действительно сжимают шею Джокера слишком сильно. Клоун смеется, перед глазами он видит не героя в маске, а то самое Чудовище из своих кошмаров. Как же он будет рад умереть от его руки! Но Бэтмен сдерживается, наносит последний удар и вырубает маньяка. Гордон, заходя в часовню, резонно отмечает, что любой на месте Бэтмена давно бы убил сукина сына, и был бы прав. На что Бэтмен лишь отмахивается, мол, "не его стиль".

На этом игра заканчивается. Джокера увозят на каталке, он восхищается ходом Бэтмена с остановкой сердца и обещает, что дальше будет еще веселее — впереди их ждет еще много подобных встреч, в которых клоун будет испытывать Брюса. Именно сейчас в его безумном мозгу родилась та самая “идея-фикс”. Сам же Темный рыцарь окончательно сформировал свою новую личность, принял свои слабости и научился управлять эмоциями. Наши протагонист и антагонист нашли друг друга. А мы завершили самый важный и объемный блок моего анализа.

Ладно, вот этот арт еще шикарнее того
Ладно, вот этот арт еще шикарнее того

В заключение этой главы и перед тем, как перейти к последней, скажу пару слов, почему же я считаю Arkham Origins великолепной игрой, которую когда-то несправедливо засудили. Я неспроста пересказал практически весь синопсис игры — так уж вышло, что сюжет спин-оффа серии связан с ее глобальным сюжетом намного крепче, чем истории в «полноценных» частях! И по моему мнению, WB Montreal проделали просто титаническую работу в очень короткие сроки. Да, их цель была создать игру-заглушку для поклонников серии, пока Rocksteady пилят ее завершение. Они с этой целью справились на "отлично", вот только большинство игроков этого как будто просто не поняли. Фанаты ждали продолжения, они ждали развития. После выхода популярные игрожуры окрестили Origins вторичной поделкой, которая топчется на успехах предыдущей части, не привнося ничего кардинально нового (система расследований просто покурит в сторонке, видимо). В чем-то это справедливое заявление: подавляющая часть игровых механик, интерфейс, анимации, половина локаций — все это действительно перебралось в игру из Arkham City практически без изменений. Я предполагаю, что у разработчиков просто не было времени, ресурсов и, что важнее, повода (!) придумывать все это с нуля. Они получили готовые лекала, по которым собрали приквел, чтобы интерес игроков не угасал, пока они ждут триквел. Так какого черта в игре должна была произойти очередная революция геймплея, если как раз для этого основной разработчик и взял запас времени? А вот там, где у студии была свобода действий и творчества — сценарий и постановка — WB Montreal сотворили чудо, подарив нам лучший сюжет во всей серии, по которому плачет киноадаптация.

Спустя время, народ распробовал Arkham Origins. Где-то ютуберы выпустили обзоры в стиле “А вы уверены, что игра плохая?” , рассказав в частности о сюжете. Где-то сами игроки вдруг поняли, что им захотелось снова вернуться к ней, почувствовать Дух Рождества — спасибо чудесной атмосфере. К тому же, Arkham Knight наконец вышла, подарив комьюнити ту самую новизну, которую они так хотели. И вот, приквел уже не самая ненавистная игра в серии, хотя и встречаются порой убежденные хейтеры.

Я же полюбил Origins с первого прохождения. Ни в одной из других частей мне не удалось настолько раствориться, до сих пор мечтаю пройти ее целиком за один раз в новогоднюю ночь, для полного погружения. Заканчивая говорить об этой игре, я чувствую, как с плеч упала гора — я высказал все, что копилось 10 лет с прочтения первых отзывов. Однако, мой рассказ не окончен. Поэтому выдохнули — и вперед, к финалу этой истории.

Batman: Arkham Knight (2015)

Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Эпиграфом к этой главе могла бы стать открывающая фраза игры, но только из режима “Новая игра +” — “Вот как это произошло. Вот как умер Джокер”. Поскольку именно этот вариант максимально раскрывает основную идею Arkham Knight и всей серии Batman: Arkham. Но, обо всем по порядку.

В самом начале, нам предлагают своими руками кремировать тело Джокера. Вы же помните, что он трагически погиб в конце Arkham City, по собственной ошибке? И вот мы жмем кнопку и якобы лично сжигаем шансы на то, что клоун вдруг окажется жив и перетянет на себя одеяло (да-да, почувствуйте иронию). По сюжету чуда не случилось, Джокер мертв и Гордон вместе со всем Готэмом замерли в мрачном ожидании… Однако, поначалу ничего не произошло. Гром нагрянул, откуда никто не ждал, когда Джонатан Крейн, он же Пугало, в канун Хеллоуина устроил “демонстрацию” своего нового токсина в маленькой уютной кофейне, превратив ее в место кровавой бойни. В итоге мирных жителей Готэма экстренно эвакуировали, а Бэтмен приготовился нейтрализовать новую угрозу.

Наш герой после смерти своего главного противника окончательно закрылся в себе, по отношению к преступникам стал более жестоким, и даже друзья отмечают — что-то не так. И лишь появление загадочного Рыцаря Аркхема, который действует заодно с Пугалом, выбивает Бэтмена из этого состояния. Но мы в очередной раз не станем концентрироваться на основном сюжете игры и войне с боевиками Рыцаря, а вместо этого сосредоточимся на личной проблеме Брюса Уэйна.

В определенный момент Бэтмен надышится газом Пугала, который влияет на сознание, и это даст необычный побочный эффект. Тут я забегу немного вперед по сюжету и сразу раскрою один из важных твистов. Дело в том, что отравленную кровь клоуна не удалось обезвредить окончательно — в результате врачебных ошибок и подпольных переливаний, четыре человека остались заражены. У них начали проявляться те же язвы, что и у Джокера, но что еще хуже: из-за дикой комбинации генов клоуна с ТИТАНом эти люди начали приобретать его черты — как внешне, так и психически. А как мы помним, Бэтмен тоже был отравлен его кровью, и пусть он и вылечился от ТИТАНа, личность главного врага таилась в его сознании долгое время, сдерживаемая стальной волей Брюса (как этот бред вообще работает, попробую разобраться чуть ниже). Но новый токсин Пугала пробил трещину в этой обороне, и теперь почти всю игру нам предстоит провести в компании воображаемого друга — Джокера собственной персоной.

"Соскучились по мне?"
"Соскучились по мне?"

Когда игра вышла, нашлись те, кому этот ход не пришелся по душе. Мол, разработчики никак не могут отвязаться от набившего оскомину Джокера и дать раскрыться другим колоритным врагам Бэтмена. Так и здесь, Пугало ни разу не выдаст ничего интересного, кроме пафосных монологов, а “новый и уникальный” персонаж Рыцарь Аркхема мало того, что окажется не таким уж новым и уникальным, и его личность будет легко угадать спустя пару появлений на экране, так еще и он только и будет, что истерить и ныть, как Бэтмен разрушил его жизнь. Такие же претензии были и к приквелу — мол, почему нельзя было просто сделать, как и обещали, гонку за жизнь под прицелом наемных убийц, а Черную Маску оставить главным злодеем? Почему всегда Джокер?

С одной стороны, я считаю эти претензии справедливыми — акцент на клоуне действительно очень сильный, и он постоянно загоняет всех прочих противников Бэтмена в свою тень. Но с другой стороны — если посмотреть на серию в целом, становится ясно, “почему всегда Джокер”. Собственно, о чем мы и говорим все это время. И прямо сейчас к этому вернемся, благо осталось недолго.

Итак, как я понимаю, в этой ситуации сошелся целый паззл. Абсолютно ненормальные изначально и вдобавок модифицированные ТИТАНом гены Джокера плюс изначально психически нестабильное состояние нашего героя плюс стресс от потери смысла своей борьбы после смерти главного врага и плюс газ Пугала, как катализатор — все это привело к тому, что Бэтмен начал стремительно терять рассудок, а личность Джокера стала набирать силу. Каждое наше действие будет сопровождаться его ехидным комментарием, а галлюцинации — становиться все страшнее и все меньше отличаться от реальности. Вместе с Бэтменом мы окажемся в тех уголках его разума, куда он сам ни за что бы не захотел возвращаться: вместе с ним увидим, как клоун прострелил спину Барбаре Гордон и приковал ее к инвалидному креслу, в красках узнаем, как Джокер пытал Джейсона Тодда, пока не сломал его личность окончательно, а подтвердив результат своих трудов — застрелил паренька на камеру. Бэтмен начнет откатываться к стилю "Волка-одиночки", как и много лет назад, правда теперь не из-за недоверия к другим, а просто боясь за их жизнь — он больше не готов терять близких людей по своей вине.

Но из всех галлюцинаций, которые ждут нас в течение сюжета, я считаю самыми важными те, в которых Бэтмен находится на грани, чтобы нарушить свой моральный принцип и лишить кого-то жизни. Этот принцип — последний оплот, на котором еще держится его личность, и стоит ему рухнуть — Хаос в виде личности Джокера возьмет вверх и по сути возродится в его теле. Об этом, в том числе, нам рассказывала Arkham Origins: эти двое, как две стороны монеты Двуликого — одна из них чистая и безукоризненная, другая — изуродована. Но мы же помним, что изначально обе стороны одинаковы — и все, что нужно, это лишь изуродовать вторую половину.

Ну тут бы любой психанул
Ну тут бы любой психанул

В финале игры Бэтмен принимает, что не может справиться с новой угрозой, и единственный шанс дать Готэму и своим близким надежду на спасение — сдаться в руки Пугалу. В своей последней галлюцинации он оказывается там, где погибли его родители, и здесь нас ждет целая толпа воображаемых Джокеров. Бороться с ними бесполезно, и единственное, что позволяет снять морок — когда Бэтмен ломает одному из них шею. При этом на экране красуется подлая надпись “Убить Джокера”. Пусть не физически, а лишь в своей голове, но он нарушает свое главное правило, которое оставляло ему право называть себя Человеком. Бэтмен морально переступает эту черту. Последняя преграда — рухнула.

Копируя открывающую сцену из самой первой игры, Arkham Asylum, Пугало привозит Бэтмена туда, где эта игровая серия началась. Он открывает лицо Темного рыцаря всему миру и, празднуя победу, в очередной раз травит его своим токсином. Теперь, когда все линии обороны в разуме Брюса сломлены, ничто не мешает внутреннему Джокеру взять верх и воплотиться в его теле. Нас ждет уникальный геймплейный момент, шутер в роли Джокера, где мы можем напичкать свинцом недругов, пробираясь по закоулкам разума Бэтмена. И кто знает, к чему это могло бы привести, если бы Пугало снова не использовал свой токсин на уже полностью сформировавшегося Джокера. Это дает свои плоды — Джокер не обладает такой сильной волей, и мы погружаемся в его собственные страхи. Так чего же боится Клоун-принц?

Во-первых, забвения. Джокер отказывается принять тот факт, что жизнь может продолжиться после его смерти, что его постараются поскорее забыть, что никто не будет скорбеть, и даже Харли уйдет к какому-нибудь Загадочнику… А во-вторых — Бэтмен. В своих галлюцинациях Джокер мечется между статуями Темного рыцаря, которых становится все больше и больше, пока он не появляется собственной персоной. Личность Бэтмена не умерла, когда Джокер занял тело, и Пугало своими руками помог ему вернуться. Брюс запирает клоуна глубоко в сознании, так, что тот никогда не выберется. И только теперь — Джокер умирает окончательно и бесповоротно.

Дальше Бэтмен, конечно же, побеждает Пугало, ведь теперь у него просто не осталось никакого страха, и газ на него больше не действует. Остается лишь завершить все свои дела и активировать протокол “Knightfall”… Личность Бэтмена раскрыта, преступники за решеткой, а главный враг ушел навсегда — поместье Уэйнов взрывается, и Бэтмен умирает. И на этом наша история заканчивается.

Финал…?

Больше всего я боюсь, что когда двери лечебницы закроются за мной, окажется, что я вернулся домой…

г/р «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»
Batman: Arkham - Повесть о Добре и Зле

Подводя итог этого долгого рассказа, я предлагаю пофантазировать — а может ли эта история прийти к финалу? Да, Rocksteady четко дали понять, что продолжения не будет — игровая серия завершилась на своей кульминационной точке, как говорится “ушли на пике”. И это правильно, ведь перед глазами есть столько примеров, к чему приводит гонка франшиз. Assassin’s Creed, Far Cry, Call of Duty и другие — рано или поздно любая франшиза превращается в бездушный конвейер, топтание на костях былых заслуг и ориентируется на коммерческий результат. К счастью, Batman: Arkham пошла по другому пути — ее делали фанаты для точно таких же фанатов. И рассказав свою историю, они смогли поставить в ней жирную точку. Или все же многоточие?

В сцене после титров Arkham Knight, если вы завершили все побочные миссии и пришли к полной концовке — вам покажут, как преступники убегают от таинственной фигуры, похожей на Бэтмена, которая расплывается в огне. Эта сцена вызвала много споров и теорий. Кто-то предположил, что это Азраил, кто-то — что это Джейсон Тодд вооружился газом Пугала и занял место Бэтмена. Я же считаю, что это сам Брюс Уэйн, и никакого газа у него нет. Огонь и сверхъественные спецэффекты — всего лишь в сознании самих преступников, которые испытывают перед ним суеверный ужас. Я считаю, что Бэтмен не смог уйти “на пенсию” и вернулся на улицы. Потому что он болен, он зависим от этого. И даже теперь, когда Джокера больше нет, и он вроде бы свободен — скорее всего он придумает себе нового врага. Как персонаж Гая Пирса в фильме “Memento” — он будет снова и снова рисовать себе фигуру "Немезиды", чтобы в его жизни был смысл. Об этом говорил и Хьюго Стрейндж: "Разве могли бы существовать твои противники, если бы не ты? ”. Добро не имеет смысла, если нет Зла.

В конце концов, я считаю, что Брюс Уэйн погиб еще в детстве, вместе с родителями в Преступной аллее. А Бэтмен будет существовать до самой своей смерти. Настоящей физической смерти. А там глядишь, кто-то примерит его маску на себя. Ведь этому городу — нужен герой.

На этом у меня все. Спасибо за то, что прошли со мной этот путь, продрались через это полотно текста. Я надеюсь, что в этом сумбуре, скачке мыслей от одной до другой вы смогли четко уловить то, что я хотел сказать. А я же безумно рад, что смог выговориться.

Будьте здоровы, играйте в хорошие игры, но никогда не судите книгу по обложке, а игру по геймплею ;)

21
8 комментариев