Caput mortum
Небольшая алхимическая хоррор-инди со своеобразным управлением.
WildArts Games, известная ценителям инди-хорроров по годной Helltown, на сей раз решила уделить внимание древнему искусству алхимии и не только.
В игре хороший русский перевод (особенно заметно по стихотворению).
Главный герой - очередной безымянный искатель приключений на свою голову, забредает в зловещую башню рядом с заброшенной деревней.
И первое испытание, с которым ему придется столкнуться - управление. Оно довольно своеобразно: все действия игрок должен выполнять рукой, двигая ее по экрану при помощи мыши или геймпада. И это касается не только решения головоломок, но и боев.
Алхимия Средних веков не состояла исключительно из поисков пресловутого философского камня, эликсира бессмертия или менее известного широкой публике универсального растворителя "алкагеста". Алхимия также была философией.
Мастер-алхимик должен был видеть суть вещей и явлений. А трансмутации означали не только буквально химические реакции, но и метаморфозы самого мастера, духовные и физические. Как неблагородный металл под действием философского камня становится золотом, так и дух человеческий, и разум совершенствуются в познании мира и самого себя.
В этом отношении алхимики были весьма близки к масонам, следуя по пути Великого деяния.
Пазлы в игре несложные, если обращать внимание на окружение башни, усеянное формулами и знаками. Первая же загадка, которую встречает главный герой, по сути довольно приземленная: нужно нейтрализовать один едкий раствор другим. Скорее всего каждый проделывал подобное, когда учился в школе, или готовил оладьи, смешивая соду с уксусной кислотой.
Но ореол таинственности окружает это простое действие, превращая банальность в священнодействие, ритуал для посвященных.
Но не кислотно-щелочными реакциями едиными заняты местные алхимики. Помимо паззлов игрок наткнется на некоторое количество агрессивно настроенных противников. Часть из них вполне смертна, а часть будет преследовать вас как Тиран из Резидента. И это не то чтобы сложные враги, но назойливые и раздражающие.
Очень скоро герой встретит первого гомункула. Он ведет себя странно: предлагает поиграть, но при этом нещадно дубасит "одноклассника".
Гомункулы похожи на людей, но являются лишь подобием, подделкой настоящего человека. Их действия - попытка повторить поступки людей, но они лишены осмысленности.
И пустота внутри не дает самым сообразительным из искусственных людей покоя.
Из записок, разбросанных по башне, становится ясно, что созданные для того, чтобы заменить людей в однообразном скучном труде, гомункулы пожелали сами стать одухотворенными творцами.
Сначала, при чтении записки о наличии души, мне вспомнился Легион и раса гетов из Масс Эффекта. Есть ли "душа" у этих созданий, абстрактное нечто, дающее им право быть личностью, уникальной и ценной?
Но после я задумалась о том, не является ли игра в том числе высказыванием на тему засилья нейросетей, на которые люди пытаются свалить свои унылые насущные дела. В таком случае, плашка "Сделано людьми" в описании игры как бы намекает нам.
Термин Caput mortuum означает бесполезный отработанный материал, пустую породу, остающуюся после реакций.
Кто выступил в этой роли в игре, оставлю на ваше усмотрение.
Проходите и узнавайте!
Ну а для настоящего алхимика (это для меня написано, молодые люди, не для вас) есть еще одна, дополнительная концовка.